Пересчет кадастровой стоимости – Пересчет кадастровой стоимости земельных участков с использованием результатов государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2014 г.

Налог на землю при изменении кадастровой стоимости

Обновление: 21 февраля 2018 г.

Налог на землю рассчитывается исходя из стоимости участка, отраженной в ЕГРН на 1 января года, за который исчисляется налог. В случае изменения кадастровой стоимости для расчета земельного налога важны дата корректировки стоимости и ее основание.

Кто должен платить налог на землю

Порядок расчета и уплаты земельного налога установлены Налоговым кодексом и местным законодательством муниципальных образований.

Налог на землю должны платить юридические и физические лица, которые владеют участками на праве собственности, бессрочного пользования или пожизненного наследования.

Налог для физических лиц, в том числе предпринимателей, рассчитывает налоговый орган. Уплата производится на основании извещения инспекции. Перерасчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости может быть произведен налоговым органом в случае, если человек оспорит кадастровую стоимость участка или будет выявлена техническая ошибка в стоимости, допущенная Росреестром.

Организации самостоятельно обязаны исчислять и уплачивать налог на землю. Кроме того, если иное не предусмотрено местным законодательством, на юридические лица возлагается обязанность по уплате авансовых платежей по налогу, исчисляемых как ¼ от годовой суммы налога. По итогам года организация представляет в инспекцию декларацию по земельному налогу. Изменение кадастровой стоимости для расчета земельного налога учитывается юридическим лицом самостоятельно после отражения такого изменения в ЕГРН.

Как определить стоимость земельного участка по кадастру

Базой для расчета налога является кадастровая стоимость земельного участка, зафиксированная на начало года, за который исчисляется налог. База определяется по каждому участку отдельно.

Кадастровая стоимость – это стоимость участка, установленная в результате оценки стоимости государством или по результатам разрешения споров о стоимости.

В случае образования участка в течение года для расчета налога используется стоимость, указанная в ЕГРН на дату регистрации в Росреестре.

Узнать точную кадастровую стоимость участка позволяет интернет-сайт Росреестра, где сведения предоставляются в режиме онлайн по кадастровому номеру .

Перерасчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости

Изменение стоимости участка, указанной в ЕГРН, в течение года, за который производится расчет налога, не влечет за собой перерасчет налога исходя из новой цены земли. Перерасчет обязательств не осуществляется за предыдущие периоды и за год, в котором изменилась стоимость.

Однако исчисление земельного налога при изменении кадастровой стоимости может быть произведено исходя из новой стоимости в случае:

  • исправления ошибки, носящей технический характер.

Она может быть допущена Росреестром. При корректировке кадастровой стоимости в этом случае налог пересчитывается за все периоды начиная с того, в котором возникла ошибка. Возникшую переплату налога можно вернуть из бюджета или зачесть в счет следующих платежей по налогу на землю;

  • пересмотра стоимости участка судом или комиссией по урегулированию споров.

Может возникнуть ситуация, когда установленная стоимость участка, отраженная в ЕГРН, завышена и не соответствует рыночной цене. В этом случае налогоплательщик имеет право обратиться в суд или комиссию по урегулированию споров с требованием о пересмотре результатов оценки. По итогам действий налогоплательщика кадастровая стоимость земли может быть изменена.

Налог на землю при изменении кадастровой стоимости в этом случае пересчитывается с того налогового периода, в котором налогоплательщик заявил о желании пересмотреть стоимость письменно в суд или комиссию. Скорректированная стоимость применяется в расчетах не ранее чем с даты отражения в реестре новой стоимости участка.

glavkniga.ru

Изменение кадастровой стоимости

Актуально на: 30 августа 2018 г.

Очередные летние поправки в НК РФ привели к изменению правил расчета сразу нескольких налогов в случае изменения кадастровой стоимости имущества (ст. 2 Закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ). Рассмотренный ниже порядок будет применяться для целей расчета налога на имущество организаций – в отношении объектов, с которых налог считается по кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2, п. 5.1 ст. 382 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2019), и налога на имущество физических лиц (п. 2 ст. 403, п. 5.1 ст. 408 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2019). А также земельного налога при изменении кадастровой стоимости земельного участка (п. 1.1 ст. 391, п. 7.1 ст. 396 в ред., действ. с 01.01.2019).

Что изменилось

В НК РФ остались общие нормы о том, что изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода не влияет на налоговую базу в этом и предыдущих налоговых периодах. Вместе с тем, теперь в Кодексе более четко обозначен разный порядок применения измененной кадастровой стоимости (далее также – КС) в зависимости от причины ее изменения.

Так, если причиной послужило изменение количественных или качественных характеристик объекта, то с 01.01.2019 новая кадастровая стоимость учитывается с даты внесения в ЕГРН новых сведений об объекте. Проще говоря, с какой даты новые (изменившиеся) характеристики объекта зарегистрированы, с той и нужно будет применять измененную кадастровую стоимость. То есть в такой ситуации налог будет формироваться из двух частей:

  • первая часть будет определяться как КС до изменения, умноженная на ставку налога и на количество полных месяцев за период с начала года до внесения в ЕГРН изменений, деленная на 12 месяцев;
  • вторая – как КС после изменения, умноженная на ставку налога и на количество полных месяцев за период с даты внесения в ЕГРН изменений до конца года, деленная на 12 месяцев.

Отметим, что сегодня аналогичный порядок применяется при расчете земельного налога (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Другой случай, если причиной изменения КС было:

  • исправление технических ошибок в ЕГРН;
  • исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости и приведших к ее завышению;
  • решение комиссии о рассмотрении споров или решение суда о пересмотре КС из-за недостоверности сведений, на основании которых она изначально была определена.

Тогда новая кадастровая стоимость будет учитываться для целей налогообложения с даты начала применения изменяемой (неверной) кадастровой стоимости. Сегодня же пересмотренная из-за ошибки КС учитывается с того года, когда подано заявление о ее пересмотре.

Таким образом, изменение кадастровой стоимости недвижимости в 2018 году по итогам рассмотрения заявления плательщика, поданного в 2018 году, может быть учтено только в отношении налога, исчисляемого за 2018 год. А если подать такое заявление в 2019 году, то добиться перерасчета можно будет и за более ранние периоды, но в пределах 3 лет. И как следствие, вернуть за эти годы налог. Но только при условии, что на начало 2019 года кадастровая стоимость объекта не будет установлена заново (переоценена).

Также на нашем сайте вы можете узнать о других поправках, касающихся земельного налога, а также налога на имущество физических лиц.

glavkniga.ru

Как пересчитать налог при изменении кадастровой стоимости земли

 

Чем руководствоваться

С какого момента применять новую кадастровую стоимость в случае ее изменения судом или комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости? Вопрос о дате изменения кадастровой стоимости законодательно не урегулирован, отсюда – спорные ситуации.

Какова позиция финансового ведомства на сегодняшний день?

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров в суде или комиссией по рассмотрению споров ( ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ ).
Налоговой базой, согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ, считается кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

По каждому участку налоговая база определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом ( п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ ).
Одновременно следует иметь в виду, что на основании пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Кроме того, корректировка кадастровой стоимости может происходить в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка.

Вместе с тем в действующем законодательстве не прописан правовой механизм, регламентирующий особенности исчисления налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельных участков, произошедшем в течение налогового периода.

Примечание. Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год ( п. 1 ст. 393 Налогового кодекса РФ ).

 

Позиция Минфина

В то же время Президиум ВАС РФ в постановлении от 28 июня 2011 г. № 913/11 указал, что определение судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета этой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Такая обязанность возникает с момента вступления в силу судебного акта по состоянию на дату, указанную в решении суда. При этом изменения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, учитываются при исчислении земельного налога.

Данный подход должен применяться и при изменении в течение налогового периода кадастровой стоимости земельного участка в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования.

Начало применения нового значения зависит от того, на какую дату внесены изменения в государственный кадастр недвижимости.

Если они внесены в течение налогового периода на основании решения суда или комиссии, а также в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, то новая кадастровая стоимость подлежит применению в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором были выполнены такие коррективы.

Однако если изменения в государственный кадастр недвижимости (в части установления кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной) внесены по состоянию на 1 января года, являющегося текущим или предшествующим налоговым периодом, то налог исчисляется исходя из новой стоимости за весь налоговый период, по состоянию на 1 января которого были внесены изменения в кадастр. А также за все последующие налоговые периоды.

Поясним.

Если судебным решением, вступившим в силу, например, 20 июня 2013 года, кадастровая стоимость земельного участка признана на 1 января 2011 года равной рыночной стоимости этого участка и на указанную дату внесена в государственный кадастр недвижимости, то в отношении такого участка нужно пересчитать суммы ранее исчисленного земельного налога за 2011 и 2012 годы.

То есть налогоплательщик вправе пересчитать налог за прошлые периоды и подать уточненные декларации.

Изложенный порядок отражает позицию департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России в отношении применения измененной решением суда или комиссии кадастровой стоимости земельного участка. Она была доведена до Федеральной налоговой службы письмом от 16 июля 2013 г. № 03-05-04-02/27809 , направленным в дополнение к письмам от 3 июня 2013 г. № 03-05-04-02/20217 и от 13 марта 2013 г. № 03-05-04-02/7507 .

Налоговая служба в свою очередь направила указанное письмо Минфина России нижестоящим структурам для сведения и руководства в работе (см. письмо ФНС России от 22 июля 2013 г. № БС[email protected] ).

Добавим: в настоящее время ведется работа по совершенствованию главы 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ, в рамках которой рассмотрят и вопрос о порядке определения налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельных участков в течение налогового периода. Надеемся, что неясности будут устранены.

Важно запомнить. Если по решению суда кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере его рыночной стоимости, то право на перерасчет налога у компании возникает только с даты изменения кадастровой стоимости, указанной в государственном кадастре недвижимости.

Июль 2013 г.



Статьи по теме:

www.pnalog.ru

новые правила решения старых проблем

1.1. Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка: новые правила для старой проблемы в 2016 году.

Тема оспаривания кадастровой стоимости земельных участков остается актуальной на протяжении многих лет.

Столь высокий интерес связан с тем, что кадастровая стоимость земельного участка напрямую определяет размер налоговой базы для исчисления земельного налога к уплате в бюджет, а также в ряде случаев влияет на сумму арендной платы и выкупной стоимости такого земельного участка. Успешное оспаривание кадастровой стоимости земельного участка позволяет уменьшить сумму земельного налога, размер арендной платы и выкупной стоимости земельного участка в несколько раз.

Суть оспаривания кадастровой стоимости земельного участка сводится к установлению данной стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка на основании пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ.

Процедура установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, если не заострять внимание на различных юридических аспектах данной процедуры, предполагает следующий порядок действий:

1. Определение (оценка) размера рыночной стоимости земельного участка с привлечением профессиональных оценщиков. При этом рыночная стоимость земельного участка должна быть определена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

2. Досудебное оспаривание кадастровой стоимости.

В случае, если кадастровая стоимость земельного участка оспаривается юридическим лицом, Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предполагает обязательное досудебное обращение с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Росреестре.

Обращение в комиссию возможно в течение пяти лет с момента внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, но до момента определения новой кадастровой стоимости.

Срок рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости — 1 месяц с даты поступления заявления в комиссию.

Досудебная процедура является обязательной исключительно для юридических лиц. Оспаривание кадастровой стоимости физическими лицами допускается «в обход» данного досудебного обращения, непосредственно в судебном порядке.

3. Обращение с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости в суд.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде по основаниям установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный месячный срок.

С 15 сентября 2015 года вступил в силу новый Федеральный закон — Кодекс административного судопроизводства (далее КАС), глава 25 которого регламентирует процедуру рассмотрения дел по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости.

В соответствии с п. 15 ст. 20 КАС административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в суд города федерального значения, областной суд, верховный суд республики, краевой, суд автономной области и суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ по определению кадастровой стоимости либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость

В нашем регионе данные дела уполномочен рассматривать Кемеровский областной суд.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

По итогам рассмотрения административного искового заявления суд выносит решение, которое вступает в законную силу спустя месяц после изготовления решения в полной форме.

Как правило, к этому моменту орган кадастрового учета уже вносит в государственный кадастр новую кадастровую стоимость самостоятельно.

В случае, если этого не произошло, с момента вступления решения суда в законную силу заявитель вправе обратиться в суд за выдачей исполнительного листа, который сможет предъявить в орган кадастрового учета либо в отдел службы судебных приставов-исполнителей для понуждения органа кадастрового учета к совершению действий по внесению новой кадастровой стоимости в кадастр.


1.2. Кадастровая стоимость и налоги: с какого момента можно применять новую (оспоренную) кадастровую стоимость для целей налогообложения в 2016 году?

До недавнего времени в законодательстве никак не был определен момент, с которого налогоплательщик может использовать измененную кадастровую стоимость в целях определения налоговой базы по земельному налогу.

Решение на этот счет было сформировано сложившейся судебной практикой.

Так, применение рыночной стоимости земельного участка, установленной арбитражным судом или комиссией, в целях исчисления земельного налога допускалось только с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором соответствующее решение вступило в законную силу.

Соответственно, если сроки рассмотрения дела об оспаривании кадастровой стоимости и вступления решения суда в законную силу тянулись достаточно долго, то налогоплательщик мог использовать новую кадастровую стоимость в целях налогообложения лишь спустя год, а то и более продолжительный срок с момента обращения в суд. Инициировав спор в 2012 году, а завершив его в январе 2013 года, налогоплательщик мог применить новую стоимость лишь с 2014 года.

Подобный подход явно противоречил здравому смыслу и интересам налогоплательщика, поскольку ставил его в невыгодные условия по весьма формальным основаниям.

Впрочем, стоит отметить существование иной судебной практики, согласно которой использование новой кадастровой стоимости в целях налогообложения допускалось не в указанном выше порядке, а с квартала, следующего за кварталом, в котором решение об установлении кадастровой стоимости вступило в законную силу. Однако, данный способ осложнен судебным спором с налоговыми органами, которые не признают правомерность перерасчета земельного налога за часть налогового периода, несмотря на то, что кадастровая стоимость земельного участка изменилась еще во втором квартале налогового периода.

Новый подход, сформированный на уровне законодательства, кардинально меняет порядок определения момента, с которого возможно использование кадастровой стоимости земельного участка в целях налогообложения.

Первые изменения в данном вопросе произошли на уровне Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в редакции от 21 июля 2014 года..

Так, согласно пункту 24.20. Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в указанной редакции, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, предусмотренном данным законом для ее оспаривания, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Таким образом, данное нововведение позволяет пересчитать земельный налог, исходя из рыночной стоимости земельного участка, определенной на дату подачи заявления об оспаривании.

Впоследствии данный подход также нашел отражение в Налоговом кодексе РФ, в редакции от 29 декабря 2014 года, действующей с 01 января 2015 года, за исключением отдельных положений.

Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ в указанной редакции, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Данные положения применяются к отношениям, возникшим после 01 января 2015 года.

Таким образом, с 2015 года законодатель позволяет пересчитать земельный налог с 01 января того года в котором было подано заявление в комиссию или суд и исходя из рыночной стоимости земельного участка, определенной на дату подачи определения кадастровой стоимости.

Данные нововведения, безусловно, являются положительными, поскольку новый подход в большей мере отвечает интересам плательщиков земельного налога, является более выгодным в сравнении с подходом, утратившим актуальность.

На заметку налогоплательщику


  • В случае успешного оспаривания кадастровой стоимости земельного участка уточненную налоговую декларацию по земельному налогу следует подавать не ранее момента внесения органом кадастрового учета новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
  • В ходе 2014 года в Кемеровской области была произведена переоценка кадастровой стоимости земель промышленности и иного специального назначения. Результаты этой переоценки были утверждены региональным комитетом по управлению госимуществом и действуют с 01 января 2015 года.
  • В ноябре ноября 2015 года опубликовано решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области. Для расчета земельного налога новые данные будут использовать с 1 января 2016 года.

Из всего этого следует, что для оспаривания кадастровой стоимости земельных участков сейчас самое время. Артем Устинов, юрист компании «ЮрИнвест»:


Для налогоплательщика самые интересные изменения в теме оспаривания кадастровой стоимости связаны с определением момента, с которого плательщик земельного налога может использовать новую кадастровую стоимость земельного участка в целях определения налоговой базы и исчисления сумм земельного налога к уплате.

В этом направлении законодатель пошел навстречу налогоплательщикам. Можно говорить о том, что новые правила определения момента, с которого возможно использование оспоренной кадастровой стоимости в целях налогообложения, улучшают положение налогоплательщика.

Теперь время, затраченное на оспаривание кадастровой стоимости и вступление в законную силу решения об установлении новой кадастровой стоимости, не сможет „отсрочить“ использование новой кадастровой стоимости в целях налогообложения. Налогоплательщики могут быть уверены в своей возможности пересчитать земельный налог с того налогового периода, в котором заявление об оспаривании кадастровой стоимости было подано на рассмотрение в суд или в комиссию при Росреестре, даже если это произошло в конце календарного года.

Тем не менее, стоит отметить, что новые правила, хотя и улучшают положение плательщиков земельного налога, все же не соответствуют в полной мере положениям п. 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ, который устанавливает, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

По моему мнению, принцип экономического основания земельного налога предполагает наличие у налогоплательщика права и реальной возможности пересмотреть налоговые обязательства за весь период, в котором применялась кадастровая стоимость, не соответствующая рыночной.

Иное не позволяет налогоплательщику в полной мере восстановить права, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости».

Если Ваша компания столкнулась с проблемой завышенной кадастровой стоимости, земельный налог либо арендная плата выросли в несколько раз, а выкупная стоимость земельного участка стала далека от рыночной, то мы готовы предложить свои услуги по снижению кадастровой стоимости. Мы готовы оказать правовую поддержку на стадии предварительной оценки реальной рыночной стоимости, рассчитать экономическую выгоду от планируемого снижения, а также сопроводить проект на досудебном (комиссионном) или на судебном этапах.
Будем рады видеть Вас среди наших клиентов. За более подробной информацией Вы может в любой момент обратиться к нашим специалистам. Вы также можете отправить заявку на консультацию непосредственно с нашего сайта.

yurinvest.ru

Владимир Головнев / Пресс-центр / Новости / Как оспорить кадастровую стоимость и вернуть налоги

С 1 января 2019 года изменяются правила оспаривания кадастровой стоимости и излишне удержанных в связи с этим имущественных налогов. С этой даты, как напомнили налоговики, вернуть неправильно исчисленный и даже уплаченный налог в результате неверного определения кадастровой стоимости можно будет за 3 предшествующих года. Памятка ФНС должна помочь налогоплательщикам в этом вопросе.

Что случилось?

Федеральная служба России опубликовала Информацию об оспаривании кадастровой стоимости и возврате неправильного исчиленного налога с 1 января 2019 года. Дело в том, что с этой даты вступает в силу Федеральный закон от 03.08.2018 N 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса РФ». Этот закон меняет порядок расчета имущественных налогов, и теперь налоги по новой кадастровой стоимости в случае ее исправления должны быть пересчитаны со дня внесения сведений об объекте налогообложения в ЕГРН. Поэтому, как считают специалисты ФНС, оспаривать кадастровую стоимость нужно с учетом этих поправок уже сейчас. Ведь по закону перерасчет налога будет возможен, если решение об изменении кадастровой стоимости примут после 31 декабря 2018 года.

Когда подавать заявление об оспаривании кадастрой стоимости

Если налогоплательщик считает, что кадастровая стоимость его мущества определена неверно, он может может оспорить ее, чтобы не переплачивать налог. Для этого потребуется доказать факт неверного определения кадастровой стоимости. Сделать это можно двумя способами:

  • в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
  • в суде (п. 2 статьи 403 НК РФ).

Раньше перерасчет уже оплаченного налога не проводился, затем его делали только за тот налоговый период, когда были внесены изменения в ЕГРН. Но с 1 января 2019 года, если кадастровая стоимость объекта изменится в результате обжалования или исправления ошибки, налог на имущество можно будет вернуть или зачесть за предыдущие годы, в частности, за 3 года, предшествующих исправлению: 2016–2018 годы включительно. Поскольку такой перерасчет будет возможен, только если решение об изменении кадастровой стоимости примут после 31 декабря 2018 года, важно вовремя подать заявление об изменении стоимости. То есть:

  • подать его уже сейчас, до наступления 2019 года;
  • подать его после 1 января 2019 года.

Дело в том, что на момент подачи такого заявления, как отмечают налоговики, влияет план по очередному определению кадастровой стоимости.

Например, если очередная кадастровая оценка недвижимости будет проведена на 1 января 2019 года, с подачей заявления луше поторопиться. Ведь после внесения поправок в ЕГРН оспорить прежнюю, возможно ошибочную кадастровую стоимость, уже не получится, а значит, и вернуть переплаченный за это время налог. Если переоценки объектов в ближайшее время не планируется, можно подать заявление об оспаривании и после наступления нового года. Получить информацию о том, в каких субъектах и по каким видам объектов недвижимости в 2018 году будет проведена государственная кадастровая оценка, можно на официальном сайте Росреестра. По закону государственная кадастровая оценка проводится не чаще, чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую уже была проведена государственная кадастровая оценка. То есть можно ориентироваться и на эту дату.

Как вернуть излишне уплаченный налог

Если после перерасчета кадастровая стоимость окажется меньше той, которая была взята для исчисления налога, можно подавать в свою территориальную инспекцию ФНС заявление о зачете или возврате налога. Сделать это можно не позднее трех лет со дня его уплаты и только за три года, предшествующих году направления ИФНС уведомления с перерасчетом. Следовательно, налоги, переплаченные за 2015 год, у налогоплательщиков вернуть уже не получится.
 

golovnev.ru

Пересчет налога при изменении кадастровой стоимости земли

Источник: журнал «Главбух»

Определение стоимости земли

Для исчисления земельного налога налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

При этом налоговая база определяется в отношении каждого участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ, для установления кадастровой стоимости участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Правила проведения кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства РФ от 08.04.00 № 316. В соответствии с ними оценка земель основывается на их классификации по целевому назначению и виду функционального использования и проводится не реже одного раза в пять лет. Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Росреестра.

Вместе с тем на основании пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости, определенной для данного объекта недвижимости индивидуально.

Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре решается органами исполнительной власти, а при несогласии налогоплательщика с принятым решением — в судебном порядке.

Физические и юридические лица, права и обязанности которых затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность установленного значения и произвольность отказа органов власти в пересмотре кадастровой стоимости участка. Цель этих действий — изменение кадастровой стоимости участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости.

Позиция Минфина

Сославшись на вышеприведенные нормы НК РФ и Земельного кодекса, специалисты финансового ведомства дали следующий ответ

Если суд признал кадастровую стоимость земельного участка, утвержденную субъектом РФ и установленную на начало налогового периода, равной рыночной стоимости, то новая кадастровая стоимость применяется с налогового периода, на начало которого она установлена судебным решением.

При этом финансисты отметили, что, согласно пункту 4 статьи 397 НК РФ, возврат (зачет) излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 Налогового кодекса.

Возможность неоднозначного толкования

Лаконичный ответ Минфина России можно понять по разному.

Налогоплательщик указывает, что в апреле 2012 года решением арбитражного суда кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере, равном его рыночной стоимости определенной по состоянию на 01.01.09.

Из буквального прочтения высказанного чиновниками мнения следует, что кадастровая стоимость применяется с налогового периода, на начало которого она установлена судебным решением, то есть на дату определения самой этой стоимости по итогам оценки. В приведенной ситуации — уже с 2009 года.

Однако, по мнению автора, придерживаться именно такого понимания данного разъяснения небезопасно, так как это вступает в противоречие со сложившейся арбитражной практикой.

Арбитражная практика

Какой же точки зрения придерживаются судьи относительно того, как делать пересчет налога при изменении кдастровой стоимости ?

Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное решением суда, вступившим в законную силу, несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости. Именно поэтому определение рыночной стоимости производится на момент определения кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.

Между тем установление судом указанного несоответствия и вступление соответствующего решения суда в законную силу не означает аннулирование ранее внесенной в государственный кадастр записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Решение суда должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести новую стоимость в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Получается, что, новая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется. Поэтому в рассмотренной ситуации кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением суда в апреле 2012 года равной его рыночной стоимости, не подлежит применению при исчислении организацией земельного налога за 2009-2011 годах. И может быть использована только при расчете налога за 2012 год, то есть с налогового периода в котором указанное судебное решение вступило в силу. К таким выводам пришли, в частности, арбитры, в постановлении ФАС Уральского округа от 13.03.13 № Ф09-3710/12.

Автор считает, что с учетом имеющейся многочисленной арбитражной практики именно так следует трактовать ответ Минфина России. Иными словами принять во внимание, что не совсем точное использование финансистами в письме от 18.04.2013 № 03-05-05-02/13352 терминов, допускает их неоднозначную трактовку.

В поддержку данного вывода можно привести следующие аргументы.

Вопрос о периоде, с которого подлежит применению новая установленная решением суда кадастровая стоимость земельного участки, рассматривался на всех уровнях арбтражных судов, вплоть до Высшего Арбитражного Суда РФ.

И в постановлении Президиума ВАС от 28.06.11 № 913/11 указано конкретно, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Кроме того, в статье 24.20 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.

Суды на местах, используя правовую позицию Президиума ВАС РФ, а также положения Земельного кодекса РФ и закона № 135-ФЗ, приходят к выводу, что действие судебного решения не может распространяться на правоотношения, предшествующие его принятию. Они подчеркивают, что судебный акт может породить правовые последствия, связанные с определением налогооблагаемой базы по земельному налогу только с момента вступления этого решения в законную силу и внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка.

Таким образом, вынесенное решение не является основанием для аннулирования ранее внесенной в государственный кадастр недвижимости записи о кадастровой стоимости земельного участка. По мнению арбитров, датой внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка является дата вступления в силу судебного решения в силу (решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.02.13 по делу № А60-468/2013, определение ВАС РФ от 18.01.13 № ВАС-14371/12).

Сергей Рюмин,

управляющий партнер ООО «КАФ «ИНВЕСТАУДИТТРАСТ»»

otchetonline.ru

Оценка с целью оспаривания кадастровой стоимости

Пересчет кадастровой стоимости земли поможет сэкономить!

 

Неразумно высокая кадастровая стоимость участков является сегодня достаточно распространенной проблемой. Главная причина такой ситуации – расхождения в методологии определения стоимости земли. Известны случаи, в которых кадастровая стоимость участка превышала рыночную, определенную на ту же дату, более чем в 10 раз. В результате, собственник земельного участка вынужден выплачивать налоги исходя из некорректно рассчитанной кадастровой стоимости, которая существенно превышает фактическую рыночную цену аналогичной земли.

В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для определения налога на земельные участки определяется на основе именно кадастровой стоимости. Поэтому в случае неадекватного увеличения кадастровой стоимости  налоговые платежи для землевладельца непомерно вырастают и перестают соответствовать рыночной действительности. Так же складывается ситуация и для арендаторов земли у государства, т.к. арендная ставка в этом случае также зависит от кадастровой стоимости земли.

В соответствии с 66 статьей Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка не может превышать его рыночную стоимость. Рыночную стоимость земельного участка следует определять на основе отчета независимого оценщика.

В случае, если кадастровая стоимость превышает рыночную, то оспорить её можно двумя способами:

  • Оспаривание через комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
  • Оспаривание в суде (или в Арбитражном суде для юридических лиц).

Первый вариант не всегда доступен, т.к. для использования должно пройти не более полугода с момента принятия правительством соответствующего региона решения об утверждении результатов кадастровой переоценки. Во многих субъектах РФ этот срок уже вышел. Так же далеко не в каждом субъекте РФ функционирует такая комиссия. Однако воспользоваться своим законным правом обратиться в суд можно всегда.

Необходимо отметить, что рыночная стоимость земельного участка зачастую может быть ниже его кадастровой стоимости. Это вызвано тем, что при определении кадастровой стоимости посредством умножения площади земельного участка на усредненный удельный показатель по всему кадастровому кварталу не учитываются специфические индивидуальные особенности земельных участков, такие как:

  • правовая история участка;
  • особенности подъезда;
  • обременения и ограничения хозяйственной деятельности на участке;
  • особая значимость объектов недвижимости, расположенных на участке.

Таким образом, в случае если по объективным причинам рыночная стоимость земельного участка ниже его установленной кадастровой стоимости, наиболее эффективным вариантом снижение последней является обращение в суд с приложением отчета независимого оценщика о рыночной стоимости участка.

Высший арбитражный суд сформулировал правовые позиции, обязательные для всех нижестоящих арбитражных судов. Вот их перечень:

1.    Если кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости (значительно превышает ее) это является ни чем иным как нарушением прав землепользователя, который имеет право в судебном порядке оспорить эту стоимость;

2.  Из системного анализа норм законодательства следует, что законодательство как в прежней, так и в ныне действующей редакции допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости;

3. Права владельца земельного участка можно защитить посредством указания в государственном кадастре недвижимости рыночной стоимости земельного участка;

4.   Данная категория споров подлежит рассмотрению по правилам искового производства, а не по правилам главы 24 АПК РФ. Для разрешения вопроса по существу не требуется обжаловать акт государственного органа субъекта РФ, которым утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков, достоверность кадастровой оценки предметом оспаривания в данном случае не является.

5.  Истец обязан доказать действительную рыночную стоимость земельного участка. Суд имеет право назначить экспертизу отчета об определении рыночной стоимости, выполненного по заказу истца.

6.  Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Оспаривание кадастровой стоимости — это реальная возможность:

  • снизить налоговое бремя,
  • снизить арендные платежи,
  • снизить выкупную стоимость участка,
  • снизить плату за снятие запрета на строительство.

Возврат излишне уплаченного налога.

Кадастровая стоимость непосредственно определяет размер земельного налога, арендной платы за землю, арендуемой у государства или муниципалитета, а также стоимость выкупаемой у государства земли.

Что касается возврата ранее уплаченных налоговых платежей, такая практика просто не успела еще сформироваться. Однако представляется, что если решением суда будет изменена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января какого либо прошедшего года, налогоплательщик вправе будет в установленном порядке требовать от налогового органа возврата или зачета излишне уплаченного налога, разумеется, с учетом установленного Налоговым Кодексом трехгодичного срока давности.

Кстати, в этой связи вызывает оптимизм позиция Минфина России, который в недавнее время издал ряд писем, обязательных для применения налоговыми органами на местах. В них сообщается, в частности, что основанием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости обратным числом в связи с утверждением новых результатов кадастровой оценки земель субъектом Российской Федерации будет являться решение суда, которое является основанием для пересчета земельного налога за прошлые периоды.

Порядок действий, если кадастровая стоимость вашего участка превышает рыночную.

  • Обратиться к независимому оценщику для составления отчета об оценке вашего земельного участка.
  • Получить от оценщика не только отчет об оценке, но и положительное заключение экспертизы СРО на этот отчет.
  • Обратиться в суд с исковым заявлением об изменении кадастровой стоимости Вашего земельного участка.

Для установления фактической стоимости участка земли привлекается независимая оценочная компания, которая выполняет оценку земли. Итогом проведенных оценочных мероприятий становится отчет, который официально обосновывает цену объекта и принимает участие в оспаривании кадастровой стоимости земельного участка. Базовым критерием определения рыночной стоимости земли является наличие различных факторов, формирующих  реальную цену, в том числе, на аналогичные участки. Источниками информации выступают печатные средства, данные из печатных источников, статистической службы и органов власти. Узнать реальную кадастровую стоимость участка и оспорить ранее рассчитанную цену поможет профессиональная оценочная организация, которая должна проверить фактическую релевантность исходной информации.

Фирма ООО «Эксперт Консалт» является одной из самых высокопрофессиональных и уважаемых представителей рынка оценочных услуг РСО-Алания.

Неоспоримым преимуществом ООО «Эксперт Консалт» на рынке оценочных услуг являетсяналичие современной материально-технической базы, квалифицированного персонала и многолетнего опыта работы в данной сфере.

Заключения и отчеты наших экспертов-оценщиков принимаются государственными и частными структурами как объективное подтверждение истинной стоимости объекта оценки. Нам доверяют при совершении гражданско-правовых сделок и разрешении судебных споров.

 

Что мы можем предложить Вам, как клиентам?

  • Бесплатная предварительная оценка рыночной стоимости земельного участка с целью определения наличия завышения кадастровой стоимости.
  • Составление отчета об оценке и получение положительного заключения экспертизы СРО на этот отчет в случае экономически оправданных перспектив снижения кадастровой стоимости земли.
  • Консультации и по процедуре оспаривания кадастровой стоимости земельного участка самостоятельно, либо предложение услуг юристов для представления Ваших интересов в суде.

ekonsalt.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *