Как привлечь заявителей в мфц – ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ЗАЯВИТЕЛЕЙ В МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НА 2016 ГОД, Распоряжение Правительства Амурской области от 11 апреля 2016 года №35-р

Как улучшить работу МФЦ? | Органы власти | Обсуждения

В Липецкой области многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) создаются на протяжении нескольких лет. Сегодня такие центры уже действуют в каждом городе и районе нашего региона, даже в отдаленных населенных пунктах (более подробная информация на портале http://umfc48.ru). 

Цель, которую мы поставили перед собой — повышение качества жизни населения через оптимизацию предоставления государственных и муниципальных услуг. Создавая МФЦ, мы шли навстречу запросам жителей нашей области.

Сейчас в МФЦ услуги предоставляются по принципу «одного окна» и с учетом соблюдения необходимого стандарта комфортности. Начата полномасштабная работа по ребрендингу многофункциональных центров и внедрению единого фирменного стиля, в результате чего все МФЦ в Российской Федерации преобразуются в центры предоставления услуг «Мои документы». Но изменяя название, необходимо наполнить работу центров новым содержанием. Многое уже сделано, но мы не хотим останавливаться на достигнутом.

Нам нужны ваши креативные идеи, конструктивные предложения и инновационные решения! Наиболее интересные и полезные из них будут реализованы в центрах «Мои документы».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

23 декабря в Администрации Липецкой области состоялась рабочая встреча участников «Портала неравнодушных», в рамках которой, авторам наиболее популярных идей были вручены благодарственные письма. По итогам встречи были выбраны наиболее популярные предложения и разработан план их реализации.

Лучшие предложения:

•Установить на основных дорогах Липецкой области указатели расстояния до МФЦ.

•Организовать переговорные комнаты (в процессе ребрендинга).

•Организовать «дни открытых дверей» органов власти и организаций, где любой посетитель сможет безвозмездно получить юридическую помощь непосредственно от специалистов вышеуказанных служб.

•Организовать кафетерий, где можно было провести время ожидания для получения услуги.

•Установить дополнительные платежные терминалы в всех МФЦ.

•Вручать памятные сувениры посетителям, оформившим предварительную запись в  МФЦ, а также проведения различных лотерей с символикой нового бренда «Мои документы».

•Организовать работу ячеек камер хранения для посетителей МФЦ.

•Предусмотреть выделение комнаты матери и ребенка.

•Внедрение в отделах МФЦ анонимного анкетирования заявителей.

•Внедрение платных услуг курьерской службы для заявителей.

•Оборудование парковочных мест для велосипедов.

•Использовать на объявлениях в МФЦ для слабовидящих шрифт Брайля.

•Организация уголка первой медицинской помощи.

•Внедрение на сайте УФМЦ образцов документов по жизненным ситуациям.

•Переименовать остановки общественного транспорта по названию рядом расположенного МФЦ.

•Внедрить проведение экскурсий в отделах и филиалах ОБУ «УМФЦ Липецкой области» для школьников, студентов а также заявителей, впервые обратившихся за услугой.

• Размещение в городских отделах и филиале г. Липецка терминалов пополнения транспортных карт.

•Обязать сотрудника МФЦ  предлагать заявителю оценивать его работу с помощью пульта оценки качества.

•Создание доски, на которой будут размещены фото лучших сотрудников  («Передовиков производства»).

•Организовать информационный стенд  с анонсами культурно-массовых мероприятий

 

План реализации предложений:

•Предложение использовать пульт оценки качества. Срок с 01.01.2015г.

•Проведение анонимного анкетирования. Срок с 01.01.2015г.

•Организация в МФЦ «дней открытых дверей» органов власти. Срок с 01.02.2015г.

•Вручение памятных сувениров посетителям МФЦ.  Срок с 01.02.2015г.

•Еженедельное определение «Передовика производства». Срок с 01.02.2015г.

•Размещение образцов документов на сайте УМФЦ. Срок до 01.02.2015г.

•Проведение экскурсий в МФЦ. Срок с 01.02.2015г.

•Организация парковок для велосипедов. Срок до 01.04.2015г.

•Оборудование стенда  с анонсами культурных мероприятий. Срок до 01.04.2015г.

•Организация ячеек камер хранения для посетителей МФЦ.  Срок до 01.04.2015г.

•Организация платных курьерских услуг. Срок с 01.04.2015г.

•Организация уголка первой медицинской помощи. Срок до 01.04.2015г.

•Организация кафетерия в МФЦ.  Срок до 31.12.2015г.

•Оборудование объявления в МФЦ шрифтом Брайля.  Срок до 31.12.2015г.

•Установка дополнительных платежных терминалов.  Срок до 31.12.2015г.

•Оборудование переговорных комнат.  Срок до 31.12.2015г.

•Установка указателей расстояния до МФЦ. Срок до 31.12.2015г.

•Организация уголка матери и ребенка. Срок до 31.12.2015г.

•Переименование остановок общественного транспорта. Срок до 31.12.2015г.

•Установка терминалов для транспортных карт. Срок до 31.12.2015г.

Моих предложений 0

М Матушкина Татьяна 6 февраля 2015 , 22:08

отличный сайт umfc48.ru/, но — предварительная запись — прием сделок — караулю месяц( появляются талоны уже занятые, так понимаю записаться не реально, смысл тогда электронной записи?

3+ Горазеев Николай Владимирович 16 января 2015 , 14:59

Предлагаю организовать в интернете возможность получить справочную информацию по деятельности каждого МФЦ, прием заявлений, получение информации по движению документов, запись в очередь с указанием даты и времени приема.

6+ Р Рязанцев Алексей 16 января 2015 , 10:08

Самое главное МФЦ толком (а местами и вовсе) не работает через интернет! Зайдите например на сайт МФЦ города Чаплыгина. Нельзя обратиться и получить услугу через интернет. И сотрудники МФЦ не могут ни с кем связаться, переслать документы. Вроде бы 21 век, а все по старому.

6+ беляев николай 7 января 2015 , 18:54

провести анкетирование среди сотрудников мфц об улучшении их работы и их идеи по улучшению обслуживания

4+ Т Требунских Сергей Михайлович 24 декабря 2014 , 15:23

В соответствии с федеральным законом от 27.07.2010г. №21-ФЗ органы предоставляющие государственные и муниципальные услуги не в праве требовать от заявителя представления документов и информаций, которые находятся в распоряжении государственных органах, ОМСУ, за исключением документов личного хранения, список которых определен данным законом. Вместе с тем в ряде административных регламентов и приказов этот порядок не соблюдается — предусмотрено требование представление заявителем справок из государственных органов, например из органа гос. службы занятости населения о невыплате пособия по безработице. Кроме того законодательство допускает возможность представление таких документов лично. И как следствие у заявителей складывается мнение, что с них требуют много документов. В связи с этим органам принимающим нормативные акты по регламентации представления услуг надо исключить «двоякое» толкование.

4+ К Ковыршин Юрий Александрович 24 декабря 2014 , 12:10

В настоящее время, МФЦ играет роль скорее не «одного окна», а «одного адреса», где под одной крышей происходит работа с обращениями граждан от разных учреждений.Когда требуется получение одного документа, здесь всё логично: сходил — получил. Но когда требуется решить один вопрос, но который требует сбора нескольких документов, то принцип «одного окна» исчезает, т.к. гражданину приходится решая один вопрос, приезжать в МФЦ несколько раз, бегать между разными окнами и т.д. только для того, чтобы получить бумаги от одной организации и передать их в окно другой организации. Например, процедура оформления земли под ИЖС требует (пишу по памяти) порядка 7 действий, из них раз 5 нужно побывать в МФЦ, чтобы получить и передать документы.Решение: Разработать «пакетный» принцип оказания сложных услуг, требующих несколько действий по процедуре, чтобы учреждения используя определённые алгоритмы действовали между собой сами, и заявитель не выполнял роль курьера. Т.е. в примере с получением земли под ИЖС: сдал заявление и требуемые документы — получил договор аренды земли (или св-во собственности)и разрешение на строительство. Этот принцип действует во многих странах мира. Я его, например, наблюдал, в США в мэрии одного из городов шт.Вашингтон. Гражданин сдал заявление и через месяц получил необходимые документы на земельный участок и дом. У нас, если сильно повезёт вопрос решается минимум полгода, а на практике — гораздо дольше…

3+ К Ковыршин Юрий Александрович 24 декабря 2014 , 12:08

Проблема: При сдаче документов в МФЦ (Липецкого района)мне сказали перезвонить и уточнить когда будут готовы документы. По многоканальному телефону я пытался дозвониться в течение двух часов — всё безрезультатно — при наборе номера окна просто сбрасывали трубку. Как я понимаю, специалист или работает с гражданами или просто не хочет обременять себя ещё и телефонной консультацией. С такой ситуацией я, к сожалению, сталкиваюсь уже не первый раз — дозвониться в окна МФЦ невозможно.Решение: необходимо создать Call-центр, где операторы будут работать только с телефонными звонками, у них должна быть компьютерное обеспечение, позволяющее по проблеме, номеру окна, дате и номеру обращения давать необходимую информацию. Физические параметры можно рассчитать исходя из нагрузки МФЦ.

4+ Б Булавин Роман Владимирович 11 декабря 2014 , 22:51

А мое предложение такое: отключите свое радио в МФЦ, либо смените репертуар. Атмосфера такая, как в августе 91, когда крутили «Лебединое озеро». Аж жуть берет.

7+ Б Булавин Роман Владимирович 11 декабря 2014 , 21:22

Система МФЦ должна быть Федеральной структурой — единой на всей территории страны. И в скором времени, я считаю, мы придем к этому. А пока наблюдаем только соревнование между регионами (как в детском саду — а у меня игрушка лучше). А в итоге этого соревнования получаем только не продуманное и не дальновидное расходование денежных средств.

7+ М Малявина Ольга Александровна 11 декабря 2014 , 11:34

Предлагаю создать социальный маршрут общественного транспорта к МФЦ.Разместить рекламу о МФЦ на автобусах.В многофункциональных центра г.Липецка разместить терминалы для пополнения счета транспортной карты.Чтобы сэкономить время заявителя и работника МФЦ на сайте Уполномоченного МФЦ разместить образцы бланков для самостоятельно заполнения заявителем.

6+ Г Глазунова Светлана Николаевна 11 декабря 2014 , 11:15

Для удобства граждан, которые привыкли пользоваться велосипедом, предлагаю оборудовать велопарковку. Также предлагаю организовать для сотрудников МФЦ доску почета.

8+ К Кладова Алина 11 декабря 2014 , 10:58

Для повышения грамотности населения в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг проводить экскурсии по МФЦ для школьников, студентов, учащихся техникумов и колледжей.

6+ С Савенкова Наталья Владимировна 10 декабря 2014 , 20:41

Во всех центрах «Мои Документы» необходимо разместить современное специализированное оборудование для людей с особыми потребностями. Перед зданиями центров разместить тактильно-визуальную разметку, а при входе в помещение расположить тактильные мнемосхемы с дублирующейся информацией, выполненной шрифтом Брайля.

6+

narodportal.ru

Основные проблемы организации и предоставления услуг через МФЦ

Несмотря на распространенную практику создания и развития МФЦ на территории Российской Федерации, на сегодняшний день одной из ключевых проблем остается низкое качество предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ .  Трудности возникают, как в организации работы самих МФЦ, так и у граждан при их обращении за услугами. 

Среди наиболее распространенных проблем, касающихся непосредственно работы МФЦ, можно выделить: недостаточную проработанность нормативно-правовой базы (имеется в виду —  отсутствие как законодательного, так и отработанного договорного механизмов создания,  эксплуатации и финансирования МФЦ; необходимость разработки и (или) доработки  административных регламентов), низкую квалификацию персонала, не говоря уже о большой «текучке» кадров, сложности в организации взаимодействия с другими органами власти и организациями.

Основным критерием эффективности работы МФЦ является уровень удовлетворённости  граждан, пользующихся услугами МФЦ.  Как показывает большинство проведенных опросов основными сложностями, с которыми сталкивается заявитель при обращении в МФЦ является:

  • долгое ожидание в очереди.

Посетители МФЦ жалуются на нарушение установленного срока. При хорошо организованной работе предполагается, что время ожидания в очередях многофункциональных центрах в среднем не составит более, чем15 минут;

  • необоснованное привлечение заявителей к сбору документов, избыточное количество используемых бумажных форм документов при установлении, оформлении или подтверждении прав заявителей на получение государственной или муниципальной услуги.

 Суть состоит в том, что для оказания той или иной услуги заявитель должен предоставить в орган власти пакет документов, сформированный на основе различного рода сведений (справок, выписок и т.п.)  Количество документов, включаемых в состав данного комплекта может исчисляться десятками в зависимости от вида государственной или муниципальной услуги. Зачастую заявитель сталкивается с практикой, что орган власти самостоятельно без регламентирующих норм определяет условия и порядок предоставления услуг. При этом представляется затруднительным установить количество документов, используемых в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг;

  • решение задач межведомственного (внутриведомственного) взаимодействия должностных лиц, принимающих участие в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг, за счет заявителей.

Возникновение подобного рода ситуаций объясняется недостаточно эффективным межведомственным информационным обменом, при котором  заявитель вынужден самостоятельно осуществлять сбор документов в государственных, муниципальных органах и организациях, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг;

  • низкая внутриведомственная согласованность органов власти и подведомственных им организаций при предоставлении услуг заявителям.

Заявитель зачастую выступает передаточным звеном приема-передачи документов между структурными подразделениями (должностными лицами) внутри одного и того же органа (организации) как территориально удаленными, так и расположенными по одному адресу;

  • наличие сложных консолидированных услуг, которые можно рассмотреть как совокупность отдельных, относительно независимых друг от друга простых (элементарных) услуг, предоставляемых разными органами и (или) организациями, за которыми заявитель так же должен обратиться.

Данное обстоятельство в свою очередь приводит  к увеличению сроков подготовки конечных документов для заявителей с целью получения результата по первоначальной услуге.

Вышеперечисленные проблемы взаимосвязаны, поэтому их полное решение возможно только посредством реализации комплекса организационных, информационных, нормативно-методических и технических мероприятий, которые должны быть предусмотрены при предоставлении по принципу «одного окна» и направлены на обеспечение экономической эффективности,  с нескольких позиций:

— во — первых, затраты по проекту должны быть минимальными;

— во -вторых, реализация проекта должна приводить к снижению стоимости и, в тоже время, к повышению эффективности предоставления государственных услуг;

— в — третьих, создаваемый МФЦ, обладая ценными информационными ресурсами и набором самых современных технологических решений должен в перспективе выходить на самоокупаемость за счет оказания дополнительных информационных услуг.

30 мая 2013г.

xn--80aale8abnoc2b.xn--p1ai

КАК УЛУЧШИТЬ РАБОТУ МФЦ?

МФЦ в Ленинградской области постоянно развиваются. Сегодня, например, многофункциональные центры Выборгского района предоставляют гражданам более 350 услуг различных организаций. А это означает, что практически в любой жизненной ситуации можно оформить необходимые справки и выписки в «едином окне».

Как сообщила директор МФЦ «Выборгский» Ирина КОСЯКОВА, за последнее время в центрах нашего района «Мои документы» добавились услуги по приему документов для исчисления уплаты страховых взносов Фонда социального страхования, по приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг, услуги Роспотребнадзора. В ближайшее время будет расширен перечень муниципальных услуг, добавится лицензирование фармацевтической деятельности, услуги комитета по здравоохранению.

Наша газета уже сообщала о том, что с 1 ноября за услугами социальной защиты людям следует обращаться в МФЦ. На вопрос о том, повлияло ли это на работу центра, Ирина Косякова ответила:

Услуги соцзащиты начали предоставляться в МФЦ Выборгского района еще с начала открытия филиалов и отделов. Постепенно их перечень расширялся. Сегодня он насчитывает 93 наименования. С августа началось перераспределение основного потока заявителей в многофункциональные центры. Выборгский район вошел в 3 этап плана-графика по организации приема заявителей в органах соцзащиты. Начало реализации этапа было перенесено с 1 ноября на 1 декабря 2017 года. Таким образом, только с декабря комитет соцзащиты сократит время приема граждан до 4 часов в неделю. Однако пометителям это не должно причинить какие-либо неудобства, ведь все пособия они смогут оформить в любое время через МФЦ по принципу «одного окна». Обработку документов все также будет осуществлять соцзащита, а МФЦ будет вести прием документов и их передачу в ведомство. 

Ирина Косякова сообщила, что в ноябре был увеличен штат МФЦ:

–  Филиал «Выборгский» был открыт в 2014 году, многие центры – в 2015. Конечно, с течением времени изменились условия работы, значительно выросло количество предоставляемых услуг и ведомств, с которыми сотрудничает МФЦ. Статистика показывает и рост востребованности МФЦ у населения. Именно поэтому увеличение штатной численности работников учреждения – это объективное следствие, которое будет способствовать предоставлению услуг с комфортом для заявителей.

Всего же, как сообщили в комитете экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, с ноября по всему региону штат сотрудников МФЦ планируется увеличить на 400 человек. Новые специалисты будут привлечены к оказанию наиболее востребованных государственных и муниципальных услуг. Эта мера необходима для того, чтобы не допустить увеличения времени ожидания клиентов службы «одного окна» в электронной очереди. 

Число клиентов службы «одного окна» в области растет. И это, безусловно, позитивный фактор. Но количество обслуживаемых не должно сказываться на качестве, – подчеркнул заместитель председателя правительства Ленинградской области Дмитрий ЯЛОВ.

Кроме того, как отметили в комитете экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, в последние месяцы в многофункциональных центрах 47 региона была проделана значительная работа по разработке стратегии развития до 2020 года. В настоящий момент запущена процедура общественного обсуждения проекта данного документа.

Внести вклад в усовершенствование системы предоставления посредством МФЦ Ленинградской области государственных и муниципальных услуг теперь может каждый житель нашего региона. С проектом стратегии можно ознакомиться в любом МФЦ на стойке информации или на официальном сайте учреждения www.mfc47.ru в разделе МФЦ/Стратегия. Направить свои предложения в стратегию заявители могут в срок до 30 ноября 2017 года на почту [email protected].

Зоя Токарева

gazetavyborg.ru

Оптимизация работы многофункциональных центров

Цель написания данной статьи – разработка предложений по оптимизации работы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, в частности – в Воронеже и Воронежской области. Актуальность определяется недостаточной пропускной способностью «окон» МФЦ, приводящей к излишнему времени ожидания подачи заявки на оказание услуги.

Но для начала определим, что мы понимаем под многофункциональным центром (МФЦ). Под многофункциональным центром понимается единое место приема, регистрации и выдачи необходимых документов гражданам и юридическим лицам при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

При этом предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» означает предоставление государственной или муниципальной услуги после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом. Взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.

Основными задачами МФЦ являются:

— ведение личного приема заявителей и формирование заявлений в присутствии заявителей на получение государственных услуг по принципу «одного окна»;

— отслеживание хода предоставления государственных услуг в ответственных исполнительных органах государственной власти и информирование заявителей по их запросам об этапах оказания государственных услуг;

— организация получения результатов государственных услуг из ответственных исполнительных органов государственной власти и выдача готовых результатов заявителям.

Отметим, что обозначенные задачи МФЦ выполняются. Человек, обращаясь в МФЦ, экономит своё время за счёт получения возможности получить требуемую информацию и докуметы из разных служб в одном месте. Однако, здесь же кроется и основной недостаток в работе МФЦ.

В настоящее время процедуры оформления документов по различным вопросам жизнедеятельности довольно сложны, особенно в части предварительного сбора пакета документов, необходимых для начала оформления итогового документа (проводя аналогии с производством этот отрезок времени можно назвать подготовительным временем). Довольно часто бывает, что к тому моменту, когда подходит время человека обращаться к специалисту МФЦ оказывается, что не хватает какого-либо документа либо даному лицу невозможно оказать запрашиваемую им услугу (временно или в принципе).

При таком развитии ситуации наблюдается значительное повышение нервного напряжения как у посетителей, так и у работников МФЦ, что негативно сказывается на пропускной способности «окон». Также необходимо отметить недостаток существующей на данный момент системы единой электронной очереди, которая позволяет распределить места только на текущий день и не даёт возможности предварительной записи на определённую дату и время.

Наблюдения за окнами МФЦ «Пенсионный фонд» (окна 6-7), проведённые в течение 14-21 июня 2011 года, показали, что на обслуживание одного посетителя в среднем тратится 5-7 минут при дневном потоке посетителей, колеблющемся в пределах 45-70 человек.

В сочетании с имеющейся системой электронной очереди и широким возрастным разбросом посетителей данных окон получаем дополнительные временные задержки, связанные с отказом посетителей от ожидания своей очереди при сохранении в памяти компьютерной системы номера талона очереди.

Кроме того, за исследуемый промежуток времени трижды отмечались разрывы интернет-соединения, что приводило к невозможности полноценного выполнения операций окном либо к временному закрытию окна при одновременном соблюдении графика перерывов.

В связи с вышеобозначенными негативными моментами для их нейтрализации предлагаются следующие основные меры:

— обеспечение сбора документов за заявителей, посредством взаимодействия с исполнительными органами государственной власти и иными организациями, осуществляющими подготовку соответствующих документов и сведений по предметам ведения;

— формирование полного пакета документов и сведений в электронном виде и их передача вместе с заявлением заявителя в исполнительный орган государственной власти, ответственный за принятие решения о предоставлении государственной услуги;

— установка дополнительного считывающего терминала на выходе из здания МФЦ с целью устранения из памяти системы электронной очереди номеров посетителей, не желающих ожидать;

— обеспечение дублирующих каналов связи рабочих мест МФЦ и серверов;

— внедрение возможности предварительной записи на определённый день и время;

— внедрение возможности переноса уже запланированного визита на другое время с соответствующей сменой номера очереди;

— изучение статистики посещений окон в годовом периоде и соответствующее увеличение числа операторов определённых категорий в условленное время.

Проведение данных мероприятий в рамках работы МФЦ позволит устранить обозначенные недостатки и недопустить их появление в будущем, ускорить процесс оформления документов, а также ускорит процессы согласования данных различных государственных служб.

mirznanii.com

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ЗАЯВИТЕЛЕЙ В МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НА 2016 ГОД, Распоряжение Правительства Амурской области от 11 апреля 2016 года №35-р

1. Утвердить прилагаемый План мероприятий по привлечению заявителей в многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг на 2016 год (далее — План).

2. Исполнительным органам государственной власти Амурской области, осуществляющим предоставление государственных услуг, обеспечить реализацию Плана.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Амурской области принять участие в реализации Плана.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя председателя Правительства Амурской области М.В.Дедюшко.






Утвержден
распоряжением
Правительства
Амурской области
от 11 апреля 2016 года N 35-р

N п/п

Мероприятие

Результат

Срок реализации

Ответственный исполнитель

1

2

3

4

5

1.

Расширение перечня государственных и муниципальных услуг, предоставление которых организуется по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах Амурской области

1.1.

Подготовка предложений по расширению перечня государственных услуг, предоставление которых организуется по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, расположенных на территории Амурской области (далее — МФЦ)

Предложения по расширению государственных услуг, предоставление которых организуется по принципу «одного окна» в МФЦ

1 мая 2016 года

Исполнительные органы государственной власти области, осуществляющие предоставление государственных услуг

1.2.

Подготовка предложений по расширению перечня муниципальных услуг, предоставление которых организуется по принципу «одного окна» в МФЦ

Предложения по расширению муниципальных услуг, предоставление которых организуется по принципу «одного окна» в МФЦ

1 мая 2016 года

Органы местного самоуправления муниципальных образований области (по согласованию)

1.3.

Внесение изменений в административные регламенты по предоставлению государственных услуг, предусматривающих организацию предоставления государственной услуги по принципу «одного окна» в МФЦ

Актуализированные административные регламенты по предоставлению государственных услуг

1 июня 2016 года

Исполнительные органы государственной власти области, осуществляющие предоставление государственных услуг

1.4.

Внесение изменений в административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг, предусматривающих организацию предоставления муниципальной услуги по принципу «одного окна» в МФЦ

Актуализированные административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг

1 июня 2016 года

Органы местного самоуправления муниципальных образований области (по согласованию)

1.5.

Заключение соглашений (дополнительных соглашений) о взаимодействии с государственным автономным учреждением Амурской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Амурской области» (далее — ГАУ «МФЦ»)

Заключенные соглашения (дополнительные соглашения) о взаимодействии

1 июля 2016 года

Исполнительные органы государственной власти области, осуществляющие предоставление государственных услуг, органы местного самоуправления муниципальных образований области (по согласованию), ГАУ «МФЦ»

1.6.

Внесение изменений в перечень государственных услуг, предоставление которых организуется по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, расположенных на территории Амурской области, и в рекомендуемый перечень муниципальных услуг, предоставление которых организуется по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, расположенных на территории области, утвержденные постановлением Правительства Амурской области от 26 апреля 2013 г. N 197

Внесение изменений в постановление Правительства области от 26 апреля 2013 г. N 197 «О государственных и муниципальных услугах, предоставление которых организуется по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, расположенных на территории Амурской области»

1 июля 2016 года

Управление информатизации области

1.7.

Разработка и принятие муниципальных правовых актов, направленных на расширение предоставления муниципальных услуг по принципу «одного окна», а также утверждение расширенного перечня муниципальных услуг, предоставление которых организуется по принципу «одного окна»

Муниципальные правовые акты

1 июля 2016 года

Органы местного самоуправления муниципальных образований области (по согласованию)

2.

Совершенствование механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ

2.1.

Обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ по жизненным ситуациям в соответствии с Перечнем государственных и муниципальных услуг по жизненным ситуациям, утвержденным решением комиссии по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Амурской области (протокол от 29 декабря 2015 г. N 20)

Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ по жизненным ситуациям

В течение года

ГАУ «МФЦ»

2.2.

Обеспечение предоставления государственных услуг по месту пребывания заявителя

Предоставление государственных услуг по месту пребывания заявителя

1 июля 2016 года

ГАУ «МФЦ»

2.3.

Обеспечение предоставления муниципальных услуг по месту пребывания заявителя

Предоставление муниципальных услуг по месту пребывания заявителя

1 октября 2016 года

ГАУ «МФЦ»

2.4.

Разработка и утверждение технологических схем предоставления государственных услуг по принципу «одного окна» в МФЦ (по каждой государственной услуге, предоставление которой организуется по принципу «одного окна» в МФЦ)

Технологические схемы предоставления государственных услуг, утвержденные исполнительными органами государственной власти области, осуществляющими предоставление государственных услуг

1 июля 2016 года

Исполнительные органы государственной власти области, осуществляющие предоставление государственных услуг

2.5.

Разработка и утверждение технологических схем предоставления муниципальных услуг по принципу «одного окна» в МФЦ (по каждой муниципальной услуге)

Технологические схемы предоставления муниципальных услуг, утвержденные органами местного самоуправления муниципальных образований области

1 августа 2016 года

Органы местного самоуправления муниципальных образований области (по согласованию)

2.6.

Обеспечение автоматизации процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ с учетом внедрения технологических схем

Наполнение/доработка/модернизация автоматизированной информационной системы МФЦ с учетом информации, содержащейся в технологических схемах

1 октября 2016 года

ГАУ «МФЦ»

2.7.

Подключение автоматизированной информационной системы к электронным сервисам (видам сведений) в целях обеспечения взаимодействия МФЦ с исполнительными органами государственной власти области и органами местного самоуправления муниципальных образований области в электронном виде

Подключение информационных сервисов, обеспечивающих возможность электронного взаимодействия МФЦ с исполнительными органами государственной власти области, органами местного самоуправления муниципальных образований области

По мере необходимости

ГАУ «МФЦ»

3.

Повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг в МФЦ

3.1.

Назначение ответственных лиц за взаимодействие с ГАУ «МФЦ»

Назначение ответственных лиц в исполнительных органах государственной власти области, осуществляющих предоставление государственных услуг, и органах местного самоуправления муниципальных образований области

1 июня 2016 года

Исполнительные органы государственной власти области, осуществляющие предоставление государственных услуг, органы местного самоуправления муниципальных образований области (по согласованию)

3.2.

Проведение консультаций по вопросу предоставления государственных услуг для специалистов МФЦ по телефону в течение рабочего дня

Повышение уровня выполнения профессиональных обязанностей специалистами МФЦ

На постоянной основе

Исполнительные органы государственной власти области, осуществляющие предоставление государственных услуг

3.3.

Проведение консультаций по вопросу предоставления муниципальных услуг для специалистов МФЦ по телефону в течение рабочего дня

Повышение уровня выполнения профессиональных обязанностей специалистами МФЦ

На постоянной основе

Органы местного самоуправления муниципальных образований области (по согласованию)

3.4.

Определение лица из числа специалистов исполнительных органов государственной власти области для контроля за работой специалистов МФЦ при приеме документов на предоставление государственных услуг в МФЦ

Сокращение количества ошибок при формировании пакета документов

По отдельному графику

Исполнительные органы государственной власти области, осуществляющие предоставление государственных услуг

3.5.

Определение лица из числа специалистов органов местного самоуправления муниципальных образований области для контроля за работой специалистов МФЦ при приеме документов на предоставление муниципальных услуг в МФЦ

Сокращение количества ошибок при формировании пакета документов

По отдельному графику

Органы местного самоуправления муниципальных образований области (по согласованию)

3.6.

Разработка, согласование и утверждение плана-графика подготовки специалистов МФЦ по вопросам предоставления государственных услуг

План-график подготовки специалистов МФЦ

15 июля 2016 года

Исполнительные органы государственной власти области, осуществляющие предоставление государственных услуг, ГАУ «МФЦ»

3.7.

Разработка, согласование и утверждение плана-графика подготовки специалистов МФЦ по вопросам предоставления муниципальных услуг

План-график подготовки специалистов МФЦ

20 июля 2016 года

Органы местного самоуправления муниципальных образований области (по согласованию), ГАУ «МФЦ»

3.8.

Обеспечение возможности оценки гражданами качества полученных в МФЦ государственных и муниципальных услуг

Оценка деятельности специалистов МФЦ

На постоянной основе

ГАУ «МФЦ»

3.9.

Проведение контроля качества предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, в том числе проведение «контрольных закупок»

Оценка качества деятельности специалистов МФЦ при предоставлении услуг

На постоянной основе

Исполнительные органы государственной власти области, осуществляющие предоставление государственных услуг, органы местного самоуправления муниципальных образований области (по согласованию), ГАУ «МФЦ»

4.

Привлечение заявителей в МФЦ

4.1.

Информационное освещение деятельности МФЦ

Повышение уровня информированности населения области о работе МФЦ

На постоянной основе

ГАУ «МФЦ»

4.2.

Корректировка графика приема граждан в исполнительных органах государственной власти области, подведомственных им учреждениях (организациях), оказывающих государственные услуги, с целью перенаправления потока заявителей в МФЦ

Перенаправление потока заявителей в МФЦ

1 июня 2016 года

Министерство имущественных отношений области, министерство социальной защиты населения области, министерство культуры и архивного дела области, министерство внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства области, министерство транспорта и строительства области, министерство экономического развития области, министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности области, управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания области, управление записи актов гражданского состояния области, ГАУ «МФЦ»

4.3.

Корректировка графика приема граждан в органах местного самоуправления муниципальных образований области, оказывающих муниципальные услуги, с целью перенаправления потока заявителей в МФЦ

Перенаправление потока заявителей в МФЦ

15 июня 2016 года

Органы местного самоуправления муниципальных образований области (по согласованию), ГАУ «МФЦ»

4.4.

Доведение доли количества оказанных через МФЦ государственных услуг, предоставление которых организовано по принципу «одного окна» в МФЦ, до 10%

Перенаправление потока заявителей в МФЦ

1 октября 2016 года

Министерство имущественных отношений области, министерство социальной защиты населения области, министерство культуры и архивного дела области, министерство внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства области, министерство транспорта и строительства области, министерство экономического развития области, министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности области, управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания области, управление записи актов гражданского состояния области, ГАУ «МФЦ»

4.5.

Доведение доли количества оказанных через МФЦ муниципальных услуг, предоставление которых организовано по принципу «одного окна» в МФЦ, до 60%

Перенаправление потока заявителей в МФЦ

1 ноября 2016 года

Органы местного самоуправления муниципальных образований области (по согласованию), ГАУ «МФЦ»

4.6.

Оптимизация штатной численности исполнительных органов государственной власти области и подведомственных им учреждений (организаций) в связи с передачей оказываемых ими государственных услуг в МФЦ в полном объеме

Оптимизация штатной численности

1 ноября 2016 года

Министерство имущественных отношений области, министерство социальной защиты населения области, министерство культуры и архивного дела области, министерство внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства области, министерство транспорта и строительства области, министерство экономического развития области, министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности области, управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания области, управление записи актов гражданского состояния области

4.7.

Доведение доли количества оказанных через МФЦ государственных услуг, предоставление которых организовано по принципу «одного окна» в МФЦ, до 20%

Перенаправление потока заявителей в МФЦ

31 декабря 2016 года

Министерство имущественных отношений области, министерство социальной защиты населения области, министерство культуры и архивного дела области, министерство внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства области, министерство транспорта и строительства области, министерство экономического развития области, министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности области, управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания области, управление записи актов гражданского состояния области, ГАУ «МФЦ»

4.8.

Доведение доли количества оказанных через МФЦ муниципальных услуг, предоставление которых организовано по принципу «одного окна» в МФЦ, до 70%

Перенаправление потока заявителей в МФЦ

31 декабря 2016 года

Органы местного самоуправления муниципальных образований области (по согласованию), ГАУ «МФЦ»

5.

Информирование граждан о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в МФЦ

5.1.

Размещение баннера-ссылки на официальных сайтах в сети Интернет исполнительных органов государственной власти области, подведомственных им учреждений (организаций) с целью автоматического перехода на Интернет-сайт МФЦ

Размещение баннеров-ссылок на официальных сайтах

1 мая 2016 года

Исполнительные органы государственной власти области, осуществляющие предоставление государственных услуг

5.2.

Размещение баннера-ссылки на официальных сайтах в сети Интернет органов местного самоуправления муниципальных образований области и подведомственных им учреждений (организаций) с целью автоматического перехода на Интернет-сайт МФЦ

Размещение баннеров-ссылок на официальных сайтах

1 июня 2016 года

Органы местного самоуправления муниципальных образований области (по согласованию)

5.3.

Размещение в местах приема граждан, местах предоставления государственных услуг исполнительных органов государственной власти области, помещениях подведомственных им учреждений (организаций), осуществляющих предоставление государственных услуг, информационных стендов и демопанелей, плакатов и постеров, содержащих краткую информацию о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в МФЦ

Размещение информационных материалов о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в МФЦ

1 мая 2016 года

Исполнительные органы государственной власти области, осуществляющие предоставление государственных услуг

5.4.

Размещение в местах приема граждан, местах предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления муниципальных образований области, подведомственных им учреждений (организаций), осуществляющих предоставление муниципальных услуг, информационных стендов и демопанелей, плакатов и постеров, содержащих краткую информацию о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в МФЦ

Размещение информационных материалов о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в МФЦ

1 июня 2016 года

Органы местного самоуправления муниципальных образований области (по согласованию)

5.5.

Обеспечение проведения консультирования и информирования заявителей о возможности получения государственных и муниципальных услуг в МФЦ

Проведение разъяснений (консультаций) заявителям о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в МФЦ

На постоянной основе

Исполнительные органы государственной власти области, осуществляющие предоставление государственных услуг, органы местного самоуправления муниципальных образований области (по согласованию)

5.6.

Обеспечение размещения информационных материалов, видеороликов о возможности получения государственных и муниципальных услуг в МФЦ в средствах массовой информации

Размещение информационных материалов, видеороликов в средствах массовой информации

На постоянной основе

Исполнительные органы государственной власти области, осуществляющие предоставление государственных услуг, органы местного самоуправления муниципальных образований области (по согласованию), управление информатизации области, ГАУ «МФЦ»

5.7.

Проведение в школах области уроков, посвященных новым способам получения государственных и муниципальных услуг, в том числе в МФЦ, на едином портале государственных услуг (функций), портале государственных и муниципальных услуг области

Информирование обучающихся области о новых способах получения государственных и муниципальных услуг

На постоянной основе

Министерство образования и науки области, ГАУ «МФЦ»

docs.cntd.ru

новые возможности и новые сложности

(Мальцев И.) («ЭЖ-Юрист», 2011, N 40) Текст документа

МФЦ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И НОВЫЕ СЛОЖНОСТИ

И. МАЛЬЦЕВ

Игорь Мальцев, аспирант кафедры административного права УрГЮА, г. Екатеринбург.

Административная реформа в Российской Федерации привела к возникновению новых правовых институтов, таких как публичные услуги. Основным нововведением является возможность предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах. Должное правовое регулирование деятельности таких центров — залог успеха и эффективности реформирования отношений государства и личности.

Эволюция статуса

Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» стал очередным шагом в реализации административной реформы в Российской Федерации. Основное нововведение этого Закона — изменение правового статуса многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). В отличие от прежней дефиниции «многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг является государственным или муниципальным учреждением (в том числе автономным учреждением), созданным субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в целях организации централизованного предоставления государственных (муниципальных) услуг» <1>, согласно Закону N 210-ФЗ МФЦ — российская организация независимо от организационно-правовой формы, отвечающая требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу одного окна. ——————————— <1> Постановление Правительства РФ от 03.10.2009 N 796 «О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг».

Таким образом, эволюция правового статуса в рамках административной реформы выводит МФЦ из государственно-публичной сферы в частноправовую. На сегодняшний день подавляющее количество МФЦ являются государственными учреждениями, созданными министерствами экономического (социального) развития соответствующих субъектов РФ (их структурными подразделениями). Появление Закона N 210-ФЗ должно стать импульсом для создания МФЦ в иных организационно-правовых формах, а также внедрения в МФЦ технологий малого и среднего бизнеса, а равно и конкурентной среды между государством и коммерческими организациями <2>. ——————————— <2> Винницкий А. В. О необходимости законодательного закрепления института юридических лиц публичного права // Журнал российского права. 2011. N 5. С. 85.

Наряду с появлением новых возможностей неизбежно и появление новых вопросов, связанных с реализацией данного Закона и отсутствием достаточного нормативного регулирования в установленной сфере (преимущественно — подзаконных актов). Главным вопросом, без сомнения, является ответственность МФЦ. Приоритетом нормативного регулирования в данном направлении должно стать недопущение коррупции в случае создания МФЦ как коммерческой организации, деятельность которой будет направлена на систематическое получение прибыли <3>. ——————————— <3> Пункт 2 ст. 50 ГК РФ.

Регулированию многофункциональных центров посвящено всего четыре статьи. В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 16 Закона N 210-ФЗ при реализации своих функций в соответствии с соглашениями о взаимодействии многофункциональный центр обязан обеспечивать защиту информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом, а также соблюдать режим обработки и использования персональных данных. Таким образом, Законом презюмируется доступ МФЦ к любой ограниченной в доступе информации. Статья 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает ограничение доступа к информации, в случае если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую, налоговую, банковскую, врачебную или иную охраняемую законом тайну, а также персональные данные. Разумеется, предоставление государственных и муниципальных услуг заявителям неразрывно связано с обработкой и использованием персональных данных. При условии, если заявителем является юридическое лицо, МФЦ получает доступ к производственной и коммерческой тайне. Нормы, содержащие обязанность МФЦ обеспечивать защиту информации, являются регулятивными и не содержат положений о его ответственности. В ряде случаев, когда речь идет о доступе к государственной тайне, помимо ответственности самого МФЦ следовало бы указывать персональную ответственность лица, получившего доступ к охраняемым законом сведениям. Это свидетельствует о необходимости проведения внутренних мероприятий МФЦ, связанных с оформлением доступа того или иного лица к вышеуказанным сведениям, а равно предупреждении этого лица об ответственности в случае их разглашения <4>. ——————————— <4> Червяковский А. В. Проблемы законодательного обеспечения доступа к информации о деятельности органов государственной власти // Информационное право. 2011. N 1. С. 8.

Заявитель и МФЦ

Вопрос ответственности МФЦ неразрывно связан с контролем его деятельности. Если заявитель обращается в государственный орган о предоставлении ему той или иной услуги напрямую, он обладает правами, установленными ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». С одной стороны, в случае, когда заявитель обращается в МФЦ, действие указанного Закона не распространяется на МФЦ (так как это не государственный орган и не орган местного самоуправления), а с другой — принцип одного окна делает взаимоотношение заявителя и государственного, муниципального органа нецелесообразным, так как МФЦ является посредником между ними. Так, предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется без участия заявителя (ч. 1 ст. 15 Закона N 210-ФЗ). Заявитель не сможет подать жалобу (как вид обращения гражданина РФ) непосредственно на МФЦ. В случае подачи жалобы на государственный (муниципальный) орган через МФЦ орган вправе не рассматривать такое обращение, так как МФЦ не является субъектом подачи обращения. Поэтому в случае ошибки, допущенной МФЦ или государственным (муниципальным) органом, заявителю будет непросто установить, по чьей вине предоставление государственной (муниципальной) услуги не представляется возможным или существенно усложнено (нарушение сроков предоставления услуги). Трудности вызывает соотношение административных регламентов предоставления государственных (муниципальных) услуг с государственными (муниципальными) органами, заявителями и местом МФЦ в подобных правоотношениях. Остается неясность в правовом статусе МФЦ по отношению к заявителю, следовательно, во взаимодействии МФЦ и государственного (муниципального) органа. Так, к МФЦ можно применить понятие «заявитель», закрепленное в п. 3 ст. 2 Закона N 210-ФЗ, — физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме. Осложняет положение отсутствие в МФЦ должностных лиц: требования к сотрудникам МФЦ определяются его регламентом (внутренними локальными актами). Как известно, коррупцией является злоупотребление служебным положением, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера <5>. Сотрудникам МФЦ (созданных в организационно-правовой форме, отличной от государственного или муниципального учреждения) нельзя будет инкриминировать получение взятки, так как должностными лицами, в соответствии с УК РФ, признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях. Привлечь к уголовной ответственности сотрудника МФЦ можно будет за коммерческий подкуп (ч. 3 ст. 204 УК РФ), но санкция по статье заметно уступает составу «получение взятки». ——————————— <5> Подпункт «а» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Таким образом, в целях предотвращения коррупционных проявлений необходима проработка правового статуса сотрудника МФЦ. На сегодняшний день вопрос их ответственности устанавливается лишь ТК РФ, а также регламентом МФЦ (внутренними локальными актами).

МФЦ и госорганы

Взаимоотношение МФЦ и органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, также нуждается в детальном обсуждении. Предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется на основании соглашений о взаимодействии (ч. 1 ст. 18 Закона N 210-ФЗ). К сожалению, Законом не установлена обязанность органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, заключать подобные соглашения. Думается, после появления возможности создавать МФЦ в любой организационно-правовой форме заключение соглашений о взаимодействии будет проходить через суд (путем подачи заявления о понуждении заключения соглашения), так как существующие МФЦ, по сути, являются государственными — были учреждены органами государственной (муниципальной) власти, а заключать соглашение о взаимодействии с коммерческим МФЦ (например, с ООО «МФЦ») орган, предоставляющий государственные (муниципальные) услуги, явно будет не заинтересован. С другой стороны, соглашение о взаимодействии является частным случаем административного договора, так как заключается с органом, обладающим властными полномочиями. В связи с этим наверняка возникнет проблема при решении вопросов ответственности в судебном порядке: является ли данное соглашение между равными сторонами, либо статус органа будет превалировать над МФЦ. Интересно, что положения об ответственности в Законе N 210-ФЗ содержатся лишь в части, касающейся соглашения о взаимодействии. В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 18 Закона N 210-ФЗ соглашение о взаимодействии должно содержать ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей. Формулировка пункта изначально содержит гражданско-правовые элементы исполнения обязательства, но будет ли государственный или муниципальный орган нести ответственность перед МФЦ и в какой форме? Положения об имущественной ответственности органа государственной (муниципальной) власти идут вразрез с бюджетным законодательством. Соглашение о взаимодействии, предусмотренное ст. 18 Закона N 210-ФЗ, содержит обязательные условия такого соглашения. Интересно, что в требованиях не содержится условий о вознаграждении, в связи с чем можно констатировать безвозмездность указанного соглашения. Единственным требованием имущественного характера для заключения подобного соглашения является материально-техническое и финансовое обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре. Таким образом, при достаточном материально-техническом оснащении МФЦ (необходимая площадь помещения, доступ в Интернет) орган, предоставляющий государственные или муниципальные услуги, «должен» заключить подобное соглашение. Напомним, на сегодняшний день, спустя год после принятия Закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, отсутствует должная проработка подзаконных нормативных актов — нужны постановления Правительства РФ, устанавливающие требования к заключению соглашений о взаимодействии сторон, и методическое обеспечение деятельности МФЦ, в том числе разработка методических рекомендаций по созданию таких центров и обеспечению их деятельности, типового регламента МФЦ, форм отчетности и порядка ее представления.

——————————————————————

Название документа

center-bereg.ru

Сложности интеграции: какое будущее ждет МФЦ?

В третий раз у побережья греческого острова Корфу прошел Ионический семинар, посвященный проблемам информатизации и развития МФЦ. Выбранный организаторами формат — форсайт-регата. В ней приняли участие эксперты, которые и обсудили будущее многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Неформальная обстановка и компетентный состав участников (эксперты МФЦ и органов государственной власти, а также представители ИТ-компаний «ЭОС», «Находка», «ЭйТи Консалтинг») позволил обозначить ряд текущих стратегических проблем, с которыми могут столкнуться центры в ближайшее время.

Одной из ключевых стала мысль о том, что курирующие сферу МФЦ федеральные органы в последнее время ослабили поддержку регионов. По мнению директора института развития государственных услуг Сергея Юркевича, в условиях кризиса МФЦ придется бороться за бюджет и политическую поддержку проекта со стороны глав регионов с другими структурами, занимающимися предоставлением госуслуг. А ведь после того, как было анонсировано выполнение МФЦ страны ряда показателей, заложенных в «майских указах» президента, снизилось и финансирование проекта, и интерес к нему со стороны чиновников.

В условиях нехватки средств многофункциональные центры все чаще вынуждены искать дополнительные способы финансирования. Например, в Южно-Сахалинске МФЦ занимаются заполнением анкет трудовых мигрантов при оформлении документов. Однако сама идея центров — оказание безвозмездной помощи населению — минимизирует перечень возможных источников дополнительного дохода.

Вероятно, новые возможности по монетизации деятельности МФЦ откроются в сфере работы с большими данными, но этот вопрос пока остается на уровне концептуальной идеи, поскольку для его реализации необходимо понять, кто и как будет приобретать данные, которыми располагает организация.

Помимо участия в деловой программе, участникам Ионического семинара присваивается судовая роль

Последствия некачественной автоматизации

Одной из главных проблем эффективности является интеграция автоматизированных систем МФЦ с ведомственными АИС. От решения этого вопроса зависит качество и своевременность оказания услуги вне офисов госорганов.

В этой связи наиболее освещаемыми в последнее время вопросами стали выдача водительского удостоверения и оформление загранпаспортов непосредственно в МФЦ, без привлечения сотрудников профильных управлений МВД. Распоряжением Правительства от 21.04.16 №747-р был утвержден соответствующий план развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна». Там и было оговорено расширение соответствующего перечня услуг. Позже отдельным постановлением (№755 от 03.08.16) был установлен и срок — 1 февраля 2017 г.

Но пока для реализации задуманного не предприняты главные организационные меры. В частности, не проведена интеграция информационных систем участвующих ведомств. Также нет понимания того, кто будет ответственен за закупку и настройку соответствующего оборудования для изготовления документов. Проект «Концепции программно-технических решений, обеспечивающих возможность оказания государственной услуги по оформлению и выдаче заграничных паспортов вне стационарных объектов ГС ПВДНП», подготовленный Минкомсвязи РФ предполагает, что до конца 2016 г. будут разработаны соответствующие ИТ-решения. Скорее всего, в течение ближайшего месяца станет понятна перспектива выполнения данной задачи, но пока информация на этот счет крайне скупа. На вопросы о том, каким будет взаимодействие информационных системы МВД и АИС МФЦ в части выдачи загранпаспортов, и будет ли к 1 февраля произведена интеграция двух систем, в Минкомсвязи РФ на момент выхода публикации не ответили.

В Минэкономразвития, говоря о взаимодействии МФЦ и МВД, говорят, что целевой моделью такого сотрудничества должен быть электронный формат. В ведомстве подчеркнули, что в министерстве внутренних дел планируется разработка отдельного сервиса СМЭВ для взаимодействия с МФЦ по вопросу замены водительских удостоверений. По итогам ввода его в эксплуатацию, системы МФЦ и МВД будут интегрированы. При получении услуги заявителю не нужно будет обращаться в подразделения ГИБДД, достаточно будет подать заявление в МФЦ и получить готовое водительское удостоверение. До окончания разработки сервиса взаимодействие между организациями будет осуществляться в бумажном формате. Впрочем, в МВД к моменту публикации также не сообщили никаких деталей грядущих инноваций.

Тем не менее, ситуация с электронным межведомственным взаимодействием вызывает у аналитиков скептические чувства. Есть основания предполагать, что не все технические и организационные меры будут отработаны к 1 февраля 2017 г. Например, взаимодействие МФЦ и ФНС при регистрации субъектов малого предпринимательства до сих пор происходит в бумажном виде. Показателен также пример взаимодействия с Росреестром: выдача выписок из единого реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП) осуществляется не путем интеграции региональных АИС МФЦ с ведомственной системой Росреестра, а посредством доступа сотрудника многофункционального центра непосредственно в систему регистрирующего органа ПК ПВД (программный комплекс «приема и выдачи документов»). С января 2017 г. ЕГРП будет объединен с государственным кадастром недвижимости. Прогнозировать, как скажется это объединение на работе по выдачи выписок в службах «одного окна» — пока сложно.

Командная работа создает атмосферу для продуктивного диалога

Мониторинг деятельности МФЦ

На семинаре была поднята проблема независимого мониторинга деятельности МФЦ. Сейчас именно отсутствие такой системы — независимой от органов власти и ориентированной на гражданина — препятствует развитию проекта в сторону большей эффективности, независимого роста и ориентации на население. По мнению Сергея Юркевича, без независимого мониторинга МФЦ из передового проекта, снимающего административные барьеры, превратится в одно из типичных ведомственных окон, качество услуг в которых является условным, и регулируется исключительно виденьем руководства.

Также эксперт считает, что решению многих проблем проекта помогло бы создание общей базы знаний для МФЦ по принципу открытой канадской межведомственной базы GCpedia. В частности, это помогло бы выстроить горизонтальное экспертное взаимодействие между МФЦ, обучение и интеграцию новых сотрудников, оптимизацию межведомственных регламентов. Но здесь у ряда присутствующих нашлись контраргументы: слишком уж различны подходы к оказанию услуг от региона к региону. А значит и общую базу знаний сложно сделать одинаково полезной для всех.

При этом все профессиональное сообщество отмечает проблему типизации требований к оказанию госуслуг. Озадачено этой темой и Минкомсвязи, которое в будущем году должно разработать единый общероссийский стандарт для определенного перечня социально-значимых услуг с целью их приведения к единой универсальной форме. О необходимости типизации административных регламентов, обеспечении интеграции АИС МФЦ с ЕПГУ и внедрении принципа экстерриториальности оказания госуслуг, как точках приложения усилий развития служб «одного окна», говорила Татьяна Паршина, начальник отдела реализации прикладных программ и межведомственного электронного взаимодействия Липецкой области.

Еще одной смелой идеей, высказанной экспертами, стало предположение о возможном возвращении процессов оказания госуслуг обратно в ведомства. Сценарий может быть реализован, если МФЦ в скором времени окажется не в состоянии вывести качество своей работы на должный уровень. Оказание госуслуг дотируется из госбюджета, а потому органы власти наверняка проявят интерес к сохранению этого финансирования. Такой сценарий, впрочем, кажется маловероятным: показатели МФЦ запрограммированы майскими указами президента и обратный процесс вряд ли возможен.

В поисках попутного ветра для информатизации МФЦ

Что такое Ионический семинар

Ионический семинар — уникальная площадка, запущенная в 2014 г. Институтом развития государственных услуг совместно с Русским Морским Корпусом. В ходе семинара в формате форсайт-сессии обсуждаются актуальные вопросы госуправления. Главным отличием от других подобных мероприятий является то, что эксперты и представители органов государственной и муниципальной власти находятся вместе в недельном морском походе, который гарантирует открытое неформальное общение, обмен информацией и продолжение дискуссии уже за пределами регаты. Ни один из круглых столов не нуждается в раскачке аудитории, что очень важно для продуктивного диалога и поиска ответов на вопросы.

www.cnews.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *