Что такое кадастровая регистрация недвижимости – Кадастровый учет объектов недвижимости: оформление, сроки, стоимость

Содержание

Что нужно знать о кадастровом учете

Кадастровый учет — занесение в государственный кадастр недвижимости данных об имуществе. Данная запись производится с целью подтверждения существования какой-либо недвижимости либо указывает на прекращение ее существования. Вместе с этим в реестр вносятся соответствующие характеристики об объекте.

Отвечает за внесение в государственный кадастр сведений орган — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, а точнее, подведомственным учреждением — Росреестром.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:

8 (499) 703-35-33 (доб. 306) — Москва

8 (812) 309-52-81 (доб. 861) — Санкт-Петербург

8 (800) 333-45-16 (доб. 608) — Россия (общий)

или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!

Все консультации у юристов бесплатны.

Услуга, оказываемая Росреестром по постановке на учет, не требует оплаты госпошлины, т.е. никакая плата при обращении не взимается. Не надо путать, государственная пошлина оплачивается за получение кадастрового паспорта.

О кадастровом учете

Государственный кадастр недвижимости должен подчиняться принципам единства технологии по всей стране для того, чтобы актуальная информация могла быть внесена своевременно и была всегда доступна для всех нуждающихся в ней ведомств. Сведения государственного кадастра неприкосновенны, уничтожение или изъятие из них каких-либо документов не разрешается.

Данные содержащиеся в Росреестре должны быть общедоступны, получить их можно, сделав заявку на портале государственных услуг https://portal.rosreestr.ru. В орган могут обратиться как физические, так и юридические лица.

При обращении через интернет срок регистрации заявления не должен превышать 15 минут. При личном обращении время ожидания в очереди также регламентировано — оно не должно составлять более 15 минут.

Кадастровый учет распространяется на все виды построек, земельных участков, в том числе и на те объекты, строительство которых еще не закончилось.

Законом определен круг лиц, которые вправе обратиться в регистрирующий орган для того, чтобы постановить недвижимость на учет. Среди них:

  • Непосредственный собственник
  • Органы власти или другие организации, в интересы которых входит учет участка в кадастре
  • При сроке аренде, превышающем 5 летний срок, — арендатор
  • При пользовании участка не ограниченном сроком — землепользователь

Кадастровый учет: для чего он нужен

Если заглянуть в актуальное законодательство, там черным по белому написано, что процедуру постановки на кадастровый учет должны пройти все без каких-либо исключений участки недвижимости. На это не влияет ни форма собственности, ни целевое назначение земли.

Так как законодательство РФ разрешает совершать любые сделки с участием недвижимости только с участками, внесенными в Единый реестр, и имеющими кадастровый паспорт, то владелец такой собственности при отсутствии необходимой документации обязан оформить все надлежащим образом до начала операции.

Кроме того, постановка на учет требуется, если объект разделяется на отдельные части. Только после межевания и регистрации в кадастре становится возможным проведения с данными участками, каждый из которых получает отдельный кадастровый паспорт, дальнейших сделок.

Так как получение кадастрового паспорта и плана квартиры обусловлено ее постановкой на кадастровый учет, то нужно помнить, что без указанного документа нельзя:

  • Вступить в ТСЖ
  • Прописаться в квартире
  • Рассчитать налоги
  • Участвовать в судебных процессах относительно данной недвижимости

Перечисленные причины можно считать достаточно вескими, вопрос зачем ставить недвижимость на учет должен отпасть.

Необходимые документы

Для того чтобы объект был поставлен на кадастровый учет в Росреестр нужно собрать и предоставить определенный пакет документов.

Их перечень может отличаться, что находится в прямой зависимости от того, какие были исходные данные, и что требуется от Росреестра (первичная регистрация, внесение изменений и прочее).

Основной список документов включает:

  1. Заявление с подписью заявителя
  2. Межевой план
  3. Технический план объекта
  4. Копия документа, с помощью которой определяется право
  5. Копия документа, с помощью которого определятся назначение земли (сельскохозяйственная, промышленная, специального назначения и другое)
  6. В случае когда вместо заявителя обращается законный представитель, необходимо предоставить доверенность на совершение соответствующих действий
  7. Если необходимо внести изменения относительно назначения объекта, то нужна копия документа, отражающего это
  8. При прекращении существовании объекта предоставляется акт, в котором фиксируется данный факт
  9. Если вместо лица, который должен был выступить в роли заявителя, с обращением приходит его представитель, то требуется документ, подтверждающий полномочия данного представителя

Отдельно рассмотрим ситуацию с квартирами в новостройках и при участии в долевом строительстве. При таких условиях потребуется предоставить дополнительно:

  • Квитанция с оплаченной государственной пошлиной
  • Акт приема-передачи (если уже имеется)
  • Договор долевого строительства (если квартира в строящемся доме)
  • Кредитный договор (при покупке в ипотеку)

Обратите внимание, что указанный список неокончательный. В зависимости от ситуации перечень может меняться.

В какой срок производится кадастровый учет

Законодательством предусмотрен следующий регламент: при подаче заявления о постановке объекта на кадастровый учет, снятие его с учета или внесение других корректировок срок в 10 рабочих дней для выполнения заявки не должен быть превышен. Стоит отметить, что срок для совершения органом кадастрового учета не будет увеличен, если необходимые документы будут дополнительно запрашиваться через процедуру информационного взаимодействия между разными ведомствами.

При обращении в многофункциональный центр с заявлением о необходимости постановки на кадастровый учет, срок в 10 дней будет считаться начиная с того момента, когда заявка поступила в Росреестр.

Если нужно внести в государственный кадастр данные или поправки, которые поступили не через заявление, а от других ведомств через процедуру информационного обмена, то срок процесса не должен превышать тридцать рабочих дней.

Когда кадастровый учет может быть приостановлен

При определенных обстоятельствах Росреестр останавливает работу над заявлением на некоторый срок.

Из-за чего это может произойти:

  1. Выявились несоответствия между теми сведениями об объекте, которые были указаны заявителем, и ранее внесенными кадастровыми сведениями о недвижимости.
  2. В предоставленном пакете не хватает одного или нескольких необходимых документов. Кроме тех ситуаций, когда недостающая информация должна быть получена посредством межведомственного обмена.
  3. Предоставленные документы не соответствуют выставляемым к ним требованиям. Например, в заявлении о постановке на кадастровый учет содержатся ошибки.
  4. Размер образуемого участка затрудняет проезд/проход к территории, которая предназначена общественного использования.
  5. Участок, получающийся в ходе преобразования, больше чем на 10% различается с данными, которые присутствуют в проектной документации по лесным участкам или помечены в проекте межевания территории
  6. Граница участка переходит границу территориальной зоны или нарушает границу муниципального образования или населенного пункта.
  7. Граница участка переходит за границу иного земельного участка, и данные об этом находятся в государственном кадастре недвижимости
  8. Местонахождение объекта совпадает с месторасположением другого помещения полностью или какой-либо частью.
  9. Последние два пункта не учитываются, если второй объект также находится в процессе преобразования, например, при разделении одного участка на несколько с последующим межеванием и перерегистрацией.
  10. Граница участка пересекается с границей территориальной зоны или нарушает границу владения.

При обнаружении перечисленных недочетов орган кадастрового учета должен разобраться в возможных причинах ошибок. Они могут быть вызваны техническими сбоями, некорректной работой органов учета или кадастрового инженера. В том числе и относительно других объектов, находящихся рядом с регистрируемым участком, помещением. Например, в ходе постановки на кадастровый учет участка, может выясниться, что ранее была неверно установлена граница муниципального образования.

О невозможности постановки на кадастровый учет выносится решение, в котором должна быть отражена причина отказа со ссылками на законодательство. Там же должна присутствовать информация о тех причинах, по которым возникли сложившиеся обстоятельства, а также даны прямые рекомендации как устранить эти причины или доработать документы.

После того как было решено приостановить учет данного объекта, Росреестр посредством электронной почты или портала гос. услуг не позднее одного рабочего дня проинформировать заявителя об этом. Если же в заявлении была пометка о получении решении на бумаге, то копия документа может быть выдана заявителю при его непосредственном обращении в орган или отправляется почтой не позже 5 рабочих дней.

Если заявитель не согласен с решением Росреестра, то его можно обжаловать, подав исковое заявление суд.

Когда в кадастровом учете могут отказать

Росреестр также может полностью отказать в операции занесения в государственный кадастр. Такое нередко случается, в законодательстве прописаны ситуации, при которых происходит отказ:

  • С заявлением обращается человек, который не имеет на это права
  • Заявленный объект нельзя определить как недвижимость
  • Документ (технический или межевой план) подписан лицом, не являющимся кадастровым инженером
  • Действие, производимое с участком или помещением, не соответствует действующему законодательству
  • Срок, на который приостанавливался учет, истек (обычно 3 месяца), а его причины все еще не были устранены
  • Просрочена схема, где обозначено расположения участка на кадастровом плане, на основании которой подавалось данное заявление
  • При необходимости запроса у другого ведомства был получен ответ об отсутствии необходимого документа
  • Не соблюден регламент, по которому устанавливается допустимый минимум и максимум размера участка
  • В основе образующегося участка лежат территории, которые относятся к разным категориям земель, или выявлена попытка изменить назначение земли с сельскохозяйственной на другую без предоставления снятия возражений
  • Помещение никаким образом не обособлено в рамках здания от других помещений

При отказе орган кадастрового учета доносит до заявителя свое решение аналогично тому, как это делается при приостановке. При этом в обязательном порядке указывается причина, повлекшая отказ.

Ответы на часто задаваемые вопросы по учету

Нужно ли предоставлять разрешение на ввод в эксплуатацию подаваемого на постановку на учет объекта вместе с прочими документами?

В этом нет необходимости. Этот документ Росреестр запрашивает своими силами у смежных ведомств посредством информационного взаимодействия.

Кто вправе изменить уже присвоенное назначение собственного земельного участка?

Заявление на изменение вида разрешенного использования имеют право написать собственник или лицо, которое доверено представлять его.

Обязательна ли процедура межевания?

Если границы участка не оформлены юридически, проблематично будет доказать нарушение владений со стороны собственников соседних участков. Для того чтобы обезопасить себя при приобретении рекомендуется проверить необходимую документацию и ее соответствие действительности.

Если обнаружено отсутствие данных по конкретным объектам в ГКН, владельцы могут вызвать для замеров специалиста по кадастру — инженера, и в дальнейшем занести сведения в общую государственную базу через орган регистрации.

mirkadastra.ru

Легализация недвижимого имущества или что такое кадастр недвижимости?

На сегодняшний день регистрация недвижимости в государственный кадастровый реестр для граждан России — процедура необязательная. Но, как утверждают руководители кадастровой палаты, скоро практически все жители страны в обязательном порядке должны будут оформить своё имущество. Но прежде чем говорить о легализации объектов недвижимости, рассмотрим, что такое кадастр, и за что отвечает федеральная кадастровая палата?

Отметим, что кадастр недвижимости – реестр документов, который хранит в себе информацию о состоянии и стоимости объектов недвижимости. Также существуют такие разновидности кадастра, как: земельный, лесной, водный кадастр и т.д.

Следует отметить, что кадастр ведётся в каждой стране мира. Другими словами, это учёт или оценка состояния, земли или недвижимого имущества. Это комплекс документов, которые несут в себе информацию о владельце недвижимости, о качестве земли, месторасположении и другое.

Кадастр недвижимости контролируется действующим законодательством страны. Каждый недвижимый объект должен входить в государственный реестр, но, к сожалению, многие загородные дома и прочее в него не входят.

БТИ – органы, которые ведут контроль и осуществляют кадастр недвижимости. Они располагают всей информацией по квартире или дому, их состоянию, расположению, стоимости, конфигурации и владельцу. В БТИ выдают справки о техническом состоянии объекта недвижимости.

Все сделки с куплей-продажей недвижимости, в обязательном порядке, проходят через БТИ. Также регистрацию проходят и договора на аренду жилья.

Существенные направления работы кадастровой палаты

В первую очередь отметим, что федеральная кадастровая палата – это государственное (некоммерческое) учреждение, которое выполняет функции по регистрации и техническому контролю объектов капитального строительства. Основные функции:

— постановка объектов на кадастровый учёт;

— формирование дел;

— предоставление сведений из кадастра;

— хранение документаций;

— ведение кадастровых карт.

Сегодня, публичная кадастровая палата расширила список своих дел, и они стали более конкретизированы. Учреждение выдаёт такие документы, как:

— кадастровая справка;

— кадастровая выписка;

— кадастровый паспорт;

— кадастровый план.

С приходом нововведений в законе появился учёт адреса правообладателя. В случае если на соседних земельных участках будут проводиться перестройки, межевания или другие действия, то собственник будет заранее предупреждён о каких-либо изменениях на соседних земельных участках.

Ответим на волнующий вопрос о том, стоит ли процедуру регистрации недвижимости делать обязательной? Конечно, с точки зрения права, каждый собственник имущества должен понимать свою ответственность. Легализация всех объектов недвижимости в обязательном порядке на шаг приблизит страну к европейским стандартам. Но тогда государству необходимо будет разработать стратегию по выявлению нарушителей и меры наказания для тех, кто пренебрег данной обязанностью. Но на данный момент такие меры не являются обязательными. В скором времени все физические и юридические лица сами осуществят кадастровый учёт без установлений ответственности.

В заключение отметим, что для государства кадастр недвижимости – основа налогообложения граждан, т.е. с каждой прибыли, полученной при совершении какой-либо сделки с недвижимостью, то ли это будет продажа, или аренда жилья (неважно), уплачивается налог государству. Что увеличивает государственную казну и делает выплаты пенсий, детских, государственных зарплат, компенсаций, для граждан России более весомыми. В перспективе это может значительно повысить уровень жизни в стране.

fb.ru

Государственный кадастровый учет — это специальная регистрация объектов кадастрового учета. Закон о государственном кадастровом учете

В сфере регулирования оборота имущества особую сложность представляют вопросы государственного кадастрового учета и государственной регистрации недвижимости. В 2017 г. введен ряд изменений в правила ведения госреестра в электронном виде, сроки оказания госуслуг, исключено дублирование функций. Рассмотрим подробнее систему государственного кадастрового учета.

Исключение дублирующих функций

Основными нормативными актами, регламентировавшими до 2017 г. госрегистрацию недвижимости, выступали следующие законы:

  1. О государственном кадастровом учете – ФЗ № 221. Правильное его наименование – ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
  2. ФЗ № 122, регулирующий процедуры госрегистрации прав на объекты недвижимости и сделок с ними.

В 2017 г. оба нормативных акта изменены. Так, ФЗ № 221 будет именоваться Законом «О кадастровой деятельности». С 2020 г. ФЗ № 122 утратит силу. Однако отдельные его разделы перестанут действовать уже с 2017 г.

Объединение информационных баз

До 2017 г. существовало 2 реестра.

В первом регистрировались права на недвижимость и сделки с ней. Вторым реестром являлся госкадастр недвижимости. С 2017 г. они объединены.

В настоящее время действует Единый реестр недвижимости.

Уполномоченные инстанции

Регистрация и отражение изменений в сведениях возлагалось на Кадастровую палату и территориальное подразделение Росреестра – органы государственного кадастрового учета.

В откорректированных нормативных актах заменены сложные наименования более простыми. Так, регистрирующая структура с 2017 г. называется «Орган регистрации прав» (прежнее название: «Орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений»).

Прием-выдача документов

Заинтересованные лица теперь могут подать одно заявление на кадастровый учет и регистрацию прав.

Независимо от адреса нахождения объекта государственного кадастрового учета провести регистрацию можно в режиме «одного окна». Совершенно необязательно при этом ехать в другой субъект РФ.

Еще одно важное нововведение – электронный реестр недвижимости. Заявители теперь могут направить необходимые бумаги через Интернет.

С 2017 г. изменился порядок доставки оформленных документов. Она теперь осуществляется по любому адресу и в любое время. Это удобно, в первую очередь, для людей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), многодетных матерей, других граждан, не имеющих возможности уйти с работы, чтобы получить бумаги в уполномоченном органе лично.

Сроки

Законодательством определен перечень действий, факт совершения которых подлежит государственному кадастровому учету. Это регистрация:

  1. Сделок купли-продажи недвижимости (земли в том числе).
  2. Имущества, ранее не зарегистрированного в реестре.
  3. Построенного недвижимого объекта.

С 2017 г. сократился срок регистрации прав и постановки недвижимости на учет. Действующие сроки (в рабочих днях) приведены в таблице.

Действие

Подача лично

Подача в МФЦ

Регистрация прав

7

10

Постановка на учет

5

7

Одновременная постановка на учет и регистрация прав

10

12

Регистрация ипотеки зданий, участков, нежилых помещений, машино-мест

7

7

При подаче документов для государственного кадастрового учета через Интернет сроки оформления еще больше сокращаются.

Нюансы

На практике могут иметь место случаи отказа в госрегистрации прав. Как указывается в 1 пункте 2 части 27 статьи ФЗ «О госкадастре недвижимости», уполномоченный орган принимает соответствующее решение, если имущество не относится к категории недвижимого.

Объекты, по которым ведется государственный кадастровый учет, — это сооружения, земельные наделы, здания и их части, объекты незавершенного строительства, помещения, машино-места.

Необходимо также сказать о том, что если бумаги были направлены в уполномоченный орган до 31 декабря 2016 г., то срок их рассмотрения определяется действовавшими ранее правилами. Новый порядок распространяется на случаи обращения заинтересованных лиц после 1 января 2017 г.

Основные сведения государственного кадастрового учета

В реестре содержится достаточно большой объем информации. Включаются следующие сведения:

  1. Вид объекта. Это может быть участок, помещение, здание и проч.
  2. Кадастровый номер, дата присвоения.
  3. Описание месторасположения объекта.
  4. Учетный номер, присвоенный ранее (инвентарный, условный, кадастровый либо номер записи в лесном реестре).
  5. Кадастровый номер исходного объекта, из которого образовано новое имущество. Создание объекта может быть связано с выделом, разделом или другим законным действием с недвижимостью.
  6. Кадастровые номера машино-мест/помещений, находящихся в сооружении/здании.
  7. Дата снятия имущества с государственного кадастрового учета. Эта информация приводится, если объект перестал существовать. Здесь же указываются данные об этом факте (основания и пр.).
  8. Кадастровые номера прочей недвижимости, в границах которой находится учитываемый объект, а также единого имущественного комплекса (или предприятия, выступающего в качестве него), если указанный объект входит в его состав.
  9. Площадь. Она указывается для земельных участков, сооружений, помещений, машино-мест, зданий.
  10. Основная характеристика недвижимости, в отношении которой ведется государственный кадастровый учет. Это могут быть данные о протяженности, объеме, высоте или глубине залегания. Если объектом выступает сооружение, указывается и цифровое значение этой характеристики.
  11. Степень готовности недвижимого объекта, незавершенного строительство. Показатель приводится в процентах.
  12. Проектируемое назначение сооружения/здания, возведение которого не завершено.
  13. Число этажей (в т. ч. подземных), если они предусмотрены.
  14. Номер этажа, на котором находится помещение/машино-место.
  15. Информация о расположении помещений, отнесенных к общему имуществу, если оно находится в долевой собственности в соответствии с федеральным законодательством.
  16. Материал, из которого выполнены наружные стены, если в качестве объекта учета выступает здание.
  17. Год, в котором здание/сооружение, завершенное строительством, было введено в эксплуатацию. Может указываться год окончания строительства, если для объекта выдача разрешения на ввод не предусмотрена законодательством.
  18. Информация о том, что помещение, согласно документам о градостроительной деятельности, проекту, предназначено для обслуживания прочих площадей или машино-мест или оно относится к объекту общего пользования.
  19. Номера регистрации в госреестре лиц, ведущих кадастровую деятельность, инженеров, выполнявших работы в отношении недвижимости, реквизиты договоров на их выполнение (дата заключения и номер).
  20. Вид жилплощади в соответствии с ЖК.
  21. Кадастровые номера недвижимых объектов, включенных в единый комплекс.
  22. Информация о части объекта, если он завершен строительством.

Кроме того, в число основных сведений относят кадастровые номера:

  1. Объектов, включенных в состав предприятия, выступающего в качестве имущественного комплекса.
  2. Образованного объекта.
  3. Недвижимости, расположенной в границах земельного надела.
  4. Квартала, в пределах которого находится объект.

Дополнительная информация

Государственный кадастровый учет земельных участков предполагает внесение сведений о:

  1. Кадастровой стоимости.
  2. Водных объектах, лесах, иных природных комплексах, находящихся в границах надела.
  3. Категории земли.
  4. Видах разрешенного использования. Эта информация указывается и в отношении сооружений/зданий, находящихся в границах надела.
  5. Факте расположения (частичного/полного) в пределах зоны с особым режимом использования либо объекта культурно-исторического наследия. Здесь же указываются ограничения, если они установлены.
  6. Факте расположения надела в пределах особо охраняемой территории, лесопарка, лесничества, охотничьего угодья.
  7. Факте нахождения участка в границах ОЭЗ (особой экономической зоны), ТОС (территории опережающего социального развития), игорной зоны, ЗТР (зоны территориального развития).
  8. Расположении надела в пределах территории, в отношении которой был утвержден межевой проект.
  9. Условном номере.
  10. Наличии спора о расположении границ участков.

При государственном кадастровом учете земельных участков в единый реестр включаются также сведения о том, что:

  1. Надел (наделы) образован в соответствии с решением об его изъятии (или изъятии сооружения, находящегося на нем) для муниципальных/госнужд.
  2. Объект создан из земель, госсобственность на которые не разграничена.

Прочие сведения

К ним относят информацию:

  1. О результатах земельного госнадзора.
  2. Адресе расположения объекта (если он есть).
  3. Отнесении жилплощади к определенному виду помещений специализированного жилфонда, наемного дома коммерческого либо социального использования.
  4. Заключении договора/принятии акта.
  5. Назначении сооружения, недвижимого комплекса, предприятия, здания, помещения.

Общие правила регистрации

Действующими нормативными актами установлены основания для проведения учета.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется при:

  1. Создании/образовании объекта. В этом случае производится постановка на учет.
  2. Прекращении существования объекта. В такой ситуации он снимается с учета.
  3. Изменении уникальных характеристик недвижимого объекта.

Учетные действия уполномоченных служащих регистрирующей структуры производятся на основании заявления и приложений к нему. В состав последних входят:

  1. Квитанция об уплате пошлины (в случае постановки на учет).
  2. Межевой план. Он необходим не только при постановке на учет, но и при регистрации части объекта, изменений его уникальных характеристик.
  3. Документа, подтверждающего изменение вида разрешенного использования, категории земель.

Для государственного кадастрового учета недвижимого имущества могут потребоваться и иные бумаги. Например, документ о праве на надел, доверенность (если от имени заинтересованного лица действует представитель).

Законодательством предусмотрен перечень документов, которые уполномоченные органы не вправе требовать от заявителя. Запрос таких бумаг осуществляется в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Истребование их у заявителя считается необоснованным и противоправным.

Подача заявления

Она может осуществляться по почте, лично или через Интернет в форме электронного документа.

Заявление удостоверяется подписью заинтересованного лица либо его представителя. Он должна быть заверена нотариусом, за исключением случая подачи документа лично в уполномоченный регистрационный орган.

Если лицо направляет электронный документ, то он должен быть заверен цифровой подписью.

Заявление, предоставленное лично, должно быть зарегистрировано в день подачи в соответствующей Книге учета. Уполномоченный сотрудник с точностью до минуты указывает время получения документа. На приложениях проставляется номер регистрации заявления и дата.

Заявителю должна быть выдана расписка. Она представляет собой заверенную копию зарегистрированного заявления. Если документы были получены по почте, заинтересованному лицу высылается расписка с уведомлением о вручении. Его реквизиты указываются в Книге учета.

Особенности государственного кадастрового учета при создании объекта

Образованием недвижимости следует считать:

  1. Раздел объекта, находящегося в совместной собственности. Это действие может осуществляться после определения долей либо по соглашению сторон.
  2. Выделение части имущества, находящегося в долевой собственности.
  3. Объединение объектов либо изменение их характеристик. Это действие возможно, если на основе существующих частей имущества формируется один объект либо первоначальные части изменяют характеристики за счет друг друга (границы, площадь и пр.).

При разделе для осуществления кадастрового учета заинтересованное лицо предоставляет заявление и необходимые к нему приложения в одном экземпляре. Постановка на учет всех объектов производится одновременно.

При выделении доли либо объединении нескольких объектов заинтересованное лицо предоставляет заявление на постановку на учет создаваемого объекта и прочие необходимые документы.

Изменения первоначальных объектов также подлежат регистрации. В ряде случаев возможно снятие их с учета. Данные действия производятся в рамках информационного взаимодействия в соответствии с документацией, поступившей в регистрирующую структуру и подтверждающей госрегистрацию прав на объекты, созданные в результате преобразования.

Подавать заявление об учете изменений либо снятии имущества с учета не нужно.

Временный характер информации

Сведения, которые внесены в кадастр при учете объекта, сформированного в результате преобразования, являются временными. Они перестают быть таковыми с даты регистрации права на такое имущество.

Если с дня постановки на учет недвижимости прошел год (или два года – для участков), а госрегистрация прав осуществлена не была, информация аннулируется и исключается из госкадастра.

Снятие с учета

Если сведения об участке были включены в кадастр, их аннулирование допускается только в случае, если надел является преобразуемым недвижимым объектом.

Снятие с учета производится без заявления в соответствии с документами, полученными уполномоченным органом в рамках информационного взаимодействия и подтверждающими госрегистрацию прав на объекты, созданные в результате преобразования.

Указанные действия производятся в течение 3 рабочих дней. Исчисление срока осуществляется с даты поступления документов.

Изменение площади или описания местоположения

Учет этих сведений допускается в связи с уточнением характеристик расположения границ участка, информация о которых не соответствует установленным требованиям.

При учете уточнения границ надела, одновременно являющихся границами другого участка, вносятся изменения и в сведения смежного объекта. При этом их расположение должно быть согласовано с заинтересованными лицами, если выполняются кадастровые работы, направленные на подготовку документации, прилагаемой к заявлению о внесении изменений в кадастр.

fb.ru

Порядок постановки объекта недвижимости на кадастровый учет

Любой объект недвижимости независимо от формы собственности подлежит государственному кадастровому учету, что зафиксировано в законодательстве РФ. И только с объектами учета возможно совершать различные сделки.

Оглавление статьи

Что такое кадастровый учет?

Кадастровый учет — регламентированная законом РФ процедура фиксации объектов недвижимости с совершением записи в Едином реестре.

При регистрации и занесении в Реестр объекту недвижимости присваивается номер с выдачей кадастрового паспорта, в котором указываются данные об имуществе и характеристики объекта.

 

Кадастровая деятельность, связанная с учетом недвижимости, является исполнением действий по подготовке документов полномочным лицом — кадастровым инженером.

Документы, представляемые для кадастрового учета, обязаны содержать сведения об учитываемом имуществе.

Кадастровый учет производят при создании недвижимого объекта, изменении характеристик данного объекта либо при прекращении его существования.

Функции Государственного кадастра

Слово кадастр имеет французское происхождение и буквально означает «список».

Государственным кадастром недвижимости (ГКН) называется определенный реестр, база данных различных объектов недвижимого имущества вне зависимости от форм собственности и функционального назначения.

Правовой основой являются основные законы Российской Федерации – Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и другие кодексы, описывающие правовые отношения и действия с земельными, водными и лесными ресурсами, а также касающихся жилых строений.

Основным законом, регулирующим учет недвижимости, является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Кадастровый учет и производство действий по реализации ГКН ведется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. Учет недвижимого имущества осуществляется филиалами службы государственной регистрации на всей территории России по единой технологии.

Кадастровые службы также обязаны поддерживать актуальность сведений кадастрового учета и обеспечивать их доступность и достоверность.

Документы, на основе которых, осуществлена запись в реестре объектов недвижимости, подлежат постоянному хранению со строгим запретом на их изъятие или уничтожение.

Государственному учету с внесением в кадастр подлежат участки земли, здания различного назначения, сооружения и помещения, а также незавершенные объекты.

Подача заявления о постановке на учет недвижимости

Для внесения объектов недвижимости в кадастр собственник имущества или его представитель должен провести определенные действия.

Первый и непременный шаг – составление заявления, которое подается в местную кадастровую службу ближайшую к месту расположения объекта.

Форма заявления является единой, образец можно найти в Интернете, в том числе и на официальных сайтах государственных кадастровых служб. Также его можно взять в учреждениях кадастрового учета при личном обращении.

Бланк заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости можно скачать здесь.

Заявление составляется на бумажных носителях формата А4. В случае большого объема информации о реквизитах собственника, заявление оформляется на 2-х и более листах. При этом каждый лист нумеруется порядковым номером с указанием общего числа страниц в заявлении.

В случае подачи заявления физическим лицом, в заявлении необходимо указать сведения о заявителе или представителе заявителя:

  • фамилия, имя, отчество;
  • наименование и вид документа, который удостоверяет личность;
  • дата выдачи документа, который удостоверяет личность.

Если заявление подается от имени юридического лица, необходимо указать следующие сведения:

  • полное наименование организации;
  • дата государственной регистрации;
  • страна регистрации;
  • дата и номер регистрации.

К заявлению следует приложить пакет документов на объект недвижимости.

Документы, предоставляемые для постановки на учет

Для постановки на кадастровый учет недвижимости необходимо предоставить в орган кадастрового учета перечисленные ниже документы:

  • удостоверяющий права или полномочия представителя собственника документ;
  • межевой план участка земли.

При разделе или объединении земельных участков, принадлежащих физическим лицам, требуется представление заявлений от всех собственников. А также согласие, оформленное письменно, землепользователей и арендаторов, в случае их наличия.

Порядок действий при постановке на учет

Все объекты недвижимости, как было сказано выше, подлежат кадастровому учету. Это касается не только исполнения закона об учете недвижимости, но и практических соображений.

При любом юридическом действии с объектом, будь то продажа, дарение или наследование, потребуется кадастровый паспорт.

 

Для того чтобы поставить на кадастровый учет объект недвижимости следует:

  1. Обратиться в местное отделение Федеральной службы регистрации.
  2. Оформить и подать заявление в соответствии с установленной формой и приложением необходимых документов.
  3. Получить расписку о принятии заявления и документов, приложенных к нему.
  4. Получить уведомление о возможности кадастрового учета или уведомление об отказе.
  5. Получить кадастровый паспорт недвижимости.

Возможен и отказ в постановке на учет объекта недвижимости. Основания для этого могут быть следующие:

  • противоречивые сведения об имуществе или объекте недвижимости в представленных документах;
  • пересечение границ земельного участка, представленного для постановки на кадастровый учет;
    непредставление нужных документов, согласно списку;
  • неверное заполнение заявления или несоответствие документов утвержденному образцу;
  • имущество, представляемое для учета, не представляет собой объект недвижимости;
  • неподтверждение полномочий лица, обращающегося с заявлением.

Срок кадастрового учета

В Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ указаны требования по срокам совершения действий по кадастровому учету.

При принятии недвижимости на учет – постановка и снятие осуществляются в течение 10 рабочих дней с даты регистрации заявления.

Максимальный срок проведения действий по кадастровому учету не может превышать 30 рабочих дней.

Отсчет производится с даты принятия документов органом учета. Датой окончания действий по кадастровому учету считается занесение в реестр измененной информации об объекте.

Решения по выполнении кадастровой процедуры

Кадастровой процедурой называется процесс внесения информации в реестр объектов недвижимости в соответствии с поданными в службу кадастрового учета документами.

Осуществляется кадастровая процедура на основании общих правил:

  • любой документ, поступивший в орган учета, подлежит регистрации в книге учета;
  • поступившие документы нумеруются, отмечаются датой поступления и фамилией должностного лица принявшего документ;
  • документы, поступившие для учета, подшиваются в единое учетное дело, получающее свой номер;
  • документы и информация по объекту, подлежащему учету, проверяются на соответствие правилам подачи и оформления документов и на отсутствие оснований для отказа в кадастровом учете.

По результатам проверки составляется протокол, отражающий результаты проверки по каждому показателю.

По выполнению кадастровой процедуры, внесения информации о недвижимости в кадастровый реестр, принимаются решения следующего характера:

  1. Решение по внесению кадастровых сведений в кадастр.
  2. Решение об отказе занесения кадастровой информации в ГКН.

Видео: Постановка объекта недвижимость на учет

В программе специалист Кадастровой палаты отвечает на вопросы зрителей, касающиеся порядка постановки объектов недвижимости на кадастровый учет.

propertyhelp.ru

О государственном кадастре недвижимости

Каждый из объектов недвижимости на территории РФ, будь то дом, квартира или земельный участок, имеет свой неизменный и не повторяющийся во времени учетный — кадастровый номер. Его присваивает орган, ведущий государственный кадастровый учет объектов недвижимости — государственный кадастр объектов недвижимости. Для присвоения недвижимому имуществу номеров орган кадастрового учета осуществляет разделение территории РФ на кадастровые округа, районы и кварталы, которые являются единицами кадастрового деления.

Федеральный закон

О государственном кадастре недвижимости в апреле 2007-го года был принят Федеральный закон: «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ. Данный ФЗ регулирует отношения, которые возникают, когда ведется учет государственного кадастра недвижимости:

  • сооружений;
  • зданий;
  • земельных участков;
  • помещений;
  • незавершенного строительства и т.д.

ФЗ № 221 определяет также все положения кадастровой деятельности. При этом закон о кадастре недвижимости не применяется в отношении таких имущественных комплексов как:

  • участки недр;
  • воздушные и морские суда;
  • суда внутреннего плавания;
  • космические сооружения и предприятия как имущественные комплексы.

В целом Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» призван систематизировать уже существующие способы многоуровневой организации ведения кадастра недвижимости. Он позволяет максимально эффективно реализовывать те программы, которые предполагают комплексный анализ самых разных объектов недвижимости.

Принятие ФЗ РФ № 221 направлено на решение многочисленных вопросов, связанных с регистрацией объектов недвижимого имущества. Его назначение подразумевает информационное обеспечение процессов государственного управления и контроля. Кроме того, ФЗ был необходим для экономической оценки, налогообложения и совершенствование деятельности в области формирования объектов недвижимого имущества.

Необходимость, которая назрела для принятия ФЗ № 221, объясняется тем, что в настоящий момент в РФ существует сложная многоуровневая система реестра и кадастра недвижимого имущества. При этом учет таких объектов осуществляется двумя видами: как учет объектов права или как учет объектов управления — в зависимости от целей. Вместе с тем системы, по которым ведется учет, никак не связаны между собой, к тому же они не позволяют получать объективные сведения о существующем на территории РФ земельных участков, сооружений и т. д. Более того, получение этих сведений, как правило, бывает связано с существенными материальными или трудозатратами.

Именно для того, чтобы решить данную задачу, и был принят соответствующий Федеральный законе, и был создан Государственный кадастр. Основные принципы, которые рассматривает данный Федеральный закон, следующие:

  • применение единой системы и одинаковых технологий для создания, а также для ведения государственного кадастра;
  • обязательность для того, чтобы вести гос. учет недвижимого имущества;
  • презумпция для официального описания имущества, которое внесено в государственный кадастр недвижимости;
  • занесение всех актуальных и, главное, достоверных сведений в государственный кадастр;
  • обеспечение постоянного хранения всех внесенных сведений;
  • соотносимость всех видов сведений, содержащихся в государственной кадастровой базе, с другим любым видом государственного информационного ресурса;
  • полное и своевременное информационное обеспечение.

Что регулирует Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»

Сфера, которую регулирует данный Федеральный закон, складывается из следующих трех составляющих, а именно:

  • регулирует те отношения, которые возникают в связи с ведением государственного кадастра;
  • устанавливает все правовые основы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета;
  • закрепляет правовые основы, необходимые для выполнения деятельности.

Эти три составляющие вместе называются кадастровыми отношениями. В первую очередь, государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений, т.е. это — перечень данных, упорядоченный по определенному принципу, по которому ведется учет и идентификация всего недвижимого имущества, находящегося на территории РФ.

Помимо сведений, касающихся недвижимого имущества, государственный кадастр недвижимости содержит следующие сведения:

  • о том, как проходят линии Государственной границы РФ;
  • о территориальных зонах;
  • о границах между субъектами России;
  • о границах, отделяющих населенные пункты;
  • о границах между муниципальными образованиями РФ;
  • о зонах, имеющих особые условия использования территорий;
  • иные, которые предусматривает Федеральный закон.

Что такое гос. кадастр недвижимости

В настоящее время на территории РФ учет всех земельных участков и прочих объектов капитального строительства – зданий и сооружений, помещений или объектов незавершенного строительства, осуществляет гос. кадастр недвижимости или коротко — ГКН. Государственный кадастр — это систематизированный свод сведений, имеющихся об учтенном недвижимом имуществе, а также иных сведений, предусмотренных ФЗ, о государственном кадастре объектов недвижимости.

Другое назначение Гос. кадастра заключается в том, что согласно ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» он исполняет функции федерального государственного информационного ресурса. Одной из основных задач Гос. кадастра считается систематизация полных сведений о всех объектах и привязка ОКС-ов к тем земельным участкам, на которых они были возведены. До создания единого Гос. кадастра учет осуществлялся следующим образом:

  • земельные участки учитывались в Государственном ЗК;
  • ОКС – в БТИ, т.е. организациях, занимающихся технической инвентаризацией.

В результате учет и накопление всех данных об ОКС-ах или о земельных участках велся различными структурами, причем, по различному принципу и методике. Это приводило к противоречивости информации, касающейся одного и того же объекта, а также к спорам, касающимся определения величины налогообложения или другим негативным последствиям. Кроме того, до принятия ФЗ о кадастре не реализовывалась привязка зданий к определенным земельным участкам.

Кадастровый учет

Сегодня рынок недвижимости активизировался по всему миру, об этом свидетельствуют и индикаторы рынка недвижимости. Ежедневно совершается огромное количество сделок по купле-продаже домов, квартир, земельных участков и т.д. После совершения всех необходимых процедур объекты продажи и покупки ставятся на учет в региональные органы кадастра. Для идентификации ОКС или земельных участков каждому из них присваивается свой, уникальный кадастровый номер. В свою очередь для точного определения местоположения любого земельного участка или здания, прочего сооружения или объекта незавершенного строительства в базу государственного органа вносятся координаты всех поворотных точек объекта.

Гос. кадастровый учет недвижимости осуществляется по единой технологии непрерывно на всей территории РФ. Основные функции для ведения кадастровой регистрации всех объектов недвижимого имущества осуществляется в Кадастровой палате. Назначение Государственной Кадастровой палаты – государственной организации, осуществляющей регистрацию, состоит в следующем:

  • в заявительном порядке производить постановку или снятие с учета из государственной базы;
  • определение кадастровой стоимости;
  • присваивание кадастровых номеров;
  • учет изменений на объектах недвижимости;
  • выдача сведений из Государственной кадастровой базы недвижимости;
  • ведение гос. кадастровой карты, на которой отображены границы всех учтенных в нашей стране земельных участков.

Порядок постановки на учет

Государственный закон первым пунктом статьи 11.2 ЗК РФ гласит, что земельные участки могут быть образованы:

  • при разделе, а также при перераспределении или объединении земельных участков;
  • при выделе из земельных участков их частей;
  • из земель, которые находятся в государственной или же в муниципальной собственности.

Образование земельных участков допустимо только при наличии письменного согласия от землепользователя, землевладельца, арендатора, залогодержателя земельного участка, из которого при разделе или объединении образуются другие земельные участки. Кроме того, для того, чтобы регистрировать участок, находящийся в государственной или же в муниципальной собственности, необходимо решение того государственного органа власти, который уполномочен распоряжаться этим участком.

Для регистрации в государственном кадастре изменений, осуществленных в сооружении, прежде всего определяется алгоритм для постановки или же внесения изменений в регистрацию. Затем начинается сбор разрешительной и технической документации для детального изучения ситуации. Каждый случай должен быть изучен, исходя из конкретных обстоятельств. Затем, согласно поставленной задаче, специалисты в гос. кадастре готовят технический план: осуществляется выезд специалиста для замеров габаритов помещения с внесением всех осуществленных изменений.

На основании этих замеров, а также другой разрешительной, правовой и технической документации формируется технический план. Его составляет кадастровый инженер. Он имеет два вида — на бумажном носителе и на электронном. Срок изготовления длится от трех до пяти дней, в зависимости от сложности.

При постановке на учет объекта недвижимости, внесении изменений в объект недвижимости или его части, а также для снятия с учета объекта соответствующий кадастровый федеральный орган должен принять соответствующее решение об осуществлении кадастрового учета. А затем, начиная с рабочего дня, последующего за датой истечения срока для осуществления государственной кадастровой регистрации, обязан выдать заявителю лично или же его представителю лично расписку:

  • кадастровый паспорт на данный объект недвижимого имущества — в случае постановки на учет;
  • выписку о внесении новых сведений — при регистрации изменений;
  • выписку об объекте, в которой будут содержаться все те изменения, которые были сделаны в государственном реестре по той части, на которую распространяется обременение вещественных прав;
  • выписку о прекращении существования конкретного объекта — при снятии его с учета.

Сведения, внесенные в ГКН, предоставляются в виде:

  • копий документов, на основании которых данные были внесены в ГКН;
  • выписки;
  • паспорта;
  • плана территории;
  • в ином виде, который определен органом нормативно-правового регулирования.

Стоимость сооружения в ГКН

С первого января 2014-го года к Налоговому Кодексу были внесены поправки. В результате налог на недвижимое имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости земли, дома или сооружения. Однако оценка проводится чересчур усреднено, даже грубо, способом глобальной оценки. В данном процессе зачастую не учитываются особые характеристики конкретного земельного участка или дома который на нем построен, а следовательно, стоимость их в ГКН в основном бывает завышенной.

Кадастровая стоимость — это эквивалент стоимости здания, сооружения, капитального строительства, а также незавершенного строительства или земельного участка для учета и начисления налога или же арендной платы. Расчет такой стоимости зависит от многих факторов:

  • назначения;
  • года постройки;
  • износа и др.

Зная зарегистрированный в ГКН номер сооружения или земельного участка, можно легко выяснить его стоимость, чтобы понять, насколько она завышена. Конечно, объективную оценку может дать только специалист, который и сделает заключение о том, стоит ли оспорить установленную в ГКН стоимость. Но для этого нужно детально изучить все обстоятельства оценки, понять, насколько различные коэффициенты возможного износа повлияют на понижение стоимости.

economyz.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о