Статьи по кадастровому учету – Полезные статьи о кадастре

новые правила кадастрового учета и регистрации недвижимости


НОВЫЕ ПРАВИЛА КАДАСТРОВОГО УЧЕТА И РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ

          С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

         Закон будет регулировать как правила государственного кадастрового учета, так и правила государственной регистрации прав.

         В рамках одного законодательного акта предпринята попытка объединить два государственных информационных ресурса в один, чтобы обеспечить более быстрое и универсальное рассмотрение документов, предоставляемых заявителями.

         Теперь вместо государственного кадастра недвижимости (ГКН) и единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) создан единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

         Как и предполагалось экспертами, первые дни применения закона на практике выявили массу сложностей, в том числе технического характера, которые не позволяют пока говорить об успешном старте нового порядка. Новое программное обеспечение, новые полномочия сотрудников, новые формы документов и много иных новшеств, безусловно, потребует определенного периода адаптации.

         Вместе с тем, есть ряд рекомендаций, которые должен знать каждый владелец недвижимости, чтобы понимать, как в новых условиях действовать в той или иной ситуации.

  1. Тщательно храните все документы, относящиеся к объекту недвижимости.

В соответствии со ст. 7 ч.3. нового закона реестры Единого государственного реестра недвижимости, кадастровые карты и книги учета документов ведутся в электронной форме. Реестровые дела хранятся в электронной форме и (или) на бумажном носителе. Документы, которые предоставляются заявителем в бумажном виде будут сканироваться органом регистрации и также храниться в электронном виде.

         Экспертное сообщество высказывает опасения, что переход преимущественно к электронному порядку регистрации прав и хранения документов может при сбоях системы или намеренном вмешательстве в нее повлечь потерю данных, включая данные о зарегистрированных правах.

         Несмотря на заверения властей, что все данные защищены многократным копированием, а сама система исключительно надежна, нет реальных гарантий того, что сведения о регистрации прав ни при каких обстоятельствах не исчезнут из системы. Любую систему создают люди. Ни одна из систем не умнее человека.

         Многие обратили внимание, что Росреестр постепенно перешел от Свидетельств о государственной регистрации прав на цветных бланках с водяными знаками к Свидетельствам, выдаваемых на обычной бумаге за подписью государственного регистратора, а затем к выпискам из реестра недвижимости.

         По новым правилам выдача свидетельств о государственной регистрации права собственности не предусмотрена, а сведения о регистрации прав будут подтверждаться все той же выпиской из ЕГРН.

Переход на преимущественно электронный способ взаимодействия виден также на примере подготовки кадастровыми инженерами межевых планов и актов обследования в электронной форме. В бумажном виде такие документы выдаются заявителю только если это предусмотрено договором подряда. Росреестр о всех действиях по принятому пакету документов (приостановление. Регистрация прав и т.д.) будет информировать по электронной почте и смс.

  1. Убедитесь в том, что границы Вашего участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

         Многие думают, что документы на землю, выданные в 90-е годы (или даже ранее) являются действительными и не требуют дооформления.

         Права на землю, закрепленные ранее выданными документами, действительно сохраняются. В этом новый закон не отличается от предыдущего и повторяет положение, что права, возникшие до введения нового закона, признаются юридически действительными и имеют равную силу с правами, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

         Вместе с тем, если в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (которую мы всем рекомендуем заказать) будет отметка, что границы участка не установлены в соответствии с законодательством, с 1 января 2018 года такой земельный участок передать по сделке будет нельзя. Для этого потребуется провести межевание, и только потом проводить регистрацию перехода права.

  1. Контролируйте сроки прохождения документов в Росреестре. Теперь они составляют:

— семь рабочих дней – для государственной регистрации прав;

— пять рабочих дней – для кадастрового учета;

— десять рабочих дней – для процедуры одновременной регистрации прав и кадастрового учета;

— три рабочих дня – регистрация нотариально удостоверенной сделки, права собственности на основании свидетельства  оправе на наследство. В случае поступления документов в электронном виде – такая регистрация проводится всего за один рабочий день.

Во всех случаях срок увеличивается на два рабочих дня, если документы передаются через многофункциональные центры.

 Из других ключевых изменений можно отметить  следующее.

 Появилась возможность подачи документов на государственную регистрацию и кадастровый учет по экстерриториальному принципу

– в офисы МФЦ вне зависимости от места нахождения объектов недвижимости.

Пока эта возможность реализована в единичных офисах, но постепенно будет реализована по всей России.

 Стала сложнее процедура регистрации права на садовые и дачные дома.

С 1 января 2017 года для такой регистрации недостаточно подачи декларации, а требуется предоставление технического плана объекта недвижимости на общих основаниях.

До 1 марта 2018 года установлен последний срок, в течение которого можно не предоставлять разрешение на строительство индивидуального жилого дома при регистрации права на него.

В дальнейшем регистрация права будет осуществляться исключительно при предоставлении разрешения на строительство

 Введен более «мягкий» порядок кадастрового учета земельных участков в случае пересечения границ участка с границами муниципального образования, населенного пункта, лесничества, лесопарка.

Теперь в случае наличия пересечения границ на кадастровой карте, орган регистрации прав для принятия решения о возможности или невозможности кадастрового учета должен будет установить не только факт такого пересечения, но и то, находится ли такое пересечение в диапазоне средней квадратической погрешности.

В частности, Приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 N 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения», закреплено, что средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек границ для земельных участков, отнесенных к землям лесного фонда, землям водного фонда и землям запаса составляет 5 м.

 Машино-места стали самостоятельным объектом кадастрового учета и регистрации прав.

Кадастровый учет машино-мест, также как и для других объектов недвижимости осуществляется на основании технических планов.

Приказом Минэкономразвития России от 07.12.2016 N 792 «Об установлении минимально и максимально допустимых размеров машино-места» установлено, что минимально допустимые размеры машино-места составляют  5,3 x 2,5 м, а максимально допустимые размеры — 6,2 x 3,6 м.

 До шести месяцев по собственному заявлению можно приостановить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав.

Это удобный инструмент, если устранение недочетов в документах потребует времени свыше общего срока приостановки в течение трех месяцев.

 Для владельцев земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которых органом государственного земельного надзора направлено заявление в суд для решения вопроса об их изъятии,

предусмотрено внесение специальной записи в единый государственный реестр недвижимости о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации.

Мера направлена на повышение ответственности владельцев земель сельскохозяйственного назначения и на снижение рисков обхода закона в случае совершения административного правонарушения.

 Для владельцев долей из земель сельскохозяйственного назначения предусмотрена возможность регистрации права даже в случае отсутствия сведений о координатах характерных точек границ  земельного участка или если одна из границ земельного участка, долю в праве на который предполагается зарегистрировать, пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в Единый государственный реестр недвижимости сведениями.

Правила обусловлены массовыми пересечениями границ участков сельскохозяйственного назначения, которые на данный момент присутствуют на кадастровой карте.

 Иначе отрегулирован порядок исправления ошибок.

Теперь ошибки подразделяются на привычные ранее технические ошибки и реестровые ошибки. Государственным регистраторам дано право самостоятельно исправлять реестровые ошибки в местоположении границ участков без согласия правообладателей по истечение шести месяцев со дня уведомления заинтересованных лиц о наличии такой ошибки и если отклонение площади по итогам исправления ошибки будет не более 5% от площади.

 Новые правила сужают круг общедоступной информации, которую ранее можно было получить по запросам любых лиц.

Так, копию межевого плана, технического плана и иных документов, на основании которых внесены записи в единый государственный реестр недвижимости теперь могут получить только сами правообладатели или их представители.

Если раньше, такие спорные вопросы как подлинность подписи  в акте согласования границ, наличие согласования границ, корректность публикации о согласовании границ можно было проверить самостоятельно, теперь заинтересованные лица будут вынуждены обращаться в суд, а уже суд будет делать соответствующий запрос. 

Новое правило, по оценкам экспертов, повлечет всплеск судебных споров, так как вопросы, в которых можно было раньше разобраться при помощи юриста, теперь решать необходимо будет исключительно в суде.

 Вводится механизм выявления неплательщиков налога.

Органы государственной власти и местного самоуправления будут получать информацию об объектах недвижимости и земельных участках, в отношении которых осуществлен кадастровый учет, но в течение пяти лет не осуществлена государственная регистрация права. Новый механизм призван совместными усилиями Росреестра и органов местного самоуправления с одной стороны, выявить лиц, которые в целях минимизации налогообложения не регистрируют в реестре свои права,  а с другой стороны – поможет выявить выморочное имущество, которым можно эффективно распорядиться.

 Земельные участки, на которые права не зарегистрированы по новым правилам, будут сниматься с кадастрового учета.

В первую, очередь предусмотрено снятие с кадастрового учета по инициативе Росреестра земельных участков, образованных из государственной собственности, если в течение пяти лет со дня их постановки на кадастровый учет не осуществлена государственная регистрация права.

Также, если земельный участок был до 1 марта 2008 года учтен в государственном кадастре недвижимости, но сведения о его правообладателе отсутствуют в новом едином государственном реестре недвижимости, Росреестр будет снимать их с кадастрового учета.

Те участки, кадастровый учет которых был осуществлен после 1 марта 2008 года, будут сниматься с учета после 1 марта 2022 года в случае, если права на них останутся незарегистрированными.

 Таким образом, каждому правообладателю недвижимости необходимо озаботиться регистрацией прав на имущество по новым правилам.

 

 PS: Любое копирование статьи или ее части разрешается только при условии ссылки на эту страницу.

 

zemelny-vopros.ru

Косырев В.А. К вопросу о государственном кадастровом учете недвижимости в Российской Федерации: проблема формирования и развития

Косырев Вячеслав Александрович
Уральский государственный экономический университет
ассистент кафедры государственного и муниципального управления

Kosyrev Vyacheslav Aleksandrovich
Ural State Economic University
Assistant of the Department of State and Municipal Management

Библиографическая ссылка на статью:
Косырев В.А. К вопросу о государственном кадастровом учете недвижимости в Российской Федерации: проблема формирования и развития // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12783 (дата обращения: 26.03.2019).

Одними из главных задач земельной реформы, проводившейся вначале 1990-х гг. в России, являлись, во-первых, создание  необходимых условий для появления и развития новых  видов хозяйственной деятельности населения,  а во-вторых, сохранение на должном уровне функционального состояния земельного фонда страны.

После распада СССР в России началось формирование новой политической и правовой системы, что  уже в 1992-1993 гг. привело  к ликвидации монополии государства в аграрном секторе экономики  и  переходу к иным  видам  собственности на землю с введением  оплаты за ее использование.

Обновленное российское государство ускоренными темпами стремилось создать в обществе слой  земельных собственников среднего и мелкого звена, чему способствовали передача колхозных и совхозных земель их работникам с целью создания отдельных крестьянских и фермерских хозяйств, проведение массовой приватизации земли под  индивидуальное жилищное строительство и  дачные и садоводческие участки. Земля, ранее находившаяся на праве пользования у юридических лиц, стала переоформляться на право собственности и аренды. Все эти процессы были связаны с необходимостью создания новых юридических документов,  фиксировавших передачу прав на землю.

Первоначальное отсутствие новой законодательной  основы и необходимого опыта в этой сфере отрицательно сказывалось на качестве работы государственных органов, поскольку в стране в этот период фактически не имелось единой системы кадастрового учета.

Например,  в документах нередко неправильно указывалась категория земель и виды их разрешенного использования, смешивались права собственности и постоянного пользования на один и тот же участок, неточно описывалось его местоположение. Объяснялось это в большинстве случаев тем, что в населенных пунктах отсутствовала  необходимая картографическая основа для ведения дежурных кадастровых карт, поэтому сведения о земельных участках, которые вносились в документы на право собственности,  брались, преимущественно из домовых книг или из архивов.

Имевшиеся в распоряжении органов власти сведения нередко были неполными или даже не верными, что также приводило к ошибкам при составлении распорядительных документов по предоставлению земли и  при выдаче  свидетельств  на право собственности.

В этой ситуации новым государственным структурам требовалось осуществить целый ряд первостепенных мероприятий, и, в частности:

— разработать правоустанавливающие документы, в которых разъяснялись  основные категории и понятия государственного кадастрового учета недвижимости и перечень обязательных сведений о земельных участках;

— получить доступ к геодезическим данным и найти необходимый картографический материал для получения достоверной  информации о местоположении и размерах земельных участков;

— произвести разграничение земельных ресурсов по видам на федеральную собственность, собственность всех видов субъектов федерации и собственность муниципалитетов;

— провести межевание для предотвращения  споров  о прохождении границ участков и т.д. [1]

Все это требовало большого количества времени и выделения из государственного бюджета значительных финансовых средств, но, тем не менее, проведение реформы продолжилось.

В 1996 г. Государственный Комитет по земельным ресурсам и землеустройству РФ выпустил специальные методические указания, руководствуясь которыми земельные комитеты субъектов федерации начали активную работу по кадастровому делению территории страны. С 1998 г. земельным участкам стали присваиваться уникальные кадастровые номера.

В течение 1998-2001 гг. государственной Думой РФ был принят целый ряд законов, способствовавших формированию и дальнейшему развитию земельных правоотношений в стране. К ним, в частности, относились не только Земельный кодекс Российской Федерации, но и отдельные законодательные акты (“О землеустройстве”, “О разграничении государственной собственности на землю” и др.). Так, например, Федеральный закон №28-ФЗ  от 02 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре», впервые определив сущность основных понятий и категорий кадастрового учета земельных участков, раскрыл содержание большинства  принципов и направлений деятельности в этой сфере [2].

В последующие годы благодаря закреплению в российской экономике рыночных отношений институт частной собственности на землю получил свое дальнейшее развитие, а учет и оценка земель приобрели профессиональный характер. Этому способствовали принятые правительством РФ  целевая  программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 гг.)»[3] и ее подпрограмма «Создание системы кадастра недвижимости (2006-2012 гг.)»[4]. Первоначально для апробации технологических процессов кадастрового учета и создания информационных ресурсов на региональном уровне в 2006-2007 гг.  были назначены три территориальных субъекта РФ – Тверская, Самарская и Кемеровская области. В соответствие же с этими  документами предполагалось, что к 2012 г.  система кадастра недвижимости будет создана уже на территории всех субъектов Российской Федерации.

До 2008 г. результаты учета земельных участков систематизировались в Государственном земельном кадастре, преобразованном затем в Государственный кадастр недвижимости. Однако, с течением времени стало происходить  дублирование действий по ведению кадастра и землеустройству между тремя крупными организациями: Роснедвижимостью, Роскартографией и Росрегистрацией.  В 2008 г. эта ситуация была исправлена:   государственный кадастровый учет недвижимости и регистрация прав на имущество  стали едиными  и перешли в новое ведомство –  федеральную службу Росреестр. Это событие завершило очередной этап создания системы государственного кадастра, включавшей в себя учет земельных участков  с регистрацией прав на них.

В то же время следует заметить, что сведения, имевшиеся в кадастре на тот период, были далеко не полными. При внесении в него необходимых данных допускалось множество неточностей и ошибок,  возникавших из содержания представлявшихся к учету документов. Кроме того, отсутствовал необходимый картографический материал, а также точная информация о границах муниципальных образований и населенных пунктов.  В условиях одновременного применения различных систем учета и несовпадений в предоставлении необходимых документов собственники недвижимости несли существенные финансовые затраты, а налоговые службы не могли получить требующуюся достоверную информацию. Федеральный закон № 221 «О государственном кадастре недвижимости» (ГКН), вступивший в силу в марте 2008 г., в определенной степени учел эти недостатки, закрепив ряд новых положений по ведению кадастрового учета[5]. Однако, несмотря на это, проблемы, касавшиеся ведения кадастра, все же  еще оставались. В частности, они касались, во-первых, «заявительного» принципа  учета, который  позволял вносить изменения в ГКН только при обращении правообладателей.  Во-вторых, по объектам капитального строительства значительное количество погрешностей было связано с большим объемом бумажных носителей информации. В соответствие с законом эти неточности могли  быть исправлены только при личном обращении заинтересованного лица, что обрекало кадастр на предоставление недостоверных данных. В-третьих, для взаимной увязки сведений об объектах капитального строительства и информации кадастра о тех участках, где они расположены,  требовалась картографическая основа. Ее существование в виде ортофотопланов в масштабе 1:10 000, на которые наносились лишь границы зафиксированных в кадастре участков, могло приводить к принятию ошибочных решений в экспертизе документов, представленных для учета и в целом затруднять проведение кадастровых работ[6].

В процессе осуществления реформ государственного кадастра недвижимости  и постоянным повышением требований к качеству работ в этой сфере постепенно совершенствовались формы и методы решения поставленных задач, происходили изменения многих показателей и, в частности таких, как кадастровая структура, средства измерений, способы получения, обработки, хранения и передачи информации. Достаточно продуктивно стал использоваться эффективный опыт наиболее развитых в экономическом отношении зарубежных стран. В целом, результатом последовательного развития законодательной базы по кадастровому учету земельных участков стало изменение его направленности от фискальной до регистрационно-учетной, информационной функции.

В то же время, практическая реализация необходимых изменений в системе государственного кадастра Российской Федерации не всегда проводится на высоком качественном уровне и в соответствии с намеченными темпами. Поэтому вместе с уже достигнутыми положительными результатами следует обратить внимание на проблемы, которые мешают практической реализации  намеченных преобразований. В частности, в местных системах координат (МСК) к наиболее характерным из них относятся такие, как:

а) использование различных систем координат (множественность) и отсутствие единых параметров  конвертирования, влекущее за собой наложение границ или появление разрывов у смежных земельных участков;

б) режимные ограничения, мешающие эффективному применению в местных системах координат современных спутниковых технологий навигации, некорректность в точности определения площадей земельных участков.

Самые же общие проблемы, которые существуют в государственном кадастре, находятся в сферах учета и оценки земель. К ним, прежде всего, относятся:

— отсутствие точных границ земельных участков;

— несовершенство методов их оценки;

— эффективная регуляция стоимости проведения кадастровых работ.

— закрытость (непрозрачность) системы предоставления информации.

Однако, институт кадастрового учета в России продолжает свое поступательное развитие. В частности, по распоряжению Правительства РФ № 2236-р от 1 декабря 2012 г. «О плане мероприятий («дорожная карта») “Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”,  с  2018 г.   запрещается распоряжение участками земли, у которых будут отсутствовать сведения о границах.  Также согласно  концепции федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости на 2014–2019 годы»  [7] предполагается ликвидировать  значительное число административных барьеров, способствующих существованию коррупции и мошенничества в сфере земельных правоотношений. Кроме того, для своевременного и быстрого сбора сведений и  снижения рисков  при осуществлении операций на рынке недвижимости одним из значимых результатов к 2018 г. должно стать создание Единого государственного реестра объектов недвижимости на основе объединения сведений Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.

Таким образом, совершенствование  кадастровой политики направлено на дальнейшее улучшение качества  услуг земельного рынка в России, поскольку как отмечено в ФЦП «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости на 2014 – 2019 гг.»: «…важная задача государства – обеспечить равную защиту прав собственности на объекты недвижимости для всех участников рынка».


Библиографический список
  1. Лисина Н.Л. Государственный кадастровый учет земельных участков: развитие, современность, перспективы. //Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4(60), Т.3 – С. 287.
  2. Федеральный закон Российской Федерации №28-ФЗ  от 02 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре» [Электронный ресурс].URL: http://www.rg.ru/2000/01/02/kadastr-dok.html (дата обращения: 09.08.2015).
  3. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1210 “О внесении изменений в приложение N 3 к подпрограмме “Создание системы кадастра недвижимости (2006 – 2012 годы)” федеральной целевой программы “Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 – 2008 годы)”// [Электронный ресурс].URL:http://www.rg.ru/2000/01/02/kadastr-dok.htmlhttp://base.garant.ru/70266566/ (дата обращения: 09.08.2015).
  4. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1210 “О внесении изменений в приложение N 3 к подпрограммеСоздание системы кадастра недвижимости (20062012 годы)” федеральной целевой программы “Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 – 2008 годы)”// [Электронный ресурс].URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70266566/paragraph/1:1 (дата обращения: 09.08.2015).
  5. Труханов А.Э. Анализ современного состояния государственного кадастрового учета объектов недвижимости. [Электронный ресурс].URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sovremennogo-sostoyaniya-gosudarstvennogo-kadastrovogo-ucheta-obektov-nedvizhimosti(дата обращения: 09.08.2015).
  6. Труханов А.Э. Анализ современного состояния государственного кадастрового учета объектов недвижимости. [Электронный ресурс].URL:http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sovremennogo-sostoyaniya-gosudarstvennogo-kadastrovogo-ucheta-obektov-nedvizhimosti(дата обращения: 09.08.2015).
  7. Распоряжение Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. N 2236-р О плане мероприятий (“дорожная карта”) “Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” [Электронный ресурс].URL:: http://base.garant.ru/57743145/#ixzz3nfSdtaTg (дата обращения: 2.08.2015).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Косырев Вячеслав Александрович»

human.snauka.ru

Статья 3. Понятие государственного кадастрового учета

32

Проект

.

Федеральный закон

О формировании, государственном кадастровом учете, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при формировании, государственном кадастровом учете, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, а также при представлении сведений из Государственного кадастра недвижимости.

Статья 2. Основные термины и определения, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

объект кадастрового учета – недвижимое имущество, а также территориальные зоны, подлежащие в соответствии с настоящим Федеральным законом учету в Государственном кадастре недвижимости;

кадастровый номер — уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении государственного кадастрового учета в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;

формирование объектов кадастрового учета — комплекс работ по однозначному описанию объектов кадастрового учета, подлежащих государственному кадастровому учету, и созданию документов, необходимых для проведения этого учета;

Государственный кадастр недвижимости – свод документов и сведений об объектах кадастрового учета, прошедших государственный кадастровый учет, сведений об административно-территориальном и кадастровом делении в виде текстовой, цифровой, графической и картографической информации, а также порядок и правила получения необходимых сведений в соответствии с настоящим Федеральным законом и иным законодательством Российской Федерации;

территориальная зона — часть территории Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования), которая характеризуется определенным правовым режимом использования недвижимости, определяемым в соответствии с законодательством Российской Федерации и/или законодательством субъектов Российской Федерации, а также актами органов местного самоуправления;

комплекс недвижимого имущества – совокупность объектов недвижимости, имеющих единых правообладателей и образующих единое целое, предполагающее использование их по общему назначению;

правообладатель – лицо, обладающее правом собственности или иным вещным правом на недвижимое имущество;

кадастровый инженер – лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по формированию объектов кадастрового учета;

кадастровый округ — часть территории Российской Федерации, включающей в себя, как правило, один или несколько субъектов Федерации, на которой действует территориальный орган федерального органа исполнительной власти или подведомственная ему организация, осуществляющая государственный кадастровый учет;

кадастровый район — часть территории Российской Федерации, включающей в себя, как правило, одно или несколько муниципальных образований, на которой действует обособленное подразделение территориального органа федерального органа исполнительной власти или подведомственной ему организации, осуществляющие государственный кадастровый учет;

государственная кадастровая (массовая) оценка объектов недвижимости (далее кадастровая оценка) одновременное, единообразное по способам определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, осуществляемое на основе сбора и обработки сведений о рынке недвижимости и факторах на него влияющих;

государственная кадастровая стоимость объекта недвижимости (кадастровая стоимость) – расчетная величина стоимости объекта недвижимости, установленная на определенную календарную дату в результате государственной кадастровой (массовой) оценки объектов недвижимости.

1. Государственный кадастровый учет – юридический акт признания и подтверждения государством существования объекта кадастрового учета с характеристиками, указанными в Государственном кадастре недвижимости.

Государственный кадастровый учет является единственным доказательством существования объекта недвижимости как объекта гражданских прав.

2. Обязательному государственному кадастровому учету подлежат объекты недвижимости и территориальные зоны, формируемые после вступления в действие настоящего Федерального закона.

3. Государственный кадастровый учет проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей в Государственном кадастре недвижимости.

Государственный кадастр недвижимости является федеральным информационным ресурсом. Государственный кадастр недвижимости ведется в бумажном и/или электронном виде. При несоответствии сведений на бумажном и электронном носителях приоритет имеют сведения на бумажном носителе.

4. Государственный кадастровый учет осуществляется федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации, или подведомственными ему организациями, являющимися государственными федеральными учреждениями (далее — орган кадастрового учета).

5. Отказ в государственном кадастровом учете либо уклонение соответствующего органа от государственного кадастрового учета могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

6. Орган кадастрового учета в соответствии с настоящим Федеральным законом несет ответственность за своевременность и точность записей об объектах кадастрового учета, за полноту и подлинность выдаваемой информации об объектах кадастрового учета, за необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) отказ в государственном кадастровом учете, уклонение от государственного кадастрового учета.

Ответственность за своевременность предоставления в Государственный кадастр недвижимости и точность сведений о правах на недвижимое имущество, обременениях (ограничениях) прав и о сделках с ним несет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Ответственность за своевременность предоставления в Государственный кадастр недвижимости и точность сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости несет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющийся заявителем данных сведений.

Ответственность за своевременность представления в Государственный кадастр недвижимости и точность сведений об административно-территориальном делении, а также иной информации, представляемой органу кадастрового учета в соответствии со статьей 24 настоящего Федерального закона, несут органы и организации, предоставляющие сведения.

Статья 4. Объекты государственного кадастрового учета

1. Объектами государственного кадастрового учета является все недвижимое имущество за исключением морских и воздушных судов, судов внутреннего плавания, космических объектов, участков недр, участков леса и обособленных водных объектов, а также предприятий, как имущественных комплексов. Объектами государственного кадастрового учета являются также территориальные зоны.

2. Объекты недвижимости, являющиеся объектами кадастрового учета, делятся на следующие виды:

земельные участки, определяемые в соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации;

здания — строения, состоящие из несущих и ограждающих или совмещенных конструкций с одним или несколькими помещениями;

сооружения — наземные, надземные, подземные или подводные инженерно-строительные системы, имеющие объемный, плоскостной, линейный, высотный или смешанный вид, состоящие из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих конструкций, предназначенные для выполнения определённых производственных, технологических или иных специальных функций;

помещения — внутренние изолированные части здания или сооружения, отделённые стенами либо перегородками, имеющие выход на улицу или в места общего пользования (коридор общего пользования, лестничная площадка и иные) и не имеющие в пределах своих функциональных частей (площадей, объемов) других помещений, мест общего пользования;

объекты, незавершенные строительством – не сданное в установленном порядке в эксплуатацию здание или сооружение, в отношении которого получено разрешение на строительство;

комплексы недвижимого имущества, определяемые в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона.

studfiles.net

Ст. 70 ЗК РФ с Комментариями 2018-2019 года (новая редакция с последними изменениями)

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Комментарий к Ст. 70 ЗК РФ

С принятием Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет земельных участков с 1 марта 2008 года должен осуществляться в порядке, установленном данным Законом.

Согласно статье 13 указанного Закона, государственный кадастр недвижимости состоит из следующих разделов:

1) реестр объектов недвижимости;

2) кадастровые дела;

3) кадастровые карты.

При этом реестр объектов недвижимости представляет собой документ, в котором содержатся записи об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о таких объектах.

Кадастровые дела представляют собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.

Кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся кадастровые сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей. Орган кадастрового учета ведет кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц (далее — публичные кадастровые карты). Состав сведений публичных кадастровых карт, а также состав сведений иных кадастровых карт и виды таких карт в зависимости от целей их использования устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте органа кадастрового учета в сети Интернет.

В отличие от положений ФЗ «О государственном земельном кадастре» (ст. 13 «Состав документов государственного земельного кадастра»), в государственном кадастре недвижимости не выделены основные, производные и вспомогательные документы. В то же время в состав государственного кадастра объектов недвижимости включаются документы, сходные с теми, что были предусмотрены законодательством для ведения государственного земельного кадастра.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Напомним, что ст. 13 ФЗ «О государственном земельном кадастре» определено, что к основным документам государственного земельного кадастра были отнесены: Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы). Той же статьей ФЗ «О государственном земельном кадастре» к вспомогательным документам государственного земельного кадастра были отнесены книги учета документов, книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети. К производным документам государственного земельного кадастра отнесены, в свою очередь, документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы), иные справочные и аналитические документы.

Исходя из статьи 16 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 — 21 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 — 20 части 2 статьи 7 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости сведений (учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 того же Федерального закона (учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона (учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7 — 17 части 2 статьи 7 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.

Таким образом, в качестве основания осуществления кадастрового учета объекта недвижимости определены действия по образованию и созданию такого объекта. Существенная разница между терминами «образование» и «создание» в данном случае отсутствует. С правовой точки зрения речь идет о юридически обоснованных способах возникновения объектов недвижимости как особых объектах правовых отношений. В то же время в праве чаще ведется речь об образовании земельных участков и создании объектов капитального строительства — зданий, строений и сооружений. Недвижимое имущество, чтобы быть объектом кадастрового учета, как правило, должно быть создано (образовано) как материальный объект по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством. Так, возведение объектов капитального строительства должно осуществляться с соблюдением требований, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области строительства. Определенные требования по образованию земельного участка установлены законодательством о землеустройстве (Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве»), кроме того, настоящим Федеральным законом установлены положения о содержании и порядке подготовки межевого плана земельного участка. Но постановка на кадастровый учет может быть осуществлена и в отношении фактически существующих объектов недвижимости, происхождение которых не выяснено либо создание которых не соответствует требованиям законодательства. По сути дела, право учитывает различные жизненные обстоятельства, которые рассматриваются как юридические факты, в результате которых возникло то или иное недвижимое имущество. Но одного юридического факта возникновения недвижимости для постановки на кадастровый учет недостаточно, поскольку при постановке объекта на кадастровый учет заявителем должны быть предъявлены доказательства правомерности владения им. В том числе и поэтому статьей 22 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости в перечне документов, обязательных для предъявления в целях постановки объекта на кадастровый учет, указаны такие документы, как копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости, а также копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя.

Правомерность владения признается или восстанавливается в зависимости от конкретных юридических обстоятельств. Например, статьей 222 ГК Российской Федерации установлены основания и процедуры признания прав лица на самовольную постройку. Согласно указанной статье ГК Российской Федерации, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей, в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях — в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Таким образом, в случае признания судом права собственности на самовольную постройку в кадастровые органы должна быть представлена копия судебного решения. Признание права собственности на самовольную постройку во внесудебном порядке осуществляется в связи с реализацией норм Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». Согласно нормам этого Закона создание (строительство) объектов недвижимости, имеющих, как иногда говорят, потребительское значение (садовые, дачные дома, гаражи, индивидуальные жилые дома), подтверждается:

— для объекта индивидуального жилищного строительства — техническим паспортом и разрешением органа местного самоуправления на ввод такого объекта в эксплуатацию или, в случае если такой объект является объектом незавершенного строительства, — разрешением на строительство или декларацией о таком объекте недвижимости;

— для гаража или иного объекта недвижимого имущества, расположенного на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) — декларацией о таком объекте недвижимого имущества.

Поскольку этот вопрос Федеральный закон о государственном кадастре недвижимости специально не решает, считаем, что данные документы могут быть представлены не только для государственной регистрации права собственности на перечисленные объекты, но и для постановки этих объектов на кадастровый учет.

stzkrf.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *