Земельный оценка участок – Как проводится оценка земельного участка: методы, стоимость, определение

Содержание

Оценка стоимости земельного участка

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Земельный участок » Оценка стоимости земельного участка

Оценка стоимости земельного участка необходима как для совершения сделок с участком, так и для целей налогообложения. Исходя из цели назначения выделяют два вида оценки стоимости земельных участков: кадастровую и рыночную стоимость.

Методы оценки стоимости земельного участка

При определении стоимости отчуждаемого участка могут приниматься во внимание следующие факторы:

  • 1) Самостоятельное исследование продавцом рынка спроса и предложения;
  • 2) Применение данных о кадастровой стоимости земельного участка;
  • 3) Заказ независимой оценки рыночной стоимости земли у профессионального оценщика.

Сочетание указанных факторов при определении условий договора позволит соблюсти баланс между интересами покупателя и продавца и сформировать реальную стоимость участка.

Оценка кадастровой стоимости земельного участка

Кадастровая стоимость земельных участков определяется в результате совершения комплекса действий по кадастровой оценке земель или по итогам судебных споров об оспаривании такой стоимости.

Определение кадастровой стоимости конкретных земельных участков необходимо для ведения кадастрового учета. Для земель каждой категории (земли сельских и городских поселений, сельскохозяйственные угодья вне черты поселений, иные категории) сформированы критерии и методы проведения оценки, которые основываются на классификации земель по цели назначения и типу функционального использования.

Перечни целевого назначения земель и виды их использования находятся в открытом доступе в земельном кадастре, а также в публичной карте на официальном сайте Росреестра.

Оценка земель для кадастровых целей осуществляется уполномоченным органом – Федеральным агентством кадастра в лице его региональных органов. Для выполнения конкретных работ Агентство имеет право привлекать оценщиков, обладающих полномочиями по оценке земель. Работа оценщиков оформляется путем размещения заказа на выполнение работ для государственных нужд в рамках контрактной системы.

После составления оценщиком отчета об определении кадастровой стоимости, указанный отчет направляется на проверку в территориальный орган Росреестра. По итогам этой проверки отчет направляется на утверждение в уполномоченный орган власти субъекта РФ. Именно после утверждения отчета на уровне субъекта РФ и составления соответствующего акта, результаты кадастровой оценки земли приобретают юридическую силу и могут использоваться для целей налогообложения или расчета арендной платы за землю.           

Кадастровая стоимость является публичной и открытой информацией. Сведения о кадастровой стоимость земельных размещаются в открытом доступе на сайте Росреестра. Заинтересованные лица могут узнать точную кадастровую стоимость участка через публичную карту Росреестра, либо запросить указанные сведения через территориальный орган Росреестра в электронной или письменной форме.

Оценка рыночной стоимости земельного участка

Если кадастровая стоимость земли имеет ключевое значение для целей налогообложения, то понятие рыночной стоимости земельного участка обладает важным практическим значением для субъектов земельных правоотношений.

Определение рыночной стоимости земельного участка необходимо для совершения с ним разрешенных видов сделок. Оценкой рыночной стоимости уполномочены заниматься профессиональные оценщики, действующие в рамках Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Под рыночной стоимостью понимается наиболее вероятная цена, за который оцениваемый объект может быть продан на открытом рынке. Эта определение включает в себя несколько сопутствующих обязательных факторов:

  • 1) Наличие конкурентного рынка оборота земли, так как его отсутствие приводит к искусственному ограничению спроса и предложения и напрямую влияет на ценовые характеристики объекта.
  • 2) Наличие у сторон необходимой информации в отношении объекта сделки. Для определения цены земельного стороны сделки должны обладать полной и достоверной информацией:
  • — о всех характеристиках земли,
  • — о наличии или отсутствии обременений и ограничений в пользовании участком.
  • 3) Отсутствие чрезвычайных обстоятельств, влияющих на свободу выбора субъектов сделки, а также на характеристики земельного участка, являющегося предметом правоотношения.
  • 4) Отсутствие принуждения к совершению сделки, когда обе стороны не обязаны ее осуществлять, а действуют в собственных интересах, основанных на своей воле.

Рыночную оценку земли не используют для целей налогообложения, однако ее можно применять в качестве доказательства в судебном споре об изменении кадастровой стоимости земли.

Самостоятельное исследование рынка спроса и предложения не всегда поможет определить настоящую рыночную цену, так как только оценщик обладает специальными навыками и квалификацией, чтобы учесть при  оценке массу сопутствующих факторов.

Процедура оценки рыночной стоимости земельного участка

В случае возникновения необходимости установления рыночной цены земельного участка, правообладатель самостоятельно выбирает независимого оценщика.

Выбор конкретного оценщика зависит только от желания заказчиков. На это решение может влиять наличие опыта оценщика, сложившаяся в регионе деловая репутация, а также иные факторы.  Оценщик, выбранный для проведения работ, обязан заключить с заказчиков договор в простой письменной форме. В договоре, помимо описания объекта оценки, необходимо согласовать размер вознаграждения на выполненную работу.

Общие правила получения независимой оценки рыночной стоимости земли включают в себя следующие этапы:

  • 1) Принятие правообладателем решения о проведении оценки;
  • 2) Выбор оценщика и заключение договора;
  • 3) Проведение работ по определению рыночной стоимости объекта;
  • 4) Составление итогового отчета;
  • 5) Подписание акта выполненных работ и сдача результата заказчику.

Результат работы оценщика может использоваться при согласовании условий договора о купле-продаже конкретного земельного участка, а также при оспаривании кадастровой стоимости участка.

advokat-malov.ru

Рыночная оценка земли

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Государственная регистрация и кадастр недвижимости » Рыночная оценка земли

Если кадастровая стоимость земли имеет значение для налогообложения, то понятие рыночной стоимости земельного участка обладает важным практическим значением для субъектов земельных правоотношений.

Рыночная оценка земли

Определение рыночной стоимости земли необходимо для совершения с ней разрешенных видов сделок. Как и в случае с кадастровой стоимостью, оценкой рыночной стоимости уполномочены заниматься профессиональные оценщики, действующие в рамках Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Под рыночной стоимостью земли понимается наиболее вероятная цена, за который оцениваемый объект может быть продан на открытом рынке. Эта определение включает в себя несколько сопутствующих обязательных факторов:

  • Наличие конкурентного рынка оборота земли, так как его отсутствие приводит к искусственному ограничению спроса и предложения и напрямую влияет на ценовые характеристики объекта.
  • Наличие у сторон необходимой информации в отношении объекта сделки. Для формирования рыночной цены на земельный участок участники сделки должны полной, достоверной информацией о всех характеристиках земли, наличием либо отсутствием обременений и ограничений в пользовании участком, а также иными сведениями, влияющими на принятие свободного волеизъявления.
  • Отсутствие чрезвычайных обстоятельств, влияющих на свободу выбора субъектов сделки, а также на характеристики участка, являющегося предметом правоотношения.
  • Отсутствие принуждения к совершению сделки, когда обе стороны не обязаны ее осуществлять, а действуют в собственных интересах, основанных на доброй воле.

Рыночную оценку земли не используют для целей налогообложения, однако ее можно применять в качестве доказательства в судебном споре об изменении кадастровой стоимости земли.

Назначение рыночной оценки земель

Главная цель проведения рыночной оценки – соблюсти баланс интересов продавца и покупателя при заключении сделки отчуждения земельного участка. Также рыночная оценка имеет значение для целей бухгалтерского учета.

Из субъектного состава данного правоотношения следует, что проведение рыночной оценки не является обязательным условием для совершения сделки. Стороны вправе сами решать, заказывать ли оценку перед отчуждением земли или определить цену самостоятельно на свой страх и риск.

Тем не менее, субъекты потенциальной сделки могут не обладать всей полнотой данных, влияющих на цену земли:

  • Могут не знать текущее состояние спроса и предложения на рынке оборота земли;
  • Могут не владеть информацией, влияющей на ценовые характеристики земли;
  • Могут неверно оценивать влияние физических характеристик участка на его цену.

В силу профессионального статуса, оценщики обязаны владеть всей информацией, необходимой для проведения рыночной оценки объекта, а также несут ответственность за недостоверность составленного отчета. 

Субъекты, осуществляющие независимую рыночную оценку

Федеральный закон 135-ФЗ определяет, что определением рыночной стоимости земли уполномочены заниматься профессиональные оценщики, внесенные в соответствующий реестр.

Оценщик является физическим лицом и должен состоять членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков. Обязательным условием для деятельности оценщика является факт страхования его ответственности за потенциальный ущерб, который он может причинить в результате недобросовестного предоставления услуг.

Выбор конкретного оценщика зависит сугубо от желания заказчиков. На это решение может влиять наличие опыта оценщика, сложившаяся в регионе деловая репутация, а также иные факторы.  Оценщик, выбранный для проведения работ, обязан заключить с заказчиков договор в простой письменной форме, который помимо описания объекта оценки предусматривает согласование размера вознаграждения на выполненную работу. 

Правила проведения рыночной оценки

Правила проведения рыночной оценки земель определены ФЗ-135 и включают в себя следующие этапы:

  • Принятие решения о проведении оценки;
  • Выбор оценщика;
  • Проведение работ по определению рыночной стоимости объекта;
  • Составление итогового отчета;
  • Подписание акта выполненных работ и сдача результата заказчику.

Хотя для процедуры рыночной оценки предусмотрены единые правила, в отношении некоторых конкретных случаев они подразумевают исключения или особенности, влияющие на итоговый результат.

В частности, оценщик может самостоятельно применять совокупность методов исследования и оценки рынка оборота земель. Указанные методы оценщик выбирает исходя из собственного опыта работы на рынке, а также по итогам объективной оценки всех факторов, присущих обороту земли в регионе проведения исследования. Все выбранные методы оценщик обязан указать в итоговом отчете о рыночной стоимости с уточнением причин такого выбора.

Наибольший объем проводимых исследований связан с оценкой земель населенных пунктов, так как именно эти объекты имеют самый распространенный оборот сделок и представляют особую ценность для осуществления предпринимательской деятельности. Для оценки земель населенных пунктов оценщик обязан исследовать не только текущее состояние спроса и предложения на рынке, но и применять нормы территориального зонирования и кадастрового деления. Только сочетание этих предметов исследования даст максимально объективную оценку объекта.

Для клиента оценщика важно знать следующие условия:

  • Оценщик выступает в качестве члена саморегулируемой организации, а значит, контроль за его деятельностью осуществляет конкретная СРО. При возникновении конфликтной ситуации между заказчиком и оценщиком для разрешения спорных вопросов заказчик имеет право привлекать специалистов СРО.
  • Наличие заключенного договора с оценщиком дает возможность привлечь его к ответственности в случае предоставление недостоверной или искаженной информации в итоговом отчете. Ответственность оценщика наступает в рамках страхования его деятельности.
  • Заказчик имеет право привлекать оценщика на своей стороне при разрешении спорных вопросов в судебном порядке. В этом случае отчет об оценке будет использоваться в качестве доказательства, а сам оценщик будет выступать в суде в роли эксперта, специалиста или свидетеля.
  • Отчет об оценке земельного участка будет являться не только основанием для установления цены объекта при совершении сделки, но и может использоваться для изменения кадастровой стоимости земли, применяемой для целей налогообложения.

Вопрос-ответ

Оценка земельного участка

Здравствуйте! Сколько стоит оценка земельного участка ( без построек) в Подмосковье для нотариуса (вступление в наследство)? Площадь участка 1200 кв.м.

Ольга Владимировна20.09.2018 23:12

Добрый день! По данному вопросу позвоните, пожалуйста, по телефону нашей организации: +7 (499) 649-30-60.

Захарова Елена Александровна21.09.2018 13:56

Задать дополнительный вопрос

Да, действительно, позвоните по указанному телефону, мы Вам поможем

Дубровина Светлана Борисовна22.09.2018 11:31

Задать дополнительный вопрос

advokat-malov.ru

Оценка земельных участков. Стоимость.

Оценка земельных участков представляет собой процедуру определения рыночной стоимости конкретного земельного надела. Под земельным участком понимают часть поверхности земли, очерченную границами, зафиксированными в специализированных документах. Земельный участок имеет площадь, определенный правовой статус, место расположения и другие атрибуты, которые также фиксируются в документах, отражающих право владения данным объектом недвижимости.

Основные направления оценки земельных участков

Конкретный вид оценки земельных участков зависит от целей инициатора экспертизы. Он определяется в зависимости от того, как собственник предполагает распоряжаться своим имуществом. Например, для последующей продажи осуществляется выявление рыночной цены участка, для получения кредита – определение залоговой цены. К самым популярным видам оценки земельных участков относятся:

  • Определение рыночной стоимости земельного участка
  • Установление арендной стоимости земельного участка
  • Установление залоговой стоимости земельного участка
  • Определение инвестиционной стоимости земельного участка

Ситуации, в которых может потребоваться проведение оценки земельного участка

Определение стоимости земельного участка может потребоваться при различных действиях с имеющейся во владении землей. Как правило, оценку производят при передаче прав собственности, а также получении денежных средств в качестве инвестиции или под залог земельного участка. Чаще всего, оценку земельных участков выполняют в следующих случаях:

  • Перед заключением сделки по продаже или приобретению земельного участка.
  • В процессе наследования участка – если возникают споры по разделу наследуемого имущества.
  • В процессе любых других имущественных споров – при разводе супругов, в время банкротства предприятия и так далее.
  • При получении кредитных средств под залог имеющегося земельного участка.
  • Для привлечения инвестиций, а также перед инвестированием в развитие земельного участка.

Методика проведения оценки земельных участков

В настоящее время существует множество методик для определения стоимости земельного участка. Методики базируются на сочетании трех основных подходов экономического анализа – доходного, сравнительного и затратного. Доходный способ определения стоимости включает в себя методику вычисления остатка, анализ предполагаемого способа использования оцениваемого объекта, методику установления капитализации земельной ренты. Сравнительный подход дает методики распределения, выделения, а также сравнения продаж. И, наконец, затратный метод сводится к расчету стоимости воспроизводства или возмещения стоимости улучшений земельного участка.

Для достоверного вычисления стоимости земельного участка, его оценку производят с использованием нескольких методик, результаты которых обязательно учитываются в формировании конечной стоимости объекта. Использованные методики подробно описываются в заключении эксперта, чаще всего с обоснованием применения каждой конкретной методики.

Наиболее популярные методики оценки земельных участков включают в себя:

  • Расчет показателя капитализации земельной ренты.
  • Метод расчета стоимости в зависимости от предполагаемого использования.
  • Методика исчисления остатка.
  • Сравнительная методика, основанная на показателях продаж.

Расчет показателя капитализации земельной ренты представляет собой способ оценки стоимости, применяемый как для застроенных, так и незастроенных участков земли. Данная методика применяется при условии возможности получения от исследуемого участка земельной ренты и проводится в три этапа. Сначала рассчитывается земельная рента, создаваемая земельным участком, далее устанавливается коэффициент капитализации земельной ренты. И, наконец, на основании первых двух выявленных величин, рассчитывается рыночная стоимость данного участка земли. Исходный показатель земельной ренты в большинстве случаев определяется как доход, полученный от сдачи земельного участка в аренду. Основным мероприятием для данной методики является исчисление коэффициента капитализации, для чего применяется способ установления рыночной выжимки или способ подсчета увеличения безрисковой ставки отдачи на капитал. Для вычисления рыночной стоимости земельного участка рентный доход делится на коэффициент капитализации.

Расчет стоимости земельного участка в зависимости от предполагаемого использования также применяется как для застроенных, так и для незастроенных участков. Основное условие применения данной методики заключается в возможности использования оцениваемого участка доходным способом. Расчет производится следующим образом:

  • Расчет суммы и структуры расходов, предполагаемых в случае наиболее эффективного использования оцениваемого участка.
  • Расчет структура и величины доходов, которые будут получены при оптимальном использовании.
  • Расчет показателя организационных расходов.
  • Расчет показателя ставки дисконтирования.
  • Определение стоимости оцениваемого участка посредством дисконтирования всех предполагаемых расходов и доходов, возникших в случае наиболее эффективного варианта его использования.

Методика исчисления остатка применяется при условии возможности осуществления на земельном участке улучшений, приносящих доход. Данная методика складывается из следующих мероприятий:

  • Определение стоимости замещения или воспроизводства производимых улучшений.
  • Определение суммы чистого операционного дохода от совокупного объекта собственности за установленный период времени с учетом рыночного показателя арендных ставок.
  • Определение чистого операционного дохода, приходящегося на улучшения.
  • Определение показателя земельной ренты путем исчисления разности между показателями чистого дохода (доход от объекта минус доход от улучшений).
  • Установление рыночной стоимости оцениваемого земельного участка с помощью капитализации земельной ренты.

Сравнительная методика, основанная на показателях продаж, применяется в условиях существования свободного и развитого рынка земельных участков. В России данная методика получила распространение в связи оценкой земельных участков, находящихся в свободном владении. Данные участки принадлежат жителям городских и сельских поселений, находятся в огороднических, садоводческих и дачных объединениях. Методика базируется на систематизации данных о продажах, а также на сравнении информации о продаже земельных участков, схожих с оцениваемым объектом по величине, расположению, наличию инженерных систем и другим показателям.

Процедура производства оценки земельных участков

Как и большинство подобных мероприятий, оценка конкретного участка земли проводится в несколько этапов. В первую очередь эксперт знакомится с имеющейся ситуацией, определяет виды оценочных мероприятий, которые необходимо произвести. На этом же шаге, исходя из сложности и срочности предстоящей оценки, устанавливается стоимость процедуры. После предварительных мероприятий заключается договор между инициатором экспертизы и экспертным центром, в котором четко прописываются цели и задачи проводимого исследования, а также вопросы, на которые специалист должен будет дать ответы по окончании работы.

На следующем этапе производится непосредственно оценка земельных участков. Эксперт изучает представленную заказчиком документацию, проводит оценку по выбранным им методикам, сравнивает результаты и вычисляет итоговую стоимость земельного участка – рыночную, арендную залоговую или инвестиционную. В зависимости от поставленной перед ним задачи.

На последнем этапе специалист по оценке земельных участков формирует экспертное заключение – основной результат деятельности эксперта и документ, на основании которого инициатор оценки может предпринимать последующие шаги или предъявить его в суде для подтверждения своей позиции. В экспертное заключение обязательно входит описание всех проведенных оценочных мероприятий, их результатов, конечное мнение эксперта. Кроме того, к заключению прилагаются копии всех изученных документов, а также документы оценочной компании, копии дипломов специалистов и так далее.

Экспертное заключение может быть передано инициатору экспертизы лично в офисе экспертного центра, а также доставлено почтой или через курьерскую службу.

Указанная в заключении стоимость земельного участка действительна в течение полугода с момента его получения. Исключение составляет только оценка земельных участков, переходящих в собственность при вступлении нового собственника в права наследования.

Документы, которые необходимо представить для проведения оценки земельных участков

Для осуществления оценочных мероприятий представляются две группы документов – во-первых, документы, подтверждающие личность инициатора экспертизы (для физических лиц) или документы, устанавливающие статус организации (для юридических лиц).

Во-вторых, эксперту передаются все имеющиеся документы на землю:

  • Бумаги, подтверждающие право собственности на участок.
  • Геодезические планы с указанием границ участка.

Для более достоверной оценки объекта желательно дополнительно представить следующие документы:

  • Фотографии и видеоматериалы, содержащие изображение оцениваемого объекта.
  • Кадастровый план оцениваемого земельного участка.
  • Кадастровая справка на оцениваемый земельный участок.
  • Документы, содержащие сведения об обременении участка (залоговое бремя, ограничение «не подлежит приватизации», ограничение на ведение каких-либо работ, необходимость получения специального разрешения на проведение работ, обязательство собственника отвести часть земли под обустройство оговоренных объектов, например, стоянок; необходимость обеспечить проход или проезд по имеющейся земле, публичные сервитуты и пр.) – при наличии таковых.
  • Разрешение на использование земли.
  • Финансовые документы (сведения, содержащиеся в договоре аренды, величина балансовой стоимости и пр.).

Правовая база для проведения мероприятий по оценке земельных участков

Формирование отчетов об оценке земельных участков производится в соответствии с Федеральным стандартом оценки № 3. утвержденным 20 июля 2007 года (приказ Министерства экономического развития РФ № 254). Согласно разделам № 1 и № 2 данного документа, экспертное заключение (отчет об оценке) должно иметь постраничную нумерацию. Заключение в обязательном порядке прошивается, скрепляется подписью специалиста, производившего оценочные мероприятия, а также личной печатью эксперта, имеющего право на осуществление оценки – если специалист ведет частную практику. Для экспертных центров предписано скреплять отчет об оценке печатью юридического лица и подписью его руководителя, с которым специалист по оценке заключил трудовой договор на проведение соответствующих мероприятий.

Вопросы, которые задаются специалисту, производящему оценку земельных участков

Данный перечень вопросов носит общий характер и отражает наиболее популярные их виды. Список вопросов, на которые отвечает эксперт, формируется в каждом случае индивидуально при заключении договора на проведение оценочных мероприятий. Конкретный набор вопросов зависит от целей и задач проводимой экспертизы. Наиболее часто специалисты в области оценки земельных участков отвечают на следующие вопросы:

  • Какова рыночная стоимость имеющегося в собственности земельного участка?
  • Какова арендная стоимость оцениваемого земельного участка?
  • Каким образом влияют на стоимость участка имеющиеся обременения?
  • Каков показатель капитализации земельной ренты для данного земельного участка?
  • Каков метод использования данного земельного участка, приносящий наибольший доход?
  • Какова залоговая стоимость оцениваемого земельного участка?
  • Какова инвестиционная стоимость имеющегося земельного участка?
  • Какие особенности оцениваемого земельного участка повышают его инвестиционную привлекательность?
  • Какие обременения, наложенные на исследуемый земельный участок, значительно снижают его инвестиционную стоимость?
  • Какова величина ставки дисконтирования, определяющая уровень риска при инвестировании в данный земельный участок?
  • Каков объем и структура предполагаемых доходов, которые будут получены при оптимальном (наиболее эффективном) использовании оцениваемого участка земли?

sudexpa.ru

виды, порядок, юридического значение. Правовые основы оценки земель

Закон о плате за
землю к формам платы относит, помимо
двух названных форм, также нормативную
цену земли, однако это скорее показатель
расчета платежей за использование
земли, а не форма платы.

Нормативная
цена земли
 была
учреждена законом как показатель,
характеризующий стоимость участка
определенного качества и местоположения,
исходя из потенциального дохода за
расчетный срок окупаемости. Она была
предусмотрена для обеспечения
экономического регулирования земельных
отношений при передаче земли в
собственность, при установлении долевой
собственности на землю, при передаче
по наследству, дарении и получении
банковского кредита под залог земельного
участка.

Порядок определения
нормативной цены земли устанавливается
Правительством Российской Федерации.

Так, Правительством
РФ было принято Постановление «О порядке
определения нормативной цены земли»
от 15 марта 1997 г. №319, которым устанавливалась
нормативная цена земли в размере
200-кратной ставки земельного налога на
единицу площади земельного участка.
При определении нормативной цены земли
не учитываются льготы по земельному
налогу за превышение норм отвода земель.

Органы исполнительной
власти субъектов РФ по представлению
органов государственного кадастра
недвижимости в зависимости от уровня
рыночных цен на землю различного целевого
назначения могут устанавливать по
оценочным зонам земель на территории
субъекта РФ повышающие коэффициенты к
размеру нормативной цены земли,
определяемому в соответствии с п. 1
указанного Постановления. При этом
размер нормативной цены земли не должен
превышать 75% уровня рыночных цен на
земельные участки конкретного назначения
соответствующей ценовой зоны.

Администрация
района, города может повышать или
понижать установленную в указанном
порядке нормативную цену земли, но не
более чем на 25%.

При осуществлении
сделок с земельными участками и в иных
случаях применения нормативной цены,
предусмотренных законодательством РФ,
районные (городские) органы государственного
кадастра недвижимости выдают
заинтересованным гражданам и юридическим
лицам документ о нормативной цене земли
конкретного земельного участка.

В рекомендациях
по установлению нормативной цены земли
сказано, что установленный Постановлением
Правительства 200-кратный размер величины
действующей ставки земельного налога
на единицу площади конкретного земельного
участка в дальнейшем именуется базовой
величиной нормативной цены земли.

14 февраля 2006 г.
Правительство Российской Федерации
утвердило Правша определения нормативной
цены подлежащего приватизации
государственного и муниципального
имущества.

Этими
правилами установлено, что под нормативной
ценой подлежащего приватизации
государственного или муниципального
имущества
 понимается
минимальная цена, по которой возможно
отчуждение этого имущества. Она
определяется на основании данных
промежуточного баланса, подготавливаемого
в соответствии с законодательством
Российской Федерации о приватизации в
порядке, установленном для расчета
чистых активов унитарного предприятия.
При таком расчете учитываются следующие
особенности: стоимость земельных
участков, принадлежащих приватизации
в составе имущественного комплекса
унитарного предприятия, определяется
исходя из цены выкупа земельных участков,
установленной в соответствии с
законодательством Российской Федерации
о приватизации.

Действующий
Земельный кодекс РФ предусматривает
установление кадастровой стоимости
земельного участка для целей налогообложения
и в иных случаях, предусмотренных
федеральными законами (п. 5 ст. 65).

Для установления
кадастровой стоимости земельных участков
проводится государственная кадастровая
оценка земель. Порядок проведения
государственной кадастровой оценки
земель устанавливается Правительством
РФ. Так, действует Постановление
Правительства РФ «Об утверждении Правил
проведения государственной кадастровой
оценки земель» от 8 апреля 2000 г. № 316.

Государственная
кадастровая оценка земель
 проводится
для определения кадастровой стоимости
земельных участков различного целевого
назначения. При такой оценке земель
принимаются во внимание сервитуты, а
также иные ограничения (обременения)
прав пользования землей, установленные
в законодательном, административном и
судебном порядке.

Оценка земель
основывается на классификации земель
по целевому назначению и виду
функционального использования. В городах
и сельских поселениях, садоводческих,
огороднических и дачных объединениях
граждан оценка земель осуществляется
на основании статистического анализа
рыночных цен и иной информации об
объектах недвижимости, а также других
методов массовой оценки недвижимости.
Оценка сельскохозяйственных угодий
вне черты городских и сельских поселений
и земель лесного фонда осуществляется
на основе капитализации расчетного
рентного дохода. Оценка иных категорий
земель вне черты городских и сельских
поселений устанавливается на основе
капитализации расчетного рентного
дохода или исходя из затрат, необходимых
для воспроизводства и (или) сохранения
и поддержания ценности их природного
потенциала.

В процессе оценки
земель проводится оценочное зонирование
территории. Оценочной зоной признается
часть земель, однородных по целевому
назначению, виду функционального
использования и близких по значению
кадастровой стоимости земельных
участков. В зависимости от территориальной
величины оценочных зон их границы
совмещаются с границами земельных
участков с учетом сложившейся застройки
и землепользования, размещения линейных
объектов (улиц, дорог, рек, водотоков,
путепроводов, железных дорог и др.), а
также границами кадастровых районов
или кадастровых кварталов. По результатам
оценочного зонирования составляется
карта (схема) оценочных зон и устанавливается
кадастровая стоимость единицы площади
в границах этих зон.

Кадастровая оценка
земель проводится с учетом данных
земельного, градостроительного, лесного,
водного и других кадастров, а ее результаты
вносятся в Государственный кадастр
недвижимости.

Методические и
нормативно-технические документы,
необходимые для проведения оценки
земель, разрабатываются и утверждаются
федеральным органом исполнительной
власти по государственному управлению
земельными ресурсами по согласованию
с уполномоченным органом по контролю
за осуществлением оценочной деятельности
в Российской Федерации и заинтересованными
федеральными органами исполнительной
власти. Споры, возникающие при проведении
оценки земель, рассматриваются в судебном
порядке.

Для случаев
определения рыночной стоимости земельного
участка кадастровая стоимость земельного
участка устанавливается в процентах
от его рыночной стоимости.

При продаже
находящихся в государственной или
муниципальной собственности земельных
участков их стоимость определяется по
правилам, предписанным Федеральным
законом «О введении в действие Земельного
кодекса Российской Федерации» (ст. 2).
Она устанавливается субъектами Российской
Федерации по следующим правилам. В
поселениях с численностью населения
свыше 3 млн. человек цена земли
устанавливается в размере от 5- до
30-кратного размера ставки земельного
налога за единицу площади земельного
участка. В поселениях до 500 тыс. человек,
а также за пределами черты поселений
цена земельных участков определяется
в размере от 3- до 10-кратного размера
ставки земельного налога за единицу
площади земельного участка (на начало
текущего календарного года). При продаже
земельного участка к его стоимости
применяется поправочный коэффициент,
учитывающий основной вид использования
расположенных на земельном участке
зданий, строений, сооружений. Поправочные
коэффициенты, учитывающие основные
виды использования, утверждаются
Правительством Российской Федерации
в размере от 0,7 до 1,3.

Рыночная
стоимость земельного участка
 устанавливается
в соответствии с Федеральным законом
«Об оценочной деятельности» от 29 июля
1998 г. Он определяет правовые основы
регулирования оценочной деятельности
в отношении объектов оценки, принадлежащих
Российской Федерации, ее субъектам или
муниципальным образованиям, физическим
и юридическим лицам для целей совершения
сделок с объектами оценки.

Для указанных в
Законе целей под рыночной стоимостью
объекта оценки понимается наиболее
вероятная цена, по которой данный объект
оценки может быть отчужден на открытом
рынке в условиях конкуренции, когда
стороны сделки действуют разумно,
располагая всей необходимой информацией,
а на величине цены сделки не отражаются
какие-либо чрезвычайные обстоятельства,
т.е. когда:

  • одна из сторон
    сделки не обязана отчуждать объект
    оценки, а другая сторона не обязана
    принимать исполнение;

  • стороны сделки
    хорошо осведомлены о предмете сделки
    и действуют в своих интересах;

  • объект оценки
    представлен на открытый рынок в форме
    публичной оферты;

  • цена сделки
    представляет собой разумное вознаграждение
    за объект оценки и принуждения к
    совершению сделки в отношении сторон
    сделки с чьей-либо стороны не было;

  • платеж за объект
    оценки выражен в денежной форме.

Субъектами
оценочной деятельности
 признаются,
с одной стороны, юридические и физические
лица (индивидуальные предприниматели),
деятельность которых регулируется
Федеральным законом «Об оценочной
деятельности», с другой — потребители
их услуг (заказчики). Основанием для
проведения оценки объекта является
договор между оценщиком и заказчиком.
Договором может быть предусмотрено
проведение данным оценщиком оценки
конкретного объекта, ряда объектов либо
долговременное обслуживание заказчика
по его заявлениям. Обязательные требования
к такому договору установлены в
Федеральном законе «Об оценочной
деятельности».

Надлежащим
исполнением оценщиком своих обязанностей,
возложенных на него договором, считается
своевременное составление в письменной
форме и передача заказчику отчета об
оценке объекта оценки. В случаях,
предусмотренных законодательством
Российской Федерации, оценка объекта,
в том числе повторная, может быть
проведена оценщиком на основании
определения суда, арбитражного или
третейского суда, а также по решению
уполномоченного органа.

Проведение оценки
объектов оценки является обязательным
в случае вовлечения в сделку объектов
оценки, принадлежащих полностью или
частично Российской Федерации, ее
субъектам либо муниципальным образованиям.

Итоговая величина
стоимости объекта оценки должна быть
выражена в рублях в виде единой величины,
если в договоре об оценке не предусмотрено
иное. Указанная в отчете об оценке,
составленном в установленном порядке,
итоговая величина стоимости объекта
может быть признана рекомендуемой для
целей совершения сделки с объектом
оценки, если с даты составления отчета
об оценке до даты совершения сделки с
объектом оценки или даты представления
публичной оферты прошло не более шести
месяцев.

studfiles.net

Оценка земли — Оценочная компания в Москве

Перейти к контенту