Расшифровка цто – ЦТО — это… Что такое ЦТО?

Содержание

ЦТО — это… Что такое ЦТО?

ЦТО

ЦТО — распространенная в Российской Федерации аббревиатура Центров Технического Обслуживания.

Часто в России под термином ЦТО подразумевают Центры Технического Обслуживания Контрольно-Кассовой Техники (ККТ) — специализированные организации, работающие в сфере ремонта и обслуживания контрольно–кассовых машин и весоизмерительной техники.

10.1. Условия регистрации и деятельности ЦТО.

10.1.1. Регистрация предприятия в качестве ЦТО осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при условии представления ему:

    • заявления на регистрацию в качестве ЦТО с указанием наименования или организационно-правовой формы юридического лица, номера расчетного счета и соответствующего банка;
    • копии договора(ов) с генеральным(и) поставщиком(ами) о техническом обслуживании и ремонте контрольно-кассовых машин;
    • перечня моделей контрольно-кассовых машин, принимаемых на техническое обслуживание и ремонт в соответствии с договорами между генеральными поставщиками и ЦТО;
    • копии Устава, и если она не заверена нотариусом — с предъявлением оригинала;
    • копии свидетельства о государственной регистрации предприятия;
    • копии договора на аренду или документа, подтверждающего наличие в собственности производственных помещений;
    • справки предприятия о наличии полного комплекта документации, рекомендуемой генеральным поставщиком для качественного проведения технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин, заверенной поставщиком;
    • справки предприятия о наличии оборудования и измерительных приборов, рекомендуемых генеральным поставщиком для технического обслуживания, программирования, диагностики и ремонта контрольно-кассовых машин, заверенных поставщиком;
    • справки предприятия о наличии специалистов, прошедших обучение у поставщика или в организации, получившей право на обучение от поставщика, заверенной поставщиком;
    • актов органов Государственного пожарного надзора и Государственного санитарно-эпидемиологического надзора о соответствии помещения для проведения технического обслуживания и ремонта установленным требованиям для данных помещений.

Отказ в регистрации ЦТО в случае представления указанных документов после проверки их достоверности и полноты содержащихся в них сведений недопустим. Недопустимо создание ЦТО, находящихся в ведомственной или иной подчиненности от предприятий и организаций, применяющих контрольно-кассовые машины. Техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовой машины вне ЦТО, где она находится на учете, запрещены.

10.1.2. Один и тот же ЦТО вправе заключать договоры о техническом обслуживании и ремонте контрольно-кассовых машин с несколькими генеральными поставщиками. Генеральный поставщик вправе заключать договоры о техническом обслуживании и ремонте контрольно-кассовых машин с несколькими ЦТО на территории одного и того же субъекта Российской Федерации.

10.1.3. В случае расторжения договора между генеральным поставщиком и ЦТО последний утрачивает право на техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин соответствующей модели, а генеральный поставщик обязан обеспечить потребителей обслуживаемых этим ЦТО, услугами другого ЦТО.

10.1.4. ЦТО осуществляет свои функции в отношении предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), организаций и учреждений, применяющих контрольно-кассовые машины, на договорных началах.

10.1.5. ЦТО вправе иметь на территории субъектов Российской Федерации филиалы или пункты ЦТО, его филиалы или пункты подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту его нахождения. ЦТО не вправе принимать на техническое обслуживание контрольно-кассовые машины, используемые на территории других субъектов Российской Федерации, если они не зарегистрированы в качестве ЦТО в органах исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

10.1.6. ЦТО вправе выполнять функции продавца при условии соблюдения ими требований, установленных пунктом 8 настоящего Положения.

10.1.7. ЦТО вправе осуществлять передачу контрольно-кассовых машин в аренду предприятиям и организациям, применяющим контрольно-кассовые машины, с последующей их регистрацией в налоговых органах указанными предприятиями и организациями.

10.1.8. Технический персонал ЦТО должен пройти обучение по обслуживанию контрольно-кассовых машин соответствующих моделей на курсах, организованных генеральных поставщиком, а также иметь квалификационную группу электробезопасности не ниже третьей.

10.1.9. Работники ЦТО при посещении предприятий, применяющих контрольно-кассовые машины, в целях осмотра контрольно-кассовых машин должны предъявлять служебные удостоверения с фотокарточкой и задание на техническое обслуживание и ремонт, полученное в ЦТО.

До начала работы по техническому обслуживанию и ремонту контрольно-кассовой машины работники ЦТО обязаны оформить документы, предусмотренные Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (формы 27, 30).

По окончании работы предприятию, которому принадлежит контрольно-кассовая машина, выдается квитанция о проведенных работах или делается запись в журнале технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин.

10.2. Права и обязанности ЦТО:

    • заключают договоры с генеральными поставщиками в целях технического обслуживания и ремонта соответствующих моделей контрольно-кассовых машин, другие договоры
    • разрабатывают и согласовывают с генеральными поставщиками документы, устанавливающие порядок оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту контрольно-кассовых машин
    • формируют и поддерживают фонды документации, устанавливающей технические требования на обслуживание контрольно-кассовых машин, методы их испытаний, правила эксплуатации, технического обслуживания и ремонта, а также фонд документации на используемые при испытаниях и ремонте средства измерений и оборудование
    • имеют резерв контрольно-кассовых машин для замены в случае необходимости неисправных контрольно-кассовых машин и для передачи в аренду
    • осуществляют ввод в эксплуатацию контрольно-кассовых машин, в том числе их предпродажную подготовку, расконсервацию, регулировку, наладку и входной контроль функциональных характеристик, устранение обнаруженных неисправностей и устанавливают средство визуального контроля ЦТО, удостоверяющего исправность конкретной контрольно-кассовой машины
    • производят сверку паспортных данных машин с данными на шильдике контрольно-кассовой машины и делают отметку в паспорте машины о том, что на контрольно-кассовую машину установлены средства визуального контроля генерального поставщика и ЦТО
    • составляют техническое заключение об исправности контрольно-кассовой машины при ее постановке на техническое обслуживание, ремонте, регистрации, снятии с учета в налоговых органах, в иных случаях при невозможности дальнейшего использования контрольно-кассовой машины
    • ставят на техническое обслуживание только те контрольно-кассовые машины, модели которых допущены к использованию Государственной комиссией, снабжены средствами визуального контроля генерального поставщика, удостоверяющими их соответствие моделям, включенным в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, приобретенные потребителем в ЦТО или у иных продавцов, имеющих договор обслуживания контрольно-кассовых машин с ЦТО
    • заключают договор с потребителем о техническом обслуживании и ремонте контрольно-кассовых машин
    • проверяют выполнение потребителем необходимых условий эксплуатации контрольно-кассовых машин, снимают с контрольно-кассовой машины средство визуального контроля ЦТО в случае систематических нарушений потребителем правил эксплуатации контрольно-кассовой машины, а также невыполнения потребителем условий договора на техническое обслуживание, ставят в известность налоговые органы о снятии контрольно-кассовой машины с технического обслуживания в ЦТО
    • осуществляют опломбирование контрольно-кассовой машины после ее технического осмотра, технического обслуживания или ремонта
    • представляют в налоговые органы Российской Федерации оттиски используемых ЦТО пломбиров и печатей
    • выдают в случае утраты паспортов на контрольно-кассовые машины или иных приравниваемых к ним документов дубликаты этих документов, не допуская при этом изменения наименования модели контрольно-кассовой машины
    • извещают налоговые органы о вновь вводимых в эксплуатацию контрольно-кассовых машинах для организации их учета, а также обо всех случаях применения неисправных контрольно-кассовых машин, об изъятии из эксплуатации контрольно-кассовых машин для их ремонта
    • передают в налоговые органы образцы оттисков клейм для опломбирования контрольно-кассовых машин, а также образцы оттисков штампов и подписей обслуживающих контрольно-кассовые машины механиков
    • обеспечивают гарантийный и послегарантийный ремонт контрольно-кассовых машин в срок не более 36 часов с момента передачи вызова в условиях города, в срок не более 72 часов — в условиях сельской местности, или замену контрольно-кассовой машины в эти же сроки на контрольно-кассовую машину из резерва ЦТО на время ремонта. Контрольно-кассовые машины резерва должны быть зарегистрированы в налоговых органах
    • вносят в паспорт (формуляр) контрольно-кассовой машины сведения о вводе машины в эксплуатацию, проведении технического обслуживания и ремонта
    • регистрируют выполнение работ в журнале вызова технических специалистов, хранящемся у потребителя
    • содействуют в обеспечении потребителей эксплуатационными материалами
    • фиксируют совместно с налоговыми органами показания денежных и операционных счетчиков контрольно-кассовой машины при вводе в эксплуатацию, а также до и после проведения технического обслуживания и ремонта в отчетных ведомостях, заверенных штампом и подписью представителя ЦТО, проводят совместно с налоговыми органами активизацию фискальной памяти
    • оказывают потребителям консультационные услуги по вопросам использования контрольно-кассовых машин
    • осуществляют программирование и перепрограммирование контрольно-кассовых машин в соответствии с письменной заявкой потребителя
    • производят разборку и утилизацию контрольно-кассовых машин, а также узлов и блоков, снятых с машин и не подлежащих восстановлению в соответствии с действующим порядком
    • получают от потребителя справки и объяснения по вопросам, относящимся к эксплуатации контрольно-кассовых машин
    • выдают потребителям предписания с указанием допущенных нарушений правил эксплуатации контрольно-кассовых машин и мер по устранению этих нарушений
    • создают в регионе сеть филиалов и пунктов по техническому обслуживанию и ремонту контрольно-кассовых машин, совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют их территориальное размещение, устанавливают обслуживаемые ими зоны
    • проводят обязательное обучение привлеченных к работе специалистов, организуют подготовку кассиров-операционистов, а также работников налоговых органов по вопросам применения контрольно-кассовых машин
    • не допускают к работе технический персонал, имеющий квалификационную группу по электробезопасности ниже третьей
    • обеспечивают сбор и анализ информации о качестве находящихся на техническом обслуживании контрольно-кассовых машин, замеченных недостатках, предложениях и замечаниях потребителей и направляют на безвозмездной основе соответствующие материалы в Государственную межведомственную экспертную комиссию по контрольно-кассовым машинам
    • организуют ведение, учет, хранение и списание документов, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом контрольно-кассовых машин, назначают лиц, несущих персональную ответственность за их хранение.

Ссылки по ККТ

  • www.kkt-s.ru — Терминалогический словарь по ККТ от Центра технического обслуживания контрольно-кассовой техники
  • www.kkm.info — cайт поддержки сервис-инженеров и пользователей Контрольно-Кассовых Машин.
  • www.moskkm.ru — Некоммерческое партнёрство «Московская Гильдия центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин и весоизмерительной техники»
  • linform.spb.ru — сайт компании Линформ-Русич — ЦТО контрольно-кассовой техники Санкт-Петербурга.
  • www.kassa-apparat.ru — Кассовые аппараты. Еще одна страничка посвященная кассовым аппаратам. Каталог ЦТО России.
  • ЦТО — ЦТО г. Москва.
  • ЦТО г. Москва
  • ЦТО ККМ-Сервис г. Абакан — ЦТО ККМ-Сервис г.Абакан

dic.academic.ru

Услуги ЦТО, что такое ЦТО

Соглашение о конфиденциальности

и обработке персональных данных

 

1.Общие положения

 

1.1.Настоящее соглашение о конфиденциальности и обработке персональных данных (далее – Соглашение) принято свободно и своей волей, действует в отношении всей информации, которую ООО «Инсейлс Рус» и/или его аффилированные лица, включая все лица, входящие в одну группу с ООО «Инсейлс Рус» (в том числе ООО «ЕКАМ сервис»), могут получить о Пользователе во время использования им любого из сайтов, сервисов, служб, программ для ЭВМ, продуктов или услуг ООО «Инсейлс Рус» (далее – Сервисы) и в ходе исполнения ООО «Инсейлс Рус» любых соглашений и договоров с Пользователем. Согласие Пользователя с Соглашением, выраженное им в рамках отношений с одним из перечисленных лиц, распространяется на все остальные перечисленные лица.

1.2.Использование Сервисов означает согласие Пользователя с настоящим Соглашением и указанными в нем условиями; в случае несогласия с этими условиями Пользователь должен воздержаться от использования Сервисов.

1.3.Сторонами (далее – «Стороны) настоящего Соглашения являются:

«Инсейлс» – Общество с ограниченной ответственностью «Инсейлс Рус», ОГРН 1117746506514, ИНН 7714843760, КПП  771401001, зарегистрированное по адресу: 125319, г.Москва, ул.Академика Ильюшина, д.4, корп.1, офис 11 (далее — «Инсейлс»), с одной стороны, и

«Пользователь»

либо физическое лицо, обладающее дееспособностью и признаваемое участником гражданских правоотношений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

либо юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;

либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;

которое приняло условия настоящего Соглашения.

1.4.Для целей настоящего Соглашения Стороны определили, что конфиденциальная информация – это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности (включая, но не ограничиваясь: информацию о продукции, работах и услугах; сведения о технологиях и научно-исследовательских работах; данные о технических системах и оборудовании, включая элементы программного обеспечения; деловые прогнозы и сведения о предполагаемых покупках; требования и спецификации конкретных партнеров и потенциальных партнеров; информацию, относящуюся к интеллектуальной собственности, а также планы и технологии, относящиеся ко всему перечисленному выше), сообщаемые одной стороной другой стороне в письменной и/или электронной форме, явно обозначенные Стороной как ее конфиденциальная информация.

1.5.Целью настоящего Соглашения является защита конфиденциальной информации, которой Стороны будут обмениваться в ходе переговоров, заключения договоров и исполнения обязательств, а равно любого иного взаимодействия (включая, но не ограничиваясь, консультирование, запрос и предоставление информации, и выполнение иных поручений).

 

2.Обязанности Сторон

 

2.1.Стороны соглашаются сохранять в тайне всю конфиденциальную информацию, полученную одной Стороной от другой Стороны при взаимодействии Сторон, не раскрывать, не разглашать, не обнародовать или иным способом не предоставлять такую информацию какой-либо третьей стороне без предварительного письменного разрешения другой Стороны, за исключением случаев, указанных в действующем законодательстве, когда предоставление такой информации является обязанностью Сторон.

2.2.Каждая из Сторон предпримет все необходимые меры для защиты конфиденциальной информации как минимум с применением тех же мер, которые Сторона применяет для защиты собственной конфиденциальной информации. Доступ к конфиденциальной информации предоставляется только тем сотрудникам каждой из Сторон, которым он обоснованно необходим для выполнения служебных обязанностей по исполнению настоящего Соглашения.

2.3.Обязательство по сохранению в тайне конфиденциальной информации действительно в пределах срока действия настоящего Соглашения, лицензионного договора на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договора присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ, агентских и иных договоров и в течение пяти лет после прекращения их действия, если Сторонами отдельно не будет оговорено иное.

2.4.Не будут считаться нарушением настоящего Соглашения следующие случаи:

(а)если предоставленная информация стала общедоступной без нарушения обязательств одной из Сторон; 

(б)если предоставленная информация стала известна Стороне в результате ее собственных исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, осуществленной без использования конфиденциальной информации, полученной от другой Стороны;

(в)если предоставленная информация правомерно получена от третьей стороны без обязательства о сохранении ее в тайне до ее предоставления одной из Сторон; 

(г)если информация предоставлена по письменному запросу органа государственной власти, иного государственного органа,  или органа местного самоуправления в целях выполнения их функций и ее раскрытие этим органам обязательно для Стороны. При этом Сторона должна незамедлительно известить другую Сторону о поступившем запросе;

(д)если информация предоставлена третьему лицу с согласия той Стороны, информация о которой передается.

2.5.Инсейлс не проверяет достоверность информации, предоставляемой Пользователем, и не имеет возможности оценивать его дееспособность.

2.6.Информация, которую Пользователь предоставляет Инсейлс при регистрации в Сервисах, не является персональными данными, как они определены в Федеральном законе РФ №152-ФЗ от 27.07.2006г. «О персональных данных».

2.7.Инсейлс имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.

2.8.Принимая данное Соглашение Пользователь осознает и соглашается с тем, что Инсейлс может отправлять Пользователю персонализированные сообщения и информацию (включая, но не ограничиваясь) для повышения качества Сервисов, для разработки новых продуктов, для создания и отправки Пользователю персональных предложений, для информирования Пользователя об изменениях в Тарифных планах и обновлениях, для направления Пользователю маркетинговых материалов по тематике Сервисов, для защиты Сервисов и Пользователей и в других целях.

Пользователь имеет право отказаться от получения вышеуказанной информации, сообщив об этом письменно на адрес электронной почты Инсейлс — [email protected].

2.9.Принимая данное Соглашение, Пользователь осознает и соглашается с тем, что Сервисами Инсейлс для обеспечения работоспособности Сервисов в целом или их отдельных функций в частности могут использоваться файлы cookie, счетчики, иные технологии и Пользователь не имеет претензий к Инсейлс в связи с этим.

2.10.Пользователь осознает, что оборудование и программное обеспечение, используемые им для посещения сайтов в сети интернет могут обладать функцией запрещения операций с файлами cookie (для любых сайтов или для определенных сайтов), а также удаления ранее полученных файлов cookie.

Инсейлс вправе установить, что предоставление определенного Сервиса возможно лишь при условии, что прием и получение файлов cookie разрешены Пользователем.

2.11.Пользователь самостоятельно несет ответственность за безопасность выбранных им средств для доступа к учетной записи, а также самостоятельно обеспечивает их конфиденциальность. Пользователь самостоятельно несет ответственность за все действия (а также их последствия) в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя, включая случаи добровольной передачи Пользователем данных для доступа к учетной записи Пользователя третьим лицам на любых условиях (в том числе по договорам или соглашениям). При этом все действия в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя считаются произведенными самим Пользователем, за исключением случаев, когда Пользователь уведомил Инсейлс о несанкционированном доступе к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи.

2.12.Пользователь обязан немедленно уведомить Инсейлс о любом случае несанкционированного (не разрешенного Пользователем) доступа к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи. В целях безопасности, Пользователь обязан самостоятельно осуществлять безопасное завершение работы под своей учетной записью по окончании каждой сессии работы с Сервисами. Инсейлс не отвечает за возможную потерю или порчу данных, а также другие последствия любого характера, которые могут произойти из-за нарушения Пользователем положений этой части Соглашения.

 

3.Ответственность Сторон

 

3.1.Сторона, нарушившая предусмотренные Соглашением обязательства в отношении охраны конфиденциальной информации, переданной по Соглашению, обязана возместить по требованию пострадавшей Стороны реальный ущерб, причиненный таким нарушением условий Соглашения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3.2.Возмещение ущерба не прекращают обязанности нарушившей Стороны по надлежащему исполнению обязательств по Соглашению.

 

4.Иные положения

 

4.1.Все уведомления, запросы, требования и иная корреспонденция в рамках настоящего Соглашения, в том числе включающие конфиденциальную информацию, должны оформляться в письменной форме и вручаться лично или через курьера, или направляться по электронной почте адресам, указанным в лицензионном договоре на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договоре присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ и в настоящем Соглашении или другим адресам, которые могут быть в дальнейшем письменно указаны Стороной.

4.2.Если одно или несколько положений (условий) настоящего Соглашения являются либо становятся недействительными, то это не может служить причиной для прекращения действия других положений (условий).

4.3.К настоящему Соглашению и отношениям между Пользователем и Инсейлс, возникающим в связи с применением Соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.

4.3.Все предложения или вопросы по поводу настоящего Соглашения Пользователь вправе направлять в Службу поддержки пользователей Инсейлс www.ekam.ru либо по почтовому адресу: 107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12 БЦ «Stendhal» ООО «Инсейлс Рус».

 

Дата публикации: 01.12.2016г.

 

Полное наименование на русском языке:

Общество с ограниченной ответственностью «Инсейлс Рус»

 

Сокращенное наименование на русском языке:

ООО «Инсейлс Рус»

 

Наименование на английском языке:

InSales Rus Limited Liability Company (InSales Rus LLC)

 

Юридический адрес:

125319, г. Москва, ул. Академика Ильюшина, д. 4, корп.1, офис 11

 

Почтовый адрес:

107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12, БЦ «Stendhal»

ИНН: 7714843760 КПП: 771401001

 

Банковские реквизиты:

Р/с 40702810600001004854

 

В ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) АО, г.Москва,
к/с 30101810500000000222, БИК 044525222

Электронная почта: [email protected]

Контактный телефон: +7(495)133-20-43

www.ekam.ru

ЦТО кассовых аппаратов — что это

Сегодня каждый мини-, супер- и гипермаркет имеет от одного до десятка или нескольких десятков кассовых аппаратов. Также множество небольших торговых точек обзавелись кассой. Кроме этого, стоит упомянуть, что касса необходима не только для продажи, но и для оказания определенных услуг.

Одной покупки кассы недостаточно. В Хешдеск занимаются обслуживанием кассовых аппаратов, о котором идет речь в этой статье.

Что такое ЦТО и в чем его суть

Чтобы вы могли спокойно и беззаботно пользоваться своим кассовым аппаратом, конечно, необходимо сделать правильный выбор – приобрести действительно достойную модель, но, кроме этого, не стоит забывать о заключении договора с ЦТО – центром технического обслуживания. Этот договор способствует избежанию проблем, которые могут возникнуть в ходе эксплуатации ККТ (контрольно-кассовой техники).

Есть компании, которые и эксплуатируют кассовую технику, и предоставляет техническое обслуживание самостоятельно, имея собственный центр техобслуживания, что способствует значительной экономии времени и фактической самостоятельности компании. Но такое можно наблюдать лишь у:

  • состоявшихся контор;
  • молодых компаний с большим стартовым капиталом.

Если вы новый предприниматель, который не может позволить создание и обеспечение собственного центра техподдержки, обратитесь к специализирующим компаниям.

Преимущества

Итак, каковы преимущества заключения договора с ЦТО-компаниями:

  • высокое качество обслуживания;
  • возможность пользоваться их услугами в послегарантийном договорном периоде;
  • высокая скорость обслуживания;
  • возможность получения профессиональной консультации;
  • отсутствие забот при покупке и оформлении документов на новые кассовые аппараты, ибо этим занимаются ЦТО-компании;
  • экономия времени после оформления договора.

Сносное качество обслуживания вызвано узкой специализацией ЦТО-компаний, поэтому они имеют большой опыт в этом деле и допускают меньше ошибок в своей работе.

Специалисты центра технического обслуживания обязаны исполнять и, как правило, исполняют все в указанный вами срок. Кроме этого, многие ЦТО-компании при сотрудничестве могут предоставить специальную консультацию, которая поможет предпринимателю-клиенту в будущем.

Еще большим плюсом сотрудничества с центрами технического обслуживания является удобная покупка новых кассовых аппаратов во время срока вашего договора. То есть, если бы вы самостоятельно обеспечивали техподдержку своим кассовым аппаратам, то при покупке новой кассы вам бы пришлось пройти эти круги ада, которые касаются регистрации и других документальных проблем, чем занимаются ЦТО-компании, экономя ваше время, деньги и нервы.


Твитнуть

classical-news.ru

Цветовой тест отношений (ЦТО): тестируем детей — в том числе дошкольников

Дата: 30 июня 2017 Автор: Наталья Фоминых Рубрика: Школа

Исследование с использованием методики ЦТО (Цветовой тест отношений) А. Эткинда применяется для диагностики на модельно-образном уровне характера отношений детей и подростков со значимыми для них людьми, родителями и сверстниками, а также с собственным «я». Ценность этого метода в том, что с его помощью легко обнаружить противоречие между вербальной, то есть выраженной словесно картиной отношений и бессознательной, скрытой в подсознании. Своевременная диагностика проблем в общении с окружающими поможет решить проблему детского и взрослого невроза.

Характеристика цветового теста отношений А. М. Эткинда

Автором экспериментальной методики цветового теста отношений (ЦТО) стал советский психолог Александр Маркович Эткинд, выпускник психологического факультета Ленинградского университета, с 90-х известный западный культуролог, автор публикаций по историко-культурной тематике.

У всякой вещи свой цвет. У каждого чувства тоже. Тишина — белого цвета.

Алессандро Д’Авения

Белая, как молоко, красная, как кровь

Научно-практической целью, которую преследовал А. Эткинд, была возможность восстановления слабо осознаваемых или слабо вербализуемых особенностей межличностных отношений пациентов клинической психиатрии. Затем тест стал востребованным в консультативной психологической практике со взрослыми, позже получил распространение в исследованиях психологии детей и подростков.

Выдающийся психолог и культуролог А. М. Эткинд

В основе методики ЦТО находится гипотеза о том, что важнейшие характеристики подсознательных психологических процессов находят отражение в цветовых ассоциациях. Многочисленные психологические эксперименты подтвердили наличие прямой связи между восприятием цвета и эмоциями личности. Цветовой импульс образовывает ассоциативную пару цвет — эмоция, выводя истинное отношение человека к окружающим из области подсознательного и тайного в понятное психологу поле, что даёт возможность исследовать результаты и оказать своевременную помощь, если она требуется.

Результаты этих исследований легли в основу психодиагностического метода цветового теста Люшера. По мнению Люшера, каждый цвет несёт закодированную бессознательную информацию, он же разработал и способ трактовки каждого цвета.

А. Эткинд предложил использовать метод цветовых ассоциаций для расшифровки неосознаваемой информации о межличностных отношениях и самооценке испытуемого, что помогло бы понять глубинные причины внутреннего или внешнего конфликта или эмоционального напряжения личности.

Он исходил из таких предположений:

  • за каждым цветом, выбранным исследуемым для того или иного персонажа или события, стоит архетипическая информация, которая и станет индикатором межличностных отношений тестируемой личности;
  • тестируемый выстраивает собственный рейтинг, основанный на симпатии к одному цвету и отвергнутости другого, а межличностные отношения проецируются на эту шкалу и анализируются согласно цветовым приоритетам.

Процедура проведения Цветового теста отношений

Цветовую психодиагностику отношений можно начинать с детьми от пяти лет и старше. Исследования детей, страдающих неврозами, в возрасте от трёх до пятнадцати лет показало, что дети уже в три — четыре года воспринимали задание на цветовые аналоги с интересом, как игру. В игре ребёнок «раскрывается» и зачастую неосознанно выражает те чувства, о которых избегает рассказывать напрямую. Даже дети-аутисты, испытывающие затруднения с вербализацией своих отношений, легко реагировали на цветовой тест.

Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребёнку для своего роста и развития.

Базыма Б. А

Психология цвета. Теория и практика

Организация тестирования детей разного возраста

Диагностика с использованием цветового теста отношений для старших школьников практически не отличается от проведения подобного теста со взрослыми, тогда как для дошкольников и младших школьников процедура предельно упрощена и адаптирована .

Организация и проведение тестирования предполагает строго индивидуальную форму работы.

Следует подготовить набор карточек восьми цветов, которые используются в так называемом «кратком цветовом тесте Люшера». Цвета имеют свою нумерацию:

  1. Серый (условный номер — 0).
  2. Синий (1).
  3. Зелёный (2).
  4. Красный (3).
  5. Жёлтый (4).
  6. Фиолетовый (5).
  7. Коричневый (6).
  8. Чёрный (7).
  9. Раскладывают карточки на столе со светлой поверхностью или белом листе плотной бумаги в случайном порядке полукругом. Карточки не должны перекрываться или наезжать друг на друга.

Для проведения ЦТО используем восьмицветовые карточки Люшера

Освещение предпочтительно наиболее близкое к естественному, но следует избегать прямых солнечных лучей, падающих на стол или в лицо ребёнка, при искусственном освещении — бликов от осветительных приборов.

Подготовка списка персонажей и понятий, которые будут применяться

Предварительно исследователь в личном диалоге с тестируемым составляет перечень значимых для последнего персонажей из ближнего или дальнего круга социальных контактов. В него могут входить члены семьи, друзья, спортивный тренер, учитель, воспитатель, нянечка в детском саду (в зависимости от возраста ребёнка), то есть те, кто играет определённую роль в жизни исследуемого. В этот же список включаются проекции тестируемого во времени и пространстве.

Для школьников будут интересны и значимы понятия: «ты в школе», «ты с друзьями», «ты на школьном празднике», «ты на соревновании», «ты на отдыхе с родителями». Дошкольнику стоит предложить ситуации «ты играешь с друзьями», «ты в детском саду», «ты гостишь у бабушки», а также понятия «твоя любимая игрушка», «твой домашний питомец».

Домашний питомец — значимое для дошкольника понятие

Эта информация записывается на отдельном листе бумаги. Содержание списка зависит от личностных особенностей и увлечений ребёнка, его возраста и задач тестирования.

К примеру, если учебные интересы исследуемого имеют гуманитарную направленность (о чём можно узнать из беседы с учителем), в тест целесообразно ввести вопросы о любимой книге, писателе, поэте — порой мнение автора книги для подростка не менее авторитетно, чем родительское.

Если ребёнок занимается спортом, в круг значимых людей включают тренера, товарищей по команде, а в список понятий — соревнования, тренировки. Случается, дети занимаются каким-либо видом деятельности не из собственных предпочтений, а чтобы не конфликтовать с родителями, которым фигурное катание или школа с математическим уклоном кажется наилучшим жизненным стартом для их детей. Ребёнку же не нравится выбор их, он находится в постоянном внутреннем конфликте, занимаясь нелюбимым делом ради близких людей.

При возникновении подозрений на насилие и агрессию в школе (родители могут обратиться с такой проблемой к школьному психологу), тест имеет направленность на определение отношений с внешним кругом общения (знакомые). Список лиц будет включать одноклассников, старших и младших товарищей по школе, учителей. Ситуации подбираются «школьные»: «ты на перемене», «тебя вызвали к доске», «ты идёшь один с уроков поздно вечером». Разумеется, такие важные, болезненные вопросы необходимо перемежать нейтральными, о семье, хобби, чтобы подросток не замкнулся в себе и не отказался от тестирования.

Коричневый, серый, особенно чёрный цвет ассоциации — повод забить тревогу, искать и устранять причины стресса и депрессии. Благодаря тесту подсознание ребёнка даст направление, в котором находится источник неприятностей.

В отличие от детей дошкольного и младшего школьного возраста, старшие школьники воспринимают тест не как игру с цветами. а как возможность понять себя, разобраться в своих переживаниях, и грамотный психолог отнесётся с уважением к такому восприятию теста почти уже взрослыми людьми. «Помоги мне узнать тебя — и я в помогу в этом тебе», — в таком ключе должно быть построено тестирование самых старших школьников. Вопросы о будущей профессии, о планах после окончании школы, о взаимоотношениях с противоположным полом могут вводиться в тест, но делать это надо тактично, не свысока, на равных. Тут важен и тон психолога, и его авторитет у ребёнка.
Следует также помнить, что мальчики не менее чувствительны и ранимы, чем девочки. Но в силу воспитания и общественных стереотипов склонны скрывать свои чувства.

Если с малышом можно поиграть, то со старшим ребёнком нужно сотрудничать. Тестирование у психолога в старшем школьном возрасте редко проходят ради интереса. Приходя за помощью, подросток должен убедиться, что его принимают всерьёз.

К проблемам подростков следует относиться с особым уважением

Психолог может дополнительно согласовать или уточнить список, задавая наводящие вопросы родным, учителям ребёнка. Рекомендованное специалистами количество позиций в списке — не более 18–20 и не менее 12.

Этапы диагностики по А. М. Эткинду

Непосредственно тестирование делится на три этапа: исследование ассоциаций, короткий отдых (5–7 минут) и определение ранга карточек (установление цветовых предпочтений).

Исследование ассоциаций

Перед тестируемым произвольно раскладываются восьмицветовые карточки Люшера. Психолог обращается к ребёнку с просьбой подобрать карточку, наиболее соответствующую характеру того или иного человека из списка, уточняя при этом, что каждый цвет может быть выбран неоднократно.

Важно узнать, понимает ли ребёнок, что такое характер и не подменяет ли он это понятие восприятием человека по его внешнему виду (цвету одежды, волос).

Если ребёнку трудно абстрагироваться от внешних признаков, и психолог выяснил это, задав наводящие вопросы, можно перефразировать инструкцию следующим образом: «Выбери цвет, который наиболее подходит, когда ты думаешь о маме». Персонажи из списка называют по мере возрастания их значимости, то есть наименее значимые называются первыми. Все решения тестируемого по поводу его выбора в цифровом виде записываются в соответствующей графе протокола.

Психолог просит испытуемого подобрать цветовую карточку, соответствующую персонажу или понятию из списка

Установление шкалы цветовых предпочтений

После окончания этапа цветовых ассоциаций ребёнка на несколько минут отвлекают другим занятием или разговором. Затем его внимание вновь возвращают к цветовым карточкам, но теперь задача будет состоять в том, чтобы разложить их в порядке степени приятности начиная с самого приемлемого. Существует два способа определения цветовой шкалы.

В первом варианте ребёнок выбирает самую привлекательную для него карточку, она изымается, а выбор фиксируется в цифровом виде в первой графе протокола. Аналогичная процедура выбора повторяется четыре раза, таким образом, последовательно заполняются первые четыре графы протокола. Из оставшихся четырёх цветовых карточек ребёнку теперь предлагают выбрать самую неприятную, результат фиксируется в числовом виде к крайней правой графе протокола.

Подобную процедуру повторяют ещё трижды, шаг за шагом заполняя оставшиеся разделы протокола, теперь справа налево. В итоге получает цифровой ряд соответствующий цветоассоциативным симпатиям испытуемого.

Этот алгоритм можно использовать для детей, испытывающих проблемы с выбором, когда от них слышишь фразу: «Мне все цвета нравятся, нет таких, которые не нравятся».

Во втором варианте исследователь просит ребёнка указать карточку, которая нравится больше остальных. После выбора испытуемого карточка убирается, подобная процедура повторяется шесть раз, пока не останется лишь две карточки. Каждый раз результат заносится в протокол начиная с крайней левой графы. Из оставшихся двух предлагают выбрать самую приятную, последняя оставшаяся карточка заносится под цифровым значением в крайнюю правую графу.

Этот вариант предусмотрен для детей, которые испытывают трудности с переключением внимания, с высокой степенью инертности психики.

Какие адаптированные методики существуют для дошкольников

С детьми младшей возрастной категории (4,5–6 лет) можно использоваться адаптированный вариант методики, который базируется на ЦТО и называется «Круги отношений». Психолог предлагает детям нарисовать яркие бусинки к каждому своему социальному «я» (сын — дочка, друг — подруга и т. д.) наиболее подходящим цветом.

Так проявится неосознанный уровень восприятия своей роли и значимости в семье и среди ровесников. Сравнивая устные рассказы детей об отношениях с родственниками и друзьями с их же цветовыми аналогиями, исследователь обнаружит их согласованность или разногласие. Кроме того, методика позволяет установить желаемые отношения по гипотетической формуле: «А теперь расскажи, о чём ты мечтаешь, как бы тебе хотелось», или сориентировать на будущее по варианту: «Сейчас так, но когда-нибудь будет…»

Вызывает интерес также модификация ЦТО для дошкольников — игра «Цветик-восьмицветик», предложенная А. О. Прохоровым и С. В. Велиевой, где цветовые карточки выполнены в форме лепестков сказочного цветка. Ход исследования и обработка результатов аналогичны тем, что проводятся в тесте Эткинда.

Обработка и интерпретация результатов

Запись результатов теста цветовых отношений ведётся с помощью протоколов, персональных для каждого тестируемого.

Варианты записи результатов ЦТО

Данные по результатам теста заносятся в специальный протокол, к которому прикрепляются линейки валентного и нормативного выбора. Случается, что испытуемый выбирает сразу несколько цветовых карточек к одному понятию или персонажу. В таком случае записать нужно все варианты выбора, но уточнить, какой из них наиболее предпочтителен, и отметить это в протоколе.

Протокол цветового теста отношений по А. М. Эткинду — таблица

Для записи результатов игры «Цветик-восьмицветик» авторами исследования рекомендован другой протокол, возможно, он покажется кому-то более удобным. Предлагаем вашему вниманию протокол с примерными данными ЦТО для дошкольников.

Протокол записи результатов модификации теста ЦТО «Цветик-восьмицветик» — таблица

Формализованный анализ

Рейтинг цвета представляет собой цифру в индивидуальной цветовой линейке и является формальным показателем теста. В специальной литературе этот показатель получил название валентность. Понятие валентности тесно связано с нормативностью, то есть установленной путём многочисленных экспериментов средней нормой выбора цветов по убыванию предпочтений.

Таблица: нормативность цветов теста Люшера

То есть, в норме исследуемый с устойчивой здоровой психикой выберет первым красный, за ним жёлтый , зелёный цвета и так далее.

Важнейшим показателем является место, которое занимает цвет в ряду личного выбора по отношению к серому, архетипическая характеристика которого традиционно ассоциируется со слабостью, нейтральностью, безразличием и отчуждённостью в эмоциональной сфере. Серый выступает в роли символической границы, отделяющей поле эмоционально позитивного, активного от эмоционально пассивного и негативного. Таким образом, значимые персонажи или понятия, располагающиеся перед серым в индивидуальной линейке ассоциируемых цветов, определяются как наиболее важные и положительные в восприятии ребёнка.

Благополучие в семейных отношениях благоприятно сказывается на психике малыша

При проведении тестирования детей обнаружили любопытную зависимость цветоассоциативного выбора от сложности или упрощённости психических реакций. Если ребёнок выбирает несколько цветовых карточек к одному понятию, это может служить показателем сильного потенциала творческих способностей испытуемого. По мнению психологов, параметр сложности увеличивается с возрастом, маленькое значение этого параметра может сигнализировать об общем эмоциональном негативизме по отношению к исследованию.

Качественный анализ теста

Стоит обратить внимание на то, что цветоассоциативные ответы следует интерпретировать в их взаимосвязи, то есть целостно. Чем более высокий уровень личной симпатии и предпочтения испытывает ребёнок к тому или другому персонажу, тем более высоким цветом он обозначается. Родственник, который внушает чувство страха, отчуждённости будет ассоциироваться с низким цветом в индивидуальной цветоассоциативной шкале.

Сопоставление осознаваемых оценок отношений, которые даются на вербальном уровне, и неосознаваемых, которые обнаруживают себя в цветовых аналогиях, часто выявляют противоречия, диссонанс в описании характеристик или моделей отношений, например: «Мама — заботливая, внимательная, ласковая», а цветовая ассоциация — коричневый цвет.

Любопытные результаты даёт анализ цветовой аналогии тестируемого с самим собой, то есть с каким цветом он символически соотносит самого себя. Низкий рейтинг цвета, который выбирает ребёнок в определении самоотношения, указывает на заниженный уровень самооценки, на проблемы с самоуважением. Цвет, совпадающий с цветовым символическим изображением одного из родителей, говорит о сильной эмоциональной связи, близости и взаимопонимании.

Близость, доверие и взаимопонимание — главное в семейных отношениях

Положение цвета самооценки ребёнка относительно родительского цвета указывает на модель внутрисемейных взаимоотношений:

  • выше по месту чем родительские цвета — по принципу «я — хороший, они — плохие»;
  • ниже — «я — плохой, они — хорошие»;
  • между ними — ребёнок ищет защиту от противоречивых, сложных отношений.

Диагностически значимым и важным является не только рейтинг цвета, но и сам этот цвет, содержащий в себе ценную информацию, которая позволяет подробно расшифровать характеристику самоотношения и внутрисемейных отношений. Анализ статистических данных, полученных в результате изучения эмоциональной реакции на цветовой возбудитель, продемонстрировал, что большинство испытуемых закономерно, статистически стабильно указывают на взаимосвязь цвета и эмоционально-личностных характеристик. Каждый цвет выступает в качестве индикатора эмоциональных проявлений отношений.

Например, красный укажет на волевое, энергичное, подавляющее доминирование отца или на импульсивное, спонтанное поведение матери. Серый продемонстрирует наличие в семье дистанции, непонимания и безразличия в отношениях между ребёнком и родителями. Зелёный расскажет о строгости и суровости, чрезмерном контроле и удушающей опеке.

Цветовой тест отношений расскажет об истинном положении в семье ребёнка

Символическое значение цветов в интерпретации Люшера и их этически-личностные характеристики

  • Синий — покой, зона комфорта, свобода, честность, доброта, справедливость. Преобладают внутренние ощущения психологического удовлетворения, гармонии и безопасности, отсутствует напряжение и психологический зажим. Символизирует взаимосвязь, привязанность, крепкие и прочные отношения. Отвержение синего может быть симптомом неудовлетворённой потребности душевной близости и тепла.
  • Зелёный — самоутверждение, самоуверенность, стремление к обладанию, руководству, превосходству и власти, эмоциональная чёрствость. Поведение в стиле «зелёного» стремится к управлению и контролю над важными объектами или процессами. Зелёный цвет на нижних регистрах (7, 8 место) означает признание собственного бессилия, подсознательному перекладыванию вины на других и ненависть к ним. Компенсацию такие люди ищут в суррогатной деятельности, такой как любовь к путешествиям и частым поездкам.
  • Красный — воплощение витальной энергии и силы, стихии огня. Выражает высокую интенсивность и наполненность жизни, мужественность, стремление к успеху, победе, желание проникать, покорять, преобразовывать. Если красному отдаётся предпочтение, то выбравший его испытывает мощный порыв к действию, седьмое или восьмое место говорят о дефиците жизненной силы, например, при изматывающих и истощающих хронических конфликтах.
  • Жёлтый — свет, лёгкость, живость, освобождение и расслабленность, открытость, общительность. Первое место жёлтого означает сильное желание счастья, последние места сигнализируют о разочаровании, внутренней пустоте и изоляции.
  • Фиолетовый — волшебство, нерешительность, инфантилизм, эгоцентризм, мечтательность. Неискренность, интуитивное восприятие мира.
  • Коричневый — пассивность, зависимость, добросовестность, стремление к телесному комфорту, уюту, удовлетворённости.
  • Чёрный — символическое выражение идеи «ничто», отказ, оборона, протест, замкнутость, психологическая закрытость, упрямство, враждебность, нелюдимость.
  • Серый — бесцветность, отгороженность, нейтральность, пассивность, безответственность, безынициативность, заниженная самооценка

Однако, стоит заметить, что прямое значение цвета, которое представлено в толковании Люшера, при проведении тестирования детей, особенно дошкольников, следует использовать с осторожностью. Личность ребёнка не сформирована в той мере, чтобы можно было говорить об устойчивости эмоциональных реакций, поэтому перенос непосредственной характеристики цвета на интерпретацию детских ответов будет недостаточно корректным.

Прямое толкование цвета при анализе исследования будет совершенно обосновано у старших школьников, личностные качества которых практически тождественны взрослым. А. Эткинд считает допустимым использовать у детей лишь общие символические характеристики цветов, они укажут на общие тенденции личности ребёнка, которая ещё находится в процессе формирования и развития.

Система отношений наделена подвижным характером и развивается на протяжении всей жизни человека, существенно воздействуя на социальное существование личности. Исследование эмоциональной окраски отношений человека со значимыми для него людьми, а также с самим собой обнажает как осознанный, так и скрытый от сознания пласт этих отношений. Методика Эткинда показала себя как достаточно эффективный и компактный способ диагностики неадекватного соотношения вербального и бессознательного уровня межличностных отношений.

(Visited 17 426 time, 10 visit today)

44 года. Высшее педагогическое образование, специальность: история и право, аспирантура. Стаж работы в высшей школе — 22 года. Сфера профессиональной деятельности — проведение лекционных и семинарских занятий, учебно-методическая и научная работа (есть научные публикации). Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

Метки:

shkolabuduschego.ru

ЦТО — это… Что такое ЦТО?

  • ЦТО — Связать? ЦТО распространенная в Российской Федерации аббревиатура Центров Технического Обслуживания. Часто в России под термином ЦТО подразумевают Центры Технического Обслуживания Контрольно Кассовой Техники (ККТ) специализированные организации,… …   Википедия

  • Цто — распространенная в Российской Федерации аббревиатура Центров Технического Обслуживания. Часто в России под термином ЦТО подразумевают Центры Технического Обслуживания Контрольно Кассовой Техники (ККТ) специализированные организации, работающие в… …   Википедия

  • ЦТО — центр таможенного оформления ЦТО централизованное техническое обслуживание техн. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. ЦТО центральный торговый отдел …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • ЦТО ОУ — центр технического обслуживания общеобразовательных учреждений образование, организация, техн. Источник: http://kuzbassnews.ru/2012/08/03/v mariinskom rayone na predpriyatii cto ou suslovskiy vyyavlena narusheniya norm zakonodatelstva.html …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • ЦТО ККМ — центр технического обслуживания контрольно кассовой техники техн. Источник: http://www.forbusiness.ru/ Пример использования ЦТО ККМ «Штрих Сервис» …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • НОА ЦТО ККТ РБ — РА ЦТО ККМ некоммерческая ассоциация организация «Российская ассоциация центров технического обслуживания контрольно кассовых машин» с 9 апреля 2003 ранее: АСБМ http://www.bashkkt.ru/​ организация, РФ, техн …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • РА ЦТО ККМ — НОА ЦТО ККТ РБ РА ЦТО ККМ некоммерческая ассоциация организация «Российская ассоциация центров технического обслуживания контрольно кассовых машин» с 9 апреля 2003 ранее: АСБМ http://www.bashkkt.ru/​ организация, РФ, техн …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Пока (Цто) ещё! — ПОКА. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ЭКЛЗ — (электронная контрольная лента защищенная)  устройство, которое входит в состав ККМ и применяется для накопления информации обо всех оформленных на ККМ платежных документах и отчетах закрытия смены, для последующего контроля органами ФНС.… …   Википедия

  • Электронная контрольная лента защищенная — ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная)  устройство, которое входит в состав ККМ и применяется для накопления информации обо всех оформленных на ККМ платежных документах и отчетах закрытия смены, для последующего контроля органами ФНС.… …   Википедия

  • abbr_rus.academic.ru

    Цветовой тест отношений (ЦТО), Эткинд А.М.

    Цветовой тест отношений (ЦТО) является клинико-диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающим как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений. В.Н. Мясищева, идеи Б.Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и сложности и представления А.Н.Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности. В соответствии с этими теоретическими положениями, отношения личности, регулирующие сложнейшие процессы ее общения и деятельности, имеют чувственную, наглядно-образную психическую природу.

     

    Процедура обследования

    Психолог составляет список понятий, отношение испыту­емого к которым следует определить. Далее выбирает один из двух способов проведения тестирования — укороченный или полный.

    При процедуре проведения ЦТО с ребенком предлагают выбрать цвет для мамы (папы, брата, других родственников, которые значимы для него), а также (если это входит в задачи исследования) для друга, любимой и нелюбимой учительницы и т. д. Вопрос ставится примерно так: «А какой цвет тут больше всего подходит для твоей мамы?» или «На какой цвет тебе хочется смотреть, когда ты думаешь про маму?».

     

    ПЕРВЫЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ

    При укороченном способе обследования перед обследуемым на белом фоне в случайном порядке раскладываются цвета. За­тем экспериментатор задает инструкцию подобрать к каждому из предлагаемых понятий (понятия предъявляются последова­тельно) цвет, который ему «больше всего подходит», при этом цвета могут повторяться для различных понятий. Затем вни­мание испытуемого ненадолго отвлекается и ему предлагается «с целью проверки общего уровня настроения» выбрать цвета в порядке привлекательности. В результате психолог получа­ет основной цв’етоассопиативный ряд по М. Люшеру, относи­тельно которого можно оценить степень привлекательности того или иного маркера, а следовательно, и обозначенного им понятия.

    Например, испытуемому было предложено поочередно обозначить цветами понятия: «Работа», «Деньги», «Карьера».

    В результате он обозначил понятие «Работа» красным цветом, «Деньги» — зеленым, «Карьера» — черным.

    Затем внимание испытуемого было ненадолго отвлечено, после чего ему было предложено выбрать из разложенных на столе цветов один, наиболее приятный для глаз. Когда цвет был выбран, психолог убрал данный маркер и предложил внбвь вы­брать самый приятный цвет и т. д. В результате выбора цвета предстали в следующем порядке: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный (основной цветоассоциативный ряд).

     

    ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

    Вначале полученные в эксперименте данные анализируются с точки зрения психологии цвета (функциональной психологии М. Люшера), его символического значения.

    Например, понятие «Работа» обозначено красным цветом. Следовательно, оно ассоциируется с расходом энергии, выра­жением жизненной силы, нервной й гормональной активности, стремлением к успеху, волей к победе.

    О смысловой близости понятий в укороченном варианте ЦТО следует говорить в случае обозначения разных понятий одним и тем же цветом, например: понятия «Работа» и «День­ги» обозначены красным цветом.

    При полном способе обследования испытуемому дается ин­струкция «подобрать к каждому из понятий цвета, располагая их от наиболее подходящего — к наименее подходящему. Та­ким образом каждое из понятий обозначается всеми восьмью цветами.

    Затем, как и при укороченном варианте, строится основной цветоассоциативный ряд по М. Люшеру.

    Например, тот же испытуемый в полном эксперименте в ходе обозначения понятий цветами по принципу от наиболее подходящего — к наименее подходящему обозначил понятие «Работа» цветами: красный, желтый, фиолетовый, синий, зеле­ный, серый, коричневый, черный; «Деньги» — красный, синий, серый, желтый, зеленый, фиолетовый, коричневый, черный;

    «Карьера», ^ черный, серый, коричневый, синий, фиолетовый, зеленый, желтый, красный.

    В случае проведения полного варианта ЦТО эмоциональная (смысловая) близость понятий определяется при помощи коэф­фициента ранговой корреляции между нормами позиций цве­тов в полном ассоциативном ряду маркеров, разложенных в по­рядке предпочтения. Для этого необходимо подсчитать разницу между номерами, подсчитать степень ранговой корреляции при помощи коэффициента Спирмена по формуле рангов.

    р=1-[(6 .2DS):(83-8)], где: р — коэффициент ранговой корреляции, D — разница между номерами рангов.

    Например: 

    Понятие

    Номер цвета

    Работа

    3

    5

    4

    6

    7

    2

    1

    Карьера

    3

    4

    5

    0

    7

    2

    6

    1

    Результат теста Люшера (основной цветоассоциативный ряд)


    Работа

    Карьера

    Разни­ца между рангами

    Квадрат разницы между рангами

    Ранг в основ­ном цветоас- социативном ряду

    Ранг в основном цветоассоциатив- ном ряду

    7

    7

    0

     

    4

    2

    +2

    4

    2

    4

    -2

    4

    3

    6

    -3

    9

    6

    5

    +1

    1

    3

    1

    +2

    4

    1

    3

    -2

    4

    8

    8

    0

     

    р = 1 — [(6 • 26): (83 — 8)] = 1 — 156 : 504 = 1 — 0,3 = 0,7.

    Степень корреляции между понятиями «Работа» и «Карьера» значима (0,7). Это означает, что испытуемый связывает с поня­тием «Работа» свой карьерный рост.

     

    ВТОРОЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ

    При укороченном варианте маркеры, обозначающие поня­тия, сопоставляются с основным цветоассоциативным рядом. В результате определяются их ранги, фиксируется объединение в группы или взаимная отдаленность. Чем более привлекатель­ным для себя цветом испытуемый обозначил характеризуемое понятие, тем оно для него более актуально и желаемо. В случае полного варианта исследования в качестве маркера выбирается тот цвет, которым испытуемый первым обозначил то или иное понятие. Полученный материал дает основу для анализа психо­динамических характеристик изучаемых феноменов: находится ли данная тенденция в актуальном состоянии (на третьем-чет- вертом месте в ряду) или проявляется как программа будущего поведения (первое-второе место), находится ли она в потенци­альном состоянии (пятое-шестое место) или «вытеснена», от­рицается (седьмое-восьмое место).

    Пример использования ЦТО в клинической практике (на примере обследования наркологического больного)

     

    psy-clinic.info

    ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ОТНОШЕНИЙ (ЦТО) — Мегаобучалка

    Цветовой тест отношений (ЦТО) является клиническим диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отно­шений человека к значимым для него людям, в том числе и к самому себе, и отражающим как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений [66].

    Методической основой ЦТО является цветоассоциативный эксперимент, процедура которого была специально разработана в процессе создания этого те­ста. Использование методики ЦТО основывается на предположении о том, что характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и себе самому отражаются в цветовых ассоциациях к ним. Это позволяет выявить достаточно глубокие, в том числе и неосознаваемые компоненты отношений, «минуя» при этом защитные механизмы вербальной системы сознания.

    Обоснование возможности диагностики отношений с помощью ЦТО было проведено А. М. Эткиндом. Также было показано, что в ассоциациях с цветами действительно отражаются отношения детей к значимым для них людям и понятиям.

    Данная методика используется авторами в течение более двадцати лет диаг­ностической практики практически со всеми категориями детей.

    Стимульный материал.Используется набор цветовых стимулов, близких по цветовой гамме и насыщенности к восьмицветовому тесту М. Люшера (1949). Предлагаемый набор отличается компактностью, удобен в применении в детской практике, адаптирован по своим размерам (50×50 мм) к вариантам симультанного зрительного восприятия детей дошкольного и тем более школь­ного возраста. При относительно небольшом количестве стимулов в нем пред­ставлены основные цвета спектра (синий, зеленый, красный, желтый), два сме­шанных тона (фиолетовый, коричневый) и два ахроматических цвета (черный, серый). Каждый цвет обозначается соответствующей цифрой. Имеет смысл ис­пользовать цифровые обозначения, введенные М. Люшером. А именно:

    □ синий10— 1;

    □ зеленый — 2;

    □ красный — 3;

    □ желтый — 4;

    □ малиновый — 5;

    □ коричневый — 6;



    □ черный — 7;

    □ серый — 0.

    Возрастной диапазон применения.ЦТО как метод изучения отношений при­меним в работе с детьми, начиная с 4,5—5-летнего возраста. Верхняя возраст­ная граница не определена.

    Процедура проведения и регистрации результатов

    В предварительной беседе с родителями или педагогами ребенка психолог составляет примерный список лиц из непосредственного окружения ребенка, а также других значимых для него людей. Конкретное содержание списка за­висит от задач исследования, личности ребенка и т. п. Например, для детей старшего дошкольного возраста этот список может составлять следующий на­бор: мама, папа, дедушка, бабушка, тетя, соседка, брат, сестра, воспитатель­ница, нянечка, друг и т. п. Точно так же могут быть определены и какие-либо значимые понятия, характер восприятия которых необходим психологу для оценки эмоционально-личностных характеристик ребенка.

    Нередко имеет смысл получить дополнительные сведения от самого ребен­ка. Крайне удачным представляется проведение методики СОМОР перед проведением исследования с применением ЦТО.

    Общие условия проведения цветоассоциативного эксперимента остаются аналогичными условиям проведения классического Теста Цветовых Выборов М. Люшера. К ним относятся: проведение желательно при дневном све­те, светлый фон материала, на котором раскладываются цветовые стимулы (кар­точки), равнозначность воздействия на испытуемого всех восьми цветовых сти­мулов в процессе всего исследования (специально организованная процедура раскладывания).

    Й этап

    Перед ребенком на светлом фоне на столе в случайном порядке расклады­ваются полукругом цветные карточки, желательно, чтобы они не наезжали друг на друга и находились прямо в поле зрения без отсветов и бликов от освети­тельных приборов. После этого ребенку дается инструкция.

    Инструкция 1.«Посмотри, здесь расположены цветные кусочки. Сейчас Ты бу­дешь подбирать кусочек, подходящий к тому или иному человеку, к его характеру».

    Далее имеет смысл выяснить, знает ли ребенок, что такое характер и дать понять, что он будет подбирать цвет, подходящий именно к человеку, а не к его одежде, то есть не тот цвет, который человек любит одевать. Далее следует про­должение инструкции:

    «Давай попробуем. Подбери цвет к характеру твоего друга (психолог называ­ет имя). Как тебе кажется, какой самый подходящий к его характеру?»

    После выбора ребенка, каким бы он ни был, психолог дает одобрительную я оценку, замечая при этом, что каждый цвет может быть выбран столько раз, сколько нужно.

    Примечание.Желательно использовать определенную последовательность предъявляемых ребенку значимых лиц. Так, в качестве первого выбора следует использовать относительно нейтрального для ребенка человека. В дальнейшем следует стремиться к тому, чтобы люди, субъективно оцениваемые ребенком как «нейтральные», «позитивные» и «негативные», чередовались в предлагае­мых психологом выборах. Поэтому оптимальным было бы приблизительно определить значимость для ребенка того или иного человека до начала экспе­римента.

    После того как ребенок сделал выбор, цветовая карточка кладется на свое место. Далее для цветового выбора целесообразно называть ребенку людей в порядке возрастания степени их значимости для ребенка, то есть наиболее зна­чимые лица (как «положительные», так и «отрицательные») называются пос­ледними. В последнюю очередь ребенка просят выбрать цвет, подходящий к его собственному характеру. Все выборы, а также реакции ребенка на процеду­ру на этом этапе фиксируются в разделе протокола «1-й этап. Цветоассоциа-тивный выбор» в цифровом виде. На протяжении работы необходимо еще раз напомнить, что выбранные цвета могут повторяться.

    2-й этап

    После завершения цветоассоциативной процедуры цветные карточки на­крываются белым листком бумаги (или просто откладываются в сторону вне поля зрения ребенка) и желательно некоторое время занять ребенка каким-либо посторонним интересным занятием. Длительность подобного занятия не должна превышать 5—7 минут.

    Далее цветовые карточки открываются (они точно так же должны находиться прямо в поле зрения без отсветов и бликов от осветительных приборов и жела­тельно при том же уровне освещения) и цвета ранжируются ребенком в поряд­ке предпочтения, начиная от самого приятного. Следует отметить, что при про­ведении ЦТО стандартный выбор цветов по предпочтению проводится один раз (а не два, как это делается при цветовых выборах в классическом варианте теста М. Люшера).

    Существует два варианта проведения ранжирования цветных карточек по предпочтению.

    Вариант1.

    Инструкция2А. «Посмотри еще раз на эти цветные кусочки, какой из них ка­жется тебе самым приятным?Выбери только один».

    После выбора ребенка данная карточка убирается из поля зрения ребенка, а оставшиеся сдвигаются так, чтобы вновь образовать полукруг. Выбор ребен­ка фиксируется в разделе протокола «2-й этап. Стандартная раскладка» в край­ней левой (первой) графе в цифровом виде.

    Инструкция продолжается: «Атеперь выбери самый приятный из оставшихся».

    Выбор ребенка записывается в том же разделе протокола в следующей (вто­рой) графе в цифровом виде.

    Процедура выбора повторяется до тех пор, пока ребенок не сделает таким образом шесть выборов и перед ним, следовательно, не останется только две карточки. Тогда ребенка просят выбрать «более приятную из двух оставшихся карточек». Оставшаяся карточка фиксируется в протоколе в крайней правой графе в цифровом виде.

    В результате психолог получает цифровой ряд, характеризующий цветоассоциативные предпочтения ребенка от наиболее приятного к наименее прият­ному для ребенка цвету.

    Вариант 2

    Данный вариант выбора цветов по предпочтению может быть использован для детей с повышенной инертностью, трудностями переключения на другой тип деятельности. (Инструкция и проведение первой части исследования ана­логично варианту 1.)

    Инструкция 2Б.«Посмотри еще раз на эти цветные кусочки, какой из них ка­жется тебе самым приятным? Выбери только один».

    После выбора ребенка данная карточка убирается из поля зрения ребенка, а оставшиеся сдвигаются так, чтобы вновь образовать полукруг. Выбор ребен­ка фиксируется в соответствующем разделе протокола в крайней левой (пер­вой) графе в цифровом виде.

    Инструкция продолжается: «А теперь выбери самый приятный из оставшихся».

    Выбор ребенка фиксируется в соответствующем разделе протокола в следу­ющей (второй) графе в цифровом виде.

    Процедура выбора повторяется до тех пор, пока ребенок не сделает таким образом четыре выбора и перед ним, следовательно, не останутся четыре цвет­ных карточки.

    Инструкция 2В. «А теперь выбери из оставшихся самый неприятный, самый противный цвет».

    После выбора ребенка данная карточка убирается из поля зрения ребенка, а оставшиеся сдвигаются так, чтобы вновь образовать полукруг. Выбор ребен­ка фиксируется в соответствующем разделе протокола в крайней правой графе (наиболее неприятный цвет) в цифровом виде.

    Инструкция продолжается: «А теперь выбери самый неприятный, самый про­тивный из оставшихся».

    Выбор ребенка фиксируется в соответствующем разделе протокола в следующей (левее от цифры, обозначающей самый неприятный цвет) графе в цифровом виде.

    Для оставшихся двух карточек инструкция повторяется в виде: «А теперь выбери самый неприятный, самый противный из этих двух оставшихся».

    Выбор ребенка фиксируется в соответствующем разделе протокола в следу­ющей (левее от цифры, обозначающей второй по «неприятности» цвет) графе в цифровом виде.

    Оставшаяся карточка отмечается в соответствующем разделе протокола в единственной оставшейся пустой графе в цифровом виде.

    По окончании этой процедуры психолог получает цифровой ряд, характе­ризующий цветоассоциативные предпочтения ребенка от наиболее приятного к наименее приятному для ребенка цвету.

    Примечание.Данный вариант выбора цветов по предпочтению может исполь­зоваться для детей, которым с самого начала трудно сделать тот или иной выбор.» Такие дети часто говорят: «Все неприятные, нет приятных (хороших)» и на протяжении всего обследования проявляют негативизм к процедуре выбора.

    Анализ и интерпретация результатов

    Интерпретация результатов основывается на формализованном и качествен­ном анализе.

    megaobuchalka.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *