Средства от приватизации муниципальной собственности – 12.17. Источники средств от приватизации государственного и муниципального имущества по формам собственности в 2009 г.

Особенности приватизации муниципальной собственности

Муниципальной собственностью является имущественный комплекс, в который могут входить различного рода сооружения, недвижимое и движимое имущество, инженерные коммуникации. Собственниками подобного имущества выступает муниципалитет, который вправе распоряжаться им.

Процесс приватизации муниципальной собственности урегулирован специальными правовыми актами. Согласно законодательству, приватизации могут подлежать не только жилищные объекты, но и предприятия и целые имущественные комплексы.

Приватизацией квартир является передача их в собственность частному лицу от муниципального образования. Данная процедура бесплатная, но при этом она связана с большими затратами времени для сбора пакета документов. Помимо подготовки довольно большого числа бумаг, понадобится еще согласие на приватизацию всех граждан, зарегистрированных на жилплощади. При наличии несовершеннолетнего жильца потребуется также разрешение из органов опеки. Документы на приватизацию сдаются в территориальный орган власти, наделенный полномочиями регистрировать права собственности. Данное право впоследствии регистрируется в Едином госреестре.

Помимо жилых помещений, приватизации могут быть подвергнуты и унитарные предприятия. Порядок и способы приватизации унитарного предприятия определены законом.

Получение в собственность муниципального предприятия очень сложный и кропотливый процесс.

Понадобится предварительная инвентаризация всего имущественного комплекса и составление акта передачи объектов муниципального фонда в частные руки.

Начальная оценочная стоимость имущества, которое подлежит приватизации, определяется федеральным законом, регламентирующим оценочную деятельность.

На сегодня имеется множество способов приватизации имущества. Одним из самых распространенных способов является перевод муниципального предприятия в статус хозяйственного общества. Это может быть общество с ограниченной ответственностью (ООО) либо акционерное общество (АО).

Акционерное общество, в свою очередь, может быть открытого (ОАО) и закрытого (ЗАО) типа.

Другим способом смены собственника унитарного предприятия является его продажа на аукционах.

При продаже унитарного предприятия объявляется открытый конкурс. Местные органы самоуправления обеспечивают доступ населения к информации о продаваемом объекте, после чего претенденты на приобретение муниципального предприятия могут подать заявку на торги и, собрав необходимый перечень документов, участвовать в них.

Стоит почитать

about-realty.net

35. Порядок и способы приватизации муниципальной собственности.

Один
из способов управления мун имвом, который
позволяет избавляться от нерентабельного
им-ва – это передача гос или мун им-ва
в ч/с – приватизация.

Приватизация
– это передача гос или мун имущества
(земельных участков, промышленных
предприятий, средств транспорта, связи,
массовой информации, зданий, акций и
т.д.) за плету или безвозмездно в
собственность отдельных лиц или
коллективов. Приватизация м иметь
скрытый характер, когда осуществляется
в форме аренды гос или мун имущества на
длительный срок частными лицами или
компаниями. Приватизация м б частичной,
когда распродается, например, только
часть акций. Существует ФЗ от 21.12.2001 г.
«О приватизации государственного и
муниципального имущества». По этому
закону приватизация осуществляется
только по возмездной основе.

Роль
приватизации:

  1. приватизация
    имущества способствует упрочению
    финансовых ресурсов;

  2. органы
    МСУ м избавиться от убыточных предприятий
    или объектов, тем самым сократив расходы
    на финансирование деятельности и
    содержание этих объектов.

Приватизация
– это, по сути, продажа. Продавец имущества
– это собственник, т.е. МО. Но от его
имени выступают органы МСУ. Покупателями
мун им-ва м б любые физ и юр лица. Исключение
составляют гос и мун унитарные предприятия
и учреждения, а также юр лица, в уставном
капитале которых доля РФ, субъектов РФ
и МО превышает 25%. М б установлены
дополнительные ограничения.

Способы
приватизации:

  1. Продажа
    мун имва на аукционе, т.е. право
    приобретения имущества принадлежит
    покупателю, который предложит в ходе
    торгов наиболее высокую цену за
    имущество.

  2. Продажа
    мун имущества посредством публичного
    предложения (осуществляется в случае,
    когда аукцион не состоялся), публичное
    предложение о продаже муниципального
    имущества является публичной офертой,
    устанавливается сниженная цена и цена
    отсечения, т.е. минимальная, по которой
    м б продано имво, после регистрации
    первой заявки прием заявок прекращается.

  3. Продажа
    мун имва без объявления цены (если не
    состоялись первые 2 способа). Претенденты
    направляют свои предложения о цене в
    адрес, указанный в информационном
    сообщении, в случае поступления
    нескольких одинаковых предложений о
    цене, покупателем признается лицо,
    подавшее заявку ранее других.

  4. Продажа
    мун имва на конкурс, т.е. право приобретения
    имущества принадлежит тому покупателю,
    который предложил в ходе конкурса
    наиболее высокую цену при условии
    выполнения таким покупателем условий
    конкурса, которые м предусматривать:

    1. сохранение
      необходимого числа рабочих мест,

    2. переподготовку
      или повышение квалификации работников,

    3. ограничение
      изменения профиля деятельности
      унитарного предприятия или назначения
      отдельных объектов соц-культ или
      ком-быт обслуживания населения.

Условия
конкурса д иметь экономическое
обоснование, сроки исполнения (не более
1 года) и порядок подтверждения победителем
конкурса исполнения таких условий.

  1. Продажа
    акций ОАО по результатам доверительного
    управления. Лицо, заключившее по
    результатам конкурса договор
    доверительного управления акциями
    ОАО, приобретает эти акции в собственность
    после завершения срока доверительного
    управления, в случае исполнения условий
    договора доверительного управления.

  2. Продажа
    акций ОАО на специализированном
    аукционе.

  3. Продажа
    акций ОАО через организатора торговли
    на рынке ценных бумаг.

Все
вышеуказанные способы приватизации
заканчиваются заключением договора
купли-продажи, а перечисленные способы
являются средством выявления покупателей.
Существуют 2 способа и без купли0продажи:

  1. Преобразование
    унитарного предприятия в ОАО. ОАО
    предполагает деление капитала на акции,
    которые постепенно м продавать физ или
    юр лицам.

  2. Внесение
    мун имва в качестве вклада в уставные
    капиталы ОАО.

Объекты
культурного наследия приватизируются
в порядке установленном законом 2001 г.
При условии их обременения обязательствами
по содержанию, сохранению и использованию.

studfiles.net

Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества

Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

1. В статье раскрываются основные признаки приватизации по законодательству Российской Федерации. К ним относятся:

а) принадлежность приватизируемого имущества к государственной или муниципальной собственности. Поэтому не является приватизацией, например, переход кооперативных квартир в домах ЖСК в собственность граждан или акционирование предприятия, созданного потребительским обществом. В таких случаях применяются общие нормы гражданского права;

б) принадлежность покупателя приватизируемых объектов к числу субъектов частной собственности. Поэтому, например, переход государственного или муниципального имущества от одного государственного (муниципального) предприятия к другому приватизацией не является.

В отдельных законодательных актах о приватизации содержатся дополнительные признаки приватизации того или иного имущества. Так, в соответствии со ст. 1 Закона о приватизации обязательным признаком приватизации признается ее возмездность. Это свидетельствует об окончательном завершении государственной политики чековой приватизации, проводимой ранее в соответствии с Указом Президента РФ от 14 августа 1992 г. № 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» (Ведомости РФ, 1992, № 35, ст. 2001).

Напротив, в соответствии со ст. 1 и 11 Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (Ведомости РФ, 1991, № 28, ст. 959; 1993, № 2,

ст. 68) основным признаком приватизации гражданами занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде по-прежнему остается ее безвозмездный характер.

2. В законодательстве о приватизации могут содержаться также дополнительные требования, предъявляемые к покупателям приватизируемых объектов. В частности, согласно ст. 3 Закона о приватизации не могут выступать покупателями государственные и муниципальные унитарные предприятия, включая казенные, государственные и муниципальные учреждения, а также иные юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25%.

Закон о приватизации более не содержит запрета на участие в приватизации хозяйственных обществ (товариществ), в уставном капитале которых доля общественных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов превышает 25%. Но поскольку закон на случаи передачи государственного или муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций не распространяется (ст. 3), сами общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения и иные некоммерческие организации приобретать имущество в порядке, предусмотренном Законом, не вправе (см. также п. 3 информационного письма ВАС РФ от 28 апреля 1997 г. № 13).

3. Коммент. статья устанавливает общее соотношение между гражданским законодательством и законодательством о приватизации. Ее содержание позволяет не только собственнику федерального имущества, но и субъектам РФ, а также муниципальным образованиям самостоятельно передавать его гражданам и юридическим лицам в порядке, предусмотренном законами о приватизации.

На практике это находит выражение в принятии субъектами РФ и муниципальными образованиями собственных программ приватизации принадлежащего им имущества, самостоятельной классификации объектов приватизации, определении сроков их приватизации и т.п.

Вместе с тем согласно п. 5 ст. 4 Закона о приватизации федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные правовые акты Российской Федерации, законы и правовые акты субъектов РФ, а также решения органов местного самоуправления не могут противоречить Закону о приватизации и Государственной программе приватизации, утверждаемой специальным федеральным законом.

Впредь до принятия новой Государственной программы приватизации в части, не противоречащей Закону о приватизации, продолжают действовать Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284, и Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утв. Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535.

4. При совершении сделок в процессе приватизации нормы законов о приватизации имеют приоритет по отношению к общим положениям ГК о порядке приобретения и прекращения права собственности. Следовательно, при оценке законности той или иной сделки нужно прежде всего опираться на законодательство о приватизации. Так, передача государственного или муниципального имущества в виде предприятия, материальных активов действующих и ликвидированных предприятий, долей (паев, акций) государства и муниципальных образований в капитале хозяйственных обществ (товариществ) и т.п. в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о приватизации (Вестник ВАС РФ, 1992, № 1, с. 97).

В соответствии с п. 5 ст. 29 Закона о приватизации осуществление приватизации иными способами, не установленными этим Законом, является основанием для признания сделки недействительной.

На необходимость строгого соблюдения установленного законом порядка передачи жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда в собственность граждан указывается в пп. 3–5, 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Бюллетень ВС РФ, 1993, № 11, с. 2–4).

5. Объектами приватизации по Закону о приватизации могут служить предприятия и их структурные подразделения, акции (паи, вклады) государства и муниципальных образований в капитале хозяйственных обществ (товариществ), материальные активы действующих и ликвидированных предприятий, сданные в аренду объекты нежилого фонда: здания, строения, сооружения, в том числе встроенно-пристроенные, неиспользуемые здания и сооружения и др.

Вместе с тем согласно ст. 3 Закона его действие не распространяется на приватизацию: имущества Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, находящегося в совместной собственности с физическими и юридическими лицами; земли; природных ресурсов; государственного и муниципального жилищного фонда; государственного резерва; государственной и муниципальной собственности, находящейся за пределами Российской Федерации; объектов социального и культурного назначения, а также объектов историко-культурного наследия и природных объектов; на случаи выполнения Российской Федерацией своих обязательств по международным договорам; на случаи передачи государственного и муниципального имущества некоммерческим организациям; на случаи восстановления имущественных прав собственников, их наследников и правопреемников на имущество, которое было национализировано, конфисковано либо изъято другим способом против воли этих лиц в государственную или муниципальную собственность; на отношения, связанные с распоряжением унитарными предприятиями или государственными учреждениями закрепленным за ним имуществом.

Отчуждение указанного имущества, в том числе земельных участков, составляющих единый имущественный комплекс с объектами приватизации (предприятиями, зданиями, сооружениями и т.п.), регулируется другими федеральными законами.

6. В каждом из перечисленных выше случаев приватизации от лица собственника имущества должен выступать соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления (ст. 125 ГК). Так, при проведении приватизации согласно Закону о приватизации такими органами являются ГКИ РФ и соответствующие комитеты по управлению имуществом субъектов РФ. В соответствии со ст. 7 и 8 Закона они создают комиссии по приватизации государственного имущества, принимают решения о приватизации такого имущества, осуществляют преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества и т.д.

В муниципальных образованиях органы по управлению муниципальным имуществом могут создаваться по решению представительных органов местного самоуправления (п. 3 ст. 8).

В соответствии со ст. 10 и 11 Закона продавцами приватизируемого государственного имущества являются специализированные учреждения (в настоящее время фонды имущества) и назначенные ими представители. Органы местного самоуправления назначают продавцов муниципального имущества самостоятельно.

xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о