Смена вида разрешенного использования участка позволит снизить кадастровую стоимость
Показатели кадастровой стоимости зависят от того, для именно используют землю. Чтобы снизить показатель, можно сменить вид разрешенного использования участка.
Вид разрешенного использования участка влияет на то, как определяют кадастровую стоимость земли. Согласно закону за одни виды использования нужно платить больше, чем за другие. Если компания сменит вид разрешенного использования, это понизит показатели кадастровой стоимости.
Вид разрешенного использования участка влияет на кадастровую стоимость
Сколько компания будет платить за использование земли, определяют на основании показателей кадастровой стоимости. Эти данные в зависимости от вида использования могут отличаться на порядки. Например, для кадастрового квартала 50:45:0000000 в г. Королеве Московской области значения для квадратного метра земли:
Остались вопросы по кадастровой стоимости? Ответ найдется в Системе Юрист
Показатели кадастровой стоимости доступны на сайте администрации
Показатели кадастровой стоимости есть в открытом доступе на сайте конкретного региона. Показатели устанавливают по регионам и административным единицам. Данные утверждает правительство региона или административной единицы.
Кадастровую стоимость можно вычислить по таблице с данными. Для этого:
- Находят в таблице кадастровый квартал.
- Находят вид использования.
- Определяют по таблице стоимость квадратного метра земли.
- Умножают стоимость метра на площадь участка.
Вид разрешенного использования участка должен соответствовать фактическому использованию
Если компания решила сменить вид разрешенного использования, она не вправе выбрать любой. Новый вид разрешенного использования участка должен:
- соответствовать фактическому использованию. Если это требование нарушить, компанию оштрафуют.
- входить в варианты, которые присутствуют в Правилах землепользования и застройки на данной территории.
Например, собственника жилья в многоквартирном доме привлекли к ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. Видом использования земли значилось ведение личного подсобного хозяйства (постановление ВС РФ от 08.11.16 № 5-АД16-246).
Виды разрешенного использования участков делят на:
- основные,
- условно разрешенные,
- вспомогательные.
Чтобы сменить вид разрешенного использования, нужно составить заявление (ч. 4 ст. 37 ГрК РФ). Но менять нужно основной, замена вспомогательного не повлияет на показатели кадастровой стоимости. Для расчета стоимости применяют наибольший показатель (п. 2.1.16 Методических указаний, утв. приказом Минэкономразвития России от 12.08.06 № 222). Президиум ВАС РФ указал в одном из постановлений, что нельзя снизить стоимость, присвоив участку только вспомогательный вид использования (постановление Президиума ВАС РФ от 29.05.12 № 12919/11).
Чтобы сменить вид разрешенного использования, учитывают систему классификации
Для изменения вида разрешенного использования участка нужно определить, к какому виду и коду относится участок. Это делают на основании описания участка в соответствии с классификатором (приложение Классификатор <…> к приказу Минэкономразвития России от 01.09.14 № 540).
При этом нужно иметь в виду, что в РФ существуют сразу две системы классификации видов использования, которые не совпадают:
- Для кадастровой оценки земель в населенных пунктах. Систему применяют на основании Методических указаний, утв. приказом Минэкономразвития России от 15.02.07 № 39.
- Для целей кадастрового учета на основании Классификатора, утв. приказом Минэкономразвития № 540. В данном классификаторе 13 наименований использования. В рамках каждого наименования есть несколько отдельных видов разрешенного использования участков..
Читайте об этом
Читайте также
www.law.ru
Снижение кадастровой стоимости земельного участка путем смены вида разрешенного использования
Кадастровая стоимость земли является важной составляющей, которая влияет на расчет налога на имущество юридических лиц. Во многих случаях кадастровую стоимость можно снизить путем оспаривания в специальной комиссии или в суде. Порой это позволяет уменьшить платежи по налогу на имущество в несколько раз.
Одним из важнейших факторов, которые определяют размер кадастровой стоимости участка земли, является вид его разрешенного использования (далее – ВРИ). Также непосредственно от ВРИ зависят возможности использования, находящегося в собственности или аренде участка. Например, какую хозяйственную деятельность можно вести, какие здание и постройки разрешено возводить на его территории.
Основные положения, касающиеся разрешенного использования земельных участков, содержатся в п. 2 ст. 7 Земельного кодекса.Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Эта норма соответствует одному из принципов земельного законодательства, закрепленному в подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ о делении земель по целевому назначению, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.Смысл данного принципа заключается в следующем: целевое назначение земель определяется их принадлежностью к той или иной категории, а разрешенное использование – дополнительный элемент, из которого складывается правовой режим земельного участка.
При этом:
Поэтому разрешенное использование может быть установлено или изменено только в соответствии с установленными правилами землепользования и застройки функциональной зоны.
В настоящее время порядок проведения зонирования территорий определяет Градостроительный кодекс. Для каждой территории устанавливается градостроительный регламент, определяющий правовой режим земельных участков и всего, что находится над и под их поверхностью и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ст. 36 Градостроительного кодекса РФ).По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки – п. 9 ст. 1, п. 2, п. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ.
Связь разрешенного использования с кадастровой стоимостью
Базовым документом, устанавливающим связь между разрешенным использованием и кадастровой стоимостью, являются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Данные Методические указания устанавливают 17 видов разрешенного использования земельных участков. Величина кадастровой стоимости земельного участка зависит от значений удельных показателей, которые определяются для каждого из видов разрешенного использования.
Во время проведения государственной кадастровой оценки земельные участки разделяют на административно-территориальные единицы. Исходя из размеров и специфики в данных территориальных единицах выделяются кадастровые кварталы.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется умножением удельного показателя кадастровой стоимости (утвержденный для данного ВРИ, применительно к кадастровому кварталу, где расположен участок) на его площадь. Если для участка установлено несколько ВРИ, то в расчете кадастровой стоимости используется удельный показатель с наибольшим значением.
Таким образом, кадастровая стоимость участка складывается из трех составляющих:
ВРИ земельного участка устанавливается актами органов государственной власти, местного самоуправления и подчинено определенным правилам. В случаях, когда на земельном участке расположены законно возведенные объекты недвижимости, ВРИ должно соответствовать их функциональному назначению. Оно определяется записью в документах технической инвентаризации и должно соответствовать назначению, которое указывалось при вводе объекта в эксплуатацию. Пример: в техпаспорте находящегося на земельном участке здания в качестве назначения указывается «офис», то его будут относить к группе № 7 – «земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения». Если жена нем расположены одновременно офисные и производственные помещения, то участку может быть присвоено сразу два ВРИ: «для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения» и «для размещения производственных и административных зданий».
В случае если земельный участок не застроен, ему может быть установлен любой из 17 предусмотренных видов разрешенного использования при условии соблюдения требований градостроительных и санитарно-защитных норм и правил.
Решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения данным лицом платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (ч. 1 ст. 12.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. № 48 «О землепользовании в городе Москве»). Решение об изменении ВРИ земельного участка принимается уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы на основании градостроительного плана земельного участка в течение 45 рабочих дней со дня поступления заявления собственника земельного участка.
Имеет ли смысл изменять ВРИ для целей снижения кадастровой стоимости?
Логика проведения государственной кадастровой оценки и определения удельных показателей кадастровой стоимости свидетельствует о том, что наибольшие удельные показатели устанавливаются для земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства коммерческого назначения. Снизить кадастровую стоимость подобных участков возможно только изменив ВРИ. А для его смены необходимо переменить функциональное назначение находящихся на участке зданий.
На основании ст. 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. № 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее – Порядок).
Мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (Госинспекция) (п. 1.2 Порядка).
Часто подобные мероприятия проводятся для выявления таких видов недвижимого имущества, как торговые, деловые центры и просто нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются таким образом (пункт 1.3 Порядка).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, предусматривающих размещение объектов, указанных в п. 1.3 Порядка, признается использование не менее 20% общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания (п. 1.5 Порядка).
ПРИМЕР
В качестве иллюстрации влияния снижения ВРИ на величину кадастровой стоимости можно привести следующий пример. При рассмотрении одного из дел возник спор о величине кадастровой стоимости в разрезе ВРИ земельного участка, который был предоставлен юридическому лицу под размещение автостоянки автомобильного транспорта. При проведении государственной кадастровой оценки указанный земельный участок был отнесен к виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания», поскольку владельцем земельного участка оказывались услуги по платному размещению на нем автомобильного транспорта. Предоставление суду аргументированной позиции о том, что содержание разрешенного использования: «земельные участки, предназначенные для хранения автотранспортных средств для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» в части «личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» применимо только к автотранспортным средствам, а не к самому земельному участку позволило более чем в два раза снизить кадастровую стоимость.
Источник: Гарант.ру
Теги: Кадастровая стоимость, недвижимость
mobti.ru
При изменении вида разрешенного использования участка в течение налогового периода база по земельному налогу исчисляется с учетом кадастровой стоимости, соответствующей новому виду разрешенного использования
Постановление Президиума ВАС РФ от 06.11.2012 N 7701/12 по делу N А46-10030/2011
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 06.11.2012 N 7701/12 (далее — Постановление) указал, каким образом следует определять базу по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования участка в течение налогового периода. Он разъяснил, что в таком случае база по земельному налогу за текущий налоговый период исчисляется исходя из кадастровой стоимости, соответствующей новому виду использования. Земельный налог должен рассчитываться исходя из утвержденных на начало года в субъекте РФ средних удельных показателей кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования.
Обстоятельства дела
В середине налогового периода был изменен вид разрешенного использования принадлежащих обществу на праве собственности земельных участков, в связи с чем уменьшилась их кадастровая стоимость. При уплате земельного налога общество исчислило его с учетом кадастровой стоимости участка, соответствующей новому виду разрешенного использования. Инспекция провела камеральную проверку налоговой декларации общества, по результатам которой приняла решение о доначислении суммы земельного налога, а также начислении пеней и штрафа. По мнению инспекции, общество неправомерно применило с середины налогового периода меньшую кадастровую стоимость для исчисления налога. Управление ФНС России поддержало решение инспекции.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с требованием признать его недействительным. Суд первой инстанции требование удовлетворил. Он исходил из того, что отсутствие в Налоговом кодексе РФ установленного порядка определения базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельных участков не означает, что налогоплательщик не вправе исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида использования участка.
Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил, исходя из следующего. На основании п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Соответственно, по мнению суда апелляционной инстанции, сумма земельного налога должна определяться без учета изменений кадастровой стоимости в течение налогового периода. Суд кассационной инстанции поддержал позицию суда апелляционной инстанции.
Не согласившись с выводами судов апелляционной и кассационной инстанций, общество обратилось в ВАС РФ с заявлением о пересмотре дела в порядке надзора.
Отметим, что коллегия судей ВАС РФ в определении о передаче рассматриваемого дела в Президиум ВАС РФ указала, что налогообложение земельных участков на основании кадастровой стоимости, которая была изменена в установленном порядке на момент исчисления налога, не имеет экономического основания. Такое налогообложение, по мнению коллегии, противоречит основным началам налогового законодательства.
Позиция Президиума ВАС РФ
Президиум ВАС РФ заявление удовлетворил, постановления судов апелляционной и кассационной инстанций отменил, указав следующее.
Кадастровая стоимость участка исчисляется путем умножения его площади на утвержденный в субъекте РФ средний удельный показатель кадастровой стоимости в кадастровом квартале применительно к соответствующему виду разрешенного использования. Нормативным правовым актом субъекта РФ установлены конкретные средние удельные показатели кадастровой стоимости, исчисленные в рублях за 1 кв. м, по 15 видам разрешенного использования. Определяя кадастровую стоимость земельных участков после изменения вида разрешенного использования, общество применяло соответствующий данному измененному виду использования средний удельный показатель кадастровой стоимости. Следовательно, согласно позиции Президиума ВАС РФ оно своими действиями не нарушало п. 1 ст. 391 НК РФ.
В Постановлении указано, что отсутствие нормативно закрепленного порядка определения базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельных участков не означает, что налогоплательщик не вправе исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, соответствующей измененному виду разрешенного использования.
В Постановлении содержится оговорка о том, что в связи с определением правовой позиции по рассмотренному вопросу вступившие в законную силу судебные акты по делам со схожими фактическими обстоятельствами могут быть пересмотрены, если для этого нет других препятствий.
Судебная практика по данному вопросу
В сложившейся в настоящий момент судебной практике широкое отражение нашла другая позиция, которую неоднократно высказывал ранее Минфин России [1]. В соответствии с ней влияющее на величину кадастровой стоимости изменение вида разрешенного использования земельного участка, произошедшее в течение налогового периода, не учитывается при определении налоговой базы в текущем налоговом периоде. Подобной позиции придерживается и ФНС России [2]. Также данная точка зрения поддержана, в частности, в Постановлении ФАС Московского округа от 06.03.2009 N А41-К2-21017/07.
[1] Письма Минфина России от 05.09.2006 N 03-06-02-02/120 (направлено нижестоящим налоговым органам и налогоплательщикам Письмом ФНС России от 22.09.2006 N ГВ-6-21/952@), от 16.08.2007 N 03-05-07-02/81, от 18.12.2008 N 03-05-05-02/91, от 29.01.2009 N 03-05-06-02/05, от 18.08.2010 N 03-05-05-02/66.
[2] Информация ФНС России от 13.07.2011.
Перейти в текст документа »
Дата публикации на сайте: 17.01.2013
Поделиться ссылкой:
www.consultant.ru
Смена категории или разрешенного вида использования влияет на налог и кадастровую стоимость
Департамент налоговой и таможенной политики Минфина РФ дал разъяснения по поводу порядка применения ставок земельного налога при изменении категории земель. В письме финансистов от 14 апреля указывается, что смена категории земель или разрешенного вида использования участка влияет и на ставку налога, и на кадастровую стоимость.
При этом изменение кадастровой стоимости участка может учитываться для расчета земельного налога только со следующего налогового периода. Налоговая служба уточняет, что это касается всех случаев, независимо от того улучшилось положение плательщика от этих перемен или ухудшилось.
Предположим, в марте 2017 нынешнего года года по решению уполномоченного органа власти земельный участок перешел из категории сельскохозяйственных земель в земли населенных пунктов с изменением вида разрешенного использования. В таком случае расчет земельного налога по ставке, соответствующей новой кадастровой стоимости участка, проведут не в текущем году, а в следующем.
Выводы финансистов подтверждаются конкретными нормами Налогового кодекса
Так, согласно пункт 1 статьи 390 гласит, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В соответствии со статьей 391 изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах.
Исключение делается лишь в том случае, если при определении кадастровой стоимости были допущены ошибки, а также, если решение об изменении этой стоимости приняла комиссия по рассмотрению споров или суд.
Сумма земельного налога определяется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
При этом налоговые ставки, по которым насчитывается земельный налог, определяют муниципалитеты, и они не могут превышать установленных размеров. Допускается только дифференциация ставок в зависимости от категории земель или разрешенного вида использования участка.
Источник: business-vector.info
stroy54.ru
как рассчитывается для земель населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения и иных категорий
Для точной идентификации каждому земельному участку в России присваивается кадастровый номер.
Все сведения о них отображаются в кадастре, который хранится в уполномоченных государственных органах.
Но имущество и земля в РФ облагаются налогами.
Чтобы правильно их исчислять и предотвратить путаницу при определении арендных платежей, утвержден показатель – кадастровая стоимость.
По сути, это — рыночная цена недвижимости, которая устанавливается в результате оценки государственных органов.
Изменения в законодательстве
Изменения, внесенные ФЗ-237, вступившим в силу в 2018 году, несколько корректируют порядок расчета и методы оспаривания кадастровой цены недвижимости.
Касается это всех, кто имеет в собственности квартиру, дом, дачу, участок, а именно:
- Правом проводить оценку теперь наделяются только специализированные бюджетные организации. Ранее эту процедуру проводили частные оценщики, отбираемые на конкурсной основе местными властями. При этом критерий «цена – качество» соблюдался не всегда.
- За работу оценщиков теперь будут отвечать бюджетные учреждения, устанавливается надзор Росреестра за осуществлением кадастровой оценки. Ранее деятельность оценщиков не подлежала никакому контролю. Исправлять их «погрешности» приходилось самим владельцам недвижимости, заказывая альтернативную оценку из личных средств и оспаривая расчеты.
- Законом установлена также ответственность за ошибки оценщиков: нанесенные собственникам недвижимости убытки должны быть возмещены за весь период, в котором применялась неправильная кадастровая стоимость.
- Нововведения касаются и исправления ошибок в кадастровой стоимости. К примеру, если ошибка была допущена в многоэтажном доме или товариществе, и кто-то один заметил эту ошибку, то исправить ситуацию должны одновременно всем участникам.
- Региональным властям дается право заказывать внеочередную оценку, если цены на недвижимость в данном регионе упали более чем на 30%.
- В новом законе остается возможность оспаривать стоимость в специальной комиссии или через суд. Но, кроме этого, теперь можно запросто выразить претензии самим оценщикам.В данном случае они обязаны дать разъяснение обратившемуся гражданину, как они провели расчеты. Если в ходе разбирательства обнаружена ошибка, оценщики сразу же ее исправляют.
В полной мере закон вступит в силу в 2020 году. До этого момента период считается переходным, старые правила действуют одновременно с новыми.
Удельный показатель
Оценка земель населенных пунктов или сельскохозяйственного назначения происходит на основании списков, которые составляет Росреестр.
Все участки делятся по своему назначению и видам использования.
Одним из вариантов определения цены надела является метод с применением удельного показателя кадастровой стоимости.
Другими словами, удельный показатель кадастровой стоимости — единица измерения цены участка за метр квадратный.
Показатель является неотъемлемой частью исчисления КС надела и расчета налога на недвижимость. Его применение обосновано в таких ситуациях:
- Когда образовываются новые земельные участки;
- Когда один объект переводится из одного вида эксплуатации в другой;
- Изменяется целевое назначение надела.
Регионы и их населенные пункты меняют этот показатель каждый квартал.
Как рассчитать среднюю стоимость надела по кадастру?
Рассчитать среднюю стоимость надела можно, используя формулу:
Стоимость = УПКС * площадь участка.
Кадастровая стоимость определяется в порядке, установленном Методическими рекомендациями № 26, которые были разработаны в 2018 году:
- В каждом регионе земельные наделы объединяют в группы, подлежащие оценки;
- Внутри такой группы исчисляется УПКС;
- Проводиться растет кадастровой стоимости для каждого объекта.
Стоимость по кадастру может быть изменена путем применения понижающих коэффициентов при наличии у земельного участка особых характеристик.
Ставки налога на землю регулируются установлением верхних границ: от 3% до 10-15%. Муниципальные органы власти имеют право уменьшать эти границы.
Как определяется УПКС земель населенных пунктов или сельхозназначения?
Для удобства расчета земельные наделы формируют в группы по схожести факторов ценообразования:
- Личные хозяйства, имеющие застройки;
- Товарищества огородников и садоводов;
- Дачные объединения;
- Жилые дома.
Удельный показатель кадастровой стоимости определяется таким образом:
- Для каждой сформированной группы определяются свои факторы, влияющие на цену;
- Изыскивается участок, который включает в себя наибольшее количество типичных характеристик;
- Образуется подгруппа объектов, показатели которых схожи;
- Анализируется собранная рыночная информация для каждой подгруппы;
- Отслеживается взаимосвязь рыночной цены от образующих ее факторов;
- Рассчитывается УПКС для выделенного типичного участка.
Таким образом, удельный показатель кадастровой стоимости является связывающим звеном среди объектов одной оценочной группы.
Формула расчета следующая:
УПКС = (Рпос + Рсделки) * Кi, где:
- Рпос – определенные характеристики окружения участка;
- Рсделки – рыночная стоимость объекта;
- Кi – уточняющий коэффициент для конкретного участка.
В свою очередь показатель инфраструктуры (Рпос) складывается из стоимости коммуникаций надела.
Рыночную стоимость объекта (Рсделки) можно рассчитать по формуле:
Рсделки = (Р1*Пк)/100, где:
- Р1 – инвентарная стоимость объекта;
- Пк – коэффициент конкретной территории, определяемый как сумма всех коэффициентов по улучшению данного участка (удобное месторасположение, связывающее расстояние до элементов инфраструктуры, наличие или отсутствие инженерных сетей).
Возможность оспаривания значения
В расчете значения удельного показателя берутся объективные факторы, но обработка их происходит при помощи обобщенных статистических методов. По этой причине получившийся результат может превышать допустимые нормы и ожидания собственника объекта.
При несогласии владельца участка с методами расчета и результатами решить вопрос можно, если подать заявление:
- В комиссию по рассмотрению споров;
- В суд.
Всю необходимую информацию о кадастровой стоимости можно запросить лично или через интернет в ЕГРН.
При получении результата, затрагивающего интересы собственника, можно запросить разъяснение.
Для отстаивания своих прав нужно заказать дополнительную нормативную оценку. Если результаты ее не совпадут с «государственной», можно начинать обжалование и доказывать, что:
- При оценке участка использованы недостоверные данные или не учтены понижающие поправочные коэффициенты;
- Государственная экспертиза проведена в нарушение Методики проведения гос. экспертизы землеустроительной документации. Это также является причиной, которая позволяет обжаловать и отменять решение об утверждении техдокументации.
Срок рассмотрения прошения о пересмотре цены участка – 30 дней с момента подачи заявления.
Заключение
Метод расчета кадастровой стоимости земельных наделов при помощи удельного показателя считается наиболее востребованным, так как с его применением можно произвести массовую оценку объектов.
Сам УПКС отличается в зависимости от региона. В каждом субъекте РФ государственными органами применяются те показатели, которые установлены в них.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
Мой мир
stroim-domik.org
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия
Госдума приняла закон, который, возможно, наведет порядок в определении кадастровой стоимости объектов недвижимости. Депутаты приняли во втором и третьем чтении поправки, которые устанавливают периодичность проведения государственной кадастровой оценки не чаще чем один раз в три года. А в городах и того реже — раз в течение двух лет с даты, на которую была проведена предыдущая кадастровая оценка.
Сегодня вопрос обоснованности процедур государственной кадастровой оценки вызывает очень много нареканий не только со стороны собственников земельных участков, но и со стороны госорганов, так как является едва ли не главным источником наполнения казны. «От кадастровой стоимости земельного участка зависит не только плата за изменение вида разрешенного использования и арендная плата, но и земельный налог, — отмечает эксперт по налогообложению и правовым вопросам АКГ «Градиент Альфа» Роман Самилло. — Зачастую кадастровая оценка не соответствует рыночному уровню и вызывает большое количество споров».
Сейчас во многих регионах проводится, как правило, ежегодная переоценка кадастровой стоимости, что практически не позволяет собственникам оспаривать ее в суде. Известен такой случай, когда земельный участок одного бизнесмена, расположенный под строящимся комплексом санатория, за три года три раза переоценивался как в большую, так и в меньшую сторону. Предприниматель, не зная об этом, платил аренду по зафиксированной в договоре ставке. Местная администрация направила в суд иск о взыскании недоплаченной арендной платы, исходя из новой кадастровой цены. Что в конечном итоге чуть не привело к расторжению договора аренды и потере «бизнес-проекта».
Законопроект устанавливает возможность оспаривать результаты кадастра с даты внесения в него новой стоимости, определенной по результатам очередной кадастровой оценки, но не позднее пяти лет с даты внесения оспариваемых результатов. Для юрлиц законопроект вводит обязательный досудебный порядок рассмотрения споров в комиссии. Для физлиц он будет добровольным. Практика показывает, что большинству компаний удается только через суд оспорить кадастровую оценку. Но проблема заключается в том, что, даже выиграв суд, налог и арендная плата не пересчитываются. Как пояснили эксперты, рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться только с момента вступления в законную силу решения суда. Соответственно, и во всех правонарушениях, где используется кадастровая стоимость, ее новый размер применяется только с этого момента.
Между тем в Москве еще в прошлом году были введены новые правила расчета стоимости земельных участков. «С одной стороны, это повышает прозрачность взаимодействия города и бизнеса, позволяет инвестору просчитывать свои затраты, — рассказал Роман Самилло. — С другой стороны, эта плата не всегда адекватна, так как привязана к кадастровой стоимости, которая, в свою очередь, не всегда отражает реальную рыночную цену земли». Введение изменений в налогообложение недвижимого имущества юридических лиц существенно изменило ситуацию с платежами, уверен партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Тимофей Ермак.
Между тем, по мнению экспертов, финансовая нагрузка после нового порядка расчета стоимости участка для большинства застройщиков не снизится. Различные выплаты могут достигать 80% новой кадастровой стоимости, подсчитал Роман Самилло. Однако он уверен, что новый порядок расчета стоимости земельных участков прозрачен, создает более конкурентные условия для малоэтажной застройки, да и инвестору легче спрогнозировать предполагаемые затраты по проекту.
Одним из недостатков законопроекта эксперты называют отсутствие льгот для собственников, проводящих реконструкцию. Это ставит в неравное положение собственников и арендаторов земельных участков. «Есть опасения, что увеличение платежей заставит нерентабельные предприятия избавляться от участков и объектов, не вовлеченных в бизнес-процессы, то есть в городе со временем исчезнут заброшенные земельные участки и полупустые цеха, которые владельцы придерживают до лучших времен», — полагает Роман Самилло.
В действительности от вида разрешенного использования земельного участка зависит не только размер арендной платы, которую уплачивают предприниматели при аренде муниципальных земель, но и размер кадастровой стоимости. Между тем очень часто встречаются ситуации, когда реальное использование земель бизнесом не соответствует тому, что указано «на бумаге». Вследствие чего государство несет налоговые потери, а предприниматель вынужден вести свою деятельность на полулегальном положении.
Тимофей Ермак привел пример из практики: предприниматель приобретает старое промышленное предприятие в центре столицы вместе с правами на земельный участок, занимаемый этим производством. Как часто бывает, производственные помещения после реконструкции превращаются в комфортабельные офисы и используются для продажи или сдачи в аренду коммерческим организациям. Но земля, на которой возникают новые офисные площади (имеющие принципиально другое, не производственное назначение), по-прежнему по всем документам и данным государственного кадастра недвижимости (ГКН) числится как земельный участок, предназначенный для размещения и эксплуатации производственных помещений.
«Законодательно установленные коэффициенты, используемые для расчета аренды муниципальной земли и размера кадастровой стоимости в целях налогообложения, учитывают исключительно данные ГКН, — говорит Тимофей Ермак. — Естественно, что правообладатель таких наделов невольно получает существенную экономию на своих расходах. Ведь стоимость аренды земли промышленного назначения многократно ниже стоимости аренды земли под размещение офисных зданий. Отсюда вытекают колоссальные потери государства в виде недополученных налогов, которые получил бы бюджет в случае реального отражения данных в ГКН».
Эксперты уверены, что большинство правообладателей такой земли не торопятся изменять вид разрешенного использования, делая это только в случае самой крайней необходимости. Известны случаи, когда предприниматели после строительства офисных зданий (или реконструкции заводов в бизнес-центры) при оформлении земельных отношений или при затребовании дополнительного выделения земель сознательно умалчивают о более прибыльном использовании земельного участка или прямо указывают в документах, что земля будет использоваться в «технологических целях производства».
Согласно законодательству, при оформлении земельных правоотношений новым собственником производственных строений фактическое использование объектов никто не проверяет. Собственник вправе использовать свое имущество любым незапрещенным законом способом, а правовой статус помещений и земли (несмотря на то, что это неразрывно связанные объекты) учитывается и фиксируется по-разному. Изменение статуса строений не влечет автоматического изменения статуса земель. «Более того, все расходы по изменению вида разрешенного использования и по организации всех процедур ложатся на плечи предпринимателя, — считает Тимофей Ермак. — Но это только полбеды. Нельзя забывать о сложной и многоэтапной процедуре изменения статуса земли, закрепленной в градостроительных нормах. В большинстве случаев этот процесс невозможно осуществить без проведения публичных слушаний, что усугубляется тем, что организацией таких слушаний должны заниматься соответствующие чиновники из органов муниципальной власти. При этом может появиться еще один барьер — коррупционный. Привычка чиновников «зарабатывать» на проблемах бизнеса всегда была сильна.
www.magaspravo.ru
Порядок определения кадастровой стоимости земельного участка
Порядок определения кадастровой стоимости регламентирован действующим законодательством достаточно подробно, и его суть сводится к следующему.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают решение о проведении государственной кадастровой оценки земельных участков, которая должна проводиться не реже одного раза в 5 лет.
Управление Росреестра в соответствующем субъекте Российской Федерации готовит списки (перечни) всех земельных участков, находящихся на территории субъекта и подлежащих кадастровой оценке.
После составления списков (перечней) земельных участков производится собственно их кадастровая оценка.
В основе кадастровой оценки земельных участков лежит принцип их классификации по целевому назначению и виду функционального использования.
Все земельные участки в составе земель населенных пунктов в соответствии с действующим законодательством разделены на 17 видов разрешенного использования.
В составе населенного пункта все земли делятся на административно-территориальные единицы (для Москвы – это административные округа), а в составе таких единиц выделяются соответствующие кадастровые кварталы в зависимости от размеров и специфики соответствующей территориальной единицы (например, в Центральном административном округе г. Москвы выделено 305 кадастровых кварталов).
Единицей измерения, к которой привязано определение кадастровой стоимости каждого конкретного участка, является удельный показатель кадастровой стоимости 1 квадратного метра.
Данный показатель определяется для каждого кадастрового квартала в разрезе каждого конкретного вида разрешенного использования. То есть, применительно к землям населенных пунктов, удельная кадастровая стоимость определяется для 17 допустимых видов разрешенного использования применительно к каждому кадастровому кварталу.
Кадастровая стоимость конкретного земельного участка устанавливается путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденной для данного вида разрешенного использования земельных участков применительно к кадастровому кварталу, в котором расположен участок, на его площадь.
При этом, если земельному участку установлено несколько видов разрешенного использования, то для определения его кадастровой стоимости выбирается тот удельный показатель, значение которого больше.
Из изложенного выше следует, что основными факторами, влияющими на кадастровую стоимость конкретного земельного участка, являются:
- его вид разрешенного использования, определенный в установленном законом порядке;
- размер удельного показателя кадастровой стоимости, определенного для конкретного вида разрешенного использования применительно к кадастровому кварталу.
Вид разрешенного использования земельного участка устанавливается актами органов государственной власти, местного самоуправления (распоряжения о предоставлении земель¸ договоры аренды и купли-продажи, акты выбора земельного участка и др.). Вместе с тем, отнесение земельного участка указанными актами к конкретному виду разрешенного использования подчинено следующим правилам.
В случае если на земельном участке существуют возведенные в установленном порядке объекты недвижимости, то разрешенное использование Земельного участка должно соответствовать функциональному назначению данного объекта.
Функциональное назначение объекта в свою очередь определяется записью в документах технической инвентаризации и должно соответствовать назначению, которое указывалось при вводе объекта в эксплуатацию.
Так, например, если на земельном участке расположено здание, в техническом паспорте которого указано функциональное назначение «Офис», то участок будет отнесен к группе № 7 — Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
При этом, если на земельном участке одновременно находятся офисные и производственные объекты, то участку может быть установлено одновременно два вида разрешенного использования: «для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения», и «для размещения производственных и административных зданий».
В случае если земельный участок не застроен, ему может быть установлен любой из 17 предусмотренных видов разрешенного использования при условии соблюдения требований градостроительных и санитарно-защитных норм и правил. Например, если вновь формируемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне, то вид разрешенного использования «для жилищного строительства» ему установлен быть не может.
Необходимо отметить, что после принятия Правил землепользования и застройки (которые приняты в ряде городов, в том числе в Санкт-Петербурге и Сочи, и должны быть приняты по всей стране не позднее 01.01.2013), правила определения вида разрешенного использования по незастроенным земельным участкам несколько изменяться.
Определение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков осуществляется в следующем порядке:
- субъектом Федерации принимается решение о проведении кадастровой оценки земель. Кадастровая оценка должна носить всеобщий характер, то есть оценке подлежат все земельные участки на территории субъекта Федерации;
- территориальным органом Росреестра по соответствующему субъекту Федерации составляются списки земельных участков, подлежащих оценке, в котором отражаются такие его характеристики, как место расположения, площадь, наличие на участке объектов недвижимости и их назначение;
- привлекаемая Росреестром оценочная организация определяет удельный показатель кадастровой стоимости в отношении каждого квартала и в разрезе каждого из допустимых видов разрешенного использования на основании информации о среднерыночной стоимости земельных участков соответствующего вида использования в конкретном квартале, а также на основании средних рыночных показателей стоимости объектов недвижимого имущества, расположенных на участках. Иными словами, удельный показатель кадастровой стоимости в силу действующего законодательства позиционируется как усредненный показатель рыночной стоимости 1 кв.м. земельного участка с конкретным видом разрешенного использования.
- результаты кадастровой оценки земель утверждаются нормативным актом субъекта Федерации;
- после утверждения результатов кадастровой оценки соответствующие сведения в отношении каждого земельного участка вносятся в систему кадастрового учета.
Как отмечалось выше, кадастровая оценка земель должна проводиться не реже одного раза в 5 лет. Последняя кадастровая оценка проводилась в городе Москве в 2007г. В этой связи, новая кадастровая оценка в г. Москве должна завершиться не позднее конца 2012 года. При этом, учитывая особую значимость московских земель, можно предположить, что новые удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков города будет определены в размере, существенно превышающем нынешние показатели.
Вы можете заказать предварительную консультацию по телефону 8 (926) 404-03-28
Или воспользоваться формой обратной связи.
Мы будем рады помочь Вам в решении любых возникающих вопросов.
gradmoscow.ru