Росреестр
Подробнее о новом законе и об изменениях, которые он вносит в сферу правоотношений по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним расскажет Ада Зайдуллина – начальник отдела регистрации прав публично-правовых образований Управления Росреестра по Республике Татарстан.
Какие изменения ждут граждан?
— сокращение сроков регистрации и кадастрового учета;
— экстерриториальная регистрации по всей России;
— появится новый Единый государственный реестр недвижимости;
— значительная часть сведений будет вноситься в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
— уведомление правообладателей о внесении соответствующих изменений;
— у специалистов приема появится возможность отказать заявителю в приеме документов;
Насколько сократятся сроки регистрации и кадастрового учета?
Заявления, поданные с 1 января 2017 года будут рассматриваться в более короткие предельные сроки:
— для кадастрового учета — 5 рабочих дней, вместо 10 рабочих дней
— для регистрации права — 7 рабочих дней, вместо 10 рабочих дней
— в случае одновременного проведения учета и государственной регистрации — 10 рабочих дней, вместо двух сроков по 10 рабочих дней.
Что подразумевается под экстерриториальной регистрацией?
При личном обращении место подачи документов не будет зависеть от места нахождения самого объекта недвижимости, причем в масштабах всей России.
Например, в Татарстане, в любом офисе МФЦ заявители смогут подать заявление на объекты, расположенные за пределами нашего региона, например, на Сахалине или в Калининграде. Сейчас такая возможность существует только для обращений в электронном виде, заверенных электронной цифровой подписью заявителя.
В чем принципиальное отличие Единого государственного реестра недвижимости от ГРП или ГКН?
Сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и сведения Государственного кадастра недвижимости (ГКН) объединятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Сейчас кадастровый учет и регистрация прав- это самостоятельные процедуры. С 1 января вводится понятие единой учетно-регистрационной процедуры.
В связи с этим, скорректирована позиция законодателя в отношении органа, который будет осуществлять эти процедуры. Такими полномочиями наделяется исключительно Росреестр, а также его территориальные органы. Применительно к нашему региону – это Управление Росреестра по Республике Татарстан.
Принципиальное отличие ЕГРН от существующих в настоящее время информационных ресурсов – это ведение его в электронном виде. Альтернатива предусмотрена только для реестровых дел, которые частично будут формироваться из документов на бумажном носителе. Все записи Единого реестра недвижимости будут храниться в надежной электронной базе данных, регулярное резервное копирование которой и высокая степень безопасности повысят уровень защиты сведений. Таким образом, Росреестр укрепляет гарантию зарегистрированных прав, и минимизирует для граждан и предпринимателей риски операций на рынке недвижимости.
Каким образом будут вноситься сведения в ЕГРН?
Значительная часть сведений будет вноситься в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и государственной регистрации документы установлена для органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов.
Например:
— органы местного самоуправления должны направлять документы, если ими принято решение изменении разрешенного использования земельного участка,
— федеральная налоговая служба — информацию об изменении сведений об организациях и индивидуальных предпринимателях;
— суды, наложившие арест, — заверенную копию соответствующего акта;
— нотариусы — сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство с указанием всех содержащихся в нем данных.
Как правообладатели узнают об изменениях, коснувшихся их недвижимости?
При поступлении документов в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр Татарстана будет вносить сведения в ЕГРН и уведомлять правообладателя о внесении соответствующих изменений.
Обращаю внимание, что уведомление правообладателей обеспечивается наличием актуальных контактных данных. В связи с этим, тем заявителям, которые в этом году планируют получать услуги Росреестра, рекомендую при подаче заявления обязательно предоставлять достоверную информацию об адресе электронной почты. Для тех граждан, которые не сделали этого с 1 января 2017 года, законом предусмотрена возможность обратиться с заявлением о внесении сведений о таком адресе без уплаты государственной пошлины. Настоятельно рекомендую воспользоваться этой возможностью.
Подавляющее большинство сведений будет вноситься без участия заявителя. Это, безусловно, позволит улучшить качество государственных услуг, поскольку повысит достоверность сведений и оперативность их внесения, но внесение записей по инициативе заявителя, так называемый заявительный порядок, также сохраниться, но с некоторыми изменениями.
В каких случаях заявителю будет отказано в приеме документов?
Обращаю внимание на еще одно нововведение: у специалистов приема появится совершенно законная возможность отказать заявителю в приеме документов, если не установлена личность заявителя, в том числе не предъявлен документ, удостоверяющий личность, или лицо, представляющее заявление, отказалось предъявить документ, удостоверяющий его личность. Если личность удостоверена, то документы будут приняты. Отказ в приеме документов по-прежнему недопустим.
С 1 января 2017г. расширен также круг оснований для возврата документов без рассмотрения. Документы будут приняты, но рассматриваться не будут и по истечении 5 дней будут возвращены заявителю в неизменном виде в следующих случаях:
— документы на бумажном носителе имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеющие серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание;
— отсутствует информация об уплате государственной пошлины по истечении пяти дней с даты подачи заявления;
— в Едином государственном реестре недвижимости содержится отметка о невозможности государственной регистрации без личного участия собственника, а заявление представлено иным лицом;
— заявление не подписано заявителем в соответствии с законодательством РФ;
— заявление и документы представленные в электронном виде не соответствуют установленному формату.
Если перечисленные основания отсутствуют, то документы будут рассмотрены в установленные Законом сроки.
Также обращаю Ваше внимание что с 1 января 2017 года Кадастровый учет и государственная регистрация права будут подтверждаться единой Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
В заключении хотелось бы отметить, вступление в силу Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» будет способствовать повышению качества оказания государственных услуг и улучшит состояние инвестиционного климата в Российской Федерации в целом.
Управление Росреестра по Республике Татарстан в рамках своих полномочий регулярно будет информировать широкий круг заинтересованных лиц обо всех новейших тенденциях в законодательстве и особенностях их внедрения в гражданский оборот.
Пресс-служба
rosreestr.ru
Росреестр
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» внесены изменения.
Адрес (местоположение):
Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир административное здание администрации МО «Сергиевское сельское поселение». Участок находится примерно в 2660 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: РА, Гиагинский район, с. Сергиевское, ул. Первомайская, 10
Новая запись: 1376999кв.м.
Описание ОНИ: КН: 01:01:3602000:53 Земельный участок. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения — для производства сельскохозяйственной продукции. Площадь: 1317996 кв.м.
Адрес (местоположение):
Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир административное здание администрации МО «Сергиевское сельское поселение». Участок находится примерно в 1600 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: РА, Гиагинский район, с.Сергиевское, ул.Первомайская, 10
новая запись: 1317996кв.м
Описание ОНИ: КН: 01:01:3602000:52 Земельный участок. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения — для производства сельскохозяйственной продукции. Площадь: 1408000 кв.м.
Адрес (местоположение):
Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир административное здание администрации МО «Сергиевское сельское поселение». Участок находится примерно в 2700 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: РА, Гиагинский район, с.Сергиевское, ул.Первомайская, 10
Описание изменения: Внесены изменения в площадь земельного участка .
Новая запись 1400800кв.м.
rosreestr.ru
Внесение изменений в ЕГРН: срок, порядок действий
Кадастровые реестры, которые ведутся государственными органами, могут в порядке, установленном законом, корректироваться. Изучим то, как вносятся изменения в реестр ЕГРН, сведения из которого удостоверяются специальной выпиской, заменившей привычный для многих участников правоотношений в сфере недвижимости документ кадастровый паспорт.
Внесение изменений в кадастровый паспорт квартиры процедура, которая была предусмотрена законодателем до 2017 года. Сейчас действуют другие нормы права, по которым изменения, аналогичные тем, что вносились в кадастр (и отражались в отдельном паспорте), вносятся в другой объект Единый государственный реестр недвижимости. Удостоверяются данные изменения, как и прочие сведения об объектах недвижимости, уже не кадастровым паспортом, а выпиской из ЕГРН. В ней содержатся сведения, которые ранее отражались:
- в кадастровых паспортах;
- в выписках из другого реестра ЕГРП.
Таким образом, в новом документе отражаются как сведения об объекте недвижимости, так и информация о его правообладателях.
Вступление с 2017 года в силу новых норм права, отменивших применение кадастровых паспортов и установивших применение выписок из ЕГРН, предопределило формирование обновленных схем внесения изменений в государственные кадастровые записи. Изменились требования к документам, которые должны предъявляться заинтересованными лицами при внесении изменений в различные реестры (разделы реестров), изменился порядок взаимодействия заинтересованных лиц с государственными органами, отвечающими за регистрацию соответствующих изменений.
ЕГРН очень сложный реестр, и в нем могут отражаться самые разные типы данных. Механизмы, по которым осуществляется внесение изменений в текущие записи, что отражены в соответствующем реестре, во многих случаях несхожи и следование им требует детального изучения норм законодательства различной направленности. Однако, стоит отметить, что законодатель инициировал учреждение ЕГРН в целях ускорения процедур учета объектов недвижимости. Поэтому, в ряде правовых контекстов можно пронаблюдать и упрощение соответствующих процедур.
В целом, по факту вступления в силу положений законодательства, инициировавших внедрение в систему управления кадастром такой ресурс как ЕГРН, появилось 3 базовых механизма внесения корректировок в данный реестр:
- Внесение изменений по факту совершения регламентированной сделки (например, купли-продажи недвижимости). На основании сведений о сделке государственные органы, которые рассматривают их в порядке, определенном законом, вносят изменения в ЕГРН.
- По факту проведения компетентными органами власти и учреждениями прежде всего, на муниципальном уровне, предусмотренных законом регистрационных действий. Например, нотариус, оформивший свидетельство о наследстве, также обязан направить в компетентные органы сведения о новом собственнике на недвижимость, на основании которых будут внесены изменения в ЕГРН.
- По факту направления тем или иным заинтересованным лицом мотивированных возражений касательно регистрационных действий, которые сопровождаются внесением изменений в ЕГРН. В данном случае речь идет о внесении в ЕГРН особой разновидности записи, которая позволяет собственнику, если это будет необходимо, защитить свои права в случае, если с его недвижимостью будут произведены операции без должного уведомления собственника.
К числу правоотношений и обстоятельств, при которых внесение изменений в ЕГРН может потребоваться, можно отнести:
- изменение адреса объекта недвижимости;
- перепланировка квартиры;
- вступление гражданина в права наследования на квартиру (долю в ней).
Изучим то, какие документы заинтересованному лицу могут потребоваться для внесения изменений в ЕГРН в указанных случаях.
Адрес объекта недвижимости характеристика, которая устанавливается в порядке, строго определенном законодательством. Принятие решений об установлении адресов для зданий прерогатива органов власти. Сейчас такие компетенции строго закреплены за муниципалитетами пунктом 6 Правил присвоения адресов, которые утверждены Постановлением Правительства России от 19.11.2014 № 1221.
Крайне маловероятно появление подобных компетенций у рядового гражданина. Но если говорить о возможных действиях органов власти по внесению изменений в адресе того или иного объекта недвижимости, то данные действия предполагается осуществлять в последовательности, установленной пунктами 27-43 Правил, введенных в действие Постановлением № 1221.
Другое дело отражение в ЕГРН сведений о действиях, которые вполне могут быть осуществлены и рядовым собственником жилья. Например о перепланировке объекта недвижимости.
В общих случаях для решения задачи, о которой идет речь, владельцу квартиры нужно будет подготовить:
- заявление установленной формы;
- собственный паспорт;
- свидетельство о праве собственности на жилье;
- свежий технический паспорт на помещение;
- текущую выписку из ЕГРН;
- квитанцию об оплате государственной пошлины.
В каких случаях действия, которые произведены собственником квартиры, могут быть классифицированы как перепланировка (соответственно, как повод вносить изменения в ЕГРН)? К таковым правомерно отнести:
- изменение площади объекта недвижимости, структуры и количества комнат;
- изменение назначения тех или иных помещений;
- выявление ранее не отраженных в кадастровых записях площадей внутри квартиры;
- внесение изменений в конфигурацию отдельных помещений в квартире.
В некоторых случаях указанные документы может потребоваться дополнить:
- решением суда если перепланировка осуществлялась на его основании;
- инженерными, финансовыми документами подтверждающими состав проведенных работ, их сложность и стоимость.
Конкретный перечень документов всегда нужно уточнять в локальном представительстве Росреестра ведомства, в которое собранные документы, собственно, направляются. Во многих российских городах работают Многофункциональные центры имеет смысл обращаться за уточнениями по перечням документов при перепланировке также к специалистам МФЦ, поскольку у них во многих случаях есть достаточный опыт в разрешении типичных вопросов, связанных с регистрацией изменений в ЕГРН.
Как отразить в ЕГРН получение наследства на квартиру или долю в ней?
Если гражданин получил в наследство квартиру или долю в ней, то сведения об этом должны быть внесены в ЕГРН. Часть необходимых действий в таких случаях, как мы отметили выше, осуществляет нотариус.
Но, в предусмотренных законом случаях, определенные действия нужно производить и гражданам. В этих целях в Росреестр напрямую или при посредничестве МФЦ могут предоставляться:
- паспорт;
- свидетельство о собственности на недвижимость;
- свидетельство, удостоверяющее наследство.
Аналогично, для того, чтобы определить, каким должен быть полный комплект документов, следует запрашивать дополнительные консультации в Росреестре или содействующих его работе структурах.
Обычный срок внесения ведомством изменений в ЕГРН, если с поданными документами все в порядке 3 рабочих дня.
noxio.ru
Росреестр
Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного
информационного взаимодействия
С 2017 года вступил в силу новый закон 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон). Важную роль в системе ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) играет межведомственное информационное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с органом регистрации прав.
В соответствии со статьей 32 Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов):
1) об утверждении результатов государственной кадастровой оценки;
2) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка;
3) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, границ территориальных зон;
4) о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение или об утверждении акта приемочной комиссии;
5) об установлении или изменении прохождения Государственной границы Российской Федерации;
6) об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования;
7) об установлении или изменении границ населенного пункта;
8) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий;
9) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории;
10) об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;
11) об установлении или изменении границ охотничьих угодий;
12) об утверждении проекта межевания территории;
13) об установлении или изменении границ территорий опережающего социально-экономического развития;
14) об установлении или изменении границ зон территориального развития в Российской Федерации;
15) об установлении или изменении границ игорных зон;
16) о результатах проведения государственного земельного надзора;
17) об установлении или изменении границ лесничеств, лесопарков;
18) об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования;
19) о принятии акта и (или) заключении договора, предусматривающих предоставление в соответствии с земельным законодательством земельного участка для строительства наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования либо для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования;
20) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Также есть органы, которые обязаны направлять в орган регистрации прав документы для внесения сведений в ЕГРН. Например, это:
— оператор федеральной информационной адресной системы — в течение пяти рабочих дней со дня внесения в такой реестр сведений о присвоении адресов объектам адресации, об изменении или аннулировании адресов объектов адресации;
— орган ЗАГС — сведения о государственной регистрации смерти в срок не более трех рабочих дней со дня составления записи акта гражданского состояния;
— суд в срок не более чем три рабочих дня со дня вступления в силу судебного акта – его копию о признании гражданина ограниченным в дееспособности или признанным недееспособным;
— суд или уполномоченный орган, наложившие арест на недвижимое имущество или установившие запрет на совершение определенных действий либо избравшие залог недвижимого имущества в качестве меры пресечения, в срок не более чем три рабочих дня — заверенную копию акта о наложении ареста, о запрете, а также заверенную копию акта о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства;
— нотариус в течение трех рабочих дней с даты выдачи свидетельства о праве на наследство — информацию о выдаче документа с указанием всех сведений.
В свою очередь орган регистрации прав после представления документов от вышеуказанных ведомств и лиц либо вносит информацию об объектах недвижимости, либо принимает решение о невозможности внесения сведений в ЕГРН, уведомляет правообладателей объектов недвижимости о внесении сведений в ЕГРН.
С.Б.Деспилдей, ведущий специалист-эксперт Кызылского отдела
Управления Росреестра по РТ
rosreestr.ru
Внесение изменений в кадастр Росреестр ЕГРН
Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), Росреестр — это государственная служба регистрации, кадастра и картографии. Возникновение и переход права на объекты недвижимости отображается в реестре ЕГРН и подтверждается соответствующей выпиской. В самой выписке содержится информация подтверждается, что на указанную дату, за определённым в ней лицом зарегистрировано указанное в ней право на основании поименованных в ней документов на описанный объект недвижимости, о чем сделана регистрационная запись под соответствующим номером.
Кадастровый паспорт с 2017 года заменён на выписку из ЕГРН.
Выписка из реестра включает в себя следующие данные:
— кадастровый номер;
— дата присвоения кадастрового номера;
— адрес объекта;
— площадь;
— наименование и назначение объекта;
— номер этажа, при наличии;
— вид жилого помещения;
— кадастровая стоимость;
— виды разрешённого использования;
— правообладатели;
— вид, номер и дата государственной регистрации права;
— документы-основания для регистрации имущественного права;
— ограничение прав, обременение объекта недвижимости или земельного участка;
— сведения о наличии решения изъятия объекта недвижимости для государственных и муниципальных нужд;
— сведения об осуществлении государственной регистрации прав без необходимого в силу закона согласия третьего лица;
— план земельного участка;
— план расположения помещения на поэтажном плане;
— кадастровый план территории.
Любые фактические изменения, производимые или выявленные в процессе эксплуатации подлежат фиксации в Росреестре, в частности, такие изменения как:
— изменение площади недвижимости;
— присоединение или объединение объекта недвижимости;
— выделение площади нежилого помещения или земельного участка;
— перепланировка;
— реконструкция здания;
— изменение конфигурации участка;
— исправление технических ошибок, допущенных при регистрации.
В случае, если не зарегистрировать данные изменения в дальнейшем могут возникнуть проблемы при совершении имущественных сделок и иных действий с данным объектом/земельным участком.
Для внесения необходимых изменений в реестр недвижимости необходимо подготовить и направить в ЕГРН следующие документы :
— заявление установленной формы;
— документ, удостоверяющий личность;
— правоустанавливающие документы;
— технический план с внесёнными изменениями;
— актуальную выписку из ЕГРН;
— квитанцию об оплате государственной пошлины.
Список документов может быть дополнен или уменьшен, в зависимости от необходимых изменений. Сюда могут входить также решения суда о признании законными внесённых изменений, документ о разрешении реконструкции или капремонта, решение местных властей об утверждении проекта переустройства или перепланировки помещения, акт приёмки, подтверждающий соответствие строительных работ нормативно-правовым требованиям.
Для внесения изменений в выписку или постановку на учтёт в ЕГРН мы используем готовый алгоритм, позволяющий нам подготовить необходимый пакет документов в сжатые сроки. Большой опыт взаимодействия с государственными органами позволяет нам с уверенностью обеспечивать стабильно положительные решения в пользу наших клиентов в Росреестре.
www.genpm.ru
Росреестр
14 июня 2018 года в Управлении Росреестра по Новосибирской области состоялась «горячая» телефонная линия по вопросам изменения законодательства о регистрации недвижимости.
На вопросы, связанные с деятельностью Управления по оказанию государственных услуг по предоставлению сведений из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), по внесению в ЕГРН изменений относительно кадастровой стоимости объектов недвижимости ответила начальник отдела правового обеспечения Управления Светлана Валериевна Тарасова.
Вопрос: Куда обратиться и какие документы представлять для изменения размера кадастровой стоимости земельного участка при наличии вступившего в законную силу судебного акта об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости?
Ответ: Согласно п. 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) как дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Внесение изменений о кадастровой стоимости объекта недвижимости в ЕГРН на основании решения суда установлено ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценке) и осуществляется в соответствии с Законом о регистрации.
Статьей 13 Закона о регистрации установлено: внесение изменений в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимости может быть осуществлено как в порядке межведомственного взаимодействия, так и в уведомительном — при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением.
Правила направления документов в порядке межведомственного информационного взаимодействия определены ст. 32 Закона о регистрации.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о регистрации в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган регистрации прав поступают результаты определения кадастровой стоимости от органа государственной власти или органа местного самоуправления, утвердившего в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Обязанность направления судом сведений об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда в порядке межведомственного информационного взаимодействия положениями Закона о регистрации не установлена.
Исходя из смысла указанных норм, внесение изменений о кадастровой стоимости на основании решения суда осуществляется в уведомительном порядке, который предполагает обращение административного истца с заявлением о внесении изменений о кадастровой стоимости в размере рыночной с приложением судебного акта, вступившего в законную силу.
В соответствии с пп. 3 п. 1.1 приказа Росреестра от 18.10.2016 №П/0515 полномочиями по ведению ЕГРН в части загрузки поступивших в уведомительном порядке дополнительных сведений об объекте недвижимости наделено ФГБУ «ФКП Росреестра».
Таким образом, с просьбой о внесении сведений в ЕГРН о кадастровой стоимости земельных участков на основании решения суда следует обращаться в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Новосибирской области по адресу: г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 167, оф. 703.
К заявлению необходимо приложить надлежащим образом заверенную судом копию решения об установлении кадастровой стоимости с отметкой о вступлении в законную силу.
Вопрос: Может ли орган регистрации выдавать копии с подлинного экземпляра выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), подготовленного в форме документа на бумажном носителе, без взимания дополнительной платы за предоставление сведений из ЕГРН?
Ответ: Согласно пункту 31 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968 на основании одного запроса предоставляется один документ, в виде которого предоставляются сведения, содержащиеся в ЕГРН.
В соответствии с пунктом 6 Порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 967 одному запросу должен соответствовать один документ, подтверждающий внесение платы.
Таким образом, внесение платы предусмотрено за выдачу сведений из ЕГРН в виде одного подлинного документа.
Исходя из вышеизложенного, действующее законодательство при предоставлении сведений из ЕГРН регламентирует выдачу одного подлинного экземпляра выписки из ЕГРН на основании одного поступившего от заявителя запроса с приложением документа, подтверждающего внесение соответствующей платы за выдачу сведений из ЕГРН.
Выдача копий с подлинных экземпляров выписок из ЕГРН не предусмотрена указанными нормативными правовыми актами.
Вопрос: Возможно ли получить в Управлении копию судебного акта, на основании которого было зарегистрировано право собственности в ЕГРН?
Ответ: Порядок предоставления сведений из ЕГРН установлен статьей 62 Закона о регистрации.
Согласно части 15 статьи 62 Закона о регистрации правообладателю, его законному представителю, лицу, получившему доверенность от правообладателя или его законного представителя, по их заявлениям выдаются в форме документов на бумажном носителе или электронных образов документов копии договоров и иных документов, которые выражают содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и содержатся в реестровых делах.
В соответствии с пунктом 21 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденным Приказом Министерства экономического развития от 23.12.2015 № 968, органом регистрации прав в соответствии с данным Порядком выдаются сведения, содержащиеся в ЕГРН, в виде копий помещенных в реестровое дело документов, выражающих содержание сделок, на основании которых за собственником объекта недвижимого имущества, владельцем объекта недвижимого имущества на ином вещном праве (далее — правообладатель) согласно записи в ЕГРН на момент подачи ими запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, представленного в соответствии с названным Порядком, зарегистрировано указанное право (предоставляются правообладателю, нотариусу).
Решение суда не является договором или иным документом, который выражает содержание односторонней сделки, совершенной в простой письменной форме.
Согласно пункту 27 Порядка орган регистрации прав направляет заявителю сообщение об отказе в предоставлении запрашиваемых документов по форме, устанавливаемой в соответствии с частью 6 статьи 62 Закона №218-ФЗ, если в реестровом деле отсутствует подлинный экземпляр документа, выражающего содержание сделки, за выдачей копии которого обратился правообладатель, в том числе в случаях, когда подлинник данного документа, выражающего содержание сделки, признан вещественным доказательством и его выемка произведена в установленном федеральным законом порядке.
В соответствии со статьей 21 Закона № 218-ФЗ судебные акты, установившие права на недвижимое имущество, предоставляются в виде копии, заверенной судом. При этом достаточно представления копии судебного акта только в одном экземпляре, который после сканирования при выдаче документов возвращается правообладателю. Следовательно, представленная заявителем копия судебного акта возвращается на выдаче документов и в реестровое дело не помещается.
Таким образом, Закон о регистрации не предусматривает выдачу копии решения суда с копии судебного акта, помещенного в реестровое дело и Управление не вправе выдавать копии судебных актов, так как данный документ не относится к документам, выражающим содержание сделок, и не хранится в реестровом деле в виде подлинника, с которого возможно сделать копию.
Подлинники судебных актов находятся в материалах судебного дела, соответственно выдача данных судебных решений осуществляется судом, в котором хранится подлинный экземпляр указанных документов.
rosreestr.ru