Признает ли двойное гражданство россия: Двойное гражданство: получение двойного гражданства для россиян

Двойное гражданство: получение двойного гражданства для россиян

Понятия «второе» и «двойное» гражданство довольно схожи и, по сути, означают наличие гражданства двух и более государств. Однако между двойным гражданством и вторым существуют некоторые различия, которые необходимо учитывать при решении юридических вопросов.  

Двойное гражданство

Двойное гражданство означает наличие у лица одновременно гражданства (подданства) двух или более государств. При этом государство знает и признает наличие второго документа у своего гражданина. Между странами заключается договор об урегулировании вопросов гражданства. У России такие договоры есть только с Туркменистаном и Таджикистаном. Эти документы определяют, что каждая из сторон признает за своими гражданами право на получение двойного гражданства — то есть, право приобрести гражданство другой стороны, не утрачивая первоначального гражданства. Вопросы прав и обязанностей «двойных» граждан, их социального обеспечения и военной службы относятся к компетенции той страны, на территории которой такие граждане постоянно проживают.

Если, например, человек прошел армейскую службу в одной стране, он не обязан делать это в другой, стране получения двойного гражданства. Налоги гражданин должен уплачивать только на территории страны постоянного проживания.

Второе (множественное) гражданство

Получение второго гражданства — это самостоятельное получение гражданства другого государства на основании соответствующих положений законодательства определенной страны, а также через официальные процедуры его приобретения. Некоторые страны не признают наличие второго гражданства и требуют отказа от прежнего гражданства. Например, граждане Азербайджана, Казахстана и Украины должны отказаться от гражданства, если решили получить второй паспорт.  В России такого ограничения нет, поэтому россияне имеют право обладать несколькими гражданствами. Стоит отметить, что обладателя двух паспортов (российского и иного) на территории Российской Федерации рассматривают как гражданина РФ, иностранные документы в этом случае не имеют силы на территории страны.

В отличие от двойного гражданства, обладатели второго гражданства должны проходить армейскую службу в «новой» стране и платить местные налоги, если это предусмотрено законами страны. Нужно учитывать закон о въезде в РФ и выезде из РФ. Границу необходимо пересекать только по российскому загранпаспорту, а за пределами РФ можно двигаться по любому из существующих паспортов.

Пример: Гражданин Российской Федерации и Великобритании выезжает из России в Испанию. На российском пограничном контроле он должен поставить штамп в свой российский загранпаспорт, а при въезде в Испанию — предоставить на пограничном контроле британский паспорт.

В различных источниках можно встретить понятие «альтернативное гражданство». Оно не является юридическим термином, однако близко по значению к понятию «второе гражданство». Поскольку сегодня человек может получить не только второе, но и третье-четвертое гражданство, его начали называть не вторым, а альтернативным. То есть человек может воспользоваться любым из своих гражданств как альтернативой в разных ситуациях.

    

Информирование о втором гражданстве и ВНЖ для граждан РФ

C 4 августа 2014 года в Российской Федерации вступили в силу изменения в закон «О гражданстве РФ», касающиеся факта наличия второго гражданства. Получив в другой стране вид на жительство или гражданство, россиянин должен проинформировать об этом территориальное управление по вопросам миграции Министерства Внутренних Дел Российсийской Федерации. 

Срок уведомлений — 60 дней с даты получения второго гражданства или ВНЖ. Закон относится к гражданам всех возрастов, в том числе к детям. От обязанности подавать уведомление освобождаются граждане, которые постоянно проживают за пределами РФ. Однако как только гражданин въедет в Россию, он будет обязан уведомить ФМС о втором гражданстве.

Те, кто несвоевременно уведомили ФМС России о наличии второго гражданства или предоставили недостоверную информацию, будут привлечены к административной ответственности. За сокрытие факта наличия второго гражданства или вида на жительство за рубежом предусмотрена уголовная ответственность.

Новый закон не запрещает иметь второе гражданство, а только обязывает уведомлять о нем. Получая гражданство стран Карибского региона, россияне не должны отказываться от своего российского гражданства. Второе гражданство этих стран позволяет путешествовать без визы во многие страны мира, включая Европу.  

Законы и нормативно-правовые акты, регулирующие положения о гражданстве:

Двойное гражданство – смогут ли граждане Германии сохранить свое гражданство, если они приобретут британское гражданство после 31 декабря 2020 года?

Исторически сложилось так, что любой гражданин Германии, проживающий в другой стране и пожелавший получить гражданство страны своего проживания, автоматически теряет гражданство Германии. В законодательстве Германии предусмотрено, что гражданин Германии обязан получить разрешение компетентных органов Германии, прежде чем приобрести гражданство другой страны, и в случае отказа в таком разрешении теряется гражданство Германии.

Более того, для граждан Германии предусмотрен административный штраф в случае, если они не получат требуемое разрешение.

С 28 августа 2007 года Германия разрешает своим гражданам получить гражданство другой страны-члена ЕС (или Швейцарии) без обращения за соответствующим разрешением или отказа от гражданства Германии. Это одно из немногих исключений из правил, позволяющее гражданам Германии иметь двойное гражданство. 

Без заключения особого соглашения данное исключение не будет распространяться на получение британского гражданства после «брексита». Хотя Германия одобрила законопроект, позволяющий гражданам Великобритании и Германии обращаться за двойным гражданством во время переходного периода после «брексита», нет никаких указаний на то, что такой законопроект будет рассмотрен после завершения переходного периода 31 декабря 2020 года. 

Следовательно, если заявление на получение британского гражданства гражданина Германии, проживающего в Великобритании и имеющего постоянный вид на жительство или полный статус оседлости, будет удовлетворено до 31 декабря 2020 года, тогда он сможет иметь двойное гражданство Великобритании и Германии.

 

Однако в соответствии с действующим на данный момент законодательством, Германия не разрешает двойное гражданство лицам, которые не могут удовлетворить требованиям о проживании в стране до 31 декабря 2020 года, и которые решат получить британское гражданство после 31 декабря 2020 года. В таком случае требуется отказаться от гражданства Германии при получении британского гражданства. (Beibehaltungsgenehmigung).

Проживающие в Великобритании граждане Германии, которые желают остаться в Великобритании после завершения  переходного периода после «брексита», должны обратиться за получением иммиграционного статуса по Программе предоставления статуса оседлости для граждан ЕС. Если эти граждане желают приобрести британское гражданство и при этом сохранить гражданство Германии, то им следует подать заявление на натурализацию до завершения переходного периода. Более подробная информация указана здесь. Если Вы желаете обсудить Ваши личные обстоятельства, просим связаться с нами.

Учитывая сложный характер законодательства Германии, заявителям следует получить независимую юридическую консультацию немецкого юриста, прежде чем подавать заявление на получение британского гражданства.

 

Информация в данном блоге предлагается только в целях общего ознакомления, она не является исчерпывающей и не содержит в себе юридической консультации. В то время как сделано все возможное, чтобы убедиться, что данные сведения и законодательство соответствуют действующим на момент публикации правовым нормам, следует помнить, что с учетом течения времени такие сведения могут перестать отражать текущие правовые положения. Фирма Gherson не несет ответственности за ущерб, в случае возникновения такового, вследствие доступа к содержащейся в этом блоге информации или ее использования. Для получения официальной консультации по действующему законодательству, пожалуйста, свяжитесь с фирмой Gherson. Юридические консультации предоставляются только на основании письменного соглашения в установленной форме, подписанного клиентом, с одной стороны, и от имени или по поручению фирмы Gherson, с другой стороны.

©Gherson 2020

Вопросы и ответы по российскому гражданству | Bei uns in Hamburg

04. Дек, 2019

На вопросы по российскому гражданству отвечает Генеральный консул Российской Федерации в Гамбурге А. Е. Шарашкин
В 2010 году по инициативе сената Гамбурга стартовал проект «Я – гамбуржец». Его цель — поддержка и помощь всем тем, кто хотел бы получить немецкое гражданство. Мы не раз писали в журнале о нашей совместной работе с ведомством по гражданству ганзейского города.

Самая важная тема, которая интересует многих наших соотечественников — это законы и правила двойного гражданства в ФРГ, о которых необходимо знать в случае вступления в немецкое гражданство.
В этом номере мы особенно рады рассказать читателям журнала, что нам удалось встретится с Генеральным консулом Российской Федерации в Гамбурге Андреем Евгеньевичем Шарашкиным и задать ему наболевшие вопросы по поводу гражданства России.
Признает ли Российская Федерация двойное гражданство? В ФРГ это запрещено, хотя есть очень большое количество исключений.
— Прежде всего, хотел бы отметить, что существует разница между понятиями «двойное гражданство» и «второе гражданство».
Двойное гражданство предполагает правовое положение, при котором у физического лица имеются паспорта двух государств, заключивших между собой международное соглашение о двойном гражданстве. На сегодняшний день действует единственное международное соглашение России такого рода — это договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября 1995 года. Россиянин, являющийся в то же время и гражданином Таджикистана, имеет право выбрать, например, в каком из двух государств он будет проходить службу в армии по призыву, налоги необходимо платить только в одном государстве.
Если же у россиянина есть гражданство любой другой страны, кроме Таджикистана, необходимо говорить не о «двойном гражданстве», а о «втором гражданстве».
Российским законодательством установлено, что получение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства Российской Федерации. При этом гражданин Российской Федерации, имеющий еще и иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Наличие гражданства другого государства не умаляет прав, но и не освобождает от обязанностей, присущих гражданину России, если федеральным законом не предусмотрен другой порядок.
— Есть ли исключения, предусмотренные законодательством Российской Федерации для получения дополнительно к российскому гражданству одного и более иных гражданств?

— Как было отмечено выше, Российская Федерация относится к числу государств, которые не запрещают своим гражданам получать гражданство другого государства. Однако гражданин России, получивший гражданство иностранного государства, должен быть готов к ряду ограничений, предусмотренных для таких лиц российским законодательством. В основном эти ограничения касаются доступа к государственной гражданской службе и службе в правоохранительных органах, а также права быть избранным в представительные органы государственной власти или местного самоуправления.
Кроме того, законодательством установлено, что гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве, обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган МВД России по месту своего жительства в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту пребывания в пределах Российской Федерации) не позднее 30 дней со дня въезда в Российскую Федерацию. Такие уведомления подаются также в отношении граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет либо ограниченных в дееспособности, их законным представителем так же в срок не позднее 30 дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

— Существует ли в рамках законодательства возможность восстановления российского гражданства? В этом случае нужно ли отказываться от нынешнего, например, от гражданства ФРГ?

— Восстановить гражданство России может весьма ограниченный круг заявителей. Восстановить российское гражданство могут только те иностранные граждане и лица без гражданства, которые ранее имели гражданство Российской Федерации и оформили выход из российского гражданства в установленном российском законодательством порядке. (Стоит отметить, что наличие в прошлом гражданства СССР не означает автоматической принадлежности к гражданству России).
При этом наряду с прочими условиями обязательным для восстановления российского гражданства является проживание заявителя на территории Российской Федерации и обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у него иного гражданства. Иначе говоря, проживая на территории ФРГ, восстановить российское гражданство невозможно.

— По законам Германии, если гражданин ФРГ получает иное гражданство, то ведомство автоматически лишает его родного немецкого. Ведомство не уведомляет об этом в отдельном письме. Иногда люди узнают, что у них нет больше немецкого гражданства, прямо при прохождении паспортного контроля. А как это урегулировано в законодательстве Российской Федерации?
— В российском законодательстве закреплена принципиально иная норма — получение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства Российской Федерации.
Российским законодательством установлены следующие основания прекращения гражданства:
— выход из гражданства, осуществляемый исключительно на основании добровольного волеизъявления гражданина;
— отмена решения о приеме в гражданство, в случае если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. При этом факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке;
— выбор гражданства (оптация) при территориальных изменениях.
Хотелось бы отметить, что в рамках интервью невозможно отразить все нюансы применения законодательства Российской Федерации о гражданстве. Рекомендуем читателям по всем интересующим вопросам, касающимся российского гражданства, обращаться в соответствующее консульское учреждение Российской Федерации по месту жительства.

Благодарю вас, Андрей Евгеньевич, за разъяснения от имени проекта «Я — гамбуржец!» и от читателей нашего журнала.
Вопросы Генеральному консулу РФ в Гамбурге задавала Виктория Патч, координатор по работе с выходцами из России, Белоруссии, Украины / Казахстана.
С ней можно связаться по телефону: 0179-932 44 05,
или по эл. почте: [email protected]

Проект «Я — гамбуржец!»
https://einbuergerung.hamburg.de/unterstuetzung/
22 ноября в нашей Ратуше прошло очередное, ставшее уже традицией, торжественное вручение свидетельств о гражданстве. Первый бургомистр Гамбурга господин Петер Ченчер приветствовал присутствовавших и в своей речи подчеркнул, что мегаполис на Эльбе становится все более многонациональным, и число жителей с иностранными корнями достигло уже шестисот тысяч.
Среди получивших свидетельство о гражданстве было и двое русскоязычных: Галина Шатц и Людмила Ковалева.
Очень многим людям в получении немецкого гражданства оказали действенную помощь координаторы и волонтеры проекта «Я – Гамбуржец». И они, как обычно, участвовали в торжестве, ведь это и их праздник.
После торжественной части господин Ченчер сфотографировался в кулуарах Ратуши с командой проекта «Я – гамбуржец!» и сказал, что высоко ценит ее работу.


Verfasst von:
Maria Stroiakovskaya

Россия: новый закон отменяет требование о выходе из иностранного гражданства

(1 мая 2020 г.) 24 апреля 2020 г. на портале правовой информации правительства России был опубликован текст недавно принятого Закона о внесении изменений в Закон о гражданстве. (Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 134-ФЗ «Об упрощении процедуры приобретения гражданства России».) Новый закон, который вступит в силу через три месяца, отменяет действующее требование об отказе заявителей от иностранного гражданства для получить гражданство России. Действующий закон о гражданстве (Федеральный закон от 5 июня 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации») (Закон о гражданстве) предусматривает предоставление гражданства России иностранным гражданам только в том случае, если они смогут доказать, что заявили об отказе от гражданства. иностранное гражданство властям иностранного государства.

Поправка к действующему закону о гражданстве распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в России. Отныне государственные учреждения, занимающиеся вопросами иммиграции и гражданства, которые контролировали прекращение российского иностранного гражданства российскими гражданами, будут обязаны только принимать письменные уведомления от претендентов на российское гражданство о том, что они имеют или прекратили гражданство другого лица. штат.(Статья 1 (3.b).)

На этих соискателей российского гражданства больше не распространяется требование о трехлетнем проживании, и от них не требуется доказывать, что у них есть законный источник дохода. Эта норма также будет применяться к иностранным супругам граждан России, у которых есть общий ребенок, и к иностранцам, у которых хотя бы один из родителей с российским гражданством проживает в России. (Статья 1 (2.b).)

Закон также отменяет требование о том, чтобы граждане бывшего Советского Союза, которые продолжают проживать в одной из бывших советских республик, не имея гражданства этой республики, поселялись в России для подачи заявления о натурализации.(Статья 1 (2.c).) Гражданам Молдовы, Украины, Беларуси и Казахстана, имеющим вид на жительство в России, больше не нужно ждать три года, прежде чем подавать заявление на получение российского гражданства. (Статья 1 (2.b).)

Когда законопроект обсуждался в Российской Государственной Думе (нижней палате законодательного собрания), некоторые депутаты предлагали предоставить всем российским соотечественникам право на получение российского гражданства без прекращения текущего гражданства или требования их переселения в Россию. В случае принятия эта поправка позволит выдавать российские паспорта членам русской диаспоры в зарубежных странах.Как сообщается, исполнительная власть не согласилась с этим предложением.

Среди других мер, предусмотренных новым законом, — сокращение периода ожидания перед подачей заявления на получение гражданства с трех до одного года для тех, кто живет и работает в России или является иностранным выпускником российских вузов. (Статья 1.3 (d).)

Российское законодательство не предусматривает наличия двойного гражданства и не признает иностранное гражданство своих граждан. (Закон о гражданстве ст.6.) В соответствии с этим законом все физические лица считаются гражданами России независимо от того, имеют ли они гражданство иностранного государства. Исключение сделано для граждан Таджикистана, единственной страны, имеющей соответствующий договор с Россией. (Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о регулировании вопросов двойного гражданства, 7 сентября 1995 г. ) Аналогичный договор с Туркменистаном был расторгнут в 2015 г.

В то же время российские законодатели работают над установлением норм, запрещающих государственным служащим приобретать гражданство иностранных государств.Сообщалось, что в рамках этой общей дискуссии в Государственную Думу был внесен законопроект, одобренный Комитетом по иностранным делам 2 апреля 2020 года. Если этот закон будет принят, он запретит всем российским дипломатам работать за рубежом и российским представителям. в международных организациях от двойного гражданства, иностранного гражданства или вида на жительство в иностранном государстве.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина



Глава 2.Права и свободы человека и гражданина

Статья 17

.

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому со дня рождения.

3.Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других людей.

Статья 18

.

Права и свободы человека и гражданина имеют прямое действие. Они определяют сущность, значение и исполнение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются отправлением правосудия.

Статья 19

.

1.Все люди равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и официального статуса, места жительства, религии, убеждений, членства в общественных объединениях, а также других обстоятельств. Запрещаются все формы ограничения прав человека по социальным, расовым, национальным, языковым или религиозным мотивам.

3. Мужчина и женщина пользуются равными правами и свободами и имеют равные возможности для их реализации.

Статья 20

.

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь до ее полной отмены может быть предусмотрена федеральным законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления против жизни, и обвиняемому предоставляется право на рассмотрение его дела судом присяжных.

Статья 21

1. Достоинство человека охраняется государством. Ничто не может служить основанием для его отступления.

2. Никто не может подвергаться пыткам, насилию или другому жестокому или унизительному обращению или наказанию. Никто не может быть подвергнут медицинским, научным и другим экспериментам без добровольного согласия.

Статья 22

.

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и заключение под стражу допускаются только по решению суда. Без решения суда лицо может быть задержано на срок более 48 часов.

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этого права допускаются только по решению суда.

Статья 24

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обеспечивают каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, за исключением случаев, установленных федеральным законом или решением суда.

Статья 26

.

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности.

2. Каждый имеет право пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 27

.

1. Каждый, кто находится на территории Российской Федерации на законных основаниях, имеет право на свободный проезд, выбор места пребывания или проживания.

2. Каждый может свободно выезжать из Российской Федерации. Граждане Российской Федерации имеют право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода религии, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другой религией или не исповедовать вообще никакой религии, свободно выбирать, обладать и распространять религиозные и другие взгляды и действовать в соответствии с их.

Статья 29

.

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускается пропаганда или агитация, разжигающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и рознь. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих взглядов и убеждений или к их отрицанию.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещена.

Статья 30

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Гарантируется свобода деятельности общественных объединений.

2. Никто не может быть принужден вступать в какое-либо объединение и оставаться в нем.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить митинги, митинги и демонстрации, шествия и пикеты.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в государственные органы власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах.

3. Право избирать и быть избранным лишены граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Расходные граждане имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 33

.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также подавать индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещенной законом предпринимательской и хозяйственной деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 35

.

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им как лично, так и совместно с другими людьми.

3. Никто не может быть лишен собственности иначе как по решению суда. Принудительная конфискация имущества для государственных нужд может производиться только при условии предварительного и полного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

Статья 36

1. Граждане и их объединения имеют право владеть землей в частной собственности.

2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и законные интересы других людей.

3. Условия и правила пользования землей устанавливаются федеральным законом.

Статья 37

.

1. Работа бесплатна. Каждый вправе свободно использовать свои трудовые способности, выбирать род деятельности и профессию.

2. Запрещается принудительный труд.

3. Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на оплату труда без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признать право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием способов их разрешения, установленных федеральным законом, в том числе право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых и лицензию. Работающим по трудовым договорам гарантируется установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, а также ежегодный оплачиваемый отпуск.

Статья 38

.

1.Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — в равной мере право и обязанность родителей.

3. Дети-инвалиды старше 18 лет находятся под опекой родителей-инвалидов.

Статья 39

.

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение за счет государства в старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других установленных законом случаях.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Содействовать добровольному социальному страхованию, созданию дополнительных форм социальной защиты и благотворительности.

Статья 40

.

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство и создают условия для реализации права на жилище.

3. Малообеспеченные и иные лица, указанные в законе и нуждающиеся в жилище, получают его бесплатно или за разумную плату из государственного, муниципального и иного жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами.

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается физическим лицам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и иных поступлений.

2. В Российской Федерации федеральные программы защиты и укрепления здоровья населения финансируются государством; принимаются меры по развитию государственного, муниципального и частного здравоохранения; поощрять деятельность, способствующую укреплению здоровья, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Утаивание должностными лицами фактов и обстоятельств, представляющих опасность для жизни и здоровья людей, влечет ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 42

.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, нанесенного его здоровью и имуществу экологическими правонарушениями.

Статья 43

.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Обеспечиваются гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, среднего и высшего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый имеет право на конкурсной основе получить бесплатное высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование бесплатное. Родители или их законные родители должны давать своим детям возможность получить основное общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты и поддерживаются различные формы обучения и самообразования.

Статья 44

.

1. Каждому гарантируется свобода литературной, художественной, научной, технической и иной творческой деятельности и обучения. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право участвовать в культурной жизни, пользоваться учреждениями культуры и иметь доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении культурно-исторического наследия и охранять памятники истории и культуры.

Статья 45

.

1. В Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

2. Каждый свободен защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами.

Статья 46

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе обращаться в соответствии с международными договорами Российской Федерации в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все существующие внутригосударственные средства правовой защиты.

Статья 47

.

1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, в ведении которого находится данное дело согласно закону.

2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 48

.

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатной.

2. Любое задержанное, заключенное под стражу, обвиняемое в совершении преступления лицо имеет право на получение помощи адвоката (защитника) с момента задержания, содержания под стражей или предъявления обвинения соответственно.

Статья 49

.

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана по правилам, установленным федеральным законом, и подтверждена приговором суда, вступившим в законную силу.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Статья 50

.

1.Никто не может быть дважды осужден за одно и то же преступление.

2. При отправлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

3. Каждый осужденный за преступление вправе обжаловать приговор вышестоящего суда по правилам, предусмотренным федеральным законом, а также просить о помиловании или смягчении наказания.

Статья 51

.

1. Никто не обязан давать компрометирующие показания муж или жена, а также близкие родственники, круг которых определяется федеральным законом.

2. Федеральным законом могут быть предусмотрены и другие случаи освобождения от обязанности давать показания.

Статья 52

Права потерпевших от преступлений и злоупотребления служебным положением охраняются законом. Государство обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию за причиненный ущерб.

Статья 53

Каждый имеет право на государственную компенсацию вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц.

Статья 54

.

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, не имеет обратной силы.

2. Никто не может нести ответственность за действие, которое на момент его совершения не считалось преступлением. Если после нарушения закона ответственность за это устранена или смягчена, применяется новый закон.

Статья 55

.

1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отказ или умаление других общепризнанных прав и свобод человека.

2. В Российской Федерации не принимаются законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов другие люди, для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 56

1. В условиях чрезвычайного положения в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя и в соответствии с федеральным конституционным законом могут быть наложены определенные ограничения прав и свобод человека с установлением их рамок и временной период.

2. Чрезвычайное положение может вводиться на всей территории Российской Федерации и в отдельных ее частях при наличии обстоятельств и по правилам, установленным федеральным конституционным законом.

3. Права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть первая), 24, 28, 34 (часть первая), 40 (часть первая), 46-54 Конституции Российской Федерации, не подлежит ограничениям.

Статья 57

.

Каждый обязан платить установленные законом налоги и сборы. Законы, вводящие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, не могут иметь обратной силы.

Статья 58

Каждый обязан беречь природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 59

.

1. Защита Отечества — долг и обязанность граждан Российской Федерации.

2. Гражданин проходит военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации вправе заменить военную службу альтернативной гражданской службой в случае, если его убеждения или религиозные убеждения противоречат военной службе, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 60

.

Гражданин Российской Федерации может осуществлять свои права и обязанности в полном объеме с 18 лет.

Статья 61

1. Гражданин Российской Федерации не может быть депортирован из России или выдан другому государству.

2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за рубежом.

Статья 62

.

1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Обладание иностранным гражданством гражданина Российской Федерации не умаляет его прав и свобод и не освобождает его от обязанностей, предусмотренных гражданством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Российская Федерация.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности граждан Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 63

.

1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

2. В Российской Федерации не допускается выдача в другие государства лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (бездействие), не признаваемые преступлением в Российской Федерации. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляется на основании федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Статья 64

.

Положения настоящей главы составляют основу правового положения человека в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе в соответствии с правилами, введенными настоящей Конституцией.


Алфавитный указатель
A B C D E F G H J L M N P R S T

Аннексия по паспорту | Аль-Джазира Америка

Российский паспорт.

В 2008 году Россия совершила неожиданное вторжение в Грузию.Любому, кто следит за событиями, разворачивающимися в настоящее время на Украине, оправдание вмешательства Москвы в Грузию покажется довольно знакомым: якобы она защищала российских граждан в сепаратистской республике Южная Осетия. Однако большинство из этих российских граждан были осетинами, а не этническими русскими, и многие из них получили российское гражданство всего за несколько месяцев до этого. Они сделали это посредством процесса, известного как «паспортизация», массового предоставления российского гражданства гражданам других государств.Это процесс, который Россия зловеще намерена повторить на Украине.

За последние несколько лет Россия выдала тысячи паспортов в Украине, в основном этническим русским, проживающим на востоке страны, а также в Крыму. Членам «Беркута», ныне расформированных сил специальных операций, которые были развернуты против протестующих на Евромайдане в Киеве, также были предложены российские паспорта. Недавние сообщения также указывают на то, что с начала кризиса процесс паспортизации в Крыму ускорился, и российские законодатели в конце февраля внесли законопроект, призванный упростить процесс получения российского гражданства.

Эскалация напряженности, вызванная нарушениями Россией территориального суверенитета Украины, наряду с возможностью аннексии Крыма, по понятным причинам затмила, казалось бы, банальный процесс раздачи паспортов. Но документы о гражданстве, какими бы обычными они ни казались, скорее всего, сыграют важную роль в будущем Украины.

Государствам теоретически разрешено предоставлять гражданство кому угодно. Но паспортизация существует в чем-то вроде правовой серой зоны, потому что она фактически лишает государства их суверенитета над значительной частью своего населения.Однако неясность в отношении законности паспортизации не помешала России осуществить ее в таких местах, как Украина, а Украина в качестве защиты запретила двойное гражданство. Отчасти из-за страха перед паспортизацией России люди, которые принимают гражданство других государств, обязаны отказываться от украинского гражданства.

Паспортная политика

Ничего из этого не должно вызывать удивления. Широко распространенные сепаратистские настроения и периодические разговоры о ирредентизме (часто предшествующем захвату земель) со стороны России заставили многих рассматривать Крым как одну из потенциальных целей так называемой паспортной политики.Действительно, вскоре после российского вторжения в Грузию министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко открыто заявил, что, по его мнению, Россия когда-нибудь попытается оторвать Крым от Украины с помощью паспортизации. Это предсказание, похоже, сбывается.

Важно отметить, что паспортизация — это не просто нейтральный ответ на патриотические требования пророссийских элементов в Крыму. Принятие российского паспорта означает легальное включение в российскую политическую жизнь со всем, что имеет значение.Таким образом, распространение российских паспортов на территории другого суверенного государства имеет политическое, территориальное и юридическое значение, что наглядно демонстрирует случай с Грузией.

Широко распространенная российская паспортизация как в Абхазии, так и в Южной Осетии, двух сепаратистских провинциях на границе Грузии с Россией, началась еще в 2002 году. Согласно сообщениям того времени, сам процесс был на удивление прост: люди отправляли свои документы — обычно старые советские паспорта. — в специальное консульство России в Сочи.По возвращении в паспортах было удостоверено, что их предъявителями теперь являются граждане России. В то время Грузия назвала этот процесс «ползучей аннексией». Однако его протесты практически не увенчались успехом. К моменту начала войны в 2008 году 90 процентов населения Абхазии и Южной Осетии стали гражданами России. Так почему это имело значение?

Паспортизация в Украине проводится давно, и правительство России не делает ее в целях благотворительности.

Краткий ответ заключается в том, что, в конце концов, при всей ее драматичности, сама война была лишь кульминацией многолетнего процесса попыток восстановить гегемонию России в Грузии. Паспортизация была ключевым компонентом этого проекта, поскольку в результате была создана запутанная и коварная модель перекрывающихся суверенитетов: земля юридически принадлежала Грузии, но население, по крайней мере формально, принадлежало России.Паспортизация фактически послужила путеводной нитью для российского вмешательства: однажды Грузия выступила против югоосетинских сепаратистов (которые стали гражданами России) и напала на столицу Южной Осетии Цхинвали (где большую часть населения составляли натурализованные граждане России, а большая часть правительства состояла из оперативников, посланных из Москвы), российские военные (которые случайно оказались сосредоточенными по другую сторону границы) начали массированное вторжение. Виталий Чуркин, который тогда был постоянным представителем России при Организации Объединенных Наций, утверждал, что грузинские силы убивали российских мирных жителей и что Россия поэтому была вынуждена нарушить территориальную целостность Грузии, чтобы остановить насилие в отношении ее граждан.

Когда стрельба прекратилась, и Абхазия, и Южная Осетия были оккупированы российскими войсками, а границы Грузии были фактически (хотя и не юридически) перекроены. По сути, паспортизация привела к появлению тысяч российских граждан внутри международно признанных границ Грузии, от имени которых Москва оправдывала территориальное расчленение своего соседа. Российское вторжение в Грузию в некотором смысле было результатом паспортизации.

Жесткая продажа

Кризис в Украине во многом напоминает то, что произошло в Грузии.Однако есть несколько важных отличий. Главный из них заключается в том, что ожесточенные гражданские войны в Грузии в 1990-х годах привели к тому, что большинство абхазов и южных осетин были категорически против того, чтобы быть гражданами Грузии. Значит, уговорить их взять российские паспорта было несложно.

Напротив, в Крыму проживают значительные этнические украинские и крымскотатарские общины, ни одна из которых не желает присоединиться к Российской Федерации. Более того, очевидно, что желание присоединиться к России не является универсальным среди самого этнического русского большинства.Таким образом, достижение такой же степени паспортизации в Крыму, какой было возможно в Абхазии и Южной Осетии, нереально.

Ситуация еще более острая в других частях Украины со значительным этническим русским населением. Хотя в некоторых кругах существует решительная поддержка России, ирредентистские настроения не распространены повсеместно. Опять же, убедить большое количество людей в этих регионах взять российские паспорта вряд ли удастся.

Любопытно, что ничто из этого не помешало России продолжать раздавать паспорта всем, кто может.Это опасная игра. Использование Москвой паспортов для очередной дестабилизации и расчленения соседа, несомненно, вызовет серьезную озабоченность у других государств региона. Молдова, например, сталкивается с неурегулированным территориальным конфликтом в поддерживаемой Россией сепаратистской республике Приднестровье, где уже произошла паспортизация. Точно так же в Казахстане проживает многочисленное и несколько недовольное русское население, что может стать удобной точкой давления, если Астана пересмотрит «Евразийский союз» Путина.”

Пока рано прогнозировать, что именно будет происходить в Украине. Ясно лишь то, что паспортизация в Украине происходит , что это происходит давно и что правительство России не делает это в целях благотворительности. Что бы в конечном итоге ни случилось в Крыму, российское правительство почти наверняка воспользуется паспортизацией в других частях Украины, чтобы дестабилизировать новое правительство в Киеве. Москва уже кричит, что «граждан России» преследуют в таких местах, как Донецк.

Это зловещее предупреждение, учитывая, что Россия уже предоставила себе право вторгнуться в Украину от их имени. «Паспортная политика» может быть не такой драматичной, как рассказы о «местных ополченцах», захвативших Крым, но мы, тем не менее, не должны забывать, что скромный паспорт иногда может быть мощнее меча.

Двойное гражданство — UDI

Информация
  • Если вас интересуют правила предоставления гражданства в других странах, вы должны связаться с властями соответствующей страны или одним из посольств страны.
  • Правила получения гражданства различаются от страны к стране, и UDI может отвечать только на вопросы о правилах, действующих в Норвегии, а не о других странах.

Кто может иметь двойное гражданство?

С 1 января 2020 года разрешается иметь одно или несколько гражданств в дополнение к гражданству Норвегии. Вы можете иметь одно или несколько гражданств в дополнение к гражданству Норвегии.

Даже в этом случае, если страна, гражданином которой вы сейчас являетесь, не позволяет иметь более одного гражданства, вы все равно можете потерять это гражданство, когда станете гражданином Норвегии.Вы должны убедиться, что правила действуют в стране, гражданином которой вы теперь являетесь. Вы можете, например, найти информацию на официальном сайте, принадлежащем властям этой страны, или обратиться в посольство.

Вам не нужно сообщать норвежским властям, что вы хотите сохранить свое предыдущее гражданство.

Что означает двойное гражданство?

  • Вы имеете те же права и обязанности по отношению к норвежскому государству, что и другие норвежские граждане.
  • Вы имеете право иметь два паспорта, по одному от каждой страны.
  • В принципе, вы имеете право на консульскую помощь и помощь властей обеих стран. Однако норвежским властям может быть сложно помочь вам, если вы находитесь в стране, в которой у вас есть другое гражданство.

В принципе, как гражданин Норвегии, вы обязаны проходить военную службу в Норвегии, но правила различаются в зависимости от того, гражданином какой другой страны вы являетесь.Если у вас есть вопросы о военной службе, вы можете связаться с Норвежскими вооруженными силами (внешний сайт).

Информация

Если вы или ваш ребенок становитесь гражданином другой страны, вы должны уведомить об этом норвежские власти. Вы уведомляете нас после получения гражданства другой страны.

Норвегия не лишит вас норвежского гражданства, если вы станете гражданином другой страны после 1 января 2020 года.

Проверка двойного гражданства — Институт современной России

31 марта 2014 г. депутат Андрей Луговой, член Либерально-демократической партии, внес в Государственную Думу законопроект, запрещающий предоставление информации об иностранном гражданстве (национальности) в Госдуму. иммиграционные власти уголовно наказуемы. Советник IMR Екатерина Мишина анализирует этот законопроект и комментирует историю попыток российского парламента криминализовать двойное гражданство.

Хотя это безумие, но в этом есть метод.
Уильям Шекспир, Гамлет

Двойное гражданство стало одной из самых обсуждаемых проблем в России этой весной. На этой сессии парламент рассмотрит два законопроекта по данному вопросу. Один законопроект вводит упрощенный порядок предоставления гражданства Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, признанным носителями русского языка. Это предложение неплохое и, безусловно, заслуживает нашего внимания, но сегодня мы сосредоточимся на втором законопроекте, который внес любимый член Либерально-демократической партии (ЛДПР) Андрей Луговой, спонсор крупнейшего законодательного хита этого года — законопроекта о досудебном производстве. блокировка сайтов.Депутат Луговой буйствует: люди не успели оправиться от его предыдущего шедевра, прежде чем появился новый.

31 марта в законопроекте Лугового № 485228-6 предлагались следующие изменения:

  • Российские граждане, имеющие второе гражданство, обязаны уведомить (в письменной форме) соответствующие миграционные органы в течение месяца с момента получения гражданства.
  • В Уголовный кодекс РФ добавить статью 330.2 «Невыполнение обязанности по уведомлению о гражданстве (национальности) иностранного государства»; за такое нарушение — наложение штрафа в размере до 200 000 рублей или указанного размера заработной платы или иного дохода на срок до одного года, либо обязательными работами на срок до 400 часов.
  • Другие соответствующие изменения будут внесены в Уголовно-процессуальный кодекс России.
  • граждан России, получивших гражданство (подданство) иностранного государства до вступления в силу данных нововведений законодательства, обязаны в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона уведомить территориальный орган по месту жительства федерального исполнительный орган, уполномоченный осуществлять функции контроля и надзора в сфере миграции.”

Пояснительная записка к этому законопроекту, кажется, была написана людьми, которые не потрудились освежить свои знания в области конституционного права и просто использовали Википедию. В противном случае невозможно объяснить следующую формулировку, содержащуюся на первой странице записки: «Гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство (национальность) иностранного государства, находится в политико-правовых отношениях как с Российской Федерацией, так и с соответствующее иностранное государство. Фраза «политико-правовые отношения гражданина и государства» несет в себе запах нафталина — она ​​устарела и больше не используется в современном российском конституционном праве.

Авторы, очевидно, также не ознакомились с уголовным законодательством. В противном случае они бы знали, что криминализация действий основана на ряде квалифицирующих характеристик, таких как виновность, наказуемость и общественная опасность (статья 14 Уголовного кодекса). Часть 2 этой статьи прямо предусматривает, что «действие [бездействие] не считается преступлением, хотя формально оно может содержать любые признаки правонарушения, предусмотренного настоящим Кодексом, но поскольку [такое действие] не представляет никакой общественной опасности из-за своего незначительность.«Общественная опасность — это один из критериев, используемых при определении преступления, которое представляет собой общественно опасное действие, которое причиняет вред или угрожает причинить вред человеку, обществу или государству. В пояснительной записке не уточняется, какая социальная опасность возникает из-за того, что гражданин России не уведомляет соответствующие органы о своем гражданстве другого государства. И как именно российское общество и российское государство пострадают от этого молчания, тоже остается неясным.

Проблема двойного гражданства преследует отечественных законодателей долгое время.Так, п. 3.1 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан Российской Федерации на участие в референдуме» (от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ) гласит: «Граждане Российской Федерации с иностранным гражданством или видом на жительство или иным документом, подтверждающим право проживания гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не имеют права быть избранным. Эти граждане имеют право быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации ».Положение данной статьи, которое лишает лиц, имеющих паспорт другой страны, одного из важнейших политических прав, которыми обладают граждане России, не соответствует частям 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым:

  • Законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, в Российской Федерации не принимаются
  • Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и государства. безопасность

Положения указанного закона также не соответствуют части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются основной частью своей правовой системы.Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора ». Эти положения также противоречат статье 3 Протокола 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статье 4 самой Конвенции.

Но этот закон исполняется очень активно. В 2013 году старшему советнику ИСР, члену Партии народной свободы Владимиру Кара-Мурзе запретили участвовать в выборах в Ярославскую областную Думу.Основанием для этого решения стал его британский паспорт, который, как утверждает логика нового закона, в долгосрочной перспективе стал бы угрозой для здоровья и нравственности граждан Ярославской области, не говоря уже о безопасности страны.

Идея криминализации хотя бы некоторых аспектов двойного гражданства давно волновала ЛДПР. Еще в 2000 году гордость и слава фракции Алексей Митрофанов подготовил и внес в Госдуму законопроект № 27778-3, в котором предлагал криминализировать приобретение гражданства другого государства гражданином Российской Федерации.Этот документ вызвал ажиотаж из-за своего непрофессионального подхода, и некоторые юристы (в том числе я) начали внимательно изучать законодательные инициативы ЛДПР.

В 2002 году Третья Государственная Дума рассмотрела законопроект о двойном гражданстве. Затем Комитет по законодательству заявил, что законопроект противоречит положениям статьи 6 Конституции, отметив, что трудно определить получение гражданства другой страны как социально опасное действие.

Вскоре после этого депутат Митрофанов предложил добавить в статью 136 Уголовного кодекса следующую формулировку: «Приобретение лицом гражданства другого государства во время временного пребывания или проживания за пределами Российской Федерации с сохранением гражданства Российской Федерации должно быть незаконным. «Эта формулировка, если присмотреться, не слишком отличается от некоторых положений пресловутой статьи 64 Уголовного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1960 г. (подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации 20 декабря 1995 г.), которые квалифицируют отказ в возвращении из-за границы или бегство за границу как измену.

Примечательно, что Третья Государственная Дума рассмотрела этот законопроект в первом чтении в октябре 2002 года и отреагировала очень разумно.Комитет по законодательству заявил, что законопроект противоречит положениям статьи 6 Конституции, отметив, что трудно определить получение гражданства другой страны как социально опасное действие. Юридический департамент Госдумы решил, что «предложенный проект об установлении уголовной ответственности за действия, направленные на приобретение гражданином России гражданства другого государства, вызывает серьезные возражения» и является неприемлемым. Такое заключение подписал блестящий юрист, возглавлявший кафедру, профессор Владимир Исаков.

Часть выводов Юридического управления применима к законопроекту от 31 марта 2014 года. В ведомстве заявили: «Согласно статье 14 Уголовного кодекса Российской Федерации, основным признаком преступления является акт социальной опасности. Действия, которые проект предлагал криминализировать, на наш взгляд, не представляют общественной опасности прежде всего потому, что согласно части первой статьи 3 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» лица, имеющие гражданство Российской Федерации, не являются признаются гражданами другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.Соответственно, действия, признанные законодательством Российской Федерации малозначимыми, вряд ли могут повлечь за собой уголовную ответственность ».

Данные требования актуальны сегодня в отношении части 1 статьи 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» (№ 62-ФЗ, 31 мая 2002 г.), которая гласит: «Гражданин Российской Федерации, который также имеет гражданство другого государства, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом ».

Другими федеральными законами, регулирующими двойное гражданство, являются «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (см. Часть 4 статьи 7) и уже упомянутый «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан России на участие». на референдуме ». Согласно прежнему закону, «лица с двойным гражданством, одно из которых является российским, не могут быть ограничены в своих правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Федеральный или федеральный закон ».Последний закон упоминает лиц с двойным гражданством только в контексте пассивного избирательного права.

Отдельные международные соглашения об урегулировании двойного гражданства подписаны только с Туркменистаном и Таджикистаном. Таким образом, согласно действующему законодательству лица с двойным гражданством могут быть признаны гражданами России только в том случае, если они также имеют гражданство Туркменистана или Таджикистана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *