Фз 214 изменения – Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (214-ФЗ), 2018 — проверено 27.10.2018 с комментариями — Законы Российской Федерации

Обзор изменений в Федеральный закон № 214-ФЗ

Суть изменения Норма Закона 214‑ФЗ
Требования к застройщикам по объектам, разрешение на строительство которых получено после 1 июля 2018 года
Застройщик – только хозяйственное общество. п. 1 ст. 2
Обязательное наличие не менее трехлетнего опыта работы на рынке строительства многоквартирных домов (в качестве застройщика, тех.заказчика или генподрядчика). п. 1 ст. 2
Обязательное наличие разрешений на ввод в эксплуатацию не менее 10 тыс. кв.м. многоквартирных домов п. 1 ст. 2
Наличие в наименовании слов «специализированный застройщик» п. 1 ст. 2
Обязательное наличие экспертизы проектной документации во всех случаях, даже при малоэтажном строительстве п. 1 части 2 ст. 3
Условие: «один застройщик – одно разрешение на строительство»
Застройщик вправе привлекать денежные средства граждан только по одному разрешению на строительство, если разрешение на строительство получено после 1 июля 2018 года. Часть 1.1 ст. 3
Требования к финансовой устойчивости застройщика при привлечении средств граждан (по разрешениям на строительство, полученным после 1 июля 2018). При этом отменено требование о величине уставного капитала
Собственные средств застройщика, должны составлять не менее чем 10% от планируемой стоимости проекта. п.п. 1.1. части 2 ст. 3
Введено требование о минимальном остатке денежных средств на счете уполномоченного банка на дату направления проектной декларации, который должен составлять 10% от проектной стоимости строительства. п.п. 1.2. части 2 ст. 3
Застройщик не сможет осуществлять деятельность, не связанную с привлечением денежных средств дольщиков и строительством соответствующего объекта (часть 6 ст. 18 Закона 214‑ФЗ)
Застройщик не может привлекать кредиты и займы за исключением целевых. п.п. 1.3. части 2 ст. 3, п.п. 1 части 7 ст. 18
Застройщик не может предоставлять займы и ссуды п.п. 5 части 7 ст. 18
Застройщик не имеет право выпускать облигации и иные ценные бумаги, кроме акций, а также приобретать ценные бумаги п.п. 1.3-1.4 части 2 ст. 3, п.п. 4 и 7 части 7 ст. 18
Обязательства застройщика, не связанные со строительством многоквартирного дома, не должны превышать 1% от проектной стоимости строительства на дату направления проектной декларации в уполномоченный орган; п.п. 1.5 части 2 ст. 3
Застройщик не может обеспечивать исполнения обязательств третьих лиц, а также использовать свое имущество для обеспечения обязательств перед третьими лицами, не связанными со строительством, осуществляемым застройщиком. п.п. 1.6-1.7 части 2 ст. 3, п.п. 2 и 3 части 7 ст. 18
Застройщик не может участвовать или создавать коммерческие и некоммерческие организации п.п. 7 части 7 ст. 18
Застройщик не может свершать иные сделки не связанные с осуществлением долевого строительства. п.п. 8 части 7 ст. 18
Требования к органам управления застройщика и его участниками
Руководитель, главный бухгалтер и иные физические лица органов управления застройщика не должны иметь отдельные виды судимости или не истекшего срока дисквалификации, быть ранее (менее трех лет назад) привлеченными к субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица, быть несостоятельными (банкротами). Те же требования относятся к бенефициарам застройщика. часть 8 ст. 3, ст. 3.2
Надзор уполномоченного банка (по разрешениям на строительство, полученным после 1 июля 2018)
Уполномоченный банк должен будет соответствовать критериям, установленным Правительством РФ. п. 3 ст. 2
Застройщик обязан открыть счет только в уполномоченном банке, при этом он вправе иметь только один расчетный счет, через который будут осуществляться все расчеты по ведению строительства; часть 2.3. ст. 3
Застройщик, технический заказчик и генеральный подрядчик должны иметь счета в одном уполномоченном банке. часть 2.3. ст. 3
По каждому платежу будет осуществляться специальный банковский контроль (проверяться договоры, акты сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг, акты приема-передачи товара, товарно-транспортные накладные, счета, счета-фактуры и пр.). В случае установленных несоответствий банк обязан сообщить в надзорный орган. ст. 18.2
Изменится способ обеспечения обязательств застройщика перед дольщиками после государственной регистрации «Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства»
Вместо поручительства банка или страхования гражданской ответственности застройщик будет обязан осуществлять отчисления в компенсационный фонд в размере 1,2% от стоимости договора долевого участия до государственной регистрации договора участия в долевом строительстве. часть 4 ст. 3, ст. 23.2 часть 1 ст. 10 Закона 218‑ФЗ
Повышение информационной открытости застройщика
На своем официальном сайте застройщик обязан будет размещать в полном объеме промежуточную бухгалтерскую отчетность в срок не позднее 5-ти календарных дней после окончания соответствующего отчетного периода, годовую бухгалтерскую отёчность и аудиторское заключение в срок не позднее 120-ти календарных дней после окончания соответствующего отчетного года. Требование вводится в действие с момента вступления в силу Закона 218‑ФЗ. часть 5 ст. 3
Ту же информацию застройщик будет обязан размещать в единой информационной системе жилищного строительства, такая обязанность возникает с 1 января 2018 года. ст. 23.3
В проектной декларации застройщик будет обязан указывать информацию и о соответствии требованиям закона определенных физических лиц органов управления компанией ст. 19
Дополнительные ограничения на использование средств дольщиков по объектам, разрешение на которые получены после 1 июля 2018 года
Расходы на содержание застройщика не могут превысить 10% от проектной стоимости строительства часть 2 ст. 18
Совокупный размер авансовых платежей не должен превышать 30% от проектной стоимости строительства часть 4 ст. 18
В части организации учета застройщик обязан будет обеспечить ведение учета денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства, отдельно в отношении каждого многоквартирного дома (часть 5 ст. 18 Закона 214‑ФЗ)

www.eccon.ru

Пять самых значимых изменений в 214-ФЗ

С 1 июля 2018 года вступили в силу поправки в закон о долевом строительстве, которые приведут к повышению себестоимости новых проектов и подготовят почву для отказа от участия граждан в этом процессе. Эксперты «Метриум» прогнозируют рост цен и уход с рынка значительного числа девелоперских компаний в связи с изменениями правил работы в отрасли.  

 

Главное изменение касается непосредственно системы финансирования жилищного строительства. Долевое участие, при котором покупатели жилья инвестируют средства в стройку, будет упразднено с 1 июля 2019 года. На смену деньгам граждан придет банковский кредит. Большинство других поправок вводят новые требования к застройщикам, без соблюдения которых они лишаются права на привлечение средств покупателей. По оценке экспертов «Метриум», наиболее чувствительными для застройщиков, а значит и для рынка в целом станут пять новых норм.

 

1. Переход на счета эскроу

 

Свыше 74% всех инвестиций в жилищное строительство в России составляют средства покупателей, которые связаны с застройщиками договорами долевого участия (ДДУ). После 1 июля 2019 года девелоперские компании лишатся возможности привлекать деньги дольщиков напрямую. Средства покупателей поступят только на специальные банковские счета – эскроу, то есть окажутся в доверительном хранении банка. Пока дом не будет введен в эксплуатацию, и как минимум один из участников строительства не оформит в собственность квартиру, банк не переведет деньги застройщику.

 

Как предполагается, в период строительства средства граждан заменят целевые банковские кредиты (проектное финансирование). Банк-держатель эскроу-счетов выделит деньги на строительство жилого комплекса.

 

«Между вливаниями в проект покупателей и банковским финансированием есть принципиальная разница, которая заключается в стоимости привлекаемых средств, – указывает Роман Сычёв, генеральный директор Tekta Group. – Денежный поток с продаж по ДДУ сразу шел на покрытие операционных расходов, в том числе и по обслуживанию кредитов на строительство. Банковское финансирование предоставляется под процент: застройщик обязан возвращать кредит, что увеличивает себестоимость проекта. Величина ставок по проектному финансированию и конкретные условия кредитования пока не известны. Как предполагается, 3% годовых будут начисляться на сумму эквивалентную сгенерированным деньгам на эскроу-счетах. Остальная сумма кредита будет выдаваться по рыночным ставкам не ниже 10-12% годовых. Таким образом, самые дорогие деньги застройщик займет на начальной стадии реализации проекта, когда привлечение дольщиков только начинается, а капитальные затраты уже высоки. Едва ли кредит для большинства застройщиков будет выдаваться по ставкам ниже рынка. Со временем это станет фактором санации отрасли от слабых «игроков».

 

С 1 июля 2018 года у застройщиков появляется выбор. Девелоперы могут перейти на использование эскроу-счетов добровольно, и в этом случае они освобождаются от новых требований законодательства о долевом строительстве. Если застройщики предпочтут и дальше привлекать средства покупателей напрямую (до 1 июля 2019 года), для всех новых жилых комплексов, разрешение на строительство которых получено после 1 июля 2018 года, применяются новые требования 214-ФЗ. 

 

2. Ограничение по опыту работы

 

В новой редакции закона о долевом строительстве вводится понятие – «специализированный застройщик», который удовлетворяет двум требованиям. Во-первых, такая организация имеет более трех лет опыта строительства многоквартирных домов общей площадью не менее 10 тыс. кв. м.

 

В каком качестве был получен такой опыт не важно: специализированным застройщиком может стать как технический заказчик строительства (девелопер), так и генеральный подрядчик. Данная мера, считают в «Метриум», может стать преградой на пути новых девелоперских компаний. Чтобы начать новый бизнес в жилищном строительстве, инвестору понадобится контроль над компанией, которая отвечает требованиям по опыту работы, то есть такое юридическое лицо придется приобрести, что повышает проектные затраты.

 

Во-вторых, как и прежде, специализированный застройщик владеет правами на стройплощадку, а также привлекает средства дольщиков. «Сохраняется ситуация, при которой фактическим инвестором строительства (девелопером) и компанией, владеющей землей и привлекающей средства дольщиков (застройщиком), могут быть разные юридические лица, – комментирует Лариса Швецова, генеральный директор компании ООО «Ривер Парк». – На сегодняшний день в России работает 3 150 девелоперских компаний, которые так или иначе связаны с 4 430 застройщиками. То есть порядка 18% девелоперов контролируют одновременно двух и более застройщиков, однако на долю таких компаний приходится 60% всех строящихся площадей в России. Требования законодательства распространяются именно на застройщиков, но непосредственно девелоперы обычно несут ответственность только в случае судебных разбирательств. С этой точки зрения введение понятия «специализированный застройщик» никак не проясняет разделение ответственности между девелопером и застройщиком».

 

3. Административные расходы – не более 10%

 

Ряд новых требований закона прямо регулирует некоторые финансовые параметры бизнеса. В частности, застройщик не может потратить на административные и прочие сопутствующие расходы свыше 10% от общей стоимости строительства за весь его период. В число таких затрат входит оплата услуг уполномоченного банка по обслуживанию единого расчетного счета проекта; выплата заработной платы, соответствующих налогов и отчислений; оплата услуг коммерческой организации, выполняющей роль исполнительного органа застройщика; расходы на рекламу, коммунальные услуги, связь, аренду помещений, оборудование для организации рабочих мест. 

 

Над расходами застройщика устанавливается банковский контроль. Уполномоченный банк, где открываются счет застройщика, получает право блокировать любую операцию, противоречащую закону о долевом строительстве. Фактически банк будет вести учет всех административных расходов застройщика, пока они не достигнут предела в 10% от стоимости строительства. Если застройщик попытается провести оплату перечисленных выше услуг больше лимита, то такая операция будет запрещена.

 

«Норматив 10% более чем достаточен для управленческих расходов, – считает Кирилл Игнахин, генеральный директор Level Group. – Как правило, такие затраты составляют 4-5% от расходной части проекта. Однако проблема в том, что ограничение распространяется на более широкий спектр статей затрат, в том числе рекламу. В некоторых проектах удельный вес оплаты услуг рекламных агентств очень высок, особенно если жилой комплекс относительно небольшой. Реклама стоит одинаково дорого как для большого проекта, так и для объекта точечной застройки. В последнем случае только расходы на рекламу могут составлять до 10% от проектной стоимости. Соответственно, в этом случае ограничение не позволит застройщику уложиться в отведенный законодателями предел затрат».

 

4. Авансовые платежи – не более 30%

 

Новая редакция закона о долевом строительстве ограничивает размер авансовых платежей, который застройщик может направить в течение реализации проекта подрядчикам для выполнения определенных работ. В перечень таких работ входят строительство многоквартирных домов, подготовка проектной документации и ее экспертиза, выполнение инженерных изысканий, строительство и реконструкция инженерно-технического обеспечения на участке, подготовка документации по планировке территории.

 

Общая сумма авансовых платежей по этим расходам не должна превышать 30% от проектной стоимости. Однако, отмечают эксперты «Метриум», значительная часть расходов, указанных в новой редакции, приходится еще на тот период, когда застройщик не начинает строительство. В частности, результаты проектирования, изысканий и экспертизы проектной документации оплачиваются девелопером еще до начала строительства, нередко за собственный счет, а не за деньги дольщиков, которые данная норма должна обезопасить от рискованных трат. Тем не менее они включаются в общий лимит авансированных платежей, которые сделает застройщик уже после начала привлечения средств покупателей.

 

«На мой взгляд, доля авансовых платежей в общих проектных затратах либо соответствует уровню в 30%, либо ниже его, – считает Евгения Акимова, генеральный директор IKON Development. – В связи с этим, я полагаю, что соблюдение данного лимита не приведет к трудностям для девелоперов. Однако нужно учитывать, что директивно установленный жесткий ограничитель может по-разному сказаться на бизнесе застройщика в разных рыночных ситуациях. К примеру, если на небольшом региональном рынке генеральные подрядчики или поставщики стройматериалов фактически являются монополистами, то они могут потребовать от девелопера больших авансов за свою работу, используя свое преимущественное положение. В этом случае лимит может оказаться фактором, осложняющим реализацию проекта».

 

5. Нарушение сроков – запрет на новые проекты

 

Законодатели ввели ряд строгих мер в отношение застройщиков, которые нарушают сроки ввода жилья. В частности, у властей появилось новое основание в отказе на выдачу заключения о соответствии (ЗОС). ЗОС – это важный документ, который подтверждает, что власти проверили застройщика и установили, что он соответствует нормам 214-ФЗ. Только после получения данной бумаги девелопер может зарегистрировать первый ДДУ и начать привлекать средства покупателей. Теперь если застройщик имеет в портфеле хотя бы один объект, сроки ввода в эксплуатацию которого нарушены на три месяца и более, органы стройнадзора не выдадут ему ЗОС, и он не сможет начать реализацию нового проекта. 

 

Аналитики «Метриум» подчеркивают, что речь идет непосредственно о сроках завершения строительства, указанных в проектной декларации, а не о времени передачи жилья дольщикам. Разница в том, что даты передачи застройщик обычно прописывает со значительным запасом, чтобы не возникла просрочка, дающая покупателю основания требовать компенсаций или даже расторжения ДДУ. Срок строительства, как правило, указывается реальный, потому что чем быстрее застройщик обещает построить жилье, тем более оно привлекательно для покупателей. Кроме того, действие разрешения на строительство также ограничено, и период реализации проекта не может превышать отведенное на возведение здания время. Соответственно, теперь нарушив сроки строительства, застройщик может потерять право реализовывать новые проекты.

 

«С одной стороны, такая жесткая мера, как фактический запрет на старт новых проектов при нарушении сроков ввода в других будет способствовать повышению дисциплины застройщиков, – говорит Александр Зубец, генеральный директор ООО «Новые Ватутинки». – Вместе с тем нужно понимать, что данная мера осложнит работу крупных девелоперов, портфель которых насчитывает десятки проектов и строящихся многоквартирных домов. Нарушение срока ввода лишь в одном объекте может парализовать расширение деятельности такого «игрока». Кроме того, не следует сбрасывать со счетов психологический фактор: как только потенциальные покупатели узнают о каких-либо проблемах у застройщика, это сразу приводит к спаду спроса в его проектах. Таким образом, данная мера создает существенные риски для некоторых девелоперов». 

 

«Несмотря на жесткий характер поправок в закон о долевом строительстве, их вступление в силу не приведет к шоковой реакции рынка, – комментирует Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум», участник партнерской сети CBRE. – Новые требования к застройщикам распространяются только на тех из них, кто начнет реализацию проекта по разрешениям на строительство, полученным после 1 июля 2018 года. Таким образом, на рынке как минимум 1-1,5 года будут преобладать проекты, реализуемые по старым правилам. Многие девелоперы форсировали получение разрешений на строительство, чтобы накопить своеобразный банк будущих проектов, который позволит им некоторое время работать по старым требованиям.

 

Что касается перехода к проектному финансированию, оно также затронет не всех застройщиков, а только тех, кто не успеет до 1 июля 2019 года зарегистрировать хотя бы один ДДУ. Таким образом, нас ждет как минимум два года плавной интеграции участников рынка в новые правила работы в строительной отрасли. Поэтому только новые требования законодательства не приведут к росту цен на строящееся жилье. В то же время спустя примерно два года, когда большая часть проектов и их девелоперов попадут в зону действия нового законодательства, рост цен на жилье уже будет неизбежен, так как большинство поправок в 214-ФЗ прямо повлияют на себестоимость реализации проектов».

 

vsenovostroyki.ru

Комментарий юриста о самых важных изменениях к закону 214-ФЗ.

Евгений Страхов, независимый юрист, эксперт по недвижимости, специально для Novostroy-M проанализировал поправки к 214-ФЗ, внесенные 218-ФЗ, которые сильно взволновали девелоперов. Эксперт перечислил самые важные изменения к закону, а также объяснил, каким застройщикам придется уйти с рынка недвижимости.    

Недавно на бизнес-бранче для девелоперов (организованном ИД «Коммерсантъ» при поддержке Novostroy-M), оценивая поправки к 214-ФЗ, председатель совета директоров семейства компаний KASKAD Family Валерий Мищенко заявил, что «после принятия нового закона застройщики будут подчиняться ЦБ, а не Минстрою». По мнению эксперта, теперь банки получат возможность не только оценивать характер трат застройщиков, но и приостанавливать их деятельность, обращаясь с соответствующей просьбой в Минстрой и правоохранительные органы, что может сильно повлиять на нормальный ход девелоперского проекта.

Novostroy-M обратился к юристу Евгению Страхову и попросил его разъяснить, действительно ли поправки к 214-ФЗ закону так усложнят работу застройщиков с 1 июля 2018 года, когда часть поправок к закону вступит в силу. Перечисленные ниже нововведения коснутся тех застройщиков, разрешения на строительство которым выдано после 01.07.2018 года.

Комментарий к основным положениям Федерального закона от 29 июля 2017 года №218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (закона о компенсационном фонде дольщиков) (постатейный).

1. Новым законом дополнено определение застройщика. Теперь им может быть хозяйственное общество, которое или основное общество которого либо любое из дочерних хозяйственных обществ основного общества имеет опыт не менее 3-х лет участия в строительстве многоквартирных домов общей площадью не менее 10 000 квадратных метров в совокупности, при наличии полученных разрешений на ввод в эксплуатацию таких многоквартирных домов в качестве застройщика, и/или технического заказчика, и/или генерального подрядчика в соответствии с договором строительного подряда;

2. Застройщик не вправе одновременно осуществлять строительство многоквартирных домов и/или иных объектов недвижимости по нескольким разрешениям на строительство и вправе привлекать деньги дольщиков только для строительства многоквартирных домов, указанных в одном разрешении. Теперь работает принцип 1 застройщик = 1 разрешение на строительство. Однако нововведения не касаются случаев, если разрешения на строительство выдано до 01.07.2018 года.

 

3. Теперь правило привлечения денежных средств распространяется и на привлечение средств как граждан, так и юридических лиц.

4. Изменены требования к самому застройщику, имеющему право привлекать средства дольщиков. Из закона убрано требование о наличии у застройщика или аффилированных с ним лиц определенного размера уставного капитала, зависящего от площади объектов. Вместо него у застройщика должны быть собственные средства в размере не менее чем 10% от стоимости строительства дома, размещенные в специальном уполномоченном банке*.

5. У застройщика не должно быть обязательств перед третьими лицами по кредитам, займам, ссудам, а по иным обязательствам они не должны превышать 1% от стоимости строительства.

6. Законом дополнено существенное требование для всех участников строительства, а именно: застройщик, технический заказчик, генеральный подрядчик должны открыть банковский счет в одном уполномоченном банке и осуществлять расчеты между собой только с использованием указанных счетов. Застройщик вправе иметь только один расчетный счет.

7. Застройщик вправе привлекать в соответствии с настоящим Федеральным законом денежные средства участников долевого строительства многоквартирных домов и/или жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков, при условии исполнения обязанности по уплате отчислений (взносов) в компенсационный фонд. Отчисления должны производиться застройщиком до регистрации ДДУ.

8. Из закона убрана возможность указания цены договора как суммы денежных средств на возмещение затрат на строительство объекта долевого строительства и денежных средств на оплату услуг застройщика.

9. Из закона исключены требования о дополнительных обязательных способах обеспечения обязательств застройщика в виде страхования или поручительства, включив в закон право застройщика застраховать риск непередачи дольщику объекта долевого строительства.

10. Изменены правила использования застройщиком денежных средств. Теперь они используются исключительно в рамках проведения операций застройщика на одном расчетном счете одного уполномоченного банка. Исключена возможность использовать средства дольщиков для возмещения своих расходов на приобретение в собственность земельного участка под  объектом, на подготовку проектной документации и еще некоторые платежи, которые застройщик мог уплатить ранее из собственных средств. При этом расходовать средства дольщиков с указанного счета застройщик сможет на следующие цели:

  • уплата обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд;
  • возврат участнику долевого строительства денежных средств, уплаченных им в счет цены договора, а также процентов на эту сумму за пользование указанными денежными средствами в случаях, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона;
  • оплата труда при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • оплата услуг коммерческой организации, осуществляющей функции единоличного исполнительного органа застройщика;
  • денежные выплаты, связанные с предоставлением работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации;
  • оплата иных расходов, в том числе расходов на рекламу, коммунальные услуги, услуги связи, затрат, связанных с арендой нежилого помещения в целях обеспечения деятельности застройщика, включая размещение органов управления и работников застройщика, а также их рабочих мест и оргтехники.

11. Законом дополнено важное правило о том, что застройщик не вправе осуществлять иную деятельность, за исключением деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства и со строительством многоквартирных домов и/или иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство.  Также на застройщика налагаются другие запреты: на приобретение или  выдачу ценных бумаг, участие в коммерческих организациях или их создание и др.

12. Законом установлено, что в целях реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантий защиты прав, законных интересов граждан —  участников долевого строительства, функции по формированию компенсационного фонда долевого строительства за счет обязательных отчислений (взносов) застройщиков осуществляет созданная в соответствии с Федеральным законом «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства». Фонд утвержден постановлением правительства РФ от 7 декабря 2016 г. №1310
«О защите прав граждан – участников долевого строительства».

«Пока рано говорить о том, что строительный рынок может рухнуть или существенно просесть. Ясно одно: новые требования, скорее всего, уберут с рынка мелких застройщиков, осуществлявших точечное строительство.  Нововведения направлены на то, чтобы лишить застройщиков возможности направлять привлеченные средства дольщиков на строительство следующих домов и/или тратить их на другие срочные нужды, что делали практически все, предоставив право контроля финансовых потоков уполномоченному банку. На рынке останутся крупные и средние застройщики, участники банковских групп, крупных металлургических и иных холдингов, одним словом, те, у кого есть финансовый ресурс для привыкания и адаптации к новым условиям»

Евгений Страхов, юрист

В отношении дольщиков, да, действительно, привлечение денежных средств станет прозрачным, с рынка уйдут мелкие застройщики, а значит, останутся средние и крупные с банковской и иной поддержкой, что само по себе будет надежней, чем раньше. Заработает компенсационный фонд с реальными деньгами, уполномоченный банк будет контролировать движение средств, что гарантирует дольщику, что его деньги будут направляться на строительство его дома.

* Уполномоченный банк — банк, созданный в соответствии с законодательством Российской Федерации и включенный Банком России в перечень банков, соответствующих критериям, установленным правительством Российской Федерации. Банк России ежемесячно размещает указанный перечень банков в интернете.

Дата публикации 17 августа 2017

www.novostroy-m.ru

Строить станет сложнее: главные изменения ФЗ-214

Усложнится жизнь застройщиков, а это может вызвать некоторые проблемы для всего рынка.

С 1 июля нынешнего года вступили в силу поправки в ФЗ-214. Главное изменение касается непосредственно системы финансирования жилищного строительства. Долевое участие, при котором покупатели жилья инвестируют средства в стройку, будет упразднено уже с 1 июля 2019 года, а на смену деньгам дольщиков придет банковский кредит. Соответственно, усложнится жизнь застройщиков, что может вызвать некоторые проблемы для всего рынка. Вот наиболее чувствительные изменения по версии экспертов компании «Метриум».

Первое изменение — переход на счета эскроу. Более 74% всех инвестиций в жилищное строительство в России составляют средства покупателей, которые связаны с застройщиками договорами долевого участия (ДДУ). После 1 июля 2019 года девелоперские компании лишатся возможности привлекать деньги дольщиков напрямую. Средства покупателей поступят только на специальные банковские счета – эскроу, то есть окажутся в доверительном хранении банка. Пока дом не будет введен в эксплуатацию, и как минимум один из участников строительства не оформит в собственность квартиру, банк не переведет деньги застройщику. Вот и получается, что с 1 июля нынешнего года у застройщиков появляется выбор. Девелоперы могут перейти на использование эскроу-счетов добровольно, и в этом случае они освобождаются от новых требований законодательства о долевом строительстве.

Второе изменение — ограничение по опыту работы. В новой редакции закона о долевом строительстве вводится понятие – «специализированный застройщик», который удовлетворяет двум требованиям. Во-первых, такая организация имеет более трех лет опыта строительства многоквартирных домов общей площадью не менее 10 тыс. кв. м. Во-вторых, как и прежде, специализированный застройщик владеет правами на стройплощадку, а также привлекает средства дольщиков. В настоящее время в России работает 3 150 девелоперских компаний, которые так или иначе связаны с 4 430 застройщиками. То есть порядка 18% девелоперов контролируют одновременно двух и более застройщиков, однако на долю таких компаний приходится 60% всех строящихся площадей в России.

Третье изменение — административные расходы должны составлять не более 10%. Теперь застройщик не может потратить на административные и прочие сопутствующие расходы свыше 10% от общей стоимости строительства за весь его период. В число таких затрат входит оплата услуг уполномоченного банка по обслуживанию единого расчетного счета проекта; выплата заработной платы, соответствующих налогов и отчислений; оплата услуг коммерческой организации, выполняющей роль исполнительного органа застройщика; расходы на рекламу, коммунальные услуги, связь, аренду помещений, оборудование для организации рабочих мест. Над всеми расходами застройщика устанавливается банковский контроль.

Четвертое изменение — если нарушил сроки строительства, то вводится запрет на новые проекты. Если застройщик нарушает сроки строительства, то у властей появилось новое основание в отказе на выдачу заключения о соответствии (ЗОС). ЗОС – это важный документ, который подтверждает, что власти проверили застройщика и установили, что он соответствует нормам 214-ФЗ. Только после получения данной бумаги девелопер может зарегистрировать первый ДДУ и начать привлекать средства покупателей. Теперь если застройщик имеет в портфеле хотя бы один объект, сроки ввода в эксплуатацию которого нарушены на три месяца и более, органы стройнадзора не выдадут ему ЗОС, и он не сможет начать реализацию нового проекта.

realty.vesti.ru

Нововведения 214-ФЗ коснутся и уже начатых проектов

Поправки в 214-ФЗ коснутся и компаний, которые постарались получить максимум разрешений на строительство, чтобы работать по старым правилам.

На запасливых застройщиков, успевших оформить разрешения до 1 июля, самые жёсткие ограничения не распространяются. Но несколько новелл всё же затронут их напрямую. Например, требования к владельцам компаний и их руководителям.

Собственник ответит лично

Теперь бенефициаром, который должен быть обязательно упомянут в проектной декларации, признаётся тот, у кого более 5% в капитале застройщика. (В старой редакции порог владения составлял 25%.)

Партнёр АБ «Качкин и Партнёры» Дмитрий Некрестьянов поясняет: для таких владельцев вводится солидарная ответственность по обязательствам об убытках в рамках долевого строительства – если суд установил их вину. Однако солидарный характер ответственности означает, что дольщик может подать иск напрямую к бенефициару, минуя обращение к застройщику.

Также бенефициаром компании-застройщика, его руководителем и главным бухгалтером не может быть гражданин с неснятой судимостью за экономические преступления или преступления против государственной власти. Не годятся и специалисты с неистекшим сроком дисквалификации, а также те, кто в последние пять лет привлекался к субсидиарной ответственности или ответственности в виде взыскания убытков. Не может возглавлять компанию бывший владелец фирмы-банкрота, если с момента банкротства прошло менее пяти лет. (Ранее этот срок составлял три года.)

«Старым» застройщикам придётся выполнять новые требования к информационной открытости. Сведения о проекте теперь надо размещать в Единой информационной системе жилищного строительства. Объём данных увеличивается: нужно опубликовать ещё и градплан участка, схему его планировочной организации, ежеквартально предоставлять в уполномоченный орган сводную ведомость проекта строительства.

Взаимодействие девелоперов с контролирующими органами теперь происходит исключительно через личный кабинет застройщика в Единой информационной системе. Как и общение с Фондом защиты прав дольщиков, уполномоченным контролирующим органом и Росреестром.

Не прячьте ваши денежки

Ещё одно значимое изменение, которое коснётся уже начатых проектов, – введение банковского сопровождения. До 1 сентября 2018 года застройщики должны открыть специальный расчётный счёт в одном из уполномоченных банков по каждому разрешению на строительство. Все дальнейшие расчёты будут проходить через него. Генеральный директор СРО А «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов говорит, что эта норма беспокоит не только застройщиков, но и банки, которые должны контролировать движение средств: «Закон чётко регламентирует, на что можно тратить деньги, а на что нет. Большинство застройщиков и так придерживались этого порядка, так что особых сложностей нет. Но вот сроки проведения платежей, а главное – проверки их законности не прописаны и могут стать серьёзной проблемой. Было бы правильнее, если б Центробанк выпустил инструкцию, которая определит порядок действий банков. Чтобы они не оценивали переводы на основе собственных соображений об их правомерности». В противном случае, по мнению Алексея Белоусова, финансисты могут слишком углубиться в изучение документов, запрашивать дополнительные подтверждения, допуски подрядчиков или лицензии поставщиков. Это приведёт к увеличению кассовых разрывов, генподрядчики не будут вовремя получать деньги, субподрядчики и поставщики тоже получат их с опозданием. Всё это может привести к срыву сроков ввода домов и санкциям со стороны дольщиков, которые запросто могут разорить компанию.

После открытия специального счёта застройщику запрещено принимать оплату по договорам долевого участия наличными, как и снимать наличные, за исключением средств на оплату труда. Кроме того, средства счёта (с момента получения заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям закона и до регистрации первой квартиры или помещения во введённом доме) могут использоваться только на цели, прописанные в 18-й статье 214-ФЗ. Среди возможных расходов – строительство домов и иных объектов в рамках разрешений, арендная плата за землю, подготовка документации по планировке территории и проекта, инженерные изыскания и экспертиза, создание и реконструкция (в границах участка) инженерных сетей и плата за присоединение, платежи по договорам о развитии застроенных территорий и их комплексном освоении, уплата процентов и погашение долга по целевым кредитам, оплата услуг управляющей компании и т. д.

При этом в законе не установлена обязанность перевести на специальный счёт ранее собранные средства, нет и прямых ограничений на их использование.

nsp.ru

1 июля 2018 года вступают в силу изменения в закон 214-ФЗ

Елена Никоненкова, директор юридической компании «Прецедент»  напоминает об изменениях в законодательстве, касающиеся участников долевого строительства.

Как известно, в 2017 году были внесены изменения в Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости…»

Так, например, ужесточаются требования к застройщикам по объектам, разрешение на строительство которых получено после 1 июля 2018 года.

Застройщик может быть  только хозяйственным обществом с опытом работы на рынке строительства многоквартирных домов (в качестве застройщика, тех.заказчика или генподрядчика) не менее 3-х лет. При этом обязательно наличие разрешений на ввод в эксплуатацию не менее 10 тыс. кв.м многоквартирных домов.

В наименовании компании должны быть слова «специализированный застройщик».

Даже при малоэтажном строительстве становится обязательной экспертиза проектной документации.

Добавляется ограничительное условие: «один застройщик – одно разрешение на строительство». Застройщик вправе привлекать денежные средства граждан только по одному разрешению на строительство.

Изменяются требования и  к финансовой устойчивости застройщика при привлечении средств граждан. Отменяется требование о величине уставного капитала. При этом собственные средств застройщика, должны составлять не менее чем 10% от планируемой стоимости проекта.

Устанавливается требование о минимальном остатке денежных средств на счете уполномоченного банка на дату направления проектной декларации, который должен составлять 10% от проектной стоимости строительства.

Застройщик не сможет осуществлять иную деятельность, не связанную с привлечением денежных средств дольщиков и строительством соответствующего объекта.

Застройщик не может привлекать кредиты и займы за исключением целевых. Он также не может предоставлять займы и ссуды, выпускать облигации и иные ценные бумаги, кроме акций, а также приобретать ценные бумаги.

Обязательства застройщика, не связанные со строительством многоквартирного дома, не должны превышать 1% от проектной стоимости строительства на дату направления проектной декларации в уполномоченный орган.

Застройщик не может обеспечивать исполнения обязательств третьих лиц, а также использовать свое имущество для обеспечения обязательств перед третьими лицами, не связанными со строительством, осуществляемым застройщиком.

Застройщик не может участвовать или создавать коммерческие и некоммерческие организации, совершать сделки, не связанные с осуществлением долевого строительства.

С 1 июля 2018 года изменяются требования к органам управления застройщика и его участниками.

Руководитель, главный бухгалтер и иные физические лица органов управления застройщика не должны иметь отдельные виды судимости или не истекшего срока дисквалификации, быть ранее (менее трех лет назад) привлеченными к субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица, быть несостоятельными (банкротами). Те же требования относятся к бенефициарам застройщика.

Вводится надзор уполномоченного банка. По каждому платежу будет осуществляться специальный банковский контроль (проверяться договоры, акты сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг, акты приема-передачи товара, товарно-транспортные накладные, счета, счета-фактуры и пр.). В случае установленных несоответствий банк обязан сообщить в надзорный орган.

Уполномоченный банк должен будет соответствовать критериям, установленным Правительством РФ.

Застройщик обязан открыть счет только в уполномоченном банке, при этом он вправе иметь только один расчетный счет, через который будут осуществляться все расчеты по ведению строительства. Застройщик, технический заказчик и генеральный подрядчик должны иметь счета в одном уполномоченном банке.

Изменился способ обеспечения обязательств застройщика перед дольщиками  — теперь это  «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства».

Вместо поручительства банка или страхования гражданской ответственности застройщик обязан осуществлять отчисления в компенсационный фонд в размере 1,2 % от стоимости договора долевого участия до государственной регистрации договора участия в долевом строительстве (ч. 4 ст. 3, ст. 23.2 ч. 1 ст. 10 Закона 218-ФЗ). Нормы о Фонде защиты прав граждан – участников долевого строительства действуют уже с осени  2017 года.

Повышаются требования  и к информационной открытости застройщика.

На своем официальном сайте застройщик обязан будет размещать в полном объеме промежуточную бухгалтерскую отчетность в срок не позднее 5-ти календарных дней после окончания соответствующего отчетного периода, годовую бухгалтерскую отёчность и аудиторское заключение в срок не позднее 120-ти календарных дней после окончания соответствующего отчетного года.  Эту же информацию застройщик будет обязан размещать в единой информационной системе жилищного строительства, такая обязанность возникает с 1 января 2018 года.

В проектной декларации застройщик будет обязан указывать информацию и о соответствии требованиям закона определенных физических лиц органов управления компанией.

Вводятся дополнительные ограничения на использование средств дольщиков по объектам, разрешение на которые получены после 01.07. 2018 года.

Расходы на содержание застройщика не могут превысить 10 % от проектной стоимости строительства.

Совокупный размер авансовых платежей не должен превышать 30 % от проектной стоимости строительства.

В части организации учета застройщик обязан будет обеспечить ведение учета денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства, отдельно в отношении каждого многоквартирного дома.

 

О других изменениях в законодательстве-2018, читайте в ближайшее время на сайте «Полезная площадь».

www.ppl.nnov.ru

Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (214-ФЗ), 2018 — проверено 27.10.2018 с комментариями — Законы Российской Федерации

О долевом строительстве (214-ФЗ) в последней действующей редакции от 30 сентября 2018 года.

Сравнить, что изменилось в текущей редакции по сравнению с предыдущей

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Сравнить редакции закона

Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» (214-ФЗ) регулирует отношения  в сфере привлечения денежных средств физических и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов или других объектов недвижимости и возникает у участников долевого строительства на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности. Данным ФЗ также устанавливаются гарантии для защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.

В 214-ФЗ предусмотрено, что привлечение денежных средств граждан в сфере долевого строительства разрешается:

  • на основании договора участия в долевом строительстве;
  • способом выпуска эмитентом, который имеет в собственности или на праве аренды, в субаренде земельный участок жилищных сертификатов, которые закрепляют право владельцев на получение от эмитента жилых помещений;
  • жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами.

Если сделка по привлечению денежных средств граждан для строительства, совершена с нарушением требований, то ее возможно признать недействительной по иску гражданина, который заключил такую сделку. В ФЗ «Об участии в долевом строительстве» регулируется понятие договора участия в долевом строительстве, цена договора, условия заключения, расторжения договора и т.д.

Действие 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве» не распространяется  на отношения юридических лиц и ИП., которые связанные с инвестиционной деятельностью по строительству (созданию) объектов недвижимости (в том числе многоквартирных домов) и не основанные на договоре участия в долевом строительстве. 

dogovor-urist.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *