Обжалование апелляционного определения по административному делу – Алгоритм действий при обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл.30 КоАП РФ), Комментарий, разъяснение, статья от 19 декабря 2016 года

Содержание

Обжалование определения суда по административному делу

Порядок обжалования по административному делу

Посмотрите, может пригодится. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 N 113-О

«ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА ОВЧИННИКОВА ВИКТОРА АЛЕКСАНДРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 3 СТАТЬИ 30.11 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

3.

Заявление или представление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

Обжалование по административным делам

(ст. 298 КАС РФ). Если срок апелляционного обжалования истек, вместе с жалобой подается ходатайство о восстановлении срока (или в тексте жалобы высказывается просьба об этом), иначе апелляционная жалоба будет возвращена.

Апелляционная жалоба представляется в письменной форме в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции (можно подать и сразу в апелляционную инстанцию, но рассмотрение дела тогда будет длиться дольше).

Алгоритм действий при обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях ( КоАП РФ)

То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа (п.30 Постановления ВС РФ N 5 ).

Если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подана одновременно и в суд, и в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, то согласно ч.

Порядок обжалования решения суда по административным делам

Из статьи 25 КоАП следует, что обжалование решения суда возможно только лицами, непосредственно принимающими участие в разбирательстве по делу или чьи интересы были напрямую затронуты вынесенным вердиктом. Если интересы третьего лица не затрагиваются, их жалоба не будет принята к рассмотрению. Решение суда можно опротестовать до вступления его в силу.

Определения, вынесенные в мировом суде, разрешено опротестовывать.

Коллегия автоюристов Самара ->

Определение должностного лица об отказе в удовлетворении ходатайства, вынесенное в рамках административного расследования, в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не подлежит пересмотру.

Принимая и рассматривая по существу жалобу … на определение должностного лица ОР ДПС ОГИБДД … об отказе в удовлетворении ходатайства о назначении повторной судебно-медицинской экспертизы, судья районного суда указанные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не учел.

Судья Ленинского районного суда г.

Обжалование определения суда по административному делу

N 221 (далее — Правила). В частности, в соответствии с п.

22 Правил на почтовых отправлениях отправителем должны быть указаны точные адреса отправителя и адресата. Выполнение требований указанных Правил будет свидетельствовать о том, что органом (должностным лицом), вынесшим постановление о привлечении к административной ответственности, органом почтовой связи были приняты необходимые меры по направлению и надлежащему вручению лицу копии постановления.

Обжалование определения в административном процессе

N 5 г.

Москва О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 31.

В случае пропуска установленного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении он может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу, или прокурора, принесшего протест (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ, часть 1 статьи 30.10 КоАП РФ).

КАС РФ, Статья 314

2. Частная жалоба, представление прокурора на определение суда по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, в том числе об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, либо нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, могут быть поданы в течение пяти дней со дня принятия судом указанного определения.

3.

vash-yurist102.ru

Апелляционное обжалование по Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: преимущества новелл

Библиографическое описание:

Цурган Т. Д. Апелляционное обжалование по Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: преимущества новелл [Текст] // Право: современные тенденции: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 69-73. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/225/11855/ (дата обращения: 15.12.2018).



С момента вступления в силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прошло уже больше года. Этого периода времени вполне достаточно для того, чтобы подвести промежуточные итоги его действия и провести некоторое сопоставление норм Кодекса административного судопроизводства РФ и Гражданского процессуального кодекса РФ в части, посвященной стадии апелляционного обжалования решения, принятого судом первой инстанции. Как известно, до вступления в силу 15 сентября 2015 года Кодекса административного судопроизводства РФ, рассмотрение дел, вытекающих из публичных правоотношений осуществлялось по правилам гражданского процесса, а значит и обжалование принятых по первой инстанции решений осуществлялось по тем же правилам. Сравнительный анализ положений данных актов позволит разобраться в том, какие преимущества в рассмотрении дела на стадии апелляционного обжалования дало принятие Кодекса административного судопроизводства РФ. В ходе проведения указанного анализа автор решил остановиться на следующих пяти аспектах:

  1. Способ подачи апелляционной жалобы
  2. Пределы рассмотрения административного дела в суде апелляционной инстанции
  3. Полномочия суда по направлению дела на новое рассмотрение
  4. Нарушение норм материального права как основание для отмены решения
  5. Рассмотрение апелляционных жалоб, поступивших после рассмотрения дела

Первый из указанных аспектов носит скорее организационный характер, но не обратить на него внимания никак нельзя, поскольку в нем некоторым образом находит отражение сущность административного судопроизводства.

В порядке, предусмотренном главой 34 Кодекса административного судопроизводства [4] могут быть обжалованы решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу. Начальной стадией апелляционного производства является подача апелляционной жалобы. Неотъемлемой частью подачи данной апелляционной жалобы является возможность другой стороны с ней ознакомиться, для чего и существует процедура направления апелляционной жалобы другим лицам, участвующим в деле. Кодексом административного судопроизводства определяется обязанность по направлению копии апелляционной жалобы подающим ее лицом другим лицам, участвующим в деле, а наличие или отсутствие такой обязанности напрямую связывается со статусом лица, обращающегося с апелляционной жалобой. Так, в статье 38 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрена обязанность для лиц, обладающих государственными или иными публичными полномочиями, направлять другим лицам, участвующим в деле, копии апелляционной жалобы, апелляционного представления, приложенных к ним документов заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить их передачу иным способом, позволяющим суду убедиться в их получении адресатом. Данное указание появилось в КАС РФ, вероятнее всего, в связи с необходимостью уравновесить то «неравенство», которое существует в полномочиях и возможностях между органом власти и гражданином. Относительно граждан, не обладающих указанными полномочиями, то им предоставляется возможность выбора: направление указанных документов другим участвующим лицам самостоятельно и представление суду доказательств их получения, аналогично с лицами, обладающими государственными или иными публичными полномочиями, или представление суду копий апелляционной жалобы, иных документов в соответствии с числом лиц, участвующих в деле. Тогда дальнейшее направление документов, как было указано выше, является обязанностью суда. Стоит отметить, что такая вариативность действий характерна не только для Кодекса Административного судопроизводства, но и для Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации — ч. 3 ст. 260 АПК РФ [2]: «Лицо, подающее апелляционную жалобу, обязано направить другим лицам, участвующим в деле, копии апелляционной жалобы и прилагаемых к ней документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручить их другим лицам, участвующим в деле, или их представителям лично под расписку», в то же время Гражданском процессуальном кодексе РФ такую альтернативность не найти — ч. 5 ст. 322 ГПК РФ [3] указывает, что: «Апелляционные жалоба, представление и приложенные к ним документы представляются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле».

Следующий освещаемый аспект — вопрос о пределах рассмотрения административного дела в суде апелляционной инстанции, занимающий одно из центральных мест при рассмотрении апелляционной жалобы. Статья 308 КАС РФ указывает, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, чем отличается от соответствующего положения ГПК РФ «Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления» — часть 1 ст. 327. 1. В данном случае можно наблюдать один из вариантов проявления активной роли суда в административном судопроизводстве в целом. Необходимость и актуальность подобного подхода можно рассмотреть на следующем простом примере.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 213 КАС, суд принимает решение о признании нормативного акта недействующим, если придет к выводу о:

1) нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) несоблюдении нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) несоответствии оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.


Административный истец мог требовать признать тот или иной НПА недействующим в связи с его несоответствием нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции, рассмотрев данное административное дело, мог прийти ко вполне обоснованному выводу, что отсутствуют основания для отмены оспариваемого акта по данному основанию, и отказать в удовлетворении жалобы, не рассмотрев иные обстоятельства по тем или иным причинам. Административный истец, несогласный с решением суда первой инстанции, убежденный в нарушении требований о соответствии НПА нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, обращается в суд второй инстанции. И вот в данном случае и будет работать положение о выходе за пределы доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления: суд удовлетворит апелляционную жалобу о признании нормативного акта недействующим даже если акт, пусть и соответствует актам с большей юридической силой, но был, например, принят должностным лицом, не имеющих соответствующих полномочий, или была нарушена процедура его принятия.

Данное положение позволяет в полной мере оценить правомерность действий органов власти и обеспечить реализацию контролирующей функции административной юстиции.

Третий аспект, на который следует обратить внимание, состоит в возможности суда в соответствии с п. 3 ст. 309 КАС РФ по итогам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд принять решение «отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции». Указанные в данном перечне в третьем пункте действия также являются своего рода новеллой. Отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции суд апелляционной инстанции может в следующих случаях:

1) административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе

2) административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания

3) судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле

Подобные положения не находили своего отражения непосредственно в ГПК РФ, однако Верховный Суд в Постановлении Пленума ВС РФ № 13 в абз. 2 п. 37 [6] указывает: «При наличии указанных нарушений суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 47 Конституции Российской Федерации и частью 2 статьи 33 ГПК РФ отменяет постановление суда первой инстанции по основаниям части 3 статьи 330 ГПК РФ и передает дело в суд первой инстанции, к подсудности которого законом отнесено его рассмотрение». Следовательно, в гражданском процессе имеет место прямое применение положений Конституции РФ. В этом смысле подобная норма в КАС РФ в значительной степени упрощает и оптимизирует производство.

Своего рода новинкой в процессуальном законодательстве в частности и в понимании источников материального права в целом, стало и положения статьи 310 КАС, где среди оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке по КАС РФ выделяется такое, как «нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права», которое включает в себя:

‒ неприменение закона, подлежащего применению;

‒ применение закона, не подлежащего применению;

а также третьим пунктом, в отличие от ГПК, КАС закрепляет и достаточно интересное положение о том, что основанием для отмены решения суда первой инстанции будет являться в том числе и неправильное истолкование закона, в том числе без учета правовой позиции, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Верховного Суда Российской Федерации. Данная норма дает повод для нового витка дискуссий об актах высших судов как источнике права в РФ.

Наконец, очередной новеллой, которую внес Кодекс административного судопроизводства РФ можно назвать и статью 312 КАС РФ, которая устанавливает порядок рассмотрения апелляционных жалобы, представления, поступивших после рассмотрения административного дела. Нормы данной статьи предусматривает порядок действий в случае, если после рассмотрения административного дела по апелляционной жалобе или апелляционному представлению, поступают иные апелляционные жалобы, представления, по которым был восстановлен срок апелляционного обжалования. При наступлении подобной ситуации суду апелляционной инстанции надлежит осуществить рассмотрение таких апелляционных жалоб, представлений.

В случае, если в результате рассмотрения указанных в части 1 настоящей статьи апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции придет к выводу о незаконности или необоснованности ранее вынесенного апелляционного определения, оно отменяется и выносится новое апелляционное определение. Вместе с тем, Постановление № 36 указывает, что предметом такого рассмотрения выступает решение суда первой инстанции, а не ранее вынесенное апелляционное определение. Соответственно, при рассмотрении апелляционных жалобы, представления, поступивших после рассмотрения административного дела, суд апелляционной инстанции по факту проводит повторную проверку решения суда первой инстанции. В случае, если суд апелляционной инстанции при повторной проверке решения суда первой инстанции придет к выводу, что апелляционная жалоба (представление) не подлежит удовлетворению, в резолютивной части апелляционного определения указывается на оставление апелляционной жалобы (представления) без удовлетворения; указания на оставление без изменения ранее вынесенных судебных актов по административному делу в резолютивной части не требуется. Вместе с тем, анализируемая практика дает возможность полагать, что суды не до конца адаптировались к применению данных норм. Так, в Апелляционном определении по делу № № 33а-4662/2016 [1] судья в мотивировочной части указывает, что «…При этом предметом проверки суда апелляционной инстанции являются и решение суда первой инстанции от 01 сентября 2016 года, и апелляционное определение от 14 сентября 2016 года».., а в резолютивной части — «Решение Увинского районного суда Удмуртской Республики от 01 сентября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда УР от 14 сентября 2016 года оставить без изменения», аналогичные фразы и указания содержатся и в ряде других апелляционных определениях судов по всей стране [5].


Таким образом, мы можем видеть определенную эволюцию как юридической техники, так и применения различных институтов процессуального права на стадии апелляционного производства в Кодексе административного судопроизводства РФ. Положения КАС РФ в значительной степени усовершенствовали судебный процесс по отдельным категориям дел, существенно повысив его эффективность и облегчив его понимание для граждан. Стоит также отметить и то, что данная процессуальная регламентация стадии апелляционного производства в значительной степени отвечает целям и задачам административной юстиции, позволяет эффективнее разрешать споры по делам, вытекающим из публичных правоотношений.

Литература:

  1. Апелляционное определение по делу № 33а-4662/2016 [https://rospravosudie.com] — URL: https://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sud-udmurtskoj-respubliki-udmurtskaya-respublika-s/act-534931435/
  2. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ
  3. (ред. от 19.12.2016) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] / «Компания Консультант Плюс».
  4. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] / «Компания Консультант Плюс».
  5. «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] / «Компания Консультант Плюс».
  6. Определение № 33а — 1595/2016 от 7.10. 2016 [https://rospravosudie.com] — URL: https://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sud-kabardino-balkarskoj-respubliki-kabardino-balkarskaya-respublika-s/act-535317134/»
  7. О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 // «Бюллетень Верховного Суда РФ». — 2012. — сентябрь. — N 9

Основные термины (генерируются автоматически): апелляционная жалоба, РФ, апелляционная инстанция, суд, дело, Российская Федерация, административное судопроизводство, административное судопроизводство РФ, представление, решение суда.

Похожие статьи

Проблема определения вида судопроизводства в свете Кодекса…

апелляционная жалоба, РФ, апелляционная инстанция, суд, дело, Российская Федерация, административное судопроизводство, административное судопроизводство РФ, представление, решение суда.

Частное определение суда как способ предупреждения судебных…

апелляционная жалоба, РФ, апелляционная инстанция, суд, дело, Российская Федерация, административное судопроизводство, административное судопроизводство РФ, представление, решение суда.

Некоторые проблемы апелляционного производства как способа…

апелляционная жалоба, РФ, апелляционная инстанция, суд, дело, Российская Федерация, административное судопроизводство, административное судопроизводство РФ, представление, решение суда.

Виды апелляции | Статья в журнале «Молодой ученый»

апелляционная инстанция, суд, апелляционное производство, нижестоящий суд, РФ, Российская Федерация, уголовное судопроизводство, представление, Уголовно-процессуальный кодекс…

Исполнение решений по делам о взыскании обязательных…

апелляционная жалоба, РФ, апелляционная инстанция, суд, дело, Российская Федерация, административное судопроизводство, административное судопроизводство РФ, представление, решение суда.

Апелляционное представление прокурора по гражданским делам

апелляционная жалоба, РФ, апелляционная инстанция, суд, дело, Российская Федерация, административное судопроизводство, административное судопроизводство РФ, представление, решение суда.

Особенности и виды дел упрощенного производства…

апелляционная жалоба, РФ, апелляционная инстанция, суд, дело, Российская Федерация, административное судопроизводство, административное судопроизводство РФ, представление, решение суда.

Административные суды Российской Федерации: есть ли в них…

административный суд, административная юстиция, административное судопроизводство, дела об административных правонарушениях.

РФ, судебная защита, исковое заявление, суд, Российская Федерация, Саратовская область, административное судопроизводство

Типичные ошибки, допускаемые судами при вынесении приговоров

апелляционная инстанция, суд, апелляционное производство, нижестоящий суд, РФ, Российская Федерация, уголовное судопроизводство, представление, Уголовно-процессуальный кодекс, апелляционная жалоба.

moluch.ru

Обжалование решения суда апелляционной инстанции по административному делу


Рассмотрение административного дела в суде апелляционной инстанции начинается с доклада судьи — председательствующего в судебном заседании или одного из судей. Судья-докладчик излагает обстоятельства административного дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционных жалобы, представления и поступивших относительно них возражений, содержание представленных в суд новых доказательств, а также сообщает иные данные, которые суду необходимо рассмотреть для проверки решения суда первой инстанции. 5. После доклада суд апелляционной инстанции заслушивает объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей. Первым выступает лицо, подавшее апелляционную жалобу, или его представитель либо прокурор, если им принесено апелляционное представление. В случае обжалования решения суда обеими сторонами первым выступает административный истец. 6.

Обжалование решений по административным делам

Важно

После получения всех необходимых документов в ходе судебного разбирательства объявляется, кто подал апелляцию, кто будет ее рассматривать и какая жалоба подлежит рассмотрению. Судом должна быть установлена явка лица (физического или юридического), в отношении которого было принято оспариваемое постановление, или его законного представителя, действующего, согласно предоставленной доверенности.

Кроме того, в обязательном порядке устанавливается явка лиц, вызванных для участия в судебном процессе. Перед началом рассмотрения проверяются полномочия представителя юридического и физического лица, и выясняется причина неявки других участников, если они проигнорировали полученное приглашение явиться в суд.

В этом случае должно быть принято решение о повторном рассмотрении дела без их непосредственного участия или переносе слушания для оповещения участников о дате и времени заседания.

Обжалование по административным делам

Апелляция – это предусмотренный законом механизм для частичной или полной отмены ранее принятого судебного решения, которым может воспользоваться как истец, так и ответчик. Если речь идет о правонарушении, которое подпадает под действие одной или нескольких статей КоАП РФ, то в случае, если какой-то участник процесса не согласен с вынесенным вердиктом, он может подать апелляцию по административному делу при условии, что судебное решение еще не вступило в законную силу.


Кто может обратиться Подать апелляцию может любой дееспособный и совершеннолетний участник процесса, который не согласен с позицией суда и хочет ее обжаловать в вышестоящей инстанции.

Порядок обжалования решения суда по административным делам

Внимание

Обжалование в порядке надзора по административному делу При неудовлетворительном итоге апелляционного и кассационного обжалования судебного решения, заключительным способом отменить ранее вынесенное решение станет пересмотр в порядке надзора. Надзорная жалоба подается непосредственно в Президиум ВС РФ лицами, участвующими в деле или теми, чьи права нарушены в результате принятия оспариваемого акта суда.

Обратиться с жалобой можно в течение 3 месяцев со дня вынесения последнего судебного акта по делу (кассационного определения). Помимо общих требований к содержанию надзорной жалобы, как наименование суда, сторон, реквизитов всех вынесенных по делу судебных актов, указывается одно из оснований для отмены таких актов (или все сразу).

Как обжаловать решение мирового судьи по административному делу

После объяснений лица, подавшего апелляционную жалобу, или прокурора, если им принесено апелляционное представление, и других лиц, участвующих в деле, их представителей суд апелляционной инстанции при наличии соответствующих ходатайств или по своей инициативе исследует имеющиеся в административном деле доказательства и принятые им новые доказательства. 7. По окончании выяснения обстоятельств административного дела и исследования доказательств суд апелляционной инстанции предоставляет лицам, участвующим в деле, возможность выступить в судебных прениях в той же последовательности, в какой они давали объяснения.


8.

Error establishing a database connection

Содержание статьи Претензия на постановление суда по административному делу Апелляционное обжалование по административному делу Кассационное обжалование по административному делу Надзорная жалоба по административному делу Отмена уже имеющихся по результатам рассмотрения решений по административному делу возможна с помощью процедуры обжалования. Рассмотрим далее в этой статье, как обжаловать решение районного суда по административному делу.

advokat55.com

куда подавать, в какие сроки и какие правила нужно соблюсти

Юридическая консультация > Административное право > Каким образом происходит обжалование апелляционного определения областного суда

Наша жизнь, к сожалению, не всегда протекает так, как нам того хочется, и иногда приходится отстаивать свои права в судебном порядке, либо же защищаться от необоснованных жалоб других людей.

Конечно, никто не запрещает нанимать специалистов, подкованных в юридических вопросах, для того чтобы в полной мере отстоять свои права. Но не у всех есть деньги на оплату работы адвоката, да и свои права и обязанности в юридической области хотя бы в общих понятиях полезно знать каждому.

Процедура обжалования судебных решений

Обжалование апелляционного определения областного суда — законное право гражданина

С начала 2012 г. в судебной системе трехступенчатый порядок обжалования вынесенного решения дополнился четвертой ступенью. Если просмотреть по порядку учреждения всех уровней, в которых может быть обжаловано судебное постановление, первичное возражение подается в вышестоящий суд по отношению к суду первой инстанции.

Судебным учреждением первой инстанции является организация, в которой изначально разбирались все обстоятельства дела, возбужденного по заявленному иску, выслушивались показания всех свидетелей, истца и ответчика и выносилось решение по данному делу.

Если судом первой инстанции был мировой суд, вышестоящим над ним будет районный орган судебной власти. Если исковое заявление было подано в районный суд, обжалование по его исходу подается в областной или краевой суд, верховный суд республики и т.д.

Заявление с обоснованным несогласием, оформленное по определенным правилам, называется апелляционной жалобой. Решение, вынесенное по рассмотрению данной жалобы, имеет название апелляционного определения. Если заявитель не согласен с вынесенным апелляционным определением, он может обжаловать и этот документ в установленном порядке. Такая жалоба называется кассационной и подается в Коллегию по гражданским делам Верховного Суда (ВС) РФ либо в Президиум областных судов.

Кассационная инстанция может отказать в рассмотрении заявления, вынести отрицательное определение или постановление с каким-либо решением. Если истец или ответчик, заявлявший жалобу, будет несогласен и с этим решением, он может обжаловать и его, подав соответствующее заявление в Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ, которая также может отказать в рассмотрении, вынести положительное или отрицательное решение.

Последней инстанцией на пути ищущих правды и справедливости является Президиум ВС РФ, куда подается надзорная жалоба, и Председатель Верховного Суда РФ, которому в соответствии со ст. 381 (ч.1) Гражданско-процессуального Кодекса РФ недовольный предыдущими определениями истец или ответчик может написать письмо.

Порядок оформления и подачи кассационной жалобы

Жалобу нужно правильно составить

Количество экземпляров документа жалобы соответствует числу участвующих в рассматриваемом (рассмотренном) деле лиц. В этот перечень входят:

  • ответчик;
  • истец;
  • судья;
  • третьи заинтересованные лица.

Кассация составляется на чистом бумажном листе формата А4 в машинописном варианте или от руки. В «шапке» документа указывается наименование адресата – кассационной инстанции и личная информация о заявителе (адрес проживания, ФИО, номер дела, контактные данные).

Далее по центру указывается заголовок – слова «кассационная жалоба» и обжалуемое постановление суда. Ниже заявитель в свободной форме описывает аргументы, на основании которых он не соглашается с судебным постановлением, и приводит следующие из этого требования.

Следует помнить, что эти требования не должны превышать объем первоначальных исковых требований или отличаться от них в какой-либо части, за исключением невозможности предоставления таковых при рассмотрении дела в судебном учреждении первой инстанции.

В конце заявитель указывает опись прилагаемых документов:

  • фискальный документ об уплате госпошлины;
  • копию решения суда первой инстанции;
  • копию апелляционного определения и др.

Документы, не предоставленные судьям первой инстанции, лучше не прикладывать, а приобщить их к делу путем заявления ходатайства во время судебного процесса по поводу рассмотрения кассационной жалобы. Под текстом жалобы заявитель подписывается и ставит дату составления документа.

Как было указано выше, обжалование апелляционного определения областного суда возможно через Президиум облсудов или Коллегию по гражданским делам ВС РФ. Максимальный период заявления кассации составляет полгода с момента вынесения судебного постановления по рассмотренному делу и ввода его в действие.

Следует помнить, что кассационную жалобу примут к рассмотрению только в случае, если заявитель исчерпал все остальные возможности обжалования, то есть прошел все предыдущие инстанции подачи жалоб. Если заявитель не уложился в шестимесячный срок, его можно восстановить путем подачи соответствующего ходатайства в учреждение, где рассматривался иск. Данное учреждение принимает решение о восстановлении срока на свое усмотрение.

Особенности деятельности кассационных инстанций

Обжалование апелляционного определения областного суда

Деятельность кассационного органа заключается в том, чтобы проверить, насколько обоснованны и соответствуют нормам права выводы служителей закона в отношении дела, по которому заявитель производит обжалование апелляционного определения областного суда (в данном случае).

Служба кассации имеет больше полномочий, нежели апелляционные инстанции, но в то же время круг их достаточно ограничен. В соответствии с кассационным определением дело может быть пересмотрено, но отменить постановление нижестоящего суда сотрудники кассационного органа не в силах. Это возможно только в случае наличия грубейших нарушений хода судебного процесса.

Кассационная служба не пересматривает обстоятельства дел и судебные решения. Ее задача – установить степень законности и обоснованности сделанных областными судьями постановлений. По итогам единоличного изучения содержания жалобы судья принимает решение либо об отказе в рассмотрении, либо о передаче жалобы в Президиум суда, где обычно ее удовлетворяют.

Но положительный результат – большая редкость, так как кассационные жалобы принимаются к рассмотрению в единичных случаях. Особенностью деятельности кассационных инстанций является то, что изучение поступающих жалоб они проводят на свое усмотрение, то есть выбирают только несколько экземпляров из нескольких десятков.

Рассмотрение проводится зачастую за закрытыми дверями, а отнюдь не на судебном заседании. В связи с этим никто не может отменить вероятность формального подхода к делу. Поэтому эффективность кассационных служб столь низка.

Причины отказа в рассмотрении

Кассационную жалобу могут отклонить в связи с нарушением порядка ее оформления или подачи. Среди возможных нарушений могут быть следующие:

  1. истек срок возможности обжалования, ходатайство о его восстановлении не было подано;
  2. не был подтвержден факт оплаты госпошлины;
  3. содержание жалобы не соответствует принятым требованиям.

Заявитель имеет возможность устранить эти нарушения в течение определенного срока. Если нарушения не будут устранены, жалоба возвращается подателю без возможности ее дальнейшего рассмотрения. Кроме того, податель сам может прекратить обжалование апелляционного определения областного суда, отозвав кассационную жалобу. Эта возможность предоставляется ему до того момента, когда будет принято судебное решение.

При несогласии с решением суда, в том числе и с апелляционным определением, гражданин может заявить кассационную жалобу в вышестоящие органы судебной власти в определенные сроки и в установленном порядке. Решение кассационного учреждения будет зависеть в большей степени от справедливости его служащих и существенных обстоятельств дела, чем от желания заявителя.

Какой срок для обжалования, подскажет видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Поделиться

ВКонтакте

Класс

WhatsApp

Telegram

    

juristpomog.com

Производство в суде административной апелляционной инстанции.

Производство в суде административной апелляционной инстанции.

ПРОИЗВОДСТВО
В СУДЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ.

 

 
Право апелляционного обжалования.

   Решения
суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном
порядке в соответствии с правилами, установленными КАС РФ.

  Право
апелляционного обжалования решения суда принадлежит лицам, участвующим в деле,
а также лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле и
вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом. Право принесения
апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в
административном деле.

 

 Суды, рассматривающие апелляционные жалобы, представления.

 В случае,
если иное не установлено КАС РФ, апелляционные жалобы,
представления рассматриваются:

  Верховным
судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения,
судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным
судом — на решения районных судов, решения гарнизонных военных судов;

  Судебной
коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации — на
решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов
федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов,
принятые ими по первой инстанции;

 Судебной
коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации — на
решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции;

 Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации — на решения по
административным делам Судебной коллегии по административным делам Верховного
Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного
Суда Российской Федерации и Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской
Федерации, принятые ими по первой инстанции.

 

 
Порядок подачи апелляционных жалобы, представления.

 Апелляционные
жалоба, представление подаются через суд, принявший решение. Апелляционные
жалоба, представление, поступившие непосредственно в апелляционную инстанцию,
подлежат направлению в суд, принявший решение, для дальнейших действий в
соответствии с требованиями статьи 302 КАС РФ.

 

 
Срок подачи апелляционных жалобы, представления.

 
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца
со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не
установлены КАС РФ.

 
Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу
об оспаривании закона субъекта Российской Федерации о роспуске
представительного органа муниципального образования, об оспаривании решения
представительного органа муниципального образования о самороспуске или об
оспаривании решения представительного органа муниципального образования об
удалении в отставку главы муниципального образования могут быть поданы в
течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 
Апелляционные жалоба, представление на решение суда по делу об оспаривании
нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, либо
нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права
граждан Российской Федерации на участие в референдуме, которые регулируют
отношения, связанные с данной избирательной кампанией, кампанией референдума,
по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации, могут быть поданы в течение пяти дней со дня принятия судом
решения.

 
Апелляционные жалоба, представление на решение суда по делу о помещении
иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное
учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина,
подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении могут быть
поданы в течение десяти дней со дня принятия судом решения.

 
Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу
об административном надзоре могут быть поданы в течение десяти дней со дня
принятия судом решения.

 
Апелляционные жалоба, представление на решение суда по делу о госпитализации
гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в
стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока
госпитализации гражданина в недобровольном порядке, о психиатрическом
освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке или о госпитализации
гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном
порядке могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия судом решения.

 

 
Содержание апелляционных жалобы, представления.

 
Апелляционные жалоба, представление должны содержать:

  Наименование суда, в который подаются апелляционные жалоба, представление;

  Наименование или фамилию, имя и отчество (при наличии) лица, подающего
апелляционные жалобу, представление, его место нахождения или место жительства;

  Указание
на решение суда, которое обжалуется;

  Требования лица, подающего апелляционную жалобу, или требования прокурора,
приносящего апелляционное представление, а также основания, по которым они
считают решение суда неправильным;

  Перечень
прилагаемых к апелляционным жалобе, представлению документов.

 
Апелляционная жалоба подписывается лицом, ее подающим, или его представителем.
К апелляционной жалобе, поданной представителем, должны быть приложены
документ, удостоверяющий полномочия представителя, а также иные документы,
указанные в части 3 статьи 55 КАС РФ, если они отсутствуют в деле.

 Апелляционное представление подписывается прокурором.

  К
апелляционной жалобе прилагается документ, подтверждающий уплату
государственной пошлины, если жалоба подлежит оплате.

  Лицо,
подающее апелляционную жалобу, не обладающее государственными или иными
публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле,
копии апелляционной жалобы и приложенных к ней документов, которые у них
отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим
суду убедиться в получении адресатом копий жалобы и документов. В случае, если
указанное лицо не направило данные документы другим лицам, участвующим в деле,
апелляционная жалоба и приложенные к ней документы представляются с копиями,
число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

  Лицо,
подающее апелляционные жалобу, представление, обладающее государственными или
иными публичными полномочиями, обязано направить другим лицам, участвующим в
деле, копии апелляционных жалобы, представления и приложенных к ним документов,
которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или
обеспечить передачу указанным лицам копий этих документов иным способом,
позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

 Апелляционные жалоба, представление и прилагаемые к ним документы также могут
быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

 
Оставление апелляционных жалобы, представления без движения.

  При
подаче апелляционных жалобы, представления, не соответствующих требованиям,
предусмотренным пунктами 2 — 4 части 1, частями 2 — 6 статьи 299 КАС РФ, судья не позднее чем через пять дней со дня поступления жалобы, а при
подаче апелляционных жалобы, представления на решения по делам о защите
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации, о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или
реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания
иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном
учреждении, о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую
психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о
продлении срока такой госпитализации гражданина, о психиатрическом
освидетельствовании в недобровольном порядке или о госпитализации гражданина в
медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке — не
позднее трех дней со дня поступления апелляционных жалобы, представления
выносит определение, которым оставляет жалобу, представление без движения и назначает
лицу, подавшему жалобу, представление, разумный срок для устранения недостатков
жалобы, представления с учетом характера таких недостатков, а также места
жительства или места нахождения лица, подавшего жалобу.

 В случае,
если лицо, подавшее апелляционные жалобу, представление, выполнит в
установленный срок указания, содержащиеся в определении судьи, жалоба,
представление считаются поданными в день первоначального поступления их в суд.

  На
определение судьи об оставлении апелляционных жалобы, представления без
движения могут быть поданы частная жалоба, представление прокурора.

 

 
Возвращение апелляционных жалобы, представления.

 
Апелляционная жалоба возвращается лицу, подавшему жалобу, апелляционное
представление — прокурору, если:

  Апелляционные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение
в суд апелляционной инстанции;

  В
установленный срок не выполнены указания судьи, содержащиеся в определении об
оставлении апелляционных жалобы, представления без движения;

  Истек
срок на апелляционное обжалование и в апелляционных жалобе, представлении
отсутствует просьба о восстановлении этого срока или в его восстановлении
отказано.

 Апелляционная жалоба возвращается по просьбе лица, подавшего жалобу,
апелляционное представление при отзыве его прокурором, если дело не направлено
в суд апелляционной инстанции.

 
Возвращение апелляционной жалобы лицу, подавшему жалобу, апелляционного
представления прокурору осуществляется на основании определения судьи. На
определение судьи о возвращении апелляционных жалобы, представления могут быть
поданы частная жалоба, представление прокурора.

 

 
Действия суда первой инстанции после получения апелляционных жалобы,
представления.

  Суд
первой инстанции после получения апелляционной жалобы лица, не обладающего
государственными или иными публичными полномочиями, поданной в установленный
статьей 298 КАС РФ срок и соответствующей требованиям статьи 299 КАС РФ, направляет лицам, участвующим в деле, копии жалобы и
приложенных к ней документов, если данные действия не были совершены лицом,
подавшим апелляционную жалобу.

  Срок
подачи апелляционных жалобы, представления, пропущенный по уважительным
причинам лицом, обратившимся с такой жалобой, в том числе в связи с отсутствием
у него сведений об обжалуемом судебном акте, по заявлению указанного лица может
быть восстановлен судом первой инстанции. Заявление о восстановлении срока
подачи апелляционных жалобы, представления рассматривается судом в порядке,
предусмотренном статьей 95 КАС РФ.

  Лица,
участвующие в деле, вправе представить в суд первой инстанции возражения в
письменной форме относительно апелляционных жалобы, представления с приложением
документов, подтверждающих эти возражения, и их копий, количество которых
соответствует количеству лиц, участвующих в деле, и вправе ознакомиться с
материалами дела, с поступившими жалобой, представлением и возражениями
относительно них.

 По
истечении срока обжалования суд первой инстанции направляет дело с
апелляционными жалобой, представлением и поступившими возражениями относительно
них в суд апелляционной инстанции.

  До
истечения срока обжалования административное дело не может быть направлено в
суд апелляционной инстанции.

 

 
Отказ от апелляционных жалобы, представления.

  Отказ от
апелляционных жалобы, представления допускается до вынесения судом
апелляционного определения.

 Заявление
об отказе от апелляционных жалобы, представления подается в письменной форме в
суд апелляционной инстанции.

  О
принятии отказа от апелляционных жалобы, представления суд апелляционной
инстанции выносит определение, которым прекращает производство по
соответствующим апелляционным жалобе, представлению.

 
Прекращение производства по апелляционным жалобе, представлению в связи с
отказом от них не является препятствием для рассмотрения иных апелляционных
жалоб, представлений, если соответствующее решение суда первой инстанции
обжалуется другими лицами.

 

 Отказ административного истца от иска, признание иска административным
ответчиком, соглашение о примирении сторон в суде апелляционной инстанции.

  Отказ
административного истца от иска, признание иска административным ответчиком или
соглашение о примирении сторон, совершенные после принятия апелляционных
жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной
инстанции заявлениях в письменной форме. В случае, если отказ административного
истца от иска, признание иска административным ответчиком, условия соглашения
сторон были заявлены в судебном заседании, такие отказ, признание, условия
заносятся в протокол судебного заседания и подписываются соответственно
административным истцом, административным ответчиком, сторонами соглашения.

  Порядок и
последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска
или заявления сторон о заключении соглашения о примирении определяются по
правилам, установленным статьей 157 КАС РФ. При принятии заявления
об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон
суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает
производство по административному делу. В случае признания административным
ответчиком иска и принятия его судом апелляционной инстанции принимается
решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

 

 
Сроки рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.

  Верховный
суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд
автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд
рассматривают поступившее по апелляционным жалобе, представлению дело в срок,
не превышающий двух месяцев со дня его поступления в суд апелляционной
инстанции.

  Верховный
Суд Российской Федерации рассматривает поступившее по апелляционным жалобе,
представлению дело в срок, не превышающий трех месяцев со дня его поступления.

 
Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу
об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам,
связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия
(собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования, другого публичного
мероприятия), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении
целей такого мероприятия и формы его проведения, поступившие до дня проведения
публичного мероприятия, рассматриваются судом не позднее дня, предшествующего
дню проведения публичного мероприятия.

 
Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу
об оспаривании закона субъекта Российской Федерации о роспуске
представительного органа муниципального образования, об оспаривании решения
представительного органа муниципального образования о самороспуске или об
оспаривании решения представительного органа муниципального образования об
удалении в отставку главы муниципального образования рассматриваются судом в
течение десяти дней со дня поступления апелляционных жалобы, представления в
суд апелляционной инстанции.

 
Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу о
защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации, поступившие на рассмотрение в суд апелляционной инстанции в период
избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования,
рассматриваются судом апелляционной инстанции в течение пяти дней со дня их
поступления в суд апелляционной инстанции.

 
Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу о
заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по
одномандатным (многомандатным) избирательным округам, о регистрации кандидата
(списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов),
исключении кандидата из заверенного списка кандидатов, отмене регистрации
кандидата (списка кандидатов), поступившие в период избирательной кампании до
дня голосования, рассматриваются судом не позднее дня, предшествующего дню
голосования, при этом регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть
отменена судом апелляционной инстанции не позднее чем за два дня до дня
голосования.

 
Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу
об итогах голосования, о результатах выборов, референдума рассматриваются судом
апелляционной инстанции не позднее чем в двухмесячный срок со дня их
поступления в суд апелляционной инстанции.

 
Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу о
помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в
специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного
гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении
рассматриваются судом апелляционной инстанции в течение пяти дней со дня их
поступления в суд апелляционной инстанции.

 
Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу
об административном надзоре рассматриваются судом апелляционной инстанции в
течение одного месяца со дня их поступления в суд апелляционной инстанции.

 
Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу о
госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую
психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о
продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке, о
психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке или о
госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в
недобровольном порядке рассматриваются судом апелляционной инстанции в течение
одного месяца со дня их поступления в суд апелляционной инстанции.

 

 
Подготовка административного дела к рассмотрению в суде апелляционной инстанции.

  После
поступления административного дела с апелляционной жалобой или апелляционным
представлением суд апелляционной инстанции в порядке подготовки
административного дела к рассмотрению вправе по своей инициативе или по просьбе
лиц, подавших жалобу, представление, истребовать необходимые доказательства в
порядке, установленном статьей 63 КАС РФ. Суд апелляционной
инстанции по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе
также разрешает вопросы о применении мер предварительной защиты и (или) о
приостановлении исполнения судебного решения. Приостановление исполнения
судебного решения возможно при условии, что заявитель обосновал невозможность
или затруднительность поворота исполнения судебного акта.

 
Установив, что административное дело подготовлено к судебному разбирательству,
суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте
рассмотрения жалобы, представления в апелляционном порядке.

 

 Порядок рассмотрения административного дела судом апелляционной инстанции.

  Суд
апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном
заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей,
предусмотренных КАС РФ.

 
Рассмотрение административного дела по апелляционным жалобе, представлению
осуществляется коллегиально.

 Заседание
суда апелляционной инстанции открывает судья — председательствующий в судебном
заседании, который объявляет, какое административное дело рассматривается, кем
поданы апелляционные жалоба, представление и на решение какого суда, выясняет,
кто из лиц, участвующих в деле, их представителей явился, устанавливает
личность явившихся, проверяет полномочия должностных лиц, полномочия и иные
документы, указанные в части 3 статьи 55 КАС РФ, представителей и
разъясняет лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности.

 Рассмотрение административного дела в суде апелляционной инстанции начинается с
доклада судьи — председательствующего в судебном заседании или одного из судей.
Судья-докладчик излагает обстоятельства административного дела, содержание
решения суда первой инстанции, доводы апелляционных жалобы, представления и
поступивших относительно них возражений, содержание представленных в суд новых
доказательств, а также сообщает иные данные, которые суду необходимо
рассмотреть для проверки решения суда первой инстанции.

 После
доклада суд апелляционной инстанции заслушивает объяснения явившихся в судебное
заседание лиц, участвующих в деле, их представителей. Первым выступает лицо,
подавшее апелляционную жалобу, или его представитель либо прокурор, если им
принесено апелляционное представление. В случае обжалования решения суда обеими
сторонами первым выступает административный истец.

  После
объяснений лица, подавшего апелляционную жалобу, или прокурора, если им
принесено апелляционное представление, и других лиц, участвующих в деле, их
представителей суд апелляционной инстанции при наличии соответствующих
ходатайств или по своей инициативе исследует имеющиеся в административном деле
доказательства и принятые им новые доказательства.

 По
окончании выяснения обстоятельств административного дела и исследования доказательств
суд апелляционной инстанции предоставляет лицам, участвующим в деле,
возможность выступить в судебных прениях в той же последовательности, в какой
они давали объяснения.

  В ходе
каждого судебного заседания суда апелляционной инстанции, а также при
совершении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания ведется
аудиопротоколирование и составляется протокол в письменной форме по правилам,
установленным главой 20 КАС РФ, за исключением случаев рассмотрения
частных жалоб в порядке упрощенного производства.

  В суде
апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении
нескольких административных исковых требований, об изменении предмета или
основания административного иска, об изменении административных исковых
требований, о предъявлении встречного административного иска, о замене
ненадлежащего административного ответчика.

 

 
Пределы рассмотрения административного дела в суде апелляционной инстанции.

  Суд
апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и
не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе,
представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

  Суд
апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также
дополнительно представленные доказательства. О принятии новых доказательств суд
апелляционной инстанции выносит определение. Новые доказательства могут быть
приняты только в случае, если они не могли быть представлены в суд первой
инстанции по уважительной причине.

  Новые
требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не
принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

 

 
Полномочия суда апелляционной инстанции.

 По
результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной
инстанции вправе:

  Оставить
решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу,
представление без удовлетворения;

 Отменить
или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по
административному делу новое решение;

  Отменить
решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд
первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в
незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие
кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о
времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о
правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном
деле;

  Отменить
решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство
по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью
или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 КАС РФ;

 Оставить
апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии
оснований, предусмотренных частью 1 статьи 301 КАС РФ.

 

 
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

  Решения
суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае:

  Рассмотрения административного дела судом в незаконном составе;

  Рассмотрения административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих
в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного
заседания;

 Необеспечения права лиц, участвующих в деле и не владеющих языком, на котором
ведется судопроизводство, давать объяснения, выступать, заявлять ходатайства,
подавать жалобы на родном языке или на любом свободно избранном языке общения,
а также пользоваться услугами переводчика;

 Принятия
судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в
административном деле;

 Если
решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо если решение суда
подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда,
рассматривавшего административное дело;

  Отсутствия в деле протокола судебного заседания;

 Нарушения
правила о тайне совещания судей при принятии решения.

 
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке
являются:

  Неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного
дела;

  Недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих
значение для административного дела;

  Несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда,
обстоятельствам административного дела;

  Нарушение
или неправильное применение норм материального права или норм процессуального
права.

 
Неправильным применением норм материального права являются:

 Неприменение закона, подлежащего применению;

 Применение закона, не подлежащего применению;

  Неправильное истолкование закона, в том числе без учета правовой позиции,
содержащейся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации,
Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Верховного Суда
Российской Федерации.

  Нарушение
или неправильное применение норм процессуального права является основанием для
изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение или
неправильное применение привело к принятию неправильного решения.

 
Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по
формальным соображениям.

 

 
Судебный акт суда апелляционной инстанции.

  По
результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной
инстанции принимает судебный акт в форме апелляционного определения.

  В
апелляционном определении должны быть указаны:

 Дата и
место вынесения апелляционного определения;

 Наименование суда, вынесшего апелляционное определение, состав суда;

 Лицо,
подавшее апелляционные жалобу, представление;

 Краткое
содержание обжалуемого решения суда первой инстанции, апелляционных жалобы,
представления, представленных доказательств, объяснений лиц, участвующих в
рассмотрении административного дела в суде апелляционной инстанции;

 Обстоятельства административного дела, установленные судом апелляционной
инстанции, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы,
представления;

 Мотивы,
по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд
руководствовался.

 При
оставлении апелляционных жалобы, представления без удовлетворения суд обязан
указать мотивы, по которым доводы апелляционных жалобы, представления
отклоняются.

  В
определении суда апелляционной инстанции указывается на распределение между
сторонами судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей
апелляционных жалобы, представления.

 
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его
принятия.

 

 
Порядок рассмотрения апелляционных жалобы, представления, поступивших после
рассмотрения административного дела.

  В случае,
если после рассмотрения административного дела по апелляционным жалобе,
представлению поступят иные апелляционные жалобы, представления, по которым
срок апелляционного обжалования был восстановлен, они подлежат рассмотрению
судом апелляционной инстанции.

 В случае,
если в результате рассмотрения указанных в части 1 
апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции придет к выводу
о незаконности или необоснованности ранее вынесенного апелляционного
определения, оно отменяется и выносится новое апелляционное определение.

 

 
Обжалование определений суда первой инстанции.

 
Определения суда первой инстанции могут быть обжалованы в суд апелляционной
инстанции отдельно от решения суда сторонами и другими лицами, участвующими в
деле (частная жалоба), а прокурором может быть принесено представление в
случае, если:

 Это
предусмотрено КАС РФ;

 Определение суда исключает возможность дальнейшего движения административного
дела.

  Частная
жалоба, представление прокурора рассматриваются:

  На
определения районного суда, гарнизонного военного суда — верховным судом
республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом
автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным
судом;

 На
определения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города
федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа,
окружного (флотского) военного суда — апелляционной инстанцией верховного суда
республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда
автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного
суда;

 На
определения Верховного Суда Российской Федерации по административным делам,
рассмотренным им в качестве суда первой инстанции, — Апелляционной коллегией
Верховного Суда Российской Федерации.

  На
определения суда, не указанные в части 1 , частные жалобы,
представления прокурора не подаются, но возражения относительно них могут быть
включены в апелляционные жалобу, представление.

 

 
Срок подачи частной жалобы, представления прокурора.

  Частная
жалоба, представление прокурора могут быть поданы в течение пятнадцати дней со
дня вынесения определения судом первой инстанции, если иные сроки не
установлены настоящей статьей.

  Частная
жалоба, представление прокурора на определение суда по административным делам о
защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации, в том числе об оспаривании нормативного правового акта, принятого
избирательной комиссией, либо нормативного правового акта по вопросам
реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации, могут быть поданы в течение пяти дней со дня принятия
судом указанного определения.

 Частная
жалоба, представление прокурора на определение суда по административному делу о
помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное
учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина,
подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении могут быть
поданы в течение десяти дней со дня принятия судом указанного определения.

 Частная
жалоба, представление прокурора на определение суда по административному делу
об административном надзоре могут быть поданы в течение десяти дней со дня
принятия судом указанного определения.

 Частная
жалоба, представление прокурора на определение суда по административному делу о
госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую
психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о
продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о
госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в
недобровольном порядке могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия
судом указанного определения.

  Частная
жалоба, представление прокурора на определение суда по административному делу о
психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке или об
отказе в психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном
порядке могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия судом
указанного определения.

 

 Порядок подачи и рассмотрения частной жалобы, представления прокурора.

  Частная
жалоба, представление прокурора подаются и рассматриваются в порядке,
предусмотренном настоящей главой, с изъятиями и особенностями, установленными
настоящей статьей.

  Рассмотрение
частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции,
за исключением определений о приостановлении производства по административному
делу, о прекращении производства по административному делу, об оставлении
административного искового заявления без рассмотрения или об отказе в
удовлетворении административного искового заявления, представления прокурора о
пересмотре судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам,
осуществляется по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, в
порядке упрощенного (письменного) производства без ведения
аудиопротоколирования и протокола в сроки, установленные статьей 305 КАС РФ.

  С учетом
характера и сложности разрешаемого процессуального вопроса, а также доводов
частной жалобы, представления прокурора суд апелляционной инстанции может
вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и
месте рассмотрения частной жалобы, представления прокурора.

 

 
Полномочия суда апелляционной инстанции при рассмотрении частной жалобы,
представления прокурора.

 Суд
апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, представление прокурора,
вправе:

  Оставить
определение суда первой инстанции без изменения, жалобу, представление
прокурора без удовлетворения;

  Отменить
определение суда полностью или в части и разрешить вопрос по существу.

 

 
Законная сила определения суда апелляционной инстанции.

 Определение
суда апелляционной инстанции, вынесенное по частной жалобе, представлению
прокурора, вступает в законную силу со дня его вынесения.

помощь адвоката

                                                тел. 8 908 590 52 56.

sokov-av.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о