Последствия приватизации – 2.3 «Плюсы» и «минусы» приватизации. Приватизация в России и ее социально-экономические последствия

Содержание

Приватизация: этапы и последствия

Содержание:

1.Введение. 3

2. Теория приватизации. 7

2.1.Сущность приватизации. 7

2.1.Формы и способы приватизации. 13

3. Российский опыт приватизации. 16

3.1. Необходимость приватизации собственности в России. 16

3.2. Этапы приватизации. 18

Два этапа проведения приватизации- 18

3.2.1. Чековый этап. 18

3.2.2. Денежный этап. 23

4.Итоги приватизации. 28

4.1.Последствия первого этапа:- 28

4.2.Последствия второго этапа:- 28

Заключение. 36

Список литературы: 40

Актуальность темы исследования.
Важнейшими направле­ниями формирования рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, прива­тизация и развитие конкуренции.

В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударст­вления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проана­лизировать процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.

Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, фи­нансовая), проводится в каждой сфере как бы в разных вре­менных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. При­ватизация государственного и муниципального имущества яв­ляющаяся сердцевиной экономической реформы, проходила бы­стро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

Анализ теории и практики приватиза­ционного процесса занимает все более важное место в оте­чественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происхо­дящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсужде­ния ее хода и результатов.

В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем как методо­логического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному тракту­ется даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность», «разгосударствле­ние». Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной пере­стройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании эко­номической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях привати­зации. Самостоятельными проблемами остаются критерии вы­бора способа приватизации, определение ее темпов, приори­тетов.

Анализ организации приватизационного процесса в россий­ской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер. Основными не­гативными чертами являются следующие:

1. Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. От­раслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования планов приватизации предприятий с министер­ствами (ведомствами) и ограничению акционирования первым вариантом с выпуском «золотой акции».

2. Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способах приватизации в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.

3. Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма — введение системы приватизационных чеков на предъ­явителя.

4. Административное установление высоких «заданий» по срокам и объемам приватизации.

Внеэкономическое принуждение в процессе приватизации по­родило появление проблем, не решенных в рамках ее началь­ного этапа. Среди них — порядок использования и финанси­рования объектов социально-культурного значения, условия закрепления и продажи пользователям земельных участков и недвижимости.

Многие элементы приватизационного механизма начального этапа сохраняются и в модели послечековой приватизации. Это — перечень и критерии применения способов приватиза­ции, списки приоритетных сфер приватизации, функции госу­дарственных органов. Основное же отличие заключается в переходе к денежной приватизации и инвестиционным конкур­сам.

Выработка общей стратегии приватизационных мероприятий стала исходным пунктом для конкретных решений о способах, темпе, очередности приватизации и методах оценки имуще­ства.

Процесс приватизации нуждается в поддержке на двух уров­нях: всего общества и трудового коллектива конкретного предприятия. Недостаточная пропаганда идей приватизации привела к тому, что у значительной части как специали­стов, так и населения в целом сформировался негативный образ приватизационного процесса. Хотя в действующей мо­дели приватизации превалировали способы, формально ориен­тированные на уравнительную справедливость («чековая при­ватизация»).

Рассмотрение проблем, связанных с механизмом и итогами чековых аукционов, сохраняет свою актуальность потому, что для денежных аукционов по продаже акций реорганизованных предприятий предлагается аналогичный порядок проведения. Кроме того, курс акций, установленный на чековых аукционах, является базой для курса денежных аукционов и вторичного рынка акций. Ценные бумаги приватизированных предприятий в целом достаточно надежны, однако в настоящее время все же низкодоходны и малоликвидны.

Завершение начального этапа приватизации в России (так называемой «чековой приватизации») требует оценки его итогов и выявления особенностей. Переход к новому «инвестиционно-денежному» этапу приватизации нуждается в прогнозе постприватизационного развития предприятий.

Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет из себя особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как:

переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;

полная продажа государственных предприятий частным лицам;

продажа части активов;

передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.

Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.

Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками — ваучерами.

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

1. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;

2. требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;

3. монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу;

mirznanii.com

2.3 «Плюсы» и «минусы» приватизации. Приватизация в России и ее социально-экономические последствия

Похожие главы из других работ:

Бизнес-план для санатория в Геленджике

2.1.1 Плюсы и минусы местоположения

Город Геленджик — это территориальное образование, входящее в состав

Краснодарского края Российской Федерации, которое включает в себя не только сам город, но и близлежащие населённые пункты…

Внешний долг РФ и его роль в развитии экономики

2.1 Плюсы и минусы внешнего долга России

Внешний долг — наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано с рядом целевых обязательств, с одной стороны, а с другой в его уплату приходится рассчитываться ценными товарами и платить большие проценты…

Всемирная Торговая Организация и Таджикистан

3.2. ВТО и Таджикистан: плюсы, минусы, сомнения

Сегодня уже не стоит вопрос о том, вступать Таджикистану или нет во Всемирную Торговую Организацию. Глобализация стала объективным процессом, и республика не может отгородиться от него…

Вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию: проблемы, последствия и перспективы

2.2 Плюсы и минусы присоединения

Сторонниками быстрого завершения переговоров о вступлении России в клуб международной торговли наиболее часто выдвигаются аргументы о том…

Денежно-кредитная политика государства

3.3 Плюсы и минусы кейнсианского подхода

Рассмотренные кейнсианские принципы монетарной политики имеют достоинства и недостатки. Достоинствами их являются быстрота и гибкость, т.е…

Доходы населения и их виды

2.2 Минусы и плюсы неравенства доходов населения

Проблему неравенства доходов не удалось решить еще ни одной экономической системе…

Ипотечное кредитование в Российской Федерации

1.3 Плюсы и минусы ипотечного кредитования

Ипотечный кредит берётся не от хорошей жизни, а, наоборот, с целью её улучшить. В большинстве случаев деньги занимают в банке тогда, когда их не хватает. Вы получаете выгоду в качестве решения своей проблемы, но за это придется заплатить…

Основы микроэкономики

1. Плюсы и минусы различных форм предпринимательства

Плюсы и минусы ПБОЮЛ (предприниматель без образования юридического лица).

Плюсы:

1. Упрощенная процедура регистрации и прекращения деятельности.

2. Меньший перечень необходимых документов и чуть меньше беготни по инстанциям.

3…

Понятие приватизации: сущность, основные формы, критерии эффективности. Особенности приватизации в Украине

4.1 Плюсы и минусы приватизации

Второй этап: 3 сентября 1992 года Украина стала членом Международного Валютного Фонда (МВФ). А уже в начале 1993 года украинское правительство было вынуждено принять программу действий (Меморандум по вопросам экономической политики и стратегии)…

Приватизация в РФ и ее социально-экономические последствия

2.3 «Плюсы» и «минусы» приватизации

Анализ организации приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер…

Процесс приватизации в России

2.3 «Плюсы» и «минусы» процесса приватизации в России

Анализ организации приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер…

Рыночная экономика и роль государства в рыночной экономике

2.1 Плюсы и минусы рыночной экономики

Теневая экономика причины возникновения, принципы функционирования

1.3 Плюсы и минусы теневой экономики

В отличие от общеуголовных преступлений, в том числе и экономической направленности, налоговая преступность является латентной (скрытой). В силу этого довольно сложно точно определить ее масштабы: количество преступлений…

Теневая экономика: причины возникновения, принципы функционирования

2.2 Плюсы и минусы теневой экономики

Все, наверное, единодушны в том, что теневая экономика в целом — это негативное явление и чем ее доля в экономике (в ВВП, в доходах населения или в занятости) выше, тем хуже для экономики в целом и для общества…

Чистая монополия и проблемы монополизма российской экономики

1.4 Плюсы и минусы монополии и ее регулирование

Как все на свете, монополизм в экономике имеет свои плюсы и минусы. Так положительные, или позитивные, стороны монополии проявляются в двух главных пунктах. Во-первых, в определенных отраслях она более эффективна и дает экономию затрат…

econ.bobrodobro.ru

Последствия приватизации

     Лицо, давшее согласие на приватизацию жилого помещения, как имевшее равные права пользования жилым помещением с лицами, участвующими в приватизации не может быть впоследствии выселено как бывшими членами своей семьи, так и новым собственником в случае перехода права собственности на данное жилое помещение. При этом, не имеет значения факт использования ранее данным лицом права на участие в приватизации. По данному вопросу на сегодняшний день сформировалась судебная практика, имеются разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Президиума Верховного Суда РФ, существует единообразная практика региональных судов.

     Из судебной практики:

      Из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса в Российской Федерации»:

     «18. Судам следует учитывать, что если правоотношения по пользованию жилым помещением носят длящийся характер, то положения части 4 статьи 31 ЖК РФ в силу статьи 5 Вводного закона могут применяться и в том случае, если семейные отношения между собственником жилого помещения и членом его семьи, проживающим совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, были прекращены до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

     Вместе с тем при рассмотрении иска собственника жилого помещения о признании бывшего члена его семьи утратившим право пользования этим жилым помещением необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 19 Вводного закона действие положений части 4 статьи 31 ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором. Согласно частям 2 и 4 статьи 69 ЖК РФ (до 1 марта 2005 года — статья 53 Жилищного кодекса РСФСР, далее — ЖК РСФСР) равные права с нанимателем жилого помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, в том числе право пользования этим помещением, имеют члены семьи нанимателя и бывшие члены семьи нанимателя, продолжающие проживать в занимаемом жилом помещении.

     К названным в статье 19 Вводного закона бывшим членам семьи собственника жилого помещения не может быть применен пункт 2 статьи 292 ГК РФ, так как, давая согласие на приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, без которого она была бы невозможна (статья 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»), они исходили из того, что право пользования данным жилым помещением для них будет носить бессрочный характер и, следовательно, оно должно учитываться при переходе права собственности на жилое помещение по соответствующему основанию к другому лицу (например, купля-продажа, мена, дарение, рента, наследование).

     Аналогичным образом при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу должен решаться вопрос о сохранении права пользования этим жилым помещением за бывшим членом семьи собственника жилого помещения, который ранее реализовал свое право на приватизацию жилого помещения, а затем вселился в иное жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя по договору социального найма и, проживая в нем, дал необходимое для приватизации этого жилого помещения согласие».

      Из Определения Верховного Суда РФ от 19 августа 2008г. № 5-В08-75 (Бюллетень Верховного Суда РФ №1 2009 года):

     «Согласно пункту 2 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.

     В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором,

     В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения на условиях договора социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

     Из указанной правовой нормы следует, что приватизация жилого помещения возможна только при обязательном согласии на приватизацию всех совершеннолетних членов семьи нанимателя, в том числе бывших членов семьи нанимателя (часть 4 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации). Каких-либо исключений для проживающих совместно с нанимателем членов его семьи, в том числе и для тех, кто ранее участвовал в приватизации другого жилого помещения, данная норма права не устанавливает.

     Таким образом, при прекращении семейных отношений с собственником приватизированного жилого помещения за бывшим членом семьи собственника, реализовавшим свое право на бесплатную приватизацию, сохраняется право пользования приватизированным жилым помещением, так как на приватизацию этого жилого помещения необходимо было его согласие.

     При этом следует учитывать, что, дав согласие на приватизацию жилого помещения, лицо, совместно проживающее с лицом, впоследствии приобретшим в собственность данное жилое помещение, исходило из того, что право пользования данным жилым помещением для него будет носить бессрочный характер, следовательно, его права должны быть учтены при переходе права собственности на жилое помещение другому лицу.

     В связи с этим, данное право пользования жилым помещением сохраняется за бывшим членом семьи собственника и при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу, поскольку иное толкование нарушало бы положения статьи 40 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен своего жилища.

     Верховным Судом РФ разъяснено, что «если член семьи собственника на момент приватизации имел равные права с лицом, которое впоследствии приобрело в собственность данное жилое помещение, но отказался от приватизации, дав согласие на приватизацию иному лицу, то при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу он не может быть выселен из этого жилого помещения, поскольку имеет право пользования данным жилым помещением. При этом необходимо исходить из того, что право пользования носит бессрочный характер». (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2005 г.)

 

 

www.inbg.ru

Приватизация. Этапы и последствия приватизации в России

Количество просмотров публикации Приватизация. Этапы и последствия приватизации в России — 111

Огосударствление. В первые годы советской власти в соответствии с теоретическими установками государственного социализма было осуществлено огосударствление экономики. Концепция государственного социализма основывалась на осуществлении следующих положений:

· обобществление государством всœех средств производства;

· привлечение всœех трудоспособных граждан к работе по найму государства;

· установление со стороны общества и государства строжайшего контроля за мерой труда и мерой потребления каждого гражданина.

При реализации этих установок были национализированы: крупная промышленность, банки, желœезные дороги, учреждения науки, образования, медицины, культуры и т. д. Практика показала, что отдельные положения государственного социализма не дали ожидаемых результатов. Больше того, в период ʼʼвоенного коммунизмаʼʼ расширилась бесхозяйственность, ʼʼпродовольственная разверсткаʼʼ привела к массовому недовольству крестьянства. В результате В. И. Ленин пересмотрел теоретические установки государственного социализма и пришел к выводу: ʼʼТеоретически не обязательно принимать, что государственная монополия есть наилучшее с точки зрения социализмаʼʼ. С марта 1921 ᴦ. взамен ʼʼвоенного коммунизмаʼʼ была введена новая экономическая политика (НЭП). НЭП позволил за короткий период преодолеть разруху и добиться высоких хозяйственных результатов. По сравнению с уровнем 1913 ᴦ. (принятого за 100 %) продукция промышленности, составляющая в 1921 ᴦ. 14 %, в 1926 ᴦ. достигла 96 %; продукция сельского хозяйства – 188 %. Но с начала 1930-х гᴦ. НЭП был приостановлен и в СССР утвердились командно-административные методы управления. Необходимо отметить, что разгосударствление и приватизация отнюдь не тождественны. В данный период характерной особенностью явилось развитие многоукладной экономики:

· оживление мелких товаропроизводителœей и частнокапиталистического предпринимательства;

· привлечение иностранного капитала для ускорения развития производства;

· создание свободного рынка с устойчивым денежным обращением;

· перевод государственных предприятий на хозрасчет с самоокупаемостью и самофинансированием;

· проведение реконструкции всœего народного хозяйства на базе плана ГОЭЛРО.

Разгосударствление — ϶ᴛᴏ переход от государственно-директивных форм управления экономикой к ее регулированию преимущественно с помощью рыночных механизмов. Разгосударствление включает изменение структуры собственности за счёт расширения частной и сокращения общественной; переход от директивных методов регулирования хозяйственной деятельности к экономическим; замену обязательных государственных заданий системой государственных закупок; отмену централизованного распределœения ресурсов; ликвидацию государственной монополии во внешнеэкономической деятельности.

Приватизация — ϶ᴛᴏ одна из форм разгосударствления, т. е. передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную, коллективную и акционерную собственность. Приватизацию в России предполагалось осуществлять разными способами:

· выкупом арендного имущества арендным предприятием;

· продажей объектов на аукционе и по конкурсу;

· продажей государственной доли акций акционерных обществ, преобразованных из государственных и арендных предприятий, негосударственным юридическим и частным лицам.

Первоначально намечалось, что приватизация будет осуществляться с соблюдением следующих принципов: постепенность, добровольность, многообразие форм. Приоритетное право выбора форм, направлений и сроков приватизации будет предоставляться трудовым коллективам. Основным критерием проведения приватизации была избрана экономическая эффективность. На практике приватизация была проведена по темпам, масштабам и срокам самым радикальным способом. Она была осуществлена в два этапа:

1-й этап – ваучерный, обмен ваучеров на акции;

2-й этап – денежный, скупка акций за деньги.

На первом этапе за 22 месяца каждому жителю страны был выдан приватизационный чек – ваучер.
Размещено на реф.рф
С помощью этих чеков происходила бесплатная передача гражданам государственных предприятий, имущества, акций и долей в акционерных обществах. За 1993 ᴦ. из государственного сектора было передано 42,9 тыс. предприятий. Из них путем продажи – 29,4 тыс. предприятий и акционирования – 13,5 тыс. Всего по официальным данным до 1 июля 1994 ᴦ. было разгосударствлено 70 % промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем объёме стоимости имущества составила 35 %.

На втором этапе с 1 июля 1994 ᴦ. имущество государственных и муниципальных предприятий стало продаваться за деньги. В этой связи продажа предприятий или акций происходила на аукционах и разного рода конкурсах, а также путем выкупа арендованного имущества и другими способами. Главное назначение денежного этапа – создание новых эффективных собственников. Цель приватизации ни на первом (ваучерном), ни на втором (денежном) этапах не была достигнута.

Последствия первого этапа. В 1992 ᴦ. почти одновременно начались инфляция и ваучерная приватизация. В результате этих двух взаимоисключающих процессов был получен прямо противоположный результат. Предполагалось, что ваучеры позволят восполнить отсутствие у населœения легитимных сбережений. Но запущенный механизм либерализации цен, сопровождавшийся гиперинфляцией, уничтожил не только возможность получения доходов за счёт ваучеров (рассчитывали, что на каждый ваучер можно будет приобрести до двух легковых автомобилей ʼʼВолгаʼʼ), но и те небольшие сбережения, которые копились населœением годами. В итоге проведенной ʼʼоперацииʼʼ, во-первых, возникло недовольство населœения, потерявшего свои сбережения; во-вторых, акция по созданию легитимных источников для выкупа государственной собственности не состоялась; в-третьих, было подорвано отношение не только к ваучерам и легитимности приватизации, но и к новой системе прав собственности в целом.

Последствия второго этапа. Предполагалось, что в результате денежной приватизации будет создан класс собственников, который поведет дело более рационально и резко повысит эффективность производства. Законом ʼʼО приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСРʼʼ, принятом в июле 1991 ᴦ., предусматривалось определœение начальной цены для продажи предприятия по конкурсу (на аукционе) или величины уставного капитала акционерного общества на основании оценки предприятия по его предполагаемой доходности либо на базе оценки возможной выручки от распродажи его активов. Практически назначение стартовой цены осуществлялось по остаточной балансовой стоимости базовых производственных фондов, что занижало оценку предприятий на несколько порядков.

При фактически бесплатной раздаче собственности оказалось выгодным приобретать имущество не для того, чтобы завести дело, а ради продажи. При этом собственниками крупных пакетов акций, как правило, становились субъекты, которые заведомо не обладали ресурсами для существенных инвестиций. В результате произошел резкий спад развития народного хозяйства по всœем социально-экономическим показателям.

referatwork.ru

63.Этапы приватизации в России. Последствия приватизации, перспективы.

Приватизация
в России — приватизация, процесс передачи
государственного имущества Российской
Федерации (ранее РСФСР) в частную
собственность, который осуществлялся
в России с начала 1990-х годов (после
распада СССР) и сопровождался исключительным
уровнем насилия, коррупции и разгулом
преступности. Приватизацию обычно
связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б.
Чубайса, занимавшими в то время ключевые
позиции в правительстве. В результате
приватизации значительная часть
государственного имущества России
перешла в частную собственность.

Понятие
«приватизация» не всегда употребляется
в одинаковом значении. Порой преобразование
предприятий или сфер деятельности из
государственных в частные называется
приватизацией даже в том случае, если
пакеты акций данных компаний продолжают
оставаться полностью во владении
государства. В более узком понимании
приватизация имеет место лишь тогда,
когда государство перестает быть
основным собственником, а покупателями
или владельцами долей выступают частные
лица или предприятия с преобладающим
частным капиталом. Имеются различные
пути передачи прав собственности из
рук государства в руки частных лиц.
Выбор того или иного пути зависит от
политических, экономических и социальных
реалий, а также от приоритетов в каждой
конкретной стране.

Формальная
приватизация. Данная форма приватизации
предполагает перевод государственного
предприятия в частноправовую форму.
Это может происходить в порядке общего
или частного правопреемства. Формальная
приватизация ничего не меняет ни в
отношениях собственности, ни в
капиталовооруженности предприятия, ни
в доступе к техническим знаниям или
управленческим ресурсам. В процессе
проведения формальной приватизации
задачи государства не определяются
заново. Для реализации этих задач
государство использует инструменты
частного права. Здесь также можно
говорить об организационной приватизации,
при которой не происходит никаких
существенных изменений в распределении
задач между государством и частными
лицами. В таких случаях формальная
приватизация рассматривается как
необходимый подготовительный этап для
проведения материальной приватизации.

Реальная
приватизация. О реальной приватизации
говорят в том случае, когда государственное
предприятие продается частным
стратегическим инвестором. Подобная
форма приватизации встречается, прежде
всего, на муниципальном уровне и имеет
четыре основные формы:

продукция
— услуги, производимые государственными
предприятиями, заменяются продукцией
— услугами других предприятий;

при
использовании так называемой «контрактной
системы» частный продавец оказывает
государственному органу определенные
платные услуги, которые потребляются
непосредственно населению;

при
использовании «концессионной модели»
частное предприятие оказывает гражданам
платные услуги;

в
случае использования «чековой системы»
государство размещает финансируемые
за счет налоговых поступлений чеки,
которыми можно производить расчеты с
любыми предприятиями — поставщиками.

Открытый
и ограниченный тендер. С помощью этого
в высшей степени открытого метода можно
охватить широкий круг потенциальных
инвесторов. При выборе инвестора цена
не имеет первостепенного значения;
важную роль могут играть и другие
критерии. В отличие от массовой
приватизации здесь может иметь место
значительный приток капитала.

Аукцион.
Целью этого метода является продажа
предприятия по наивысшей цене. При этом
не учитываются особенности или профиль
инвесторов.

Прямая
продажа. По стратегическим соображениям
предпочтение отдается ведению переговоров
непосредственно с отдельными инвесторами.
Наиболее важную роль здесь играет
правильное определение реальной
стоимости предприятия.

Management-Buy-Out:
данная форма приватизации имеет место
в том случае, когда предприятие или
часть предприятия переходит в собственность
его руководящего состава.

Management-Buy-In:
об этой форме приватизации говорят
тогда, когда предприятие приобретается
руководством стороннего предприятия.
В этом случае новые собственники проводят
полную или частичную смену прежнего
руководства.

Приватизация
сопровождается рядом сопутствующих
мероприятий, таких как разукрупнение,
реструктуризация, оценка предприятий,
поиск инвесторов, изменение антимонопольного
законодательства и реализация мероприятий
в социальной сфере.

Итоги
приватизации

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о