Стаж год за два в медицине украина – Об утверждении Порядка выплаты надбавки за выслугу лет медицинским и фармацевтическим работникам государственных и коммунальных заведений здравоохранения

Содержание

Пенсии за выслугу лет медицинским работникам

 Медицинские работники — представители тех профессий, которые дают право на пенсию за выслугу лет. Такая пенсия по определенным признакам похожа на пенсию по возрасту, поскольку назначается пожизненно, и ее размер зависит от заработка и страхового стажа человека. Главную роль при назначении пенсии за выслугу лет играет стаж работы по специальности. Но, несмотря на мнимую простоту вопроса, он часто «обрастает» неправильными толкованиями и неточными формулировками. Поэтому на актуальные вопросы медиков, собравшихся на пенсию за выслугу лет, отвечает начальник отдела по назначению пенсий управления ПФУ в г. Измаиле и Измаильском районе Корнева Г.И..

 

Галина Ивановна, по нормам какого закона назначаются пенсии за выслугу лет медицинским работникам?

Ст. 5 п. е Закона Украины «О пенсионном обеспечении», п. 2 Заключительных положений раздела XV Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» №1058-IV от 9 июля 2003 года (далее — Закон №1058) предусматривают, что пенсии за выслугу лет назначаются согласно отдельному законодательному акту через профессиональные и корпоративные фонды. Однако, поскольку на данный момент такой законодательный акт не принят, пенсии назначаются по нормам Закона №1058 в случае достижения пенсионного возраста и наличия трудового стажа, предусмотренного ст. 5 п. е Закона Украины «О пенсионном обеспечении» №1788-ХІІ от 5 ноября 1991 года (далее — Закон №1788).

 

Порядок исчисления специального стажа и условия, когда лицо приобретает право на пенсию за выслугу лет, определены Законом №1788, а страховой стаж, в зависимости от которого определяется размер пенсии, исчисляется по нормам Закона №1058.

При определении права на пенсию за выслугу лет трудовой (специальный) стаж как до, так и после 1 января 2004 года счисляется согласно нормам Закона №1788 и постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней» №637 от 12августа 1993 года — по данным трудовой книжки, а в случае необходимости — уточняющих справок. Другими словами, если медицинская сестра больницы после 2004 года ежемесячно работает на 0,5 ставки и получает заработную плату в размере, меньше минимальной заработной платы, установленной законодательством, то в страховой стаж будет зачислен каждый месяц работы после 1 января 2004 года пропорционально уплаченным страховым взносам (если не осуществлена доплата к минимальному страховому взносу), а к стажу работы по специальности, которая дает право на назначение пенсии за выслугу лет, будет зачислен каждый месяц работы как полный. Условием для назначения пенсии за выслугу лет является наличие специального стажа работы в должностях и заведениях не меньше 25 лет и прекращение работы по специальности, дающей право на назначение такого вида пенсии.

 

Работа в каких заведениях и должностях дает право на пенсию за выслугу лет?

Перечень таких должностей и заведений утвержден постановлением Кабинета Министров Украины «О перечне заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет» №909 от 4 ноября 1993 года (с изменениями, далее — Постановление №909).

 

Перечень заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет (извлечение)

НАЗВАНИЕ ЗАВЕДЕНИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ

НАЗВАНИЕ ДОЛЖНОСТИ

Лечебные учреждения, лечебно-профилактические заведения особого типа, лечебно-трудовые профилактории, амбулаторно­поликлинические заведения, заведения скорой и неотложной медпомощи, заведения переливания крови, заведения охраны материнства и детства, санаторно-курортные заведения, учреждения по проведению лабораторных и инструментальных исследований, испытаний Госсанэпидслужбы и территориальные органы Госсанэпидслужбы (относительно работников, не являющихся госслу­жащими), диагностические центры

Врачи и средний медицинский персонал (независимо от на­именования должностей)

Аптеки, аптечные киоски, аптечные магазины, контрольно-аналитические лаборатории

 

 

Провизоры, фармацевты (независимо от названия должности), лаборанты

Медико-социальные экспертные комиссии, бюро судебно-медицинской экспертизы

Врачи и средний медицинский персонал (независимо от на­именования должностей)

Следовательно, для определения права на зачисление в специальный стаж определенного периода работы необходимо, чтобы человек работал в заведениях и на должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет.

 

Какими документами подтверждается специальный стаж?

Основным таким документом является трудовая книжка.

Если из записей трудовой книжки невозможно сделать соответствующий вывод, в управление Пенсионного фонда дополнительно подается уточняющая справка заведения (учреждения). При решении этого вопроса могут быть рассмотрены и другие документы (положение о заведении, структуре, штатные расписания, аккредитационный сертификат и т.п.).

При определении права на назначение пенсий за выслугу лет органы Пенсионного фонда Украины, кроме указанных выше нормативно-правовых актов, руководствуются нормами других законов, постановлений Кабинета Министров Украины, приказов министерств, ведомств.

Так, приказом Министерства здравоохранения Украины «Об утверждении перечней заведений здравоохранения, врачебных, провизорских должностей и должностей младших специалистов с фармацевтическим образованием в заведениях здравоохранения» №385 от 28.10.2002 года (далее — Приказ №385) утверждены перечни заведений здравоохранения, врачебных, провизорских должностей и должностей младших специалистов с фармацевтическим образованием в учреждениях здравоохранения.

Итак, если стоит вопрос, зачисляется ли тот или иной период в специальный стаж, работники управлений Пенсионного фонда, а также уполномоченные представители учреждений, которые помогают своему работнику определить право на пенсию за выслугу лет, пользуются соответствующим перечнем.

Работа по специальности в заведениях, учреждениях и на должностях, предусмотренных Постановлением №909, дает право на пенсию независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности заведений и учреждений.

 

Галина Ивановна, зачисляется ли в специальный стаж время обучения в медучилище или институте и осуществление медицинской практики?

Зачисление в специальный стаж времени обучения в учебных заведениях действующим пенсионным законодательством Украины не предусмотрено.

Период прохождения медицинской практики (на основании лицензии) медицинским специалистом, зарегистрированным как субъект предпринимательской деятельности (физическое лицо), который в то время не пребывает в трудовых отношениях с заведением здравоохранения, не зачисляется в специальный стаж, поскольку законодательством предусмотрено обязательное выполнение двух условий: работа в соответствующем заведении и в должности, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет.

В то же время при наличии у такого лица 25 лет специального стажа (конечно, без учета предпринимательской деятельности), то есть если у него есть право на назначение пенсии за выслугу лет, прекращение предпринимательской деятельности при назначении пенсии за выслугу лет не требуется, поскольку это не является работой, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет.

 

Предусмотрено ли льготное исчисление специального стажа?

При определении права на пенсию за выслугу лет применяются нормы ст. 60 Закона №1788, которая предусматривает, что работа в лепрозорных и противочумных заведениях здравоохранения, учреждениях (отделениях) лечения лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом, других инфекционных заведениях (отделениях) здравоохранения, патологоанатомических и реанимационных отделениях учреждений здравоохранения, а также психиатрических заведениях здравоохранения зачисляется в стаж работы в двойном размере.

 

Размер пенсии определяется от специального стажа или страхового?

Размер пенсии определяется в зависимости от страхового стажа и заработка каждого лица согласно ст. 27 и с учетом норм ст. 28 Закона №1058. Иными словами, если период обучения в медицинском колледже и время ухода за ребенком (как лицу, не находившемуся в трудовых отношениях с заведением здравоохранения) не зачисляются в специальный стаж, то в страховой стаж эти периоды засчитываются. А вот льготное исчисление (в двойном размере) страхового стажа применяется лишь до 31 декабря 2003 года, поскольку страховой стаж после 1 января 2004 года исчисляется календарно.

 

Галина Ивановна, может ли лицо после назначения пенсии работать по специальности?

Согласно ст. 7 Закона №1788 пенсия за выслугу лет назначается при увольнении с работы, дающей на нее право. Итак, в период получения этого вида пенсии работать можно лишь в должностях и в заведениях, не предусмотренных перечнем заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением №909.

 

Какие особенности существуют в перерасчете пенсий за выслугу лет?

В ч. 4 ст. 42 Закона №1058, которая в частности предусматривает перерасчет пенсий работающим пенсионерам, указано, что пенсионеры, которым назначена пенсия за выслугу лет на условиях, предусмотренных Законом №1788, и которые не достигли возраста, установленного ст. 26 Закона №1058, не имеют права на перерасчет (через каждые два года) с учетом страхового стажа, приобретенного после назначения (предыдущего перерасчета, если такой уже состоялся) пенсии, и заработка за этот же период.

 

Если медработник выходит на пенсию по возрасту, ему назначают денежную помощь. При каких условиях?

Согласно п. 7-1 Заключительных положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» лицам, которые на день достижения пенсионного возраста, предусмотренного ст. 26 Закона №1058, работают в заведениях и учреждениях государственной или коммунальной формы собственности в должностях, работа на которых дает право на назначение пенсии за выслугу лет, и имеют страховой стаж на таких должностях (для мужчин — 35, для женщин — 30 лет), а также если они до этого не получали какую-либо пенсию, при назначении пенсии по возрасту выплачивается денежная помощь, которая не подлежит налогообложению, в размере десяти их месячных пенсий по состоянию на день ее назначения.

Выплата указанной денежной помощи проводится за счет средств Госбюджета Украины.

Порядок исчисления стажа, что дает право на назначение денежной помощи, и механизм ее выплаты установлены постановлением КМУ №1191 от 23.11.2011 года.

Следует заметить, что в этом случае имеется в виду достижение женщинами повышенного пенсионного возраста (в том числе с учетом его постепенного повышения).

www.izmail-rada.gov.ua

Льготы по исчислению стажа за работу в медицинских учреждениях

Лицо работает в отделении реанимации. Можно ли считать стаж работы 1 год за 2 года, в случае если оно работает на 0,75 ставки?


Статьей 60 Закона о пенсионном обеспечении предусмотрено, что работа в лепрозориях и противочумных учреждениях здравоохранения, в учреждениях (отделениях) по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом, в других инфекционных учреждениях (отделениях), в патолого-анатомических и реанимационных отделениях учреждений здравоохранения, а также в психиатрических учреждениях засчитывается в стаж работы в двойном размере.

При этом не имеет значения — работает лицо в этих учреждениях на 0,75 ставки или на полную ставку.

Однако при исчислении страхового стажа льготы по его исчислению применяются только для периодов работы до 01.01.2004 г.

С этой даты понятие страхового стажа определено ст. 24 Закона о пенсионном страховании, а именно: страховой стаж учитывается в одинарном размере, кроме случаев, предусмотренных этим Законом.

Страховой стаж — это период (срок), в течение которого лицо подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно уплачены страховые взносы в сумме не меньше, чем минимальный страховой взнос.

Если сумма уплаченных за соответствующий месяц страховых взносов меньше, чем минимальный страховой взнос, этот период засчитывается в страховой стаж как полный месяц при условии осуществления в порядке, определенном правлением Пенсионного фонда Украины, соответствующей доплаты к сумме страховых взносов таким образом, чтобы общая сумма уплаченных денежных средств за соответствующий месяц была не меньше минимального страхового взноса.

В случае если указанная доплата не была осуществлена, в страховой стаж засчитывается период, определенный за каждый месяц пропорционально уплаченным страховым взносам.

При определении права на пенсию, например за выслугу лет, специальный стаж, как до, так и после 01.01.2004 г., исчисляется по нормам Закона о пенсионном обеспечении и Порядка  № 637 — по данным трудовой книжки, а при необходимости — уточняющих справок.

www.visnuk.com.ua

Условия выхода на пенсию по выслуге лет медицинских работников

В соответствии с пунктом «е» статьи 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» пенсии за выслугу лет медицинским работникам назначаются независимо от возраста.

Основным условием для назначения пенсии за выслугу лет является наличие специального стажа работы, наработанного в учреждениях и на должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет.

Перечень таких должностей и учреждений утвержден постановлением Кабинета Министров Украины «О перечне заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет» от 4 ноября 1993 №909 (с изменениями). В частности, согласно данному Перечню право на пенсию за выслугу лет предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу (независимо от наименования должностей) следующих учреждений здравоохранения:
— больничных учреждений, лечебно-профилактических учреждений особого типа, лечебно-трудовых профилакториев, амбулаторно-поликлинических учреждений, учреждений скорой и неотложной медицинской помощи, учреждений переливания крови, учреждений охраны материнства и детства, санаторно-курортных учреждений, учреждений по проведению лабораторных и инструментальных исследований и испытаний Госсанэпидслужбы и территориальных органов Госсанэпидслужбы (в отношении работников, не являющихся государственными служащими), диагностических центров;
— медико-социальных экспертных комиссий, бюро судебно-медицинских экспертиз и провизорам, фармацевтам и лаборантам аптек, аптечных киосков, аптечных магазинов, контрольно-аналитических лабораторий.

В соответствии с примечанием из вышеуказанного Перечня работа по специальности в заведениях, учреждениях и на должностях до 1 января 1992 года, которая давала право на пенсию за выслугу лет в соответствии с ранее действующим законодательством, засчитывается в стаж для назначения пенсии за выслугу лет.

Независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности заведений и учреждений работа по специальности, предусмотренной Перечнем, дает право на пенсию за выслугу лет. Поэтому работники учреждений частной формы собственности, если такие определены в упомянутом Перечне, имеют право на назначение пенсии за выслугу лет. При назначении данного вида пенсии допускается суммирование стажа за периоды работы работников в учреждениях и учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты.

Напоминаем, что Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» от 2 марта 2015 №213 увеличен специальный стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет медицинским работникам.
При назначении данного вида пенсии в период:
с 1 апреля 2015 по 31 марта 2016 необходимо иметь — не менее 25 лет 6 месяцев специального стажа;
с 1 апреля 2016 по 31 марта 2017 — не менее 26 лет;
с 1 апреля 2017 по 31 марта 2018 — не менее 26 лет 6 месяцев
с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 — не менее 27 лет;
с 1 апреля 2019 по 31 марта 2020 — не менее 27 лет 6 месяцев
с 1 апреля 2020 по 31 марта 2021 — не менее 28 лет;
с 1 апреля 2021 по 31 марта 2022 — не менее 28 лет 6 месяцев
с 1 апреля 2022 по 31 марта 2023 — не менее 29 лет;
с 1 апреля 2023 по 31 марта 2024 — не менее 29 лет 6 месяцев
с 1 апреля 2024 или после этой даты — не менее 30 лет.

Основным документом, подтверждающим специальный стаж, как до 1 января 2004 года, так и после, является трудовая книжка. Если из записей трудовой книжки невозможно сделать соответствующий вывод, дополнительно предоставляется уточняющая справка заведения (учреждения). Также при решении этого вопроса может быть рассмотрено другие документы (положение о заведении; структуру, штатные расписания, аккредитационный сертификат и т.п.).

Период пребывания в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста шести лет засчитывается в стаж работы за выслугу лет в одинарном размере.

Также отмечаем, что в соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в статью 60 Закона Украины« О пенсионном обеспечении »работа в лепрозорных и противочумных учреждениях здравоохранения, в учреждениях (отделениях) по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом, в других инфекционных учреждениях (отделениях) здравоохранения, в патологоанатомических и реанимационных отделениях учреждений здравоохранения, а также в психиатрических учреждениях здравоохранения засчитывается в стаж работы в двойном размере. Льготное исчисление (в двойном размере) страхового стажа применяется только до 1 января 2004 года.

Согласно статье 7 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» пенсии за выслугу лет назначаются при оставлении работы, дающей право на эту пенсию.

Итак, в период получения этого вида пенсии работать можно только на должностях и в учреждениях, не предусмотренных Перечнем. В случае возвращения пенсионера на работу на должность, указанную в Перечне, выплата пенсии прекращается на весь период работы и возобновляется после увольнения с работы.

С 1 октября 2011 года лицам, которые на день достижения пенсионного возраста, предусмотренного в статье 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», работали в заведениях и учреждениях государственной или коммунальной формы собственности на должностях, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет и имеют страховой стаж (для мужчин — 35 лет, для женщин — 30 лет) на таких должностях, а также если они до этого не получали какую-либо пенсию, при назначении пенсии по возрасту органами Пенсионного фонда Украины выплачивается необлагаемые единовременное пособие в размере 10 месячных пенсий в день ее назначения. Выплата денежной помощи осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины.

Пенсионеры, которым назначена пенсия за выслугу лет и которые не достигли пенсионного возраста, не имеют права на перерасчет (через каждые два года) с учетом страхового стажа, приобретенного после назначения пенсии. После достижения пенсионного возраста, лицо может перейти с пенсии по выслуге лет на пенсию по возрасту. В этом случае:
— если пенсионер после назначения пенсии за выслугу лет не работал, расчет пенсии по возрасту будет осуществляться по материалам пенсионного дела, то есть фактически размер пенсии не изменится — изменится лишь вид пенсии;
— если работал после назначения пенсии, при переводе на пенсию по возрасту, по желанию пенсионера, могут быть учтены стаж и заработок, приобретенные после назначения пенсии за выслугу лет, что позволит увеличить коэффициент страхового стажа и индивидуальный коэффициент заработной платы. Но и в этом случае при исчислении размера пенсии будет применяться показатель средней заработной платы (дохода), который учитывался при назначении пенсии за выслугу лет. Исключение из указанного выше правила сделано только для лиц, получающих пенсию по инвалидности. В частности, если лицо после назначения пенсии по инвалидности продолжала работать и приобрела не менее 24 месяцев страхового стажа после назначения (предыдущего перерасчета) пенсии, независимо от перерывов в работе, при переводе впервые с пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту применяется средняя заработная плата ( доход), определенная частью второй статьи 40 Закона Украины №1058 для назначения пенсии.

По информации пресс-службы Малиновского объединенного управления Пенсионного фонда Украины в Одессе


www.odessapost.com

Льготы в исчислении страхового стажа. Вісник. Офіційно про податки

В редакцию «Вестника» поступило письмо со следующими вопросами: «Женщина работает врачом-анестезиологом в больнице.  Засчитывается ли в страховой стаж в двойном размере период работы на должности врача-интерна в отделении анестезиологии и интенсивной терапии областной больницы при исчислении размера пенсии?  Засчитывается ли в льготный стаж по Списку № 1 работа рентгенолаборантом, если работа имела место по несколько месяцев в разные периоды? Засчитывается ли отпуск по уходу за ребенком в стаж работы, дающий право выхода на пенсию за выслугу лет?»


Зачисление в страховой стаж в двойном размере периода работы на должности врача-интерна

В соответствии с частью первой ст. 24 Закона о пенсионном страховании страховой стаж (после 01.01.2004 г.) — это период (срок), в течение которого лицо подлежало общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно уплачены страховые взносы в сумме не меньше минимального страхового взноса.

Страховой стаж учитывается в одинарном размере, кроме случаев, предусмотренных этим Законом.

Следовательно, с 01.01.2004 г. стаж исчисляется в одинарном размере и в зависимости от уплаты взносов в Пенсионный фонд Украины. За эти периоды страховой стаж исчисляется по данным, содержащимся в системе персонифицированного учета.

Частью четвертой ст. 24 Закона о пенсионном страховании предусмотрено, что периоды трудовой деятельности и другие периоды, которые засчитывались в стаж работы для назначения пенсии до вступления в силу этого Закона (до 01.01.2004 г.), засчитываются в страховой стаж в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, действовавшим ранее.

Статьей 60 Закона о пенсионном обеспечении определено, что работа в лепрозорных и противочумных учреждениях здравоохранения, в учреждениях (отделениях) по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, или больных СПИДом, в других инфекционных учреждениях (отделениях) здравоохранения, в патолого-анатомических и реанимационных отделениях учреждениий здравоохранения, а также в психиатрических учреждениях здравоохранения засчитывается в стаж работы в двойном размере.

Согласно ст. 62 этого Закона и Порядку № 637 основным документом, подтверждающим трудовой стаж, является трудовая книжка.

Таким образом, если женщина работала на должности врача-интерна отделения реанимации или анестезиологии и реанимации в областной больнице до 01.01.2004 г., то этот период работы будет засчитан в страховой стаж в двойном размере.


ДЛЯ СПРАВКИ

В специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, такая работа засчитывается в двойном размере как до января 2004 г., так и после этой даты. При определении права на пенсию за выслугу лет стаж и до, и после 01.01.2004 г. исчисляется по нормам Закона о пенсионном обеспечении и Порядка № 637 по данным трудовой книжки, а при необходимостиуточняющих справок.
Зачисление в специальный стаж периода обучения в учебных заведениях действующим пенсионным законодательством Украины не предусмотрено. В страховой стаж обучение засчитывается только за периоды до 01.01.2004 г.


Зачисление в льготный стаж по Списку № 1 работы рентгенолаборантом

Льготный стаж — это период трудовой деятельности во вредных, опасных или специфических условиях в течение полного рабочего дня. Полным рабочим днем считается выполнение работ в условиях, предусмотренных списками, в течение не менее 80% рабочего времени, установленного для работников этого производства, профессии или должности.

Рентгенолаборанты, в том числе в рентгенооперационных, агиографических и флюорографических кабинетах, указаны в Списке № 1.

Для зачисления в стаж, дающий право на пенсию по возрасту на льготных условиях, определенного периода работы с вредными и тяжелыми условиями труда после 21.08.92 г. соответствующее право в течение этого периода должно быть подтверждено результатами аттестации.

Основным документом, подтверждающим, где, кем и в течение какого времени работало лицо, является трудовая книжка.

В тех случаях, когда в трудовой книжке нет сведений, подтверждающих право на пенсию на льготных условиях, для подтверждения специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий, учреждений, организаций или их правопреемников. Когда речь идет о подтверждении работы в особо вредных и вредных условиях труда по спискам № 1 и № 2, такие справки обычно являются обязательными, поскольку в трудовых книжках не указывается, в каких условиях работали лица, а также были ли такие лица заняты определенными работами или на определенных производствах в течение полного рабочего дня.

В справке должны быть указаны:

  • периоды работы, которые засчитываются в льготный стаж;
  • профессия или должность;
  • характер выполняемой работы;
  • раздел, подраздел, пункт, наименование (или номера) списков, которыми предусмотрены эти работы;
  • первичные документы за время выполнения работы, на основании которых выдана указанная справка.

Выдавать такие справки имеют право исключительно предприятия, на которых работало лицо, или их правопреемники.

Кроме льготной справки предоставляется копия (копии) приказа (приказов) предприятия о результатах аттестации рабочих мест с приложением, в котором указан перечень рабочих мест и право лиц, работающих на них, на пенсию по возрасту на льготных условиях по Списку № 1 или № 2.

Если предприятие ликвидировано и правопреемника нет, подтверждение периодов работы, которые засчитываются в трудовой стаж для назначения пенсии на льготных условиях или за выслугу лет, установленной для отдельных категорий работников, осуществляется по нормам Порядка № 18-1 по согласованию с Минсоцполитики Украины и Минфином Украины, соответствующими комиссиями, созданными при главных управлениях Пенсионного фонда Украины в каждой области.

Частью третьей ст. 24 Закона о пенсионном страховании предусмотрено, что за каждый полный год стажа работы на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по Списку № 1 в страховой стаж дополнительно засчитывается по одному году, то есть стаж работы в особо вредных условиях удваивается.

Были ли перерывы в периодах работы с особо вредными условиями труда, значения не имеет, такие периоды суммируются, и за каждый полный год стажа работы по Списку № 1 в страховой стаж дополнительно засчитывается по одному году.

Например, лицо работало рентгено-лаборантом: с 12.06.95 г. по 25.08.97 г. (2 года 2 месяца 14 дней) и с 01.07.99 г. по 03.10.2000 г. (1 год 3 месяца 3 дня). В целом льготный стаж по Списку № 1 составляет 3 года 5 месяцев 17 дней.

Следовательно, при исчислении размера пенсии к имеющемуся страховому стажу в этом случае будет дополнительно зачислено 3 года (по одному годуза каждый полный год стажа работы по Списку № 1).

Зачисление отпуска по уходу за ребенком

Период нахождения в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста с получением соответствующей помощи засчитывается в страховой стаж как до 01.01.2004 г., так и после этой даты.

Неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им шестилетнего возраста засчитывается в страховой стаж только до 01.01.2004 г., поскольку такие лица не относятся к кругу лиц, подлежащих общеобязательному государственному пенсионному страхованию. Поэтому период неоплачиваемого отпуска по уходу за ребенком в возрасте от трех до шести лет после 01.01.2004 г. в страховой стаж не засчитывается.

Вместе с тем время нахождения в таких отпусках засчитывается в стаж работы по специальности, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, как до 01.01.2004 г., так и после этой даты при условии, что лицо, находясь в таких отпусках, состоит в трудовых отношениях с медицинским учреждением и не уволено с должности, указанной в Перечне № 909.

www.visnuk.com.ua

Медицинская пенсия по выслуге лет в Украине

Повышенная ответственность и постоянное нервное напряжение, необходимость принимать решения, от которых зависят жизни пациентов, и работать в опасных условиях – все это не может не влиять на здоровье врачей. Учитывая условия труда медицинских работников государство установило для них особые социальные гарантии. Среди них – право на досрочную пенсию по выслуге лет. Оно предусмотрено статьей 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении».

К категории специалистов, имеющих право на пенсию по выслуге лет, относятся врачи, средний медицинский персонал, провизоры, фармацевты и медицинские работники, которые имеют специальный стаж в одном из следующих медицинских учреждений:

  • Лечебные и лечебно-профилактические учреждения особого типа, лечебно-трудовые профилактории, амбулаторно-поликлинические заведения, заведения быстрой и неотложной медицинской помощи, заведения переливания крови, охраны материнства и детства, санаторно-курортные заведения и диагностические центры;
  • Аптеки, аптечные киоски и контрольно-аналитические лаборатории;
  • Медико-социальные экспертные комиссии, бюро судебно-медицинской экспертизы;
  • Интернаты для престарелых, инвалидов и детей инвалидов;
  • Медицинские отделения протезных предприятий.

Условием для оформления досрочной пенсии является наличие более 25 лет специального стажа работы вне зависимости от возраста. Специальный врачебный стаж включает в себя обучение и работу в интернатуре, клинической ординатуре, магистратуре, аспирантуре, докторантуре и работу врачом по определённой специальности. Также в него может входить время пребывания в декрете и все виды отпусков. Существует еще понятие общемедицинского стажа. В него входит время обучения в любых медицинских учебных заведениях до получения звания специалиста. Он не засчитывается при оформлении досрочной пенсии, но учитывается в момент просчета размера пенсии. Один год общемедицинского стажа увеличивает сумму пенсии на один процент. Размер пенсии устанавливается на основании ст. 24 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», который вступил в силу в январе 2004 года. Согласно нему ежемесячно работник должен платить минимальный страховой взнос. Если оплаченная сумма является меньшей, чем должна быть за определенный период, страховой стаж засчитывается пропорционально уплаченным страховым взносом. Помимо наличия специального медицинского стажа еще одним условием для получения досрочной пенсии является увольнение с должности, которая предоставляет право на такую пенсии. При этом медик может работать на любой другой позиции. В случае если после оформления пенсии он возвращается на занимаемую прежде должность, пенсия автоматически прекращается, и может быть восстановлена только после увольнения. Решение о назначение пенсии по выслуге лет принимает Пенсионный фонд. Направлять туда запрос и документы, подтверждающие наличие необходимого стажа, должно уполномоченное лицо учреждения, в котором работает медицинский сотрудник.


Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург Пигович И.Б.

Полезно:

surgeryzone.net

Выход медработников на пенсию по выслуге лет. Стаж в двойном размере по ст. 60 ЗУ «О пенсионном обеспечении»

Как известно, каждый гражданин нашего государства имеет право на пенсионное обеспечение. Причем в зависимости от выполняемой работы и условий труда пенсия может назначаться до достижения пенсионного возраста. Такое же право есть и у медработников. Одна беда — у медиков традиционно самые маленькие зарплаты и, соответственно, мизерные пенсии. Хоть как-то смягчить такую несправедливость позволяет ряд льгот, предусмотренных законодательством.

Однако плохая осведомленность в этом вопросе часто не позволяет пользоваться хотя бы некоторыми преференциями, сохранившимися, между прочим, еще со времен Советского Союза.

Как показывает опыт, не все, в том числе и должностные лица больниц, обладают достаточными знаниями в области законодательства, регулирующего пенсионное обеспечение. Особенно часто возникают проблемы с применением ст. 60 ЗУ «О пенсионном обеспечении».

Ниже изложены рекомендации, сделанные на основе анализа большого количества документов, а также реальных действий должностных лиц лечебных учреждений, выявлены, обобщены возможные ошибки при рассмотрении назначения пенсии на основе ст. 60 вышеуказанного закона врачам ПИТ.

Начну с основного. Согласно ст. 81 ЗУ «О пенсионном обеспечении», вопрос о назначении пенсий, в том числе по выслуге лет и по ст. 60, отнесен к компетенции Пенсионного фонда. Соответственно, юридически значимым и достоверным следует считать решение Пенсионного фонда. В случае несогласия с ним его можно оспаривать в суде.

Правильные действия лечебного учреждения в случае наличия права медработника на пенсию по выслуге лет, в том числе и на основаниях, предусмотренных ст. 60 ЗУ «О пенсионном обеспечении», состоят в следующем. В обычном порядке уполномоченное лицо лечебного учреждения, согласно действующему законодательству, обязано передать документы для рассмотрения и вынесения решения Пенсионным фондом, как при любом обычном выходе на пенсию по выслуге лет (пусть «голова болит» у Пенсионного фонда, это их прерогатива). Вот и все!

Теоретически на этом можно было бы закончить. Однако, учитывая то, как могут своевольно трактовать нормы права, пожалуй, есть смысл ознакомиться несколько подробнее с законодательной базой.

Начнем с наиболее распространенных неверных действий должностных лиц (уполномоченного лица) больницы. Могут вынести собственное решение без консультаций с Пенсионным фондом, хотя права на это не имеют. Такое решение никчемно, и оспаривать его хотя и можно, но не имеет смысла — пустая трата драгоценного времени, так как все равно, каким бы ни было решение должностного лица, профсоюза или комиссии больницы, легитимным считается только решение Пенсионного фонда. Именно органы Пенсионного фонда (не считая суда) выносят решение о назначении или не назначении пенсии, в том числе по выслуге лет по ст. 55 п. «е» и по ст. 60 ЗУ «О пенсионном обеспечении». Соответственно, решение Пенсионного фонда является легитимным и окончательным, но в случае несогласия его можно оспаривать в суде.

Должностным лицам следует помнить, что в случае, если по причине незаконно изданного документа, справки и других действий (действия или бездействия) пенсия не будет назначена лицу, которому она полагается, возможна уголовная ответственность по ст. 364 — ст. 367 Уголовного кодекса Украины. Таким документом может быть, например, собственное решение должностных лиц больницы без решения Пенсионного фонда об отсутствии права выхода на пенсию по ст. 60 для конкретного работника, то есть вынесенное с нарушением порядка, предусмотренного законом, или любые действия, направленные на препятствование выхода на пенсию лицу, имеющему такое право, в том числе не подача предусмотренных нормами права документов в Пенсионный фонд. Кстати, невыполнение норм, предусмотренных законодательством, по незнанию, как известно, не освобождает от ответственности. Отсюда следует:
1) ст. 60 ЗУ «О пенсионном обеспечении» существует;
2) ЗУ «О пенсионном обеспечении» в настоящее время действует в части назначения пенсии на льготных основаниях, соответственно, действует и ст. 60 этого закона;
3) согласно ст. 2, одним из видов пенсии является ее назначение по выслуге лет; в соответствии со ст. 51 пенсия по выслуге лет назначается за выполнение работ, приводящих к утрате трудоспособности до наступления возраста, с которого назначается пенсия; по ст. 55. п. «е» такое право имеют работники лечебных учреждений независимо от возраста при стаже более 25 лет; и, наконец, ст. 60 ЗУ «О пенсионном обеспечении» гласит, что работа в лепрозориях, противочумных учреждениях здравоохранения, в учреждениях (отделениях), где лечатся зараженные ВИЧ, больные СПИДом, в других инфекционных учреждениях (отделениях) здравоохранения, патологоанатомических и реанимационных отделениях учреждений здравоохранения, а также в психиатрических учреждениях здравоохранения засчитывается к стажу работы в двойном размере.

Что касается реанимационных отделений, то, согласно положениям приказа № 303 от 08.10.1997 г. «О регламентации деятельности анестезиологической службы», переименованы, реорганизованы, существовавшие до этого подразделения реанимации. Исходя из целесообразности и экономических причин, созданы узкоспециализированные ПИТ при профильных отделениях. За реорганизованными, переименованными и вновь созданными отделениями (палатами, блоками, группами) интенсивной терапии сохранены функциональные полномочия ранее существовавших отделений реанимации и, как в своих разъяснениях отмечает управление Пенсионного фонда, засчитывается стаж работы в двойном размере.

Кроме того, согласно многочисленным разъяснениям, письмам и инструкциям Пенсионного фонда, Кабмина, Министерства труда и социальной политики, засчитывается работа, которая дает право выхода на пенсию по выслуге лет, если она является основным местом работы, причем в аккредитованном государственном или коммунальном лечебном учреждении, и о такой работе должна быть соответствующая запись в трудовой книжке.

Таким образом, если в трудовой книжке имеется запись, что вы работали в палате интенсивной терапии, вы имеете право на засчитывание стажа в двойном размере. Соответственно, выход на пенсию возможен, если вы проработали в ПИТ более 12 лет и 6 месяцев.

Что касается иных специальностей, указанных в ст. 60 ЗУ «О пенсионном обеспечении», все аналогично.

Вышеуказанные условия являются необходимыми и достаточными для засчитывания стажа в двойном размере.

Кстати, не нужно путать аккредитацию лечебного учреждения и аттестацию рабочего места, а также наличие специальности в списке Кабмина № 1 или № 2. Аттестация и списки № 1 и № 2 используются при выходе на пенсию по ст. 13 того же закона. Для применения положений, указанных в ст. 60 ЗУ «О пенсионном обеспечении», аттестация и указанные списки не требуются.

Но самое главное иное. Вполне понятно, что могут быть недоразумения и недостатки, связанные с недостаточными знаниями и пониманием нормативно-правовой базы, регулирующей выход на пенсию. Удивляет другое — тактика действий. А именно ситуации, когда должностное лицо из неких, наверное, высших соображений, непонятных для обычных людей, принимает решение по наитию, после чего начинает поиски и прокладывание способов подтвердить это, в данной ситуации без легитимного решения Пенсионного фонда (действительно, что такое Пенсионный фонд, с чем его на завтрак едят?). Такими действиями подменяется изучение законодательной базы и ознакомление с нормами права…

Возникает вопрос. Где для начала элементарный анализ хотя бы по действию закона во времени, пространстве и по кругу лиц? И вот, внимание, то самое удивительное — в конце концов, где знаменитое, всепобеждающее чувство самосохранения чиновника? Где лозунг — подальше от прокуратуры и суда, поближе к больнице?

Хотя возможно, оно — чувство самосохранения — проявляется вычурно. Должностные лица идут за советом к вышестоящему руководству, опять-таки даже не ознакомившись с законодательной базой и не пытаясь найти наиболее целесообразный выход самостоятельно и в русле права. Иными словами, под видом подчиненности перекладывают решение, головную боль и ответственность на начальника, фактически вместо выполнения своей работы и обязанностей подставляют его. Можно сказать, мудрое решение для маленького начальника. Потом, если что, не страшно идти напролом, игнорируя элементарные права человека, даже нарушая законы, как бы выполняя указания сверху и прикрываясь чужим авторитетом.

Конечно, такой метод внутри системы, в том числе здравоохранения, может сработать.

Но нередко доходит до абсурда. Ситуацию, которая решается элементарно, можно завести в такой глубокий тупик, что появляются поводы даже для возбуждения уголовных дел.

И здесь позволю себе напоминание и совет — нужно всегда помнить, что как только действия или решения выходят за пределы системы (тем более ответственность перед прокурором или судом) и вторгаются в другие сферы, отвечает то лицо, которое на свое усмотрение или по совету свыше приняло решение, то есть поставило свою подпись.

Допустим, как у нас часто говорят — откупятся, договорятся, адвокаты защитят и т.д. Но ради чего на пустом месте тратить деньги, нервные клетки время и т.д.?

Из собственного опыта могу сказать, что мне пришлось столкнуться с подобной ситуацией, когда с моей стороны должностным лицам больницы давались все разъяснения в соответствии с действующей законодательной базой, в том числе о возможной ответственности в случае неправильных действий. Несмотря на это абсолютно игнорировались законы, официальные документы, такое письмо, как разъяснение, данное по поручению главного управления Пенсионного фонда Украины областным управлением Пенсионного фонда по конкретному лицу. Под давлением лечебного учреждения из-за незаконно изданных им документов местный Пенсионный фонд также отказал в праве выхода на пенсию. Однако областное управление разобралось, увидело нарушение и обязало назначить пенсию. По этому поводу считаю нужным заметить три момента:

1. Около года вялых и трех месяцев активных действий понадобилось, чтобы лечебное учреждение подало, наконец, документы в Пенсионный фонд. Пришлось даже уволиться.

2. Областное пенсионное управление разобралось, можно сказать, молниеносно, меньше чем за неделю (законы все-таки действуют!).

3. Должностными лицами значительная часть собственных незаконных действий задокументирована, так как все общение (разъяснение, просьбы, заявления и т.д.) велось официально в письменном виде.

Теперь потерпевшая сторона в раздумьях — подавать иск или как?

Уважаемые коллеги, помните, что у медиков самые маленькие зарплаты и, соответственно пенсии, читайте и соблюдайте законы, избегайте лишних проблем. Опытные юристы советуют — не знаете, как поступать, поступайте по закону!

Витяг із ЗУ «Про пенсійне забезпечення»

Ст. 2. Види державних пенсій. За цим Законом призначаються: а) трудові пенсії; за віком; по інвалідності; в разі втрати годувальника; за вислугу років.

Ст. 51. Підстави пенсійного забезпечення за вислугу років. Пенсії за вислугу років встановлюються окремим категоріям громадян, зайнятих на роботах, виконання яких призводить до втрати професійної працездатності або придатності до настання віку, що дає право на пенсію за віком.

Ст. 55. Окремі категорії працівників інших галузей народного господарства, які мають право на пенсію за вислугу років.

Право на пенсію за вислугу років мають: е) працівники освіти, охорони здоров’я та соціального забезпечення при наявності спеціального стажу роботи від 25 до 30 років за переліком, що затверджується у порядку, який визначається Кабінетом Міністрів України, незалежно від віку;

Ст. 60. Пільги по обчисленню стажу за роботу в деяких медичних закладах.

Робота в лепрозорних і протичумних закладах охорони здоров’я, у закладах (відділеннях) з лікування осіб, заражених вірусом імунодефіциту людини або хворих на СНІД, в інших інфекційних закладах (відділеннях) охорони здоров’я, у патолого-анатомічних і реанімаційних відділеннях закладів охорони здоров’я, а також у психіатричних закладах охорони здоров’я зараховується до стажу роботи у подвійному розмірі. 

www.mif-ua.com

Медработникам Медпрацівникам — ПЕНСИОННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯПЕНСИОННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

В соответствии с пунктом «е» статьи 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» пенсии за выслугу лет медицинским работникам назначаются независимо от возраста. Основным условием для назначения пенсии за выслугу лет является наличие специального стажа работы, наработанного в учреждениях и на должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет. Перечень таких должностей и учреждений утвержден постановлением Кабинета Министров Украины «О перечне заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет» от 4 ноября 1993 №909 (с изменениями) (далее — Постановление №909). В частности, в соответствии с Перечнем право на пенсию за выслугу лет предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу (независимо от наименования должностей) следующих учреждений здравоохранения: — Больничных учреждений, лечебно-профилактических учреждений особого типа, лечебно-трудовых профилакториев, амбулаторно-поликлинических учреждений, заведений скорой и неотложной медицинской помощи, учреждений переливания крови, учреждений охраны материнства и детства, санаторно-курортных учреждений, учреждений по проведению лабораторных и инструментальных исследований и испытаний Госсанэпидслужбы и территориальных органов Госсанэпидслужбы (в отношении работников, не являющихся государственными служащими), диагностических центров; — Медико-социальных экспертных комиссий, бюро судебно-медицинских экспертиз и провизорам, фармацевтам и лаборантам аптек, аптечных киосков, аптечных магазинов, контрольно-аналитических лабораторий. В соответствии с примечанием 3 вышеупомянутого Перечня работа по специальности в заведениях, учреждениях и на должностях до 1 января 1992 года, которая давала право на пенсию за выслугу лет в соответствии с ранее действующим законодательством, засчитывается в стаж для назначения пенсии за выслугу лет. Независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности заведений и учреждений работа по специальности, предусмотренной Перечнем, дает право на пенсию за выслугу лет. Поэтому работники учреждений частной формы собственности, если такие определены Перечнем, имеют право на назначение пенсии за выслугу лет. При назначении данного вида пенсии допускается суммирование стажа за периоды работы работников в учреждениях и учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты. Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» от 2 марта 2015 №213 увеличен специальный стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет медицинским работникам. При назначении данного вида пенсии в период: с 1 апреля 2015 по 31 марта 2016 необходимо иметь — не менее 25 лет 6 месяцев специального стажа; с 1 апреля 2016 по 31 марта 2017 — не менее 26 лет; с 1 апреля 2017 по 31 марта 2018 — не менее 26 лет 6 месяцев с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 — не менее 27 лет; с 1 апреля 2019 по 31 марта 2020 — не менее 27 лет 6 месяцев с 1 апреля 2020 по 31 марта 2021 — не менее 28 лет; с 1 апреля 2021 по 31 марта 2022 — не менее 28 лет 6 месяцев с 1 апреля 2022 по 31 марта 2023 — не менее 29 лет с 1 апреля 2023 по 31 марта 2024 — не менее 29 лет 6 месяцев с 1 апреля 2024 или после этой даты — не менее 30 лет. Основным документом, подтверждающим специальный стаж, как до 1 января 2004 года, так и после, является трудовая книжка. Если из записей трудовой книжки невозможно сделать соответствующий вывод, дополнительно предоставляется уточняющая справка учреждения (учреждения). Также при решении этого вопроса может быть рассмотрено другие документы (положение о заведении; структуру, штатные расписания, аккредитационный сертификат и т.п.). В районных управлениях Пенсионного фонда случаи когда управлением не признается льготный стаж вообще или частично, в таких случаях необходимо осуществлять верный правовой анализ, а за защитой своих прав обращаться в суд так как в добровольном случае Пенсионный фонд ничего предпринимать не будет.

penscon.com.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *