Положение о приватизации служебных жилых помещений – Об утверждении Положения «О порядке приватизации служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда городского поселения Пересвет», Решение Совета депутатов городского поселения Пересвет Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 27 августа 2015 года №14/7

Содержание

Приватизация служебного жилья — после 1 марта 2018 года, судебная практика, бюджетиниками, закон

Приватизация гражданами муниципального жилья достаточно подробно регламентирована. Но вот особенности приватизации служебного жилья до сих пор вызывают ряд вопросов.

Основания

Основанием для получения в собственность жилья на безвозмездной основе является факт проживания в нем граждан по договору социального найма.

Заключается он с муниципалитетом, которому и принадлежит дом с находящимися в нем квартирами. Однако, в случае со служебным жильем ситуация иная.

Его собственником муниципалитет является далеко не всегда. Да и договор заключается служебного, а не социального найма.

Его принципиальное отличие состоит в том, что жилплощадь предоставляется только на время выполнения служебных обязанностей.

Социальный же найм предполагает:

  • бессрочность;
  • отсутствие целевого назначения жилья.

Статья 4 закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» прямо запрещает передачу в собственность граждан служебных жилых помещений. С другой стороны право решать судьбу недвижимого имущества тот же закон отдает его собственникам.

Иными словами, последнее слово в таком вопросе, как приватизация служебного жилья, остается за его владельцем.

Закон

Начало было положено законом о введение в действие ЖК. В статье 7 имеется норма, согласно которой, правовой режим жилья принадлежащего ГУП, МУП или учреждениям и переданное ими в муниципальную собственность регулируется положениями ЖК о договоре соцнайма.

Это дало возможность жильцам таких квартир обращаться в администрацию для оформления приватизации.

Окончательное решение вопроса о возможности приватизации служебных квартир представлено не в законах, а в постановлениях и разъяснениях Верховного суда, на основании обобщения судебной практики.

Еще в 2006 году было решено, что служебное жилье должно быть зарегистрировано в качестве такового в Росреестре (определение № 35-В 06-12). То есть переведено в специализированный жилой фонд, к которому ст. 92 ЖК РФ относит служебные помещения.

Если же этого сделано не было, то такое жилье считаться служебным не может, следовательно, к нему не применимо положение статьи 4 закона о приватизации, устанавливающие запрет на перевод таких квартир в частную собственность.

Приватизировать их можно, если такое решение будет принято собственником или же эти помещения перейдут в муниципальную собственность.

Кто имеет право?

Право на получение в собственность служебных помещений, если такое решение будет принято их собственником, имеют граждане, занимающие их по договору найма и зарегистрированные в установленном порядке.

То есть субъекты приватизации служебного жилья практически те же, что и муниципального.

Отличие состоит в том, что собственника и жильцов, помимо отношений по договору жилищного найма, связывают еще и трудовые или служебные.

Каждый человек имеет право сделать отказ от приватизации жилого помещения.

Как приватизировать садовый участок в 2018 году? Смотрите тут.

Приватизация служебного жилья после 1 марта 2018 года

Поскольку срок бесплатной приватизации в очередной раз был продлен, то теперь ее окончание предполагается 1 марта 2018 года. Следовательно, приватизация служебного жилья после 1 марта 2018 года происходит на тех же условиях, что и ранее.

То есть приватизация их возможно только по решению собственника о предоставлении такой возможности.

Принудить его к принятию такого решения невозможно, так как согласно статье 9 ГК РФ все могут осуществлять свои права по собственному усмотрению.

Но для того, чтобы работник смог воспользоваться предоставленным ему правом, он должен:

  • проработать в данной организации не менее 10 лет;
  • и такой же срок прожить в предоставленной ему квартире.

Такие рамки установлены в связи с тем, что назначением служебных квартир является не решение жилищных проблем граждан, а интересы работодателей.

Бюджетниками

Для многих работников бюджетной сферы приватизация, пожалуй, единственный способ обзавестись жильем. Но для того, чтобы проделать эту процедуру со служебной квартирой, дом, где она находится, должен быть переведен в муниципальную собственность.

Если это проделано, то приватизация осуществляется в общем порядке, так как такое жилье считается предоставленным на праве социального найма.

Ряд законодателей предложил проект закона, согласно которому право работников бюджетной сферы приватизировать выделенное им из муниципального фонда жилье служебного найма, следует считать бессрочным.

Речь идет о:

  • медиках;
  • педагогах;
  • научных работниках;
  • сотрудниках учреждений культуры и социальной защиты;
  • служащих федеральных служб.

В сельской местности

Устанавливая запрет на приватизацию служебного жилья, статья 4 закона о приватизации делает одно исключение.

Данная норма не касается:

  • жилищного фонда совхозов;
  • приравненных к ним сельскохозяйственных предприятий.

То есть сельские жители вправе требовать предоставления им в собственность занимаемого ими жилья, как переданного в муниципальную собственность, так и находящегося в ведении предприятий. Закон это допускает.

Муниципального

Если служебное жилье, находящееся ранее в собственности предприятий или организаций, было передано на баланс муниципалитета, то свой статус оно утратило.

Следовательно, такие квартиры считаются переданными их жильцам по договору социального найма и никаких препятствий для осуществления их приватизации нет.

К найму такого жилья применимы нормы ЖК РФ и закона о приватизации.

Военнослужащими

Для военнослужащих, решение вопроса о приватизации служебного жилья связан со статусом военного городка, где оно расположено.

Если он является закрытым, то:

  • приватизация невозможна в связи с особым статусом таких образований;
  • жилье придется покинуть после окончания срока службы или перевода в другое место службы.

Во всех прочих случаях Министерство обороны как собственник, а также созданные им структуры, владеющие помещениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, вправе решать вопрос о:

  • выводе квартир из специализированного фонда;
  • передаче их военнослужащим в собственность.

Бывшими членами семьи

Право приватизации служебного жилья принадлежит самому работнику или служащему, кому оно было предоставлено.

Вместе с ним на эту собственность могут претендовать члены его семьи:

Если впоследствии брак будет расторгнут, то оба супруга, как собственники, смогут распоряжаться своей долей.

Если брак расторгается до начала приватизации, то бывший супруг:

  • утрачивает право на пользование служебной квартирой;
  • снимается с регистрационного учета;
  • должен покинуть не принадлежащее ему помещение.

Участвовать в приватизации он не сможет, даже если прожил в данной квартире более 10 лет.

Дети же бывшими родственниками быть не могут, поэтому в течение полугода после выписки могут быть участниками приватизации родительской квартиры.

Порядок действий

Приватизация служебного жилья возможна как в судебном, так и в досудебном порядке.

Для этого потребуется:

  • вывести данную квартиру из числа служебных;
  • передать в муниципальное ведение.

Делается это по согласованию с:

  • руководителем предприятия, которому жилье принадлежит;
  • главой муниципального образования.

Обратиться с заявлением к работодателю о предоставлении жилья в собственность вправе наниматель служебного помещения.

Данное заявление рассматривается и по нему выносится решение. Если оно положительное, то предстоит дальнейшее согласование с муниципальными властями передачи на их баланс служебного жилья и снятия с него такого статуса.

После завершения всех формальных процедур, квартиру можно приватизировать.

Обращение в суд

Добиваться приватизации своей служебной квартиры можно и через суд. Но успеха можно достичь только в том случае, если жилье не было должным образом оформлено как служебное.

Если перевода со специализированного жилья не было, и в Росреестре не произошла регистрация, то суд, скорее всего, примет положительное решение.

Возможно добиться приватизации и в том случае, когда собственник квартиры согласен передать ее городу для дальнейшей приватизации, но муниципалитет не торопится принять решение по этому поводу.

Иск (образец)

Заявление подается в районный суд по месту нахождения служебной квартиры.

Иск адресуется:

  • к работодателю с требованием передать дом на баланс города;
  • на имя главы муниципального образования, с требованием принять передаваемое помещение на баланс города.

Или же в иске следует указать, что, несмотря на то, что данное помещение передано в муниципальный фонд, власти затрудняют его приватизацию.

Здесь можно скачать образец искового заявления о приватизации служебного жилья.

Решение суда

При наличии должных оснований суд вынесет решение в пользу граждан, желающих приватизировать занимаемые ими служебные помещения. Однако суд не будет понуждать собственника к заключению таких договоров. Это было бы нарушением гражданских прав.

Закон о приватизации не содержит положений, допускающих изменение статуса жилых помещений по желанию их жильцов.

Судебная практика

Право собственника самого решать вопрос о возможности приватизации работниками предприятия или организации жилья, предоставленного по договору служебного найма, подтверждает и Конституционный суд.

Свою позицию по этому вопросу он излагает в постановлении от от 30.03.2012.

Здесь представлена судебная практика по вопросу приватизации служебного жилья.

На видео о приватизации служебного жилья

77metrov.ru

Об утверждении Положения о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ростовской области, Постановление Администрации Ростовской области от 26 апреля 2012 года №326

Об утверждении Положения о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ростовской области

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 апреля 2012 года N 326

Об утверждении Положения о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ростовской области  


В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», статьей 7.1 Областного закона от 19.05.2006 N 496-ЗС «О специализированном жилищном фонде Ростовской области» Правительство Ростовской области

постановляет:


1. Утвердить Положение о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ростовской области согласно приложению.

2. Признать утратившими силу:

постановление Администрации Ростовской области от 07.08.2009 N 390 «Об утверждении Положения о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ростовской области»;

постановление Администрации Ростовской области от 09.12.2010 N 360 «О внесении изменения в постановление Администрации Ростовской области от 07.08.2009 N 390».

3. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на руководителей органов исполнительной власти Ростовской области, в подведомственности которых находятся государственные унитарные предприятия Ростовской области или государственные учреждения Ростовской области, имеющие на балансе служебные жилые помещения специализированного жилищного фонда Ростовской области.

Вице-губернатор
Ростовской области
С.И. Горбань


Постановление вносит
министерство жилищно-коммунального
хозяйства Ростовской области

Приложение. Положение о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ростовской области

Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 26 апреля 2012 года N 326

1. Настоящее Положение устанавливает условия приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ростовской области (далее — служебное жилое помещение), а также перечень документов, прилагаемых к заявлению о приватизации служебного жилого помещения и необходимых для принятия решения о его приватизации.

Передача служебного жилого помещения в собственность граждан осуществляется бесплатно.

2. Решение о приватизации служебного жилого помещения принимается органом исполнительной власти Ростовской области, в подведомственности которого находятся государственные унитарные предприятия Ростовской области или государственные учреждения Ростовской области (далее — областные государственные предприятия или учреждения), имеющие на балансе служебные жилые помещения, при наличии следующих условий:

2.1. Замещение гражданином должности государственной гражданской службы Ростовской области не менее 5 лет либо замещение государственной должности Ростовской области не менее 2 лет, либо наличие у гражданина стажа работы в областном государственном предприятии или учреждении, на балансе которого находится служебное жилое помещение, не менее 5 лет.

2.2. Отсутствие у гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи иного жилого помещения в собственности на территории городского округа (муниципального района) по месту расположения служебного жилого помещения.

2.3. Проживание гражданина в занимаемом служебном жилом помещении не менее 2 лет.

2.4. Не реализованное гражданином право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном фонде социального использования.

2.5. Наличие ходатайства руководителя областного государственного предприятия или учреждения, на балансе которого находится служебное жилое помещение, о приватизации служебного жилого помещения с приложением копии документа, подтверждающего право хозяйственного ведения или оперативного управления на служебное жилое помещение, копии технического паспорта и копии решения о включении данного жилого помещения в число служебных.

3. Основанием для принятия решения о приватизации служебного жилого помещения является поданное гражданином в орган исполнительной власти Ростовской области, в подведомственности которого находятся областные государственные предприятия или учреждения, имеющие на балансе служебные жилые помещения (далее — уполномоченный орган), заявление о приватизации занимаемого служебного жилого помещения с приложением следующих документов:

3.1. Копия документа, удостоверяющего личность.

3.2. Копия решения о предоставлении гражданину служебного жилого помещения.

3.3. Документ, подтверждающий, что гражданином ранее не было реализовано право на приватизацию жилого помещения в соответствии с Законом Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

3.4. Копия трудовой книжки.

3.5. Справка о зарегистрированных в занимаемом служебном жилом помещении гражданах, выданная органами регистрационного учета.

3.6. Справка предприятия технической инвентаризации и выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающие отсутствие у гражданина и совместно проживающих членов семьи жилого помещения на праве собственности, выданные не ранее чем за 20 дней до дня подачи заявления.

3.7. Письменное согласие на приватизацию служебного жилого помещения всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

4. В заявлении о приватизации занимаемого служебного жилого помещения должно быть указано лицо (лица), в собственность которого (которых) подлежит передаче указанное жилое помещение.

Служебное жилое помещение может быть передано в общую собственность либо в собственность 1 из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

5. В течение 5 дней после подачи гражданином предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения заявления и документов уполномоченный орган направляет в областное государственное предприятие или учреждение, на балансе которого находится служебное жилое помещение, обращение о выдаче документов, предусмотренных подпунктом 2.5 пункта 2 настоящего Положения, которое подлежит рассмотрению в течение 30 дней.

6. Решение о приватизации или об отказе в приватизации служебного жилого помещения принимается уполномоченным органом в 2-месячный срок со дня подачи гражданином заявления и приложенных к нему документов.

Уполномоченный орган не позднее чем через 5 рабочих дней со дня принятия решения о приватизации или об отказе в приватизации служебного жилого помещения выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю копию такого решения.

7. В случае принятия решения о приватизации служебного жилого помещения уполномоченный орган заключает с гражданином (гражданами), имеющими право на приватизацию, договор безвозмездной передачи служебного жилого помещения в собственность гражданина (граждан). В договор включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным служебным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это служебное жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным служебным жилым помещением.

8. Уполномоченный орган принимает решение о приватизации служебных жилых помещений, занимаемых призерами Олимпийских игр (1-е — 3-е места), чемпионами мира и их тренерами, без соблюдения условий, предусмотренных подпунктами 2.1-2.3 пункта 2 настоящего Положения. При этом документы, предусмотренные подпунктом 3.6 пункта 3 настоящего Положения, не представляются.

Указанные категории граждан обязаны одновременно с подачей заявления о приватизации занимаемого служебного жилого помещения представить документы, подтверждающие статус призеров Олимпийских игр (1-е — 3-е места), чемпионов мира и их тренеров.


Начальник общего отдела
Правительства Ростовской области
М.В. Фишкин

Электронный текст документа подготовлен
изготовителем базы данных и сверен по:
рассылка

docs.cntd.ru

О порядке принятия решений о приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда (с изменениями на 16 мая 2018 года), от 02 сентября 2014 года №247-нд

О порядке принятия решений о приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда

РЕШЕНИЕ

от 2 сентября 2014 года N 247-нд

О порядке принятия решений о приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда

(с изменениями на 16 мая 2018 года)

(в ред. Решений Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 25.09.2014 N 256-нд, от 18.11.2014 N 274-нд, от 26.04.2016 N 412-нд, от 01.08.2017 N 586-нд, от 10.10.2017 N 7-нд, от 28.12.2017 N 27-нд, от 16.05.2018 N 60-нд)

Принято городской Думой
Петропавловск-Камчатского
городского округа
(Решение от 27.08.2014 N 539-р)

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Решения


1. Настоящее Решение о порядке принятия решений о приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда (далее — Решение) разработано в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.03.2012 N 9-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Уставом Петропавловск-Камчатского городского округа и иными муниципальными правовыми актами Петропавловск-Камчатского городского округа и определяет порядок принятия решений о приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда Петропавловск-Камчатского городского округа (далее — городской округ).


2. Решение о приватизации служебного жилого помещения, не закрепленного на праве хозяйственного ведения за предприятием или на праве оперативного управления за учреждением, принимается администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа.


В случае если жилое помещение закреплено на праве хозяйственного ведения за предприятием или на праве оперативного управления за учреждением, решение о приватизации служебного жилого помещения принимается этим предприятием или учреждением (далее — уполномоченный орган) с согласия Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее — Управление). Порядок дачи согласия Управлением уполномоченному органу на принятие последним решения о приватизации служебного жилого помещения устанавливается приказом Управления.


(в ред. Решений Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 01.08.2017 N 586-нд, от 16.05.2018 N 60-нд)

Статья 2. Условия приватизации служебных жилых помещений


1. Право на приватизацию занимаемого служебного жилого помещения имеют следующие граждане профессий, входящих в перечень востребованных профессий в городском округе, установленный в приложении к настоящему Решению, а также муниципальные служащие:


(в ред. Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 25.09.2014 N 256-нд)


1) наниматель служебного жилого помещения (далее — наниматель) и члены его семьи, ранее не реализовавшие право на однократную бесплатную приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда;


2) наниматель и члены его семьи, у которых отсутствуют другие жилые помещения на праве собственности или ином праве;


3) наниматель и члены его семьи, которые в период проживания в служебном жилом помещении не совершали гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к их отчуждению;


4) наниматель, не реализовавший свое право на получение субсидий для приобретения или строительства жилых помещений или не участвовавший в государственных либо муниципальных программах по улучшению жилищных условий.


2. Условиями реализации права на приватизацию являются:


(часть 2 в ред. Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 25.09.2014 N 256-нд)


1) наличие решения (приказа) Управления о признании нанимателя и членов его семьи малоимущими в соответствии с Законом Камчатского края от 04.05.2008 N 53 «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда в Камчатском крае по договорам социального найма»;


(в ред. Решений Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 26.04.2016 N 412-нд, от 16.05.2018 N 60-нд)


2) наличие у нанимателя непрерывного трудового стажа в муниципальных учреждениях, предприятиях городского округа одной отрасли деятельности (и/или государственных учреждениях, предприятиях здравоохранения, расположенных на территории городского округа) не менее 13 лет;


(в ред. Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 01.08.2017 N 586-нд)


3) наличие у нанимателя не менее 8 лет непрерывного трудового стажа в муниципальном учреждении или предприятии (государственном учреждении, предприятии здравоохранения), работником которого является наниматель на дату подачи заявления;


(в ред. Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 01.08.2017 N 586-нд)


4) наличие у гражданина статуса члена семьи умершего нанимателя служебного жилого помещения, имевшего на момент смерти непрерывный стаж работы в муниципальных учреждениях, предприятиях одной отрасли деятельности (и/или государственных учреждениях, предприятиях здравоохранения) на территории городского округа не менее 13 лет и непрерывный стаж работы в одном муниципальном учреждении, предприятии (и/или государственном учреждении, предприятии здравоохранения) не менее 8 лет;


5) проживание гражданина, претендующего на приватизацию служебного жилого помещения, в занимаемом жилом помещении не менее 5 лет;


(в ред. Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 18.11.2014 N 274-нд)


6) наличие у нанимателя непрерывного стажа муниципальной службы в городском округе не менее 8 лет.


(в ред. Решений Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 18.11.2014 N 274-нд, от 01.08.2017 N 586-нд)


7) исключен. — Решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 01.08.2017 N 586-нд.


3. Для реализации права на приватизацию занимаемого служебного жилого помещения достаточно наличия 3 из 6 в совокупности условий, указанных в части 2 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящей части.


Для реализации права на приватизацию служебного жилого помещения, закрепленного на праве оперативного управления (хозяйственного ведения) за муниципальным учреждением (предприятием), помимо условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, дополнительным необходимым условием является наличие решения (ходатайства) трудового коллектива данного учреждения (предприятия) о приватизации служебного жилого помещения.


(часть 3. введена Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 01.08.2017 N 586-нд)


4. В целях настоящего Решения в стаж врача (врача-специалиста станции (отделения) скорой медицинской помощи), определяемый в соответствии с пунктами 2 и 3 части 2 настоящей статьи, включаются срок обучения в клинической ординатуре и период, необходимый для проезда к месту обучения и возвращения из места обучения обратно к месту работы в учреждениях, предприятиях здравоохранения, расположенных на территории городского округа.


(часть 4. введена Решением городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 28.12.2017 N 27-нд)

Статья 3. Порядок принятия решений о приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда


1. В целях получения разрешения на приватизацию наниматель подает подписанное им и всеми совершеннолетними членами семьи заявление о приватизации служебного жилого помещения муниципального жилищного фонда в службу «одного окна» Управления делами администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее — служба «одного окна») или уполномоченный орган, в жилищном фонде которого находится занимаемое нанимателем служебное жилое помещение.


(часть 1 в ред. Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 26.04.2016 N 412-нд)


2. К заявлению о приватизации служебного жилого помещения муниципального жилищного фонда наниматель представляет следующие документы:


1) документы, удостоверяющие личность нанимателя и членов его семьи, копии свидетельств о рождении нанимателя и членов его семьи;


(в ред. Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 01.08.2017 N 586-нд)


2) справку о регистрации по месту жительства (пребывания) нанимателя и членов его семьи с указанием родственных отношений членов семьи по отношению к нанимателю, полученную не ранее, чем за 10 календарных дней до даты подачи заявления в службу «одного окна» или уполномоченный орган;


(в ред. Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 01.08.2017 N 586-нд)


3) договор найма служебного жилого помещения;


4) справку(и) об участии (неучастии) нанимателя и членов его семьи в приватизации жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда из органов технической инвентаризации всех субъектов Российской Федерации, на территориях которых наниматель и члены его семьи были зарегистрированы по месту жительства, начиная с 04.07.1991, в том числе на ранее существовавшие фамилию, имя, отчество в случае их изменения;


(в ред. Решений Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 18.11.2014 N 274-нд, от 01.08.2017 N 586-нд)


5) документы из органов технической инвентаризации всех субъектов Российской Федерации, на территориях которых наниматель и члены его семьи (кроме детей, рожденных после 01.03.2000) были зарегистрированы по месту жительства, подтверждающие наличие либо отсутствие в собственности у нанимателя и членов его семьи объектов недвижимого имущества, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, в том числе на ранее существовавшие фамилию, имя, отчество в случае их изменения;


(в ред. Решений Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 18.11.2014 N 274-нд, от 01.08.2017 N 586-нд)


6) выписку из Единого государственного реестра недвижимости о правах нанимателя и членов его семьи на имеющиеся (имевшиеся) у них объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации, в том числе на ранее существовавшие фамилию, имя, отчество в случае их изменения (при наличии), полученную не ранее, чем за 30 календарных дней до даты подачи заявления в службу «одного окна» или уполномоченный орган;


(в ред. Решений Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 18.11.2014 N 274-нд, от 01.08.2017 N 586-нд)


7) копию трудовой книжки, заверенную отделом кадров организации;


8) справку с места работы (муниципальной службы), подтверждающую трудовой стаж (стаж муниципальной службы), указанный в пунктах 2 — 4 и 6 части 2 статьи 2 настоящего Решения, полученную не ранее, чем за 7 календарных дней до даты подачи заявления в службу «одного окна» или уполномоченный орган;


(в ред. Решений Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 25.09.2014 N 256-нд, от 01.08.2017 N 586-нд)


8.1) для врача (врача-специалиста станции (отделения) скорой медицинской помощи), проходившего обучение в клинической ординатуре — копии документов, подтверждающих срок прохождения обучения в клинической ординатуре и период проезда к месту обучения и возвращения из места обучения обратно к месту работы в учреждениях, предприятиях здравоохранения, расположенных на территории городского округа;


(п. 8.1 введен Решением городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 28.12.2017 N 27-нд)


9) копию свидетельства о смерти лица, которому было предоставлено служебное жилое помещение, и документы, подтверждающие родственные отношения с ним, в случае, установленном пунктом 4 части 2 статьи 2 настоящего Решения.


10) справки о неполучении нанимателем и совершеннолетними членами семьи нанимателя жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) для приобретения или строительства жилых помещений за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и неучастии в государственных программах по улучшению жилищных условий, полученные не ранее, чем за 30 календарных дней до даты подачи заявления в службу «одного окна» или уполномоченный орган в следующих исполнительных органах государственной власти Камчатского края:


(в ред. Решений Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 18.11.2014 N 274-нд, от 01.08.2017 N 586-нд)


— Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края;


— Министерства строительства Камчатского края;


— Министерства образования и молодежной политики Камчатского края;


(в ред. Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 10.10.2017 N 7-нд)


— Министерства здравоохранения Камчатского края (для врачей и врачей-специалистов станции (отделения) скорой медицинской помощи).


2.1 Копии документов, указанных в пунктах 1 — 10 части 2 настоящей статьи, представляются нанимателем вместе с подлинниками данных документов. После проверки соответствия сведений, содержащихся в копиях и подлинниках документов, подлинники возвращаются нанимателю.


3. По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему согласно части 2 настоящей статьи документов Управление или уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня принятия заявления службой «одного окна» или уполномоченным органом выдает нанимателю разрешение на приватизацию либо отказ в приватизации служебного жилого помещения муниципального жилищного фонда.


(в ред. Решений Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 26.04.2016 N 412-нд, от 16.05.2018 N 60-нд)


4. Разрешение на приватизацию служебного жилого помещения муниципального жилищного фонда оформляется постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа либо приказом уполномоченного органа (если служебное жилое помещение находится в жилищном фонде предприятия, за которым закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, или учреждения, в оперативное управление которого передан жилищный фонд) и является основанием для заключения договора передачи в собственность граждан жилых помещений.


5. Основаниями для отказа в приватизации служебного жилого помещения муниципального жилищного фонда являются:


1) непредставление документов, указанных в части 2 настоящей статьи;


2) установление факта недостоверности сведений, содержащихся в представленных нанимателем документах;


3) несоответствие нанимателя требованиям, предусмотренным статьей 2 настоящего Решения;


4) служебное жилое помещение признано непригодным для проживания или многоквартирный дом, в котором находится служебное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу.

Статья 4. Заключительные положения


Настоящее Решение вступает в силу после дня его официального опубликования.

Приложение. Перечень востребованных профессий в петропавловск-камчатском городском округе

Приложение
к Решению городской Думы
Петропавловск-Камчатского
городского округа
от 02.09.2014 N 247-нд
«О порядке принятия решений
о приватизации служебных жилых помещений
муниципального жилищного фонда»

(в ред. Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 25.09.2014 N 256-нд)

1. Учитель (преподаватель)


2. Воспитатель


3. Библиотекарь


4. Инженер (техник)


5. Повар


6. Водитель


7. Научный сотрудник музея


8. Врач


(п. 8 введен Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 25.09.2014 N 256-нд)


9. Врач-специалист станции (отделения) скорой медицинской помощи


(п. 9 введен Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 25.09.2014 N 256-нд)

docs.cntd.ru

Приватизация служебных помещений — Государственное казённое учреждение Московской области

Приватизация служебного жилья является одной из самых актуальных и острых проблем, так как получить его в собственность практически невозможно. Несмотря на запреты, установленные законодательством, при некоторых условиях это все же реально. В судебном порядке, как правило, истцу удается добиться права приватизировать жилье.

Служебное жильеэто жилые дома или квартиры, которые принадлежат конкретной организации или государственному учреждению и предоставляются сотрудникам для временного проживания. С работником заключается договор найма служебного жилого помещения, который не может превышать срок службы сотрудника, указанный в контракте или трудовом договоре.

Таким образом, ведомственное жилье — временное решение проблемы и не дает уверенности, что завтра работника не уволят и не попросят освободить помещение. Более того, служебные квартиры привязывают работника к рабочему месту в конкретной организации в конкретном регионе и ставят человека в полную зависимость от работодателя.

В Жилищном кодексе Российской Федерации не предусмотрена процедура приватизации служебного жилья, а в части 1 статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»[1] закреплено, что служебные квартиры входят в перечень объектов, не подлежащих приватизации. Однако, несмотря на общее правило о запрете приватизации служебного жилья, законодательство Российской Федерации все же допускает определенную свободу действий в этой сфере.

Варианты решения проблемы:

  1. В Законе РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» есть лазейка, а именно: в соответствии с пунктом 2 статьи 4 собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, с согласия собственников могут принять решение о приватизации по собственной инициативе.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 N 9-П[2] вышеуказанная норма признана не противоречащей Конституции РФ и, соответственно, дает право собственнику муниципального жилищного фонда при реализации своего права по основаниям, на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений. Но при условии, что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений в объеме, соответствующем их целевому предназначению.

Так, одним из вариантов решения проблемы приватизации служебного жилья является издание собственником муниципального жилищного фонда нормативного правового акта, касающегося принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений. Основанием для издания такого правового акта является заявление нанимателя служебного жилого помещения либо инициатива собственника муниципального жилищного фонда.

Например, Решение Совета депутатов городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 25.10.2012 N 7/39 (ред. от 30.04.2015) «Об утверждении Положения о порядке приватизации служебных жилых помещений, находящихся в собственности городского поселения Наро-Фоминск»[3]; Решение Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение Воскресенск» Воскресенского муниципального района Московской области от 28.03.2013 N 453/66 (ред. от 13.02.2015) «Об утверждении Положения о порядке приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда городского поселения Воскресенск»[4]; Решение Совета депутатов городского округа Королев Московской области от 15.07.2015 N 134/22 «Об утверждении Положения о приватизации служебных жилых помещений, находящихся в собственности городского округа Королев Московской области»[5].

Однако, положительное решение о приватизации служебного жилья — право, а не обязанность собственников помещений и является скорее исключением, чем правилом.

  1. Можно приватизировать служебное жилое помещение, которое было добровольно передано органам местного управления государственным или муниципальным предприятием, учреждением, например, в связи с ликвидацией или реорганизацией муниципальных унитарных предприятий, государственных унитарных предприятий, либо в связи с отсутствием возможности нести расходы на содержание помещений.

В таком случае жилое помещение утрачивает статус «служебное» и подлежит приватизации как жилье, предоставленное по договору социального найма.

Аналогичной позиции придерживается Верховный Суд РФ: в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года[6] факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в муниципальную собственность, предполагает изменение статуса жилого помещения.

Но даже при такой четкой регламентации органы местного самоуправления не всегда идут навстречу гражданам, и дело приходится решать в суде. Судебная практика в данном случае выступает на стороне граждан.

В судебной практике судов общей юрисдикции также отмечается сравнительное единообразие позиций по этому вопросу:

— Апелляционное определение Московского городского суда от 12.09.2013 по делу N 11-29762[7];

— Апелляционное определение Московского городского суда от 28.08.2013 по делу N 11-27888[8];

— Апелляционное определение Самарского областного суда от 17.06.2013 по делу N 33-5438[9];

— Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 05.06.2013 по делу N 33-1472[10];

— Определение Калужского областного суда от 29.04.2013 по делу N 33-983/2013[11];

— Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14.05.2013 N 5-КГ13-18[12].

Сходные выводы также встречаются в практике арбитражных судов (см., к примеру, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011 N 18АП-5458/2011 по делу N А76-1542/2010[13]).

Следует отметить: если государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие было акционировано или другим способом реорганизовано в коммерческое общество, но свой жилищный фонд по каким-либо причинам не передало муниципалитету либо органы местного самоуправления не приняли его на баланс, проживающие в таком помещении имеют право требовать заключить с ними договор социального найма и в дальнейшем участвовать в приватизации.

Перевод служебного жилья в муниципальную собственность можно осуществить по согласованию с предприятием — собственником служебного помещения, в результате чего собственник подает в органы муниципалитета ходатайство с просьбой взять жилье на баланс в местную администрацию. Такая практика применяется в основном с жилищным фондом, принадлежащим МВД, Минобороны, МЧС и другим силовым структурам.

  1. Даже если служебное жилье не передано в муниципальную собственность, не следует терять надежду. Необходимо проверить законность присвоения статуса служебного жилья, так как наличие штампа в ордере еще не говорит, что квартира является служебной и есть ряд условий, при которых присвоение статуса служебного жилья будет считаться законным.

Условия, необходимые для присвоения помещению статуса «служебное»

Решение о включении квартиры в число служебных должно приниматься уполномоченными органами, осуществляющими управление государственным и муниципальным жилищным фондом, с соблюдением установленных требований и в порядке, который установлен Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду.

Из содержания пункта 3 Постановления Правительства РФ N 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений»[14] следует, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма.

Использовать жилое помещение в качестве служебного можно только после его отнесения к специализированному жилищному фонду.

Решение об отнесении квартиры к числу служебных может быть принято только до предоставления квартиры жильцам.

После принятия решения о присвоении жилому помещению статуса «служебное» данное жилье должно быть зарегистрировано как служебное в установленном порядке в органах государственной регистрации недвижимости.

Следует иметь в виду: ордер с отметкой о том, что данная квартира является служебной, или указание на это в вашем договоре найма не являются доказательством того, что квартира отнесена к служебному жилью.

До 1 марта 2005 года полномочиями по отнесению жилых помещений к служебным были наделены исполкомы районных и городских советов народных депутатов (статья 101 Жилищного кодекса РСФСР[15]; статья 1 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ[16]).

С 1 марта 2005 года полномочиями по включению жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду и по исключению жилых помещений из указанного фонда наделены органы, управляющие государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации; статья 1 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ; пункт 12 Правил[17]; пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2010 N 179[18]).

В связи с этим следует запросить у собственника архивных документов соответствующее решение и ознакомиться с ним.

Кроме того, можно сделать запрос в территориальное подразделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Росреестра)[19] и получить выписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Решение об отнесении квартиры к служебному жилью должно было быть направлено в отделение Росреестра в течение трех дней со дня его принятия (пункт 14 Правил[20]). Данное сообщение носит уведомительный характер и не является юридически значимым для целей придания или непридания квартире статуса служебной, поэтому отсутствие в ЕГРП сведений о присвоении квартире статуса служебного жилого помещения не может свидетельствовать о недействительности его присвоения.

Если в территориальном подразделении Росреестра необходимая информация отсутствует или право собственности на квартиру возникло до 31 января 1998 года и не было впоследствии зарегистрировано в Управлении Росреестра, необходимо обратиться в Департамент городского имущества или — в территориальное подразделение бюро технической инвентаризации.

Если все указанные выше условия соблюдены, можно говорить о том, что квартира законно отнесена к категории служебного жилья.

В случае, если нет возможности приватизировать служебное жилье можно обратиться к положениям части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляющим перечень лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления других жилых помещений. При условии, что данные лица не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семей военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Указанным гражданам предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта.

Приватизация служебной квартиры, несмотря на запреты, установленные законодательством, все же реальна. И в судебном порядке, как правило, удается добиться права приватизировать жилье, если не доказано, что жилое помещение предоставлено нанимателю именно как служебное, а не по договору социального найма.

[1] Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 16.10.2012) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

[2] Постановление Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 N 9-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» Республики Марий Эл» // СПС КонсультантПлюс.

[3] Решение Совета депутатов городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района МО от 25.10.2012 N 7/39 (ред. от 30.04.2015) «Об утверждении Положения о порядке приватизации служебных жилых помещений, находящихся в собственности городского поселения Наро-Фоминск» // СПС КонсультантПлюс.

[4] Решение Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение Воскресенск» Воскресенского муниципального района МО от 28.03.2013 N 453/66 (ред. от 13.02.2015) «Об утверждении Положения о порядке приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда городского поселения Воскресенск» // СПС КонсультантПлюс.

[5] Решение Совета депутатов городского округа Королев МО от 15.07.2015 N 134/22 «Об утверждении Положения о приватизации служебных жилых помещений, находящихся в собственности городского округа Королев Московской области»// СПС КонсультантПлюс.

[6] Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 07.06.2006, 14.06.2006 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года» // СПС КонсультантПлюс.

[7] Апелляционное определение Московского городского суда от 12.09.2013 по делу N 11-29762 При передаче в муниципальную собственность жилых помещений они утрачивают статус служебных, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, и, следовательно, данные жилые помещения могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации. // СПС КонсультантПлюс.

[8] Апелляционное определение Московского городского суда от 28.08.2013 по делу N 11-27888 Иск о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации удовлетворен правомерно, так как при передаче в муниципальную собственность спорные жилые помещения утрачивают статус служебных, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. // СПС КонсультантПлюс.

[9] Апелляционное определение Самарского областного суда от 17.06.2013 по делу N 33-5438 Иск о признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворен, поскольку после передачи спорного жилого помещения в муниципальную собственность, оно утратило статус служебного и к нему применяется правовой режим помещений, предоставляемых по договору социального найма. // СПС КонсультантПлюс.

[10] Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 05.06.2013 по делу N 33-1472 Иск о признании права собственности на жилое помещение удовлетворен правомерно, так как занимаемая истцами квартира была передана в муниципальную собственность, в связи с чем она утратила статус служебного жилого помещения, к которому подлежит применению правовой режим, установленный для жилых помещений, занимаемых по договору социального найма. // СПС КонсультантПлюс.

[11] Определение Калужского областного суда от 29.04.2013 по делу N 33-983/2013 Иск о возложении обязанности по передаче в собственность жилого помещения в порядке приватизации удовлетворен правомерно, поскольку при передаче в муниципальную собственность спорная квартира утратила статус служебной, в связи с этим истец имеет право на приватизацию жилого помещения. // СПС КонсультантПлюс.

[12]Определение Верховного Суда РФ от 14.05.2013 N 5-КГ13-18 Отсутствие решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченными органами этого документа. // СПС КонсультантПлюс.

[13] Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011 N 18АП-5458/2011 по делу N А76-1542/2010 По делу о признании недействительным распоряжения администрации о приватизации служебной квартиры. // СПС КонсультантПлюс.

[14] Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений»// СПС КонсультантПлюс.

[15] «Жилищный кодекс РСФСР» (утв. ВС РСФСР 24.06.1983) (ред. от 20.07.2004) (Утратил силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 29.02.2016) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации») // СПС КонсультантПлюс.

[16] Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 29.02.2016) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»// СПС КонсультантПлюс.

[17] Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений»// СПС КонсультантПлюс.

[18] Постановление Правительства РФ от 25.03.2010 N 179 (ред. от 07.11.2014) «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации»// СПС КонсультантПлюс.

 

[19] Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 (ред. от 29.12.2015) «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (вместе с «Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»)// СПС КонсультантПлюс.

[20] Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений»// СПС КонсультантПлюс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *