Росреестр
Значительную долю содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости земельных участков составляют «ранее учтенные» земельные участки, документы на которые выдавались до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации. Сведения о таких земельных участках внесены на основании правоустанавливающих или правоподтверждающих документов с декларативной площадью и не содержат информации о прохождении их границ на местности.
Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений об установленных в соответствии с требованиями законодательства границах земельного участка может повлечь сложность при доказательстве местоположения существующей границы, в случае возникновения споров и тяжб о границе с соседями.
Если у гражданина имеется земельный участок, которому уже присвоен кадастровый номер, при этом границы такого земельного участка не установлены (отсутствуют сведения о координатах точек границ), то гражданин вправе осуществить процедуру по уточнению сведений о местоположении границ и площади своего земельного участка. Для этого необходимо обратиться к кадастровому инженеру, являющемуся членом саморегулируемой организации (сведения обо всех кадастровых инженерах размещены на официальном сайте Росреестра) и заключить договор подряда на проведение кадастровых работ, включающий объем, результат выполняемой подрядчиком работы, а также условия оплаты. После проведения всех работ будет подготовлен межевой план, содержащий все необходимые сведения для внесения в реестр недвижимости.
При этом необходимо знать, что при установлении (уточнении) границ земельного участка проводится обязательная процедура их согласования с правообладателями соседних земельных участков, а также со всеми правообладателями уточняемого земельного участка. Готовый межевой план должен содержать сведения о проведении согласования границ земельного участка в виде Акта согласования местоположения границ земельного участка, в котором указывается его кадастровый номер, площадь после уточнения границ, прохождение (проложения) границ, за которые расписываются правообладатели соседних участков.
Процедура согласования границ проводится по выбору кадастрового инженера посредством проведения собрания заинтересованных лиц или в индивидуальном порядке. Если согласование границ будет проводится через собрание, то заинтересованным лицам за 30 дней до проведения собрания направляются извещения о проведении собрания, либо такое извещение опубликовывается в печатном издании, являющимся официальным для соответствующего района, на территории которого расположен уточняемый земельный участок. При проведении согласования границ кадастровый инженер обязан:
1) проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей;
2) обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания;
3) указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).
После того, как кадастровые работы и согласование местоположения границ проведены, межевой план подготовлен, необходимо обратиться в орган регистрации прав для осуществления учетных действий. Внесение сведений о границах земельного участка носит заявительный характер, то есть собственнику земельного участка (или его представителю, действующему на основании нотариальной доверенности) необходимо обратиться с соответствующим заявлением (согласно установленной форме) в любой близлежащий офис МФЦ, с приложением правоподтверждающего документа и межевого плана в электронном виде (на диске).
rosreestr.ru
Уточнение границ ранее учтенных земельных участков
1. Понятие «ранее учтенного земельного участка
Ранее учтенные объекты недвижимости (Статья 45 ФЗ о кадастре):
— государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу
— государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
— государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые возникли до дня вступления в силу ФЗ «О
Cт. 47 п. 6. Участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с ФЗ«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним«, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Неверный способ защиты нарушенного права: Требование о признании земельных участков ранее учтенными
Заявитель обратился в суд с требованием о признании незаконным решения органа кадастрового учета об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, принятого на основании пунктов 19, 34 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42. При этом решения об отказе были приняты органом кадастрового учета по результатам рассмотрения поступивших документов, а именно заявления и выписки из похозяйственной книги, оформленной не в соответствии с формой
Так, в выписке из похозяйственной книги в качестве правообладателя земельного участка было указано лицо, умершее к моменту выдачи выписки и не обладающее правоспособностью в соответствии со статьей 17 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению органа кадастрового учета, указанный документ незаконно наделяет умершее лицо правом, которым он фактически не может обладать. При этом из содержания выписки не следует возможность ее выдачи в отношении умершего правообладателя. На этом основании данный документ, по мнению органа кадастрового учета, не может рассматриваться как устанавливающий или подтверждающий право на земельный участок. Кроме того, в выписке не были заполнены такие обязательные поля выписки, как место рождения, документ, удостоверяющий личность, право, на котором предоставлен земельный участок, и его назначение.
Отказывая в удовлетворении требований, суд указал, что оснований для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке не имеется, поскольку представленная выписка из похозяйственной книги не соответствует форме, утвержденной Приказом N 146. Также выписка не свидетельствует о зарегистрированном ранее праве лица, которое обращалось с заявлением в орган кадастрового учета, поэтому оспариваемое решение об отказе права и законные интересы заявителя не нарушает.
studfiles.net
Министерство экономического развития Российской Федерации
Письмо № ОГ-Д23-4496 от 18 апреля 2017 г. по вопросу уточнения местоположения границ ранее учтенных объектов недвижимости
30.05.17
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) рассмотрел Ваше обращение и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
Исходя из содержания Вашего обращения не представляется возможным определить, какой именно нормативный правовой акт подразумевается под «новым законом о межевании земель». Кроме того, в обращении отсутствуют сведения о принадлежащем Вам земельном участке и документах о правах на землю, в связи с чем дать объективную правовую оценку в сложившейся ситуации не представляется возможным.
При этом считаем необходимым отметить, что с 1 января 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее − Закон № 218-ФЗ), которым сведения Единого государственного реестра прав на недвижимость и государственного кадастра недвижимости объединены в единую федеральную систему – Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона № 218-ФЗ со дня вступления в силу Закона № 218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона № 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 4 статьи 69 Закона № 218-ФЗ государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. Объекты недвижимости, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
При этом ни Законом № 218-ФЗ, ни иными нормативными правовыми актами не предусматривается требований к правообладателям земельных участков, являющихся ранее учтенными объектами недвижимости, по определению местоположения их границ и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости. В связи с этим данные процедуры осуществляются на усмотрение правообладателей таких объектов.
При отсутствии сведений о таких объектах в Едином государственном реестре недвижимости сведения о них могут быть внесены в ЕГРН согласно статье 69 Закона № 218-ФЗ на основании представленного в орган регистрации прав заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и документа, устанавливающего или подтверждающего право на такой объект недвижимости (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Отсутствие в таком документе сведений о местоположении границ (контура) объекта недвижимости не является основанием для принятия решения об отказе во внесении сведений о таком объекте недвижимости в ЕГРН (часть 8 статьи 69 Закона № 218-ФЗ). Представление в указанном случае межевого плана земельного участка не требуется.
Следует учитывать, что Законом № 218-ФЗ не ограничен перечень вышеуказанных документов, представляемых в качестве оснований для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости. В связи с этим сведения о ранее учтенном объекте недвижимости могут быть внесены в ЕГРН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий объект недвижимости, при этом такой документ должен быть выдан уполномоченным органом (организацией), отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания.
Уточнение местоположения границ земельных участков осуществляется в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 22, частями 1 и 2 статьи 43 Закона № 218-ФЗ, статьями 39 и 40 Федерального закона от 24 июля 2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», и сроками не ограничивается.
Документы
economy.gov.ru
Уточнение границ ранее учтенного земельного участка | Участок
уточнение границ ранее учтенного земельного участка
Новости
Уточнение границ земельного участка выполняется в том случае, когда земельный участок считается ранее учтенным.
Работы по уточнению границ земельного участка выполняются геодезистом, а впоследствии обрабатываются кадастровым инженером для получения дополнительных сведений о границе земельного участка. Уточнение границ земельного участка происходит также при наличии кадастровой ошибки в межевом плане и сведениях ГКН при определении границ земельного участка, совершенных ранее.
Работы по уточнению границ земельного участка оформляются в виде заключения кадастрового инженера или в виде межевого плана. Сведения об уточнении границ земельного участка вносятся в Государственный кадастр недвижимости на основании заявления правообладателя земли или уполномоченного на то лица или органа власти.
Пояснения для тех, кому интересно.
Что такое ранее учтенный земельный участок. Ранее учтенным земельным участком принято понимать такой участок, который был предоставлен физическому или юридическому лицу на основании решения уполномоченного органа власти. Например, гражданину Н. в 1994 году Постановлением Главы Администрации сельского округа Микишкино был предоставлен в собственность земельный участок площадью 800 кв.м. О чем было выдано свидетельство о праве собственности на землю от 1994 года. Такой земельный участок считается ранее учтенным. Для уточнения границ такого земельного участка необходимо вначале получить кадастровый паспорт по форме В.1. с описанием характеристик участка и с его индивидуальным кадастровым номером.
Министерством экономического развития Российской Федерации письмом от 10 марта 2010 года № 14-1644-ГЕ был описан порядок внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках.
С письмом можно ознакомиться по ссылке, читать далее
Кадастровый паспорт о ранее учтенном земельном участке выдается ФГБУ Кадастровая палата на основании заявления заинтересованного лица и документов, перечисленных в пункте 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 февраля 2008 года № 35.
После проведения уточнения границ конкретного земельного участка его площадь может быть увеличена в зависимости от места нахождения участка земли в конкретном районе конкретной области и по наличию фактических границ такого участка.
Ввиду того, что имеются разграничения полномочий между государственными органами по изготовлению схемы расположения границ земельного участка на кадастровой карте территории и иных факторов процесс, связанный с уточнением границ конкретного земельного участка на территории города Москвы, имеет множество различий от данного процесса, происходящих на территории в Московской области и других регионах.
Проведенные работы по уточнению границ конкретного земельного участка позволяют в дальнейшем провести работы по объединению нескольких смежных участков или разделу одного участка на несколько других.
Работы по уточнению границ земельного участка позволяют его владельцу вынести границы участка в натуре. Например, Ваш участок не огорожен. Геодезист выезжает на местность и в соответствии с представленными материалами (координатами участка) устанавливает межевые знаки и определяет границы на местности.
Уточнение границ земельного участка позволит Вам без проблем продать землю, подарить, обменять. Также работы по уточнению границ являются гарантией в спорах между соседями (межевые споры ).
Работа по установлению границ земельного участка проходит в три этапа.
- Для начала проводятся так называемые Подготовительные работы. Собирается документация на земельный участок и смежные с ним участки. Происходит обсуждение сроков и особенностей проведения кадастровых работ, проводятся работы по оповещению владельцев соседних участков о предстоящих работах.
- Затем следуют так называемые Полевые работы. В них входят: проведение геодезической съемки границы земельного участка и всех объектов, способных повлиять на прохождение границы. Для проведения геодезических работ на земельный участок, требующий уточнения границ выезжает геодезист с оборудованием.
- Третья и заключительная часть работ – это Камеральные работы. При камеральной обработке происходит анализ всех материалов о земельном участке и составление межевого плана кадастровым инженером.
Специалисты юридической компании помогут Вам в согласовании границ с владельцами соседних смежных участков, подписании актов согласования границ земельного участка, также в сопровождении документов в кадастровую и регистрационную палаты.
Уточнение местоположения границ земельного участка
Сегодня, когда законом предусмотрена возможность уточнения границ земельного участка. многие из этих участков остаются неучтенными. Дело в том, что большинство землепользователей, до сих пор, не потрудилось уточнить границы своих участков, тем самым создав себе ненужные проблемы и трудности. До принятия Земельного кодекса РФ, участки зачастую предоставлялись без проведения межевания и кадастрового учета, следовательно, и границы таких земельных участков никто не уточнял.
Сразу оговорим, что уточнение границ ЗУ производится только для ранее учтенного земельного участка, т.е. для уже существующего объекта недвижимости. Это означает, что уточнение местоположения границ потребуется вам, в том случае, если участок стоит на кадастровом учете, но в самом кадастре отсутствуют координаты поворотных точек и сведения об установлении границ. По большому счету, действия (работы) проводимые в отношении границ земельных участков, будь то, определение, вынос, установление или уточнение, в сущности, являются определенной гарантией прав собственника, потому как в дальнейшем дают возможность владельцам участков совершать определенные операции (сделки) со своими наделами.
Но помимо ранее учтенных, в пользовании у владельцев находятся земельные участки, имеющие условные номера и на которые зарегистрированы права собственности, но на кадастровом учете такие участки не стоят. Несовершенство земельного законодательства в этом случае, порождает путаницу, смежные споры и прочие ситуации, решение, которых доходит порой до суда.
Не лишним будет знать, что как только в ходе проведения работ по уточнению границ ЗУ появляются сведения об изменениях, они тут же подлежат внесению в государственный кадастр. Это распространяется только на те участки, в координатах которых точность не отвечает нормативам или вовсе отсутствует. В остальных случаях, за небольшим исключением, земельные участки уточнению не подлежат.
За основу при уточнении границ земельного участка берутся исходные данные, содержащиеся в правоустанавливающем документе, тем самым, определяется местоположение его границ, согласование при этом является обязательным и непременным условием. Допустимые случаи, при которых и может возникнуть процедура уточнения, привязаны к сведениям государственного кадастра, и касаются в основном тех сведений, которые применимы к характерным точкам границ ЗУ, а также исправления ошибок в таких сведениях. Таким образом, если сведения кадастра о местоположении границ подпадают под случаи указанные в законе, то владелец земельного участка имеет обоснованное право внести уточнения в данные сведения.
Уточнение границ земельного участка. зачастую затрагивает интересы смежных землепользователей. А как, известно, суть всех смежных споров и конфликтов, в том, что право одного владельца земельного участка ограничено правом другого. В связи с этим необходимость в уточнении местоположения границ земельного участка представляется для владельцев земельных наделов насущным и актуальным вопросом. Решение, которого лучше доверить опытным кадастровым инженерам, имеющим аттестацию. И если при уточнении местоположения границ земельного участка затрагиваются границы смежного с ним участка, то органы кадастра должны внести изменения в местоположение границ такого участка.
Работа кадастрового инженера, привлеченного к уточнению границ, подкреплена законодательством, на этом основании он несет ответственность за сведения, которые отражает в межевом плане. По сути, межевой план и будет, результатом проведенной им работы.
Уточнение местоположения границ земельного участка важный шаг со стороны землепользователя, поэтому не будет лишним подойти к выбору кадастрового инженера вдумчиво и серьезно. В компании «КГТ» работают высококвалифицированные инженеры, опыт, знания и грамотный подход к работе, которых проверены временем и не вызывает сомнения. Границы вашего земельного участка являются вашей собственностью, и чем быстрее вы уточните их местоположение, тем скорее перестанете беспокоиться о своем земельном наделе.
Уточнение границ земельных участков
Уточнение местоположения границ земельного участка
Как известно, статус большинства земельных участков в государственном кадастре недвижимости – «ранее учтенный». В большинстве случаев это значит, что границы и площадь земельного участка определены с недостаточной точностью, и возможно, что они не совпадают с фактическим положением границы земельного участка. Последствия наличия в государственном кадастре недвижимости неточных сведений о границах земельного участка могут быть самые разные – начиная с непроизвольного занятия смежного земельного участка, и заканчивая несоответствием площади, указанной в документах государственного кадастра недвижимости фактической площади Вашего земельного участка. Возможно, Вы платите налог на землю или арендную плату за земельный участок в большем размере, чем должны!
Необходимо отметить, что в соответствии с Законом о кадастре уточнение местоположения границы земельного участка допускается в следующих случаях:
при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границы земельного участка
— в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границы земельного участка определены с точностью, ниже нормативной точности определения координат для земель определенного
— в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты какой-либо характерной точки границы земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (в государственном кадастре
недвижимости содержится несколько значений координат указанной характерной точки).
Таким образом, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого участка, то в кадастровом паспорте или кадастровой выписке о таком земельном участке имеются записи о том, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. По инициативе заинтересованного лица может в установленном порядке проводиться кадастровый учет изменений (уточнений) местоположения границ и площади земельного участка.
В процессе уточнения границы земельного участка будут проведены высокоточные геодезические измерения, на основании которых подготавливается межевой план – документ, на основании которого можно внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости. Уточнение границы земельного участка является первичной кадастровой процедурой для ранее учтенного земельного участка, так как Росреестр не позволяет совершать кадастровых действий в отношении земельного участка, кадастровые сведения о границе и площади которого недостаточно точны.
Документом, завершающим образование земельного участка, является межевойплан, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка, который является основанием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.
Получение кадастрового паспорта или выписки с внесенными сведениями об изменении характеристик Вашего земельного участка возможно только по нотариально заверенной доверенности.
Основные этапы
1. Прием заявки и правоустанавливающих документов от Заказчика.
2. Заключение Договора на выполнение кадастровых работ, оплата услуг Заказчиком.
3. Выполнение подготовительных работ, запрос сведений в орган кадастрового учета, запрос сведений ЕГРП до 10 дней.
4. Выполнение геодезических работ — геодезическая съемка объектов недвижимости и границ земельного участка- 1 неделя.
5. Камеральная обработка материалов полевых работ- изготовление межевого плана — 1 неделя.
6. Согласование границ земельного участка со смежными землепользователями – от 1 недели до 1 месяца.
7. Сопровождение процедуры по внесению изменений в сведения о земельном участке в государственный кадастр недвижимости — 1 месяц.
Необходимые документы
1. Учредительные документы Заказчика (паспорт — для физических лиц), доверенность представителя Заказчика.
2. Правоустанавливающий документ на земельный участок (свидетельство о государственной регистрации права, свидетельство о праве на наследство по закону, решение суда и другие).
3. Кадастровый паспорт земельного участка (при наличии).
4. Нотариально заверенная доверенность на внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости.
Итоговый документ
Итоговыми документами, полученными Заказчиком в результате оказания услуги — уточнение границ земельного участка являются:
межевой план земельного участка,
кадастровый паспорт земельного участка.
Источники: http://oblzemli.ru/utochnenie-granic-zemelnogo-uchastk, http://k-g-t.ru/index.php/utochnenie-mestopolozheniya-granits-zemelnogo-uchastka, http://www.veles72.ru/kadastrovye-raboty-v-otnoshenii-zemelnykh-uchastkov/item/30-utochnenie-granits-zemelnykh-uchastkov
Комментариев пока нет!
postrojkin.ru
Уточнение границ ранее учтенного земельного участка
Ранее учтенными считаются земли, которые были поставлены на учет до момента приобретения законной силы нового закона, или права владения на который были поставлены на учет до 1 марта 2008 года, однако по нему не был выполнен учет по кадастру. Если участок не был подвержен процедуре межевания и кадастровым работам, тогда в кадастре он отображен без указанных границ. С целью уточнения границ участка требуется проведение кадастровых оценочных работ на ранее учтенном участке. Статус учтенных или ранее учтенных земель в некоторых случаях меняется на архивный без заявки при государственном учете прав на сформированные из таких объектов недвижимости других объектов. Или при пребывании участка в государственной или муниципальной собственности до ее межевания и государственного учета аренды как минимум одного сформированного участка из данных участков.
Уточнение местоположения границ земельного участка: порядок действий
ИнфоИмейте в виду, что конфигурация (совокупность внутренних углов и горизонтальных проложений границ земельного участка) и площадь земельного участка по результатам уточнения границ не может существенно отличаться от указанной в таких документах. Иными словами, если вам предоставлен земельный участок площадью 500 кв.м, а фактически вы занимаете площадь 800 кв.м, и конфигурация земельного участка в результате уточнения границ отличается от той, что содержится в плане из свидетельства, вам может быть отказано в осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка в целях недопущения самовольного занятия чужих земельных участков в рамках уточнения.
Уточнение границ земли и ранее учтенного земельного участка
Но это не весь перечень необходимых документов, некоторые вам нужно будет подготовить самостоятельно. Во-первых, вы должны составить заявление на проведение подобных работ по уточнению границ.
В заявлении должно содержаться основание, а также ваши координаты и описание вашего участка. Подобное заявление можно заполнить в самой кадастровой палате.
Важно
Также вам необходимо предоставить чек об оплате услуги, об обстоятельствах которой мы говорили выше. Только с учетом предоставления всех документов вам не смогут отказать в уточнении границ.
Сроки Сроки на выполнение подобных работ оговорены в законодательстве, но также они напрямую зависят от вас. В случае, если вы предоставите не полный пакет документов, то срок может стать дольше, чем пятнадцать дней.
Также, сроки могут быть изменены в случае, если ваш участок не оформлен на кадастровом учете.
Уточнение границ земельного участка
Например, если между смежными наделами обнаружены бесхозные участки, допустимо дооформить эту землю, присоединив к своей. Таким образом можно увеличить площадь не более чем на 10 % или до минимально установленного значения.
В межевом плане кадастровый инженер не только вписывает координаты поворотных точек, но и обосновывает их, ссылаясь на документы или их фактическое месторасположение более 15 лет. Неправильная или отсутствующая аргументация в межевом плане — наиболее частая причина отказа во внесении изменений в ЕГРН.
Отказ можно оспорить путем жалобы вышестоящему должностному лицу территориального управления Росреестра или в суде.
Особенности процедуры уточнения границ земельного участка
Земельные участки, в отношении которых имеются любые правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы (госакты, свидетельства, постановления и др.), выданные уполномоченным органом (организацией) в установленном законодательством порядке до вступления в силу Федерального закона № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (до 11.07.2000), также считаются ранее учтенными. Заметим, что уточнить границы земельного участка возможно только в том случае, если сведения о нем содержатся в ГКН и ему присвоен кадастровый номер.
Как узнать, содержатся ли сведения о земельном участке в ГКН? Для этого вы можете воспользоваться бесплатным сервисом «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», размещенным на официальном сайте Росреестра в сети Интернет: https://rosreestr.ru/, где реализован поиск объектов по адресу, либо условному номеру (если неизвестен кадастровый номер).
/ уточнение границ ранее учтенных земельных участков
Основаниями для уменьшения площади участка являются факт незаконного посягательства на чужую территорию и ошибка в кадастровом и межевом плане. Проводится такая процедура на тех же условиях, что и увеличение площади участка.
Отличается лишь результат. Участок, не поставленный на кадастровый учет В случае, если участок не поставлен на кадастровый учет то выполнить работы по уточнению границ также можно. Для этого вам нужно предоставить имеющиеся документы о праве собственности, а также провести работы по согласованию.
Соседи – собственники лежащих рядом земельных участков должны быть согласны с проведением подобных работ. Заключение Как видите, выполнить работы по уточнению границ земельного участка не так уж и сложно.
Главное подходить к процессу с большой ответственностью и аккуратностью. Соблюдение точных шагов — это залог вашего успеха.
Уточнение местоположения границ и площади земельного участка
Уточнение местоположения границ и площади земельного участка, поставленного на кадастровый учет, необходимо проводить в следующих случаях:
- При приобретении в собственность ранее учтённого земельного надела;
- При возникновении споров с соседними землепользователями;
- Перед продажей участка;
- Перед разделом земли на несколько отдельных наделов;
- При наличии ошибок в кадастровых документах;
- Для оформления прирезок.
Уточнение границ осуществляется кадастровым специалистом, состоящим в федеральном реестре кадастровых служащих, или геодезической компанией, имеющей лицензию на проведение межевых работ. Порядок действий Процедура уточнения может осуществляться как владельцем участка, так и лицом, использующим землю на правах постоянного использования или пожизненного владения.
Уточняем границы земельного участка: правильный подход к решению вопроса
Если вы нашли свой земельный участок, значит, сведения о нем содержатся в ГКН. Если сведения о ранее учтенном земельном участке в ГКН отсутствуют, вы вправе обратиться в Кадастровую палату с соответствующим заявлением и представить правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы, о которых говорилось выше. В случае наличия в указанных документах необходимой информации, сведения о земельном участке будут внесены в ГКН, после чего вы сможете уточнить его границы. Как уточнить границы ранее учтенных земельных участков? Для этого вы должны предоставить кадастровому инженеру все имеющиеся в вашем распоряжении документы, подтверждающие право на земельный участок, либо определявшие местоположение границ земельного участка при его образовании (например, таким документом может быть свидетельство о праве собственности на землю с приложением плана границ земельного участка).
Министерство экономического развитияроссийской федерации
- Кадастровый документ на надел;
- Документ о праве использования надела;
- Копию гражданского паспорта.
Если кадастровый паспорт отсутствует, то необходимо проводить работы не по уточнению, а по первичному определению границ. Заказывать работы по уточнению границ надела и подписывать акт согласования уточненных границ имеют право следующие категории землепользователей:
- Собственники участка;
- Обладатели права постоянного бессрочного использования;
- Обладатели права пожизненного владения;
- Арендаторы земельного надела по договору;
- Обладатели решения исполнительной власти о предоставлении земли из числа государственных участков в безвозмездное пользование.
Уточнение границ участка с увеличением площади последнего осуществляются при необходимости оформить прирезки из числа земель общественного пользования.
Особенности уточнения местоположения границ ранее учтенных земельных участков
Департамента недвижимости, образование такой характерной точки не влечет уточнения местоположения части границ смежного земельного участка. При этом, если при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка и установлении границ со смежным земельным участком образуется новая характерная точка, не совпадающая с ранее установленной границей, при образовании которой изменяется (уточняется) часть границ смежного земельного участка, то в реквизит 6 раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана включаются сведения о таком смежном земельном участке и межевой план должен содержать сведения о проведении процедуры согласования местоположения границ земельного участка, в порядке, предусмотренном статьей 39 Закона о кадастре.
Также сообщаем, что приказом Минэкономразвития России от 17 августа 2012 г.
Уточнение границ ранее учтенных земельных участков
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Уточнение границ земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Уточнение границ земельного участка (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Уточнение границ земельного участка Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ(ред. от 28.02.2018)»О государственной регистрации недвижимости» 10. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
Уточнение границ ранее учтенного земельного участка
Выкуп осуществляется за 15 процентов от кадастровой стоимости земли, если участок относится к землям для садоводства, огородничества или дачного строительства, и за 60 процентов от стоимости участка, определённой постановлением правительства, если присоединяемая земля относится к землям федеральной собственности. Результатом работ по уточнению является межевой план, который имеет две составляющие:
- Графическую;
- Текстовую.
В графической части приводится схематическое изображение границ участка с указанием их координат относительно контрольных точек геодезической системы измерений, принятой в данном регионе. В текстовой части приводится расчётное обоснование уточнения границ, а также сведения о земельном наделе, его категории земли и виде целевого использования.
2440453.ru
Верховный суд на защите площади ранее учтенного земельного участка
В продолжение этой темы:
http://zakon.ru/Blogs/k_voprosu_o_pravilnom_sposobe_zashhity_sobstvennika_ranee_uchtennogo_zemelnogo_uchastka_bez_ustanovl/13108
_______________________________________________________________________________
В Определении Верховного Суда РФ от 30.09.2014 N 66-КГ14-6 (гражданская коллегия) указано о необходимости защитить интересы собственника ранее учтенного ЗУ в ситуации, когда за счет площади его ЗУ сформирован другой ЗУ, принадлежащий иному лицу.
См. текст здесь
http://www.supcourt.ru/stor_pdf.php?id=609424
При этом дано важное толкование, что отсутствие сведений о пересечении границ по данным ГКН не должно влиять на защиту собственника ранее учтенного ЗУ:
«В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
Поэтому отсутствие сведений о пересечении границ земельного участка при постановке на государственный кадастровый учет Лебедевым Д.Ю. с границами земельного участка истца не могло служить основанием для ущемления его законных прав и интересов как собственника ранее учтенного земельного участка, и само по себе не свидетельствует о законности формирования и предоставления Лебедеву Д.Ю. земельного участка.
…Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование согласно пункту 14.1. Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17 февраля 2003 г., проводится в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей».
_______________________________________________________________________________
В связи с дискуссией ниже обращаю внимание, что в указанном деле границы ранее учтенного ЗУ были определены в 1994 г, внесены в ГЗК, но отсутствовали в ГКН.
В то же время позиция ВС РФ о том, что отсутствие сведений о пересечении границ в ГКН не влияет на защиту площади ранее учтенного ЗУ имеет, на мой взгляд, универсальное значение.
В первую очередь, это помогает собственникам ранее учтенных ЗУ без установленных границ.
Почему в ГКН не были внесены сведения о границах ранее учтенного ЗУ — потому что они не установлены или по другим причинам — не имеет особого значения.
_______________________________________________________________________________
В общем, пожелание о том, чтобы Верховный суд РФ дал разъяснения по этому вопросу, сбылось:) Правда, быстрее отреагировала гражданская, а не экономическая коллегия.
Указанная позиция соответствует и мнению Конституционного суда РФ о возможности доказывать границы ранее учтенных ЗУ различными документами, в том числе составленными в момент приватизации (Определение Конституционного Суда РФ от 24.12.2013 N 2108-О).
В то же время не могу не выразить некоторое недоумение по поводу того, как в Определении от 30.09.2014 N 66-КГ14-6 Верховный суд РФ высказался о правильном способе защиты собственника ранее учтенного ЗУ.
По указанным в Определении обстоятельствам дела наложение земельных участков было частичным: только площадью 1 125 кв.м при площади ранее учтенного ЗУ 1 500 кв. м и площади вновь образованного ЗУ 2 000 кв.м.
Ситуацию, на мой взгляд, надо было исправлять иском об уточнении (установлении) границ по абз.2 п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 54 и абз.3 п.2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010.
Однако судом первой инстанции признано прекращенным (отсутствующим) право собственности на земельный участок площадью 1 125 кв. м (? — из описанных фактов не понятно, кто ставил на кадастровый учет «наложенную часть» и ставил ли вообще).
Верховный суд РФ подтвердил, что такой способ защиты как признание права отсутствующим «можно применить в случае, когда право собственности зарегистрировано на один и тот же объект недвижимого имущества за разными лицами«.
Но о какой тождественности объектов недвижимости идет речь, если наложение ранее учтенного ЗУ и вновь образованного ЗУ только частичное?
Видимо, вопрос о правильном способе защиты — это следующее пожелание для развития судебной практики.
zakon.ru
Установление (уточнение) границ сформированных земельных участков
Правовой центр ДВА М осуществляет комплексное сопровождение процедуры уточнения границ земельных участков.
Специалистов Правового центра отличает глубокое понимание практики применения земельного законодательства, правовых реалий и принципов работы уполномоченных органов.
Мы осуществляем юридическое сопровождение процедуры установления (уточнения) границ земельных участков «под ключ», от обращения с заявлением к уполномоченному органу до регистрации права на образованный участок.
Правовой центр ДВА М имеет уникальный опыт взаимодействия с уполномоченными органами и разрешения споров по вопросам установления границ земельных участков. В данной сфере Правовой центр готов предложить следующие услуги:
- правовая экспертиза оснований, порядка и проблемных аспектов процедуры установления (уточнения) границ земельного участка;
- оценка потенциала и перспективных затрат, связанных с реализацией той или иной схемы осуществления проекта;
- правовое сопровождение процедуры установления (уточнения) границ земельных участков и разрешение связанных с ее реализацией конфликтов, в том числе споров с иными землепользователями, органами государственной власти и пр.
- судебная защита прав землепользователей по искам об установлении границ и иным судебным спорам, связанным с установлением, уточнением либо изменением границ земельных участков;
- судебная защита прав землепользователей против исков и иных действий лиц, считающих себя правообладателями земельных участков на основании ранее изданных распорядительных документов.
Установление границ земельного участка
Достаточно часто на практике можно встретить земельные участки, формально поставленные на кадастровый учет, имеющие кадастровый номер и даже зарегистрированное в ЕГРП право собственности, но не имеющих определенных в установленном порядке границ.
Такая ситуация, как правило, относится к земельным участкам, предоставленным в 1990-е годы, когда в стране началось массовое предоставление земельных участков частным субъектам, но твердой законодательной и технической базы под данные процессы еще не было.
Особенно массово рассматриваемая ситуация была характерна для земель сельскохозяйственного назначения, когда на основании одного распоряжения администрации и невнятного чертежа к ней предоставлялись сотни гектар ценных сельскохозяйственных угодий.
Вместе с тем, участок не имеющих установленных надлежащим образом границ, не может считаться полноценным объектом недвижимости. Прежде всего потому, что формально органы местного самоуправления могут предоставлять части таких «неопределенных участков» иным лицам, в связи с чем участок без границ не может считаться юридически чистым товаром. В этом случае надлежащий правообладатель будет вынужден защищать свои права на земельный участок (его части) в судебном порядке с непредсказуемым результатом.
Очевидно, что земельные участки должны иметь установленные границы и, если таких границ нет, они должны быть установлены.
При установлении (уточнении) границ земельных участков на практике возникают следующие основные вопросы:
— каким документом были первоначально установлены границы земельного участка, предоставленного правообладателю.
Данные документы должны позволять точно установить уточняемые границы земельного участка, которые подлежат отражению в подготавливаемом кадастровом инженером межевом плане. Если таких документов нет либо они в недостаточной степени позволяют определить границы земельного участка, границами участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения (дороги, мосты и пр.), позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Уточнение границ земельного участка
— на каком праве принадлежит земельный участок правообладателю.
Как правило, земельный участок, границы которого требуют уточнению, принадлежит правообладателю на праве собственности либо праве постоянного бессрочного пользования. Отсутствие документально подтвержденных прав на земельный участок может быть серьезным препятствием к уточнению его границ, поскольку лицо, уточняющее границы земельного участка, должно быть его правообладателем.
— не существует ли наложение уточненных границ землепользователя на границы иных участков.
Данный вопрос является самым проблематичным. Отсутствие публично установленных границ земельных участков может привести к тому, что части или даже весь участок может быть сформирован и предоставлен иному лицу. Объяснение простое: сведения о неуточненных границах участка правообладателя отсутствуют в публичной кадастровой карте, документы о предоставлении участков правообладателю находятся в архивах или у самого правообладателя, в связи с чем об их содержании мало кому известно.
Наиболее оптимальным способом защиты права в рассматриваемой ситуации является иск правообладателя об установлении границ его земельного участка.
Для предъявления данного иска необходимо предварительное соблюдение досудебного порядка согласования межевого плана.
Правообладатель, обращаясь в суд, прикладывает к заявлению:
- документы, подтверждающие права на земельный участок;
- документы, подтверждающие границы земельного плана;
- межевой план и доказательства попыток его досудебного согласования.
Неотъемлемой частью данного судебного спора будет являться проведение на основании определения суда кадастровых работ по определению границ земельного участка.
Решение суда, которым удовлетворяются требования об установлении границ, содержит необходимую информацию обо всех опорно-поворотных точках земельного участка и является основанием для внесения сведений о данных границах в кадастр недвижимости.
Основная ошибка, которую допускают землепользователи при обращении в суд в случае спора о границах земельного участка – это неправильный выбор способа защиты права.
Попытки оспаривать действия органов власти по утверждению схем расположения «конкурирующих» участков, снять эти участки с кадастрового учета и пр. – это неправильные меры, которые могут сильно затянуть восстановление нарушенных прав землепользователя.
Правовой центр ДВА М осуществляет комплексное правовое сопровождение процедур уточнения границ земельных участков, включая анализ правовой ситуации и правовое консультирование, юридический due diligence в отношении возможных рисков образования участка в той или иной форме или границах, правовое сопровождение процедуры образования земельного участка, представление интересов в уполномоченных органах и судах.
Наш опыт и глубокое понимание принципов работы уполномоченных органов и правовых реалий российского регулирования данных правоотношений поможет Вам снизить затраты на осуществление Вашего проекта и избежать дорогостоящих ошибок.
www.2m.ru