Обжалование судебных решений по административным делам
Порядок обжалования судебных актов по административным делам
(Извлечение из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)
Статья 30.2. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
2. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.
(в ред. Федерального закона от 25.10.2004 N 126-ФЗ)
3. Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.
4. В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.
5. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
6. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.
(часть шестая введена Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ)
Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
2. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
3. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58 настоящего Кодекса, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений.
(часть третья введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 04.10.2010 N 263-ФЗ)
4. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.
Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5 настоящего Кодекса:
1) вынесенное судьей — в вышестоящий суд;
2) вынесенное коллегиальным органом или судебным приставом-исполнителем — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа или судебного пристава-исполнителя;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 02.10.2007 N 225-ФЗ)
3) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.
1.1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 23.07.2010 N 171-ФЗ)
2. В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.
По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.
3. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
4. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.
Статья 30.9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
2. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд.
3. Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 — 30.8 настоящего Кодекса.
4. Копии решений направляются лицам, указанным в статье 30.8 настоящего Кодекса, в трехдневный срок со дня вынесения решения.
5. Решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано помимо лиц, указанных в части 1 статьи 30.1 настоящего Кодекса, должностным лицом, вынесшим такое постановление.
(часть пятая введена Федеральным законом от 17.07.2009 N 160-ФЗ)
Статья 30.12. Право на обжалование, опротестование в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов
1. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы в порядке надзора лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5 настоящего Кодекса.
2. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы в порядке надзора прокурором.
3. Право принесения протеста в порядке надзора принадлежит прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, — прокурорам военных округов, флотов и приравненным к ним прокурорам, Главному военному прокурору и их заместителям.
Статья 30.13. Суды, рассматривающие в порядке надзора жалобы, протесты на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
1. Жалобы подаются, протесты приносятся в порядке надзора в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, Верховный Суд Российской Федерации.
2. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать в порядке надзора председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместители, Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители, либо по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителей судья Верховного Суда Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 381-ФЗ)
3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в порядке надзора жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на указанное постановление. Указанные постановление и решения рассматриваются Верховным Судом Российской Федерации в случае, если они были рассмотрены в порядке надзора председателями соответствующих верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместителями.
4. Вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений) пересматриваются в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
5. Вступившие в законную силу постановления судьи гарнизонного военного суда по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов пересматриваются в порядке надзора окружными (флотскими) военными судами и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с законодательством о военных судах.
Статья 30.14. Подача жалобы, принесение протеста в порядке надзора
1. В порядке надзора жалоба подается, протест приносится непосредственно в суд надзорной инстанции.
2. Жалоба, протест на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов должны содержать:
1) наименование суда, в который подается жалоба, приносится протест;
2) сведения о лице, подавшем жалобу, прокуроре, принесшем протест;
3) сведения о других участниках производства по делу об административном правонарушении;
4) указание на постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов;
5) доводы лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест, с указанием оснований для пересмотра в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов;
6) перечень материалов, прилагаемых к жалобе, протесту;
7) подпись лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест.
3. К жалобе, протесту должны быть приложены:
1) копия постановления по делу об административном правонарушении;
2) копии решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, если такие решения вынесены;
3) копия документа, которым удостоверяются полномочия законного представителя физического или юридического лица, копия доверенности или выданный соответствующим адвокатским образованием ордер, которыми удостоверяются полномочия защитника, представителя, в случае, если жалоба подписана указанными лицами;
4) копия жалобы, протеста, число которых соответствует числу других участников производства по делу об административном правонарушении, указанных в статьях 25.1 — 25.4, 25.11 настоящего Кодекса.
Адвокат Макаров Вячеслав Геннадьевич
8 495 728 3644
www.makaroff.com
www.makaroff.com
Обжалование решения суда по административному делу по всем нормам
Если стороны не согласны с итогами суда по рассмотрению административного дела, законодательством РФ предусмотрена процедура обжалования судебного решения. Как осуществляется отмена актов областного, мирового, городского, арбитражного и краевого суда.
Порядок обжалования решения суда по административному делу
Если судья по административному делу вынес решение, его можно отменить путём особой процедуры – обжалования. Право каждого гражданина РФ на обжалование решения районного суда по административному делу установлено Кодексом об административном правонарушении. Эта норма применяется к следующему перечню особ:- человек, обвиняемый по административному делу;
- лицо, выступающее потерпевшим по административному делу;
- представитель интересов физического лица;
- представитель интересов юридического лица по делу об административной ответственности;
- представитель одной из сторон;
- адвокат обвиняемого;
- уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
Отметим, что при недееспособности гражданина РФ, его интересы должны представляться законным представителем. Если вынесенное постановление не удовлетворит одну из сторон, его может обжаловать опекун.
Жалоба оформляется юридической организацией/учреждением тогда, когда она имеет права на представительство интересов иного лица по договору или согласно закону.
Обжалование решения областного суда по административному делу
Согласно законодательству РФ любое судебное решение, и даже областного масштаба, подлежит обжалованию, если существует объективная тому причина.
Причём отменить можно и тот акт, который ещё не начал выполняться, и тот, который уже вступил в силу. Но только при условии, что он принимался необъективно, с нарушением прав одного из участников судопроизводства.
Для достижения такой цели потребуется собрать пакет документов. А именно:
- иск, составленный правильным образом и согласно требованиям законодательства РФ;
- копия протокола. Опытные юристы рекомендуют внимательно проверить данный документ, чтобы информация из оригинальна точно совпадала с копиями;
- копия вынесенного судом постановления, если итоги были оглашены на месте.
Обжалование решения мирового суда по административному делу
Эта процедура предусмотрена законодательством РФ и выступает действенным инструментом при попытке защитить права и интересы одной из сторон при судебном разбирательстве. Помимо того, эта норма обеспечивает человеку возможность осуществлять контроль над правильностью мирового суда, уровень компетентности и профессионализма судьи. И при наличии малейших сомнений касательно объективности судьи добиться пересмотра дела.
Основные причины, ввиду которых человек вправе подать протест, таковы:
- нарушение судопроизводства, который установлен законодательным порядком;
- нарушение действующих законов РФ.
Практика показывает, иногда мировые судьи выписывают штрафы, несмотря на то, что срок давности для применения такой меры уже истёк. Вот один из конкретных примеров ситуаций, когда вполне реально добиться отмены решения мирового суда.
Для того чтобы подать иск на обжалование решения мирового судьи, человеку выделяется только 30 суток после момента оглашения вердикта по судопроизводству. Суть в том, что при оглашении судебного постановления подготавливаются только выводы суда, а при последующей передаче дела канцелярии потребуется составить мотивировочную часть. На следующий день после окончания судебного разбирательства и начинается отсчёт 30-дневного срока, за который нужно подать жалобу с прошением пересмотреть дело. Иная процедура возможна только в том случае, когда судья указал другую дату составления окончательного решения. При подобных условиях сроки меняются. Если же должностным лицом, которое реализует правосудие, оглашается иная дата окончательного решения, то временной период изменится.
Обжалование решения городского суда по административному делу
Решение городского судьи реально отменить в органе высшей инстанции. Осуществляется данная процедура в кассационном порядке или в суде надзорной инстанции. Подавать жалобу следует в областной или краевой суд. Но составить документ нужно правильным образом, чтобы он был принят к рассмотрению.
Составленный иск описывает такую информацию:
- наименование органа, куда планируется подать жалобу;
- информация о составителе иска, а также иных участниках процесса;
- информация о вынесенном постановлении;
- причины для отмены итогов судопроизводства.
Подавать такую бумагу с подробным описанием сути прошения потребуется в вышестоящий суд кассационной инстанции через тот городской орган, где было принято обжалуемое решение. Выполнить отмену решения городского суда или отклонить требование составителя иска в праве областной или краевой суд.
Обжалование решения арбитражного суда по административному делу
Добиваться отмены решения можно разными методами. А именно в:- Апелляционном порядке. Является первой ступенью для подачи иска, которая отправляет судопроизводство на пересмотр. Срок, на протяжении которого нужно успеть подать жалобу в суд первой инстанции — 30 суток. Отсчёт начинается от момента вынесения решения. Для судопроизводства, которое реализуется упрощённо, тот срок сокращается до 1 дней.
- Кассационном порядке. Таким образом, оспариваются те постановления арбитражного суда, которые были рассмотрены до того момента в апелляционном суде. Воспользоваться таким правом также можно в том случае, если апелляционный судья отказал человеку в восстановлении прошедшего срока на подачу иска. В кассационном порядке отменяют и апелляционные решения. Сроки для того — 60 дней с момента принятия акта, за которые нужно успеть подать иск в суд первой инстанции.
- Надзорном порядке. Является последним методом пересмотра постановления арбитражного суда. Так, отмене подлежит любой акт, в том числе и апелляционный, и кассационный. Главное, вписаться в сроки подачи жалобы – 90 дней с момента принятия последнего решения судьи. Составитель иска должен направить его в высший судебный орган.
Каждый из описанных методов достижения желаемого имеет свой временной период для предоставления иска, специфику его предоставления соответствующему органу и изучения им. Этот факт важно учитывать в процессе составления документа.
Обжалование решения краевого суда по административному делу
Решение краевого судьи также можно оспорить, для чего потребуется обратиться в кассационную инстанцию с иском, составленным в специализированном формате.
Законодательством чётко оговорено, какая информация должна описываться в таком документе. Установлено также и то, что кассационное судопроизводство должно проходить в стандартном формате, при котором судья рассматривает все предоставленные ему доводы и доказательства, и делает оценку законности принятого решения.
Кассационная жалоба составляется в соответствии с действующими нормами и законами. Она содержит исчерпывающую информацию о деле, которое рассматривается. Потребуется предоставить ссылки на законодательные нормы, определяющие имеющееся нарушение, допущенное при принятии судебного решения. Таким образом, можно повысить свои шансы на положительный исход дела.
gdeadvocat.ru
Срок подачи надзорной жалобы по административному делу
Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию:
8-912-351-26-42
8 (3532) 26-16-01
По существу заданного вопроса сообщаем следующее.
Согласно статье 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (далее по тексту — КоАП РФ) вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы в порядке надзора.
В соответствии со статьей 30.13 КоАП РФ жалобы подаются, протесты приносятся в порядке надзора в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, Верховный Суд Российской Федерации.
По смыслу части 3 статьи 30.13 КоАП РФ Верховный Суд Российской Федерации рассматривает жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на указанное постановление.
Указанные постановление и решения рассматриваются Верховным Судом Российской Федерации в случае, если они были рассмотрены председателями соответствующих верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместителями.
В связи с тем, что в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствует норма, регламентирующая срок обращения в суд надзорной инстанции, следовательно, срок для подачи надзорной жалобы не ограничен.
Дополнительно сообщаем, что согласно части 3 статьи 30.16 КоАП РФ решение по жалобе, протесту выносится не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы, протеста в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.
Для более развернутой консультации, а также оказания юридической помощи рекомендуем Вам обратиться в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко 20В, офис 414, тел.: 8-912-351-26-42.
Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.
advokativlev.ru
Срок обжалования решения суда по административному делу
Как исчисляется срок на обжалование решения по КАС РФ
Как определяется момент окончания срока на обжалование
Последствия пропуска срока обжалования
Восстановление пропущенного срока на обжалование
Основания для восстановления срока на обжалование решения суда по административному делу
Как исчисляется срок на обжалование решения
Общий срок обжалования решения суда составляет:
- в апелляционном порядке, согласно нормам ч. 1 ст. 298 КАС РФ, — 1 месяц;
- в кассационном порядке по п. 2 ст. 318 КАС РФ — 6 месяцев;
- в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам — 3 месяца (см. ч. 2 ст. 333, ч. 1 ст. 346 КАС РФ).
КАС РФ устанавливает и другие сроки на обжалование решений, не вступивших в законную силу, — специальные в зависимости от категории дел (см. ч.ч. 2–6 ст. 298 КАС РФ). Для кассации и надзора, оспаривания по вновь открывшимся обстоятельствам специальных сроков нет.
Если дело рассматривалось в порядке упрощенного (письменного) производства, то действуют другие правила установления сроков на обжалование решения: согласно нормам ст. 294 КАС РФ апелляционная жалоба должна быть направлена в суд не позднее 15 дней с даты получения заявителем копии этого решения.
Течение срока на апелляционное обжалование начинается на следующий день после дня принятия решения суда в окончательной форме (ч. 3 ст. 92 КАС РФ). По нормам ст. 177 КАС РФ решение принимается в день разбирательства.
В сложных случаях суд имеет еще 5 дней на составление мотивированного решения, и течение срока начинается с момента его составления в окончательной форме. Течение 6-месячного срока на кассационное и надзорное обжалование, согласно нормам ч. 2 ст. 318, п. 2 ст. 333 КАС РФ, начинается со дня вступления решения в законную силу. Вопрос начального момента отсчета срока для обжалования «по вновь открывшимся» весьма сложен – он подробно раскрывается в ч. 2 ст. 346 КАС РФ.
Как определяется момент окончания срока на обжалование
Срок обжалования решения по КАС РФ по общему правилу исчисляется месяцами (1, 3, 6 месяцев), а это значит, что он истекает в соответствующее число необходимого месяца. Если окончание этого срока приходится на месяц, который не имеет нужного числа, процессуальный срок истекает в последний календарный день данного месяца (ч. 1 ст. 93 КАС РФ).
Если срок исчисляется днями, то его окончание придется на последний день периода. Исключение, предусмотренное ч. 2 ст. 93 КАС РФ, говорит о том, что если последний день срока оказался нерабочим днем, то датой окончания срока обжалования станет следующий рабочий день.
Действие должно быть совершено до полуночи последнего дня. Если жалоба была сдана на почту до 24:00 по почтовому штемпелю, условие считается соблюденным. Иногда возникает вопрос, можно ли отправлять документы в суд не почтой, а курьерскими службами, будут ли в этом случае соблюдены требования?
В ч. 4 ст. 93 КАС РФ, где описываются возможности направления жалобы, говорится об «организации почтовой связи». Этот термин находит свое определение в законе «О почтовой связи» от 17.07.1999 № 176-ФЗ, где в ст. 9, помимо «Почты России», указаны иные операторы почтовой связи, имеющие лицензию на оказание услуг почтовой связи.
Несоблюдение этого правила может привести к признанию срока пропущенным (см. постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.07.2016 по делу № А56-83265/2015).
Последствия пропуска срока обжалования
Сроки обжалования по КАС РФ могут быть пропущены по различным причинам. В ст. 94 КАС РФ рассматриваются последствия пропуска. Право на рассмотрение жалобы по существу жалобы утрачивается, если она не была направлена до 24:00 последнего дня срока. Дата доставки значения не имеет, проверяться будет момент отправки по почтовому штемпелю. Для кассационной жалобы, которая может быть подана по интернету (ч. 3 ст. 319 КАС РФ), определяющим станет момент завершения передачи по каналам связи.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Апелляционная жалоба, кассационная, надзорная жалоба, которая подается с нарушением срока, возвращается заявителю без рассмотрения, (п. 3 ч. 1 ст. 301, п. 3 ч. 1 ст. 321, п. 3 ч. 1 ст. 325 КАС РФ).
Возврат жалобы оформляется определением, на которое заявитель в случае апелляции вправе направить частную жалобу (ч. 3 ст. 301 КАС РФ). Заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам, несмотря на пропуск срока, не возвращается. Вопросы соблюдения и восстановления срока суд решает в предварительном судебном заседании (ч. 3 ст. 346 КАС РФ).
Если жалоба была подана своевременно, но возвращена заявителю и подается повторно уже с пропуском срока, факт первоначальной своевременной подачи значения не имеет (см. решение Нововятского районного суда г. Кирова от 20.09.2017 по делу № 2-765/2017).
Восстановление пропущенного срока на обжалование решения суда по административному делу
Если право на обжалование утрачено, сторона вправе подать ходатайство о его восстановлении. Ходатайство можно подготовить, изучив статью «Ходатайство о восстановлении пропущенного срока — образец». Заявление о восстановлении пропущенного срока рассматривается по нормам ст. 95 КАС РФ судьей единолично, участники спора не извещаются, и заседание не проводится.
Но Пленум ВС РФ в п. 30 постановления «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ» от 27.09.2016 № 36 (далее — постановление № 36) предоставил судье право с учетом характера и сложности вопроса о восстановлении пропущенного срока на подачу апелляции рассмотреть ходатайство в судебном заседании.
Сложность дела, согласно п. 35 постановления № 36, подтверждается:
- значительным числом участников;
- объединением нескольких требований;
- большим объемом доказательств.
При решении вопроса о восстановлении срока для апелляционного обжалования судья может опираться и на длительность пропуска (см. решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 22.09.2017 по делу № 2А-3986/2017). Восстановление срока подачи кассационной жалобы может быть произведено согласно ч. 3 ст. 318 КАС РФ, только если выявлено одно из 2 обстоятельств:
- срок по уважительной причине пропущен не более чем на 12 месяцев;
- заявитель является лицом, ранее не привлеченным к участию в деле.
Вопросы восстановления срока на подачу надзорной жалобы и заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам освещены соответственно в ч. 3 ст. 333 и ч.ч. 3, 4 ст. 346 КАС РФ.
Основания для восстановления
Судья принимает решение о восстановлении срока в том случае, если сочтет причины его пропуска уважительными (ч. 1 ст. 95 КАС РФ). П. 51 постановления № 36 содержит примеры уважительных причин для пропуска сроков (данный пункт относится к делам об оспаривании судебного приказа, тем не менее иногда применяется расширительно).
Среди данных примеров:
- нарушение правил доставки документов почтой;
- болезнь;
- командировка;
- отпуск.
Очевидно, что эти причины могут применяться только в отношении заявителей — физических лиц. Для юридических лиц суду необходимо будет предложить иные возможные причины, например неукомплектованность штатного состава и большой объем работы (см. решение Мытищинского городского суда Московской области от 17.09.2017 по делу № 2А-4807/2017).
Кроме перечисленных в постановлении № 36 уважительными могут быть признаны любые причины, подтверждающие, что заявитель принимал все меры по направлению жалобы в установленный срок и просрочка произошла без его вины, например по причине закрытия единственного почтового отделения в месте его проживания.
Вопрос о причинах пропуска исследуется судом не формально, а с учетом конкретных обстоятельств дела (см. решение Читинского районного суда от 22.09.2017 по делу № 2А-1528/2017). Судебная практика показывает, что наличие достаточных оснований в большинстве случаев позволяет восстановить срок.
***
Установление законодателем коротких сроков на обжалование решений суда по административным делам вынуждает стороны внимательнее следить за их исчислением и не допускать истечения, которое повлечет за собой погашение права на судебную защиту.
rusjurist.ru
Надзорная жалоба по административному делу в 2018 году
Судебные акты могут быть пересмотрены, в том числе в порядке надзора, если решения нижестоящих судебный инстанций не устраивает заявителя.
Для этого необходимо подать надзорную жалобу. По сути, после рассмотрения надзорной жалобы обращаться уже будет некуда, и изменить или отменить решение уже не получится.
Общие моменты
Нарушения, допущенные при вынесении постановления по административному делу, позволяют обжаловать его, обратившись в соответствующие судебные инстанции.
Если подача апелляционной и кассационной жалобы не смогла повлиять на решение, то есть еще один способ защиты нарушенных прав и интересов — подача надзорной жалобы.
Подать такое обращение законодательство позволяет любому участнику дела, который настаивает на том, что постановление или другие судебные акты в ходе разбирательства были вынесены с нарушением действующих нормативно-правовых актов.
Также правом подачи надзорной жалобы обладает и любое лицо, чьи права и интересы оказались нарушены в результате решения.
После надзорной жалобы решение будет окончательным, обжаловать его будет просто некуда.
Обращение в международные организации обычно невозможно или крайне затруднено, а результат, который оно может принести, в большинстве случаев, стремится к нулю.
Соответственно уделить составлению заявления нужно особое внимание. Обычно оно гораздо шире и объемней, чем при подаче кассационной жалобы.
По возможности составлять надзорную жалобу должен профессиональный юрист, имеющий опыт участия в судебных разбирательствах.
Каждое дело имеет свои индивидуальные особенности, и их следует обязательно учитывать при подготовке заявления, иначе результат будет отрицательным и последняя возможность защитить нарушенные права и интересы окажется упущенной.
Важно! Надзорная жалоба подается только на уже вступившие в законную силу постановления или другие судебные акты.
Законодательная база
Возможность подать надзорную жалобу по административному делу прямо прописана в КАС РФ, в этом же нормативно-правовом акте описывается порядок ее подачи, а также основные требования, предъявляемые к документу и другие важные моменты.
Дополнительно следует изучить нормы ФКЗ «О Верховном суде» и прочие нормативно-правовые акты, которые имеют отношение к конкретной ситуации.
Важно! Законодательство допускает повторную жалобу по тому же делу, но только при условии, что она имеет другие основания.
Такое ограничение позволяет если не избежать злоупотребления правом, то хотя бы ограничить его до разумных пределов.
В каких случаях подают
Надзорная жалоба должна быть обоснованной, иначе она не будет рассматриваться, да и просто иметь смысла.
Рассмотрим, в каких случаях имеет смысл писать и подавать надзорную жалобу по административному делу:
Были рассмотрены не все доказательства по делу | например, суд неправомочно отказал в удовлетворении ходатайства об истребовании документов |
Суд не стал изучать | некоторые из обстоятельств дела |
В ходе судебного разбирательства | и при принятии решения были нарушены нормы действующего законодательства |
При принятии решения оно было основано на доказательствах | которые оказались ложными или ошибочными |
Показания свидетелей, на которые опирался суд при вынесении решения | были ложными. Этот момент должен быть доказан |
Постановление было вынесено, исходя только из позиции должностных лиц | т.е. суд считал виновность бесспорной |
Возможны и другие ситуации, когда надзорная жалоба будет обоснована и после изучения обстоятельств, инстанция примет решение рассмотреть ее в установленном порядке.
Видео: обжалование судебных решений
Образец надзорной жалобы по административному делу
Образец надзорной жалобы по делу об административном правонарушении можно скачать здесь.
Его вполне можно использовать в качестве своеобразного шаблона. Это позволит избежать досадных мелких ошибок и неточностей, из-за чего могут отказать в рассмотрении.
Это не означает, что достаточно только внести свои данные в шаблон и можно уже направлять заявление.
Надо уделить должное внимание подготовке документа, подробно и точно изложить суть обращения и описать конкретно свои требования. Иначе результата от подачи надзорной жалобы добиться не получится.
Лучше обращаться к профессиональным юристам, ведь от правильности применения тех или иных законодательных норм при составлении жалобы может зависеть, какую позицию займет в итоге надзорная инстанция при ее рассмотрении и принятии решения.
В Верховный суд
Подается первоначально надзорная жалоба по административному делу в областной суд.
Если разбирательство не привело к желаемым результатам, то следующее обращение должно быть направлено уже в Верховный.
Нужно понимать, что с каждой инстанцией шансы на пересмотр решения уменьшаются. Очень редко ошибки допускаются не только на первом этапе разбирательства по делу, но и при рассмотрении жалоб.
Однако возможность подачи жалобы в Верховный суд закреплена законодательно и принять составленное по всем правилам заявление обязаны.
Но нужно потратить не мало сил, чтобы правильно составить жалобу и привести все необходимые основания.
Если в собственных силах есть сомнения, то стоит обратиться за консультацией к юристу. Только после полного анализа ситуации профессионалом по ней имеет смысл готовить заявление.
Как составить
Регламентированных форм для подачи надзорных жалоб законодательством не установлено.
Это значит, что составлять ее можно в свободной форме, однако закон, достаточно четко описывает, какая информация должна содержаться в надзорной жалобе. Отсутствие ее приведет к отказу в рассмотрении.
Надо обязательно указать в надзорной жалобе:
Судебный орган | в который направляется заявление |
Данные заявителя | а также всех участников дела |
Реквизиты оспариваемых судебных решений | и иных актов |
Основания для рассмотрения жалобы | например, нарушение судами предыдущих инстанций норм процессуального или материального права |
Список приложений | -«- |
Дата составления | и подпись заявителя |
Используя шаблон можно существенно сократить возможные неточности и ошибки технического характера при самостоятельной подготовке претензии.
Сроки подачи
По административным делам нет ограничений в сроках подачи надзорной жалобы.
Это означает, что подать ее можно в любой момент после вступления в законную силу соответствующего постановления, при условии установленного законодательством порядка обращения.
Но желательно не откладывать подачу жалобы в долгий ящик, чем раньше будет подано обращение, тем быстрее будут устранены допущенные нарушения прав и интересов.
Время рассмотрения
Законодательство дает право судье, принявшему жалобу к рассмотрению, истребовать и проверить все дело об административном правонарушении на соответствие соблюдения норм законодательства. Но он не обязан это делать.
В зависимости от того, истребовалось или нет дело при рассмотрении жалобы, будет зависеть установленный законом срок для ее рассмотрения.
Приведем эту информацию в следующей таблице:
Истребовалось ли дело | Да | Нет |
Срок рассмотрения надзорной жалобы | 1 месяц с момента поступления дела в суд | 2 месяца с момента поступления жалобы |
Правила для обращения
Нужно обязательно соблюдать очередность подачи надзорной жалобы, т.е. предварительно надо пройти процедуры рассмотрения апелляционной и кассационной жалоб и лишь затем, подавать надзорную.
Существуют также некоторые правила, которых обязательно надо придерживаться при подготовке обращения:
Обязательно указывайте свои данные и подписывайте жалобу | Отсутствие Ф.И.О или адреса заявителя, а также подписи нередко становится причиной для отказа в рассмотрении |
Четкое описание оснований | В жалобе не должно содержаться лишних эмоций, а все основания должны быть изложены в логической последовательности, позволяющей четко и быстро понять суть претензий заявителя к решениям предыдущих инстанций |
Конкретизируйте требования | Всегда ставьте конкретное требование в просительной части обращения – отменить или изменить решение и т. д. |
По возможности указывайте ссылки на нарушенные нормы законодательства | Это не обязательно, но существенно упрощает проверку оснований |
Подтверждайте документами все обстоятельства и факт | Исходя из доказательств, в виде документов, суду будет проще принять решение по конкретной жалобе |
Какие документы нужно приложить
Надзорная жалоба обязательно должна сопровождаться комплектом приложенных документов, как и другие виды обращений.
С каждой инстанцией этот пакет лишь увеличивается и в итоге может оказаться весьма объемным.
Обязательно надо приложить к надзорной жалобе по административному делу:
Копии жалобы | и всех приложенных документов по числу участников дела |
Заверенные копии судебных решений | вынесенных нижестоящими инстанциями, а также различных постановлений, определений и других актов, касающихся дела |
Доверенность | на представителя |
Надзорная жалоба далеко не часто используется в качестве инструмента защиты нарушенных прав и интересов, решениями по административным делам.
Во многом это связано с сомнением в собственных силах возможных заявителей, но при необходимости эту проблему можно решить, обратившись за помощью к профессиональным юристам.
yurday.ru
Надзорная жалоба по административному делу
Добавлено в закладки: 0
Судебное решение касательно административного дела можно оспорить с помощью надзорной жалобы.
Такую возможность предоставляет законодательство, оспорить судебное постановление, уже после его вступления в силу и при этом законом не установлены ограничения по времени не позволяющим подавать жалобу позднее отведённого срока. Однако так было не всегда, ранее до того как приобрели законную силу изменения админ кодекса, этот срок равнялся 90 дням с момента вступления в силу судебного решения. Однако сейчас законом не устанавливаются границы для подачи жалобы. Поэтому не зависимо от того когда была подана жалоба, она должна быть принята, так как законодательство не ограничивает ее подачу. Надзорная жалоба не подвержена облажению государственного сбора. Однако есть одно важное условие, которое должно быть соблюдено. Если надзорная жалоба уже подавалась и рассматривалась по этому делу в один из органов надзора, повторно ее подавать уже нельзя.
Ситуации, которые требуют надзорного рассмотрения
Когда судебная инстанция не рассмотрела все доказательства, всесторонне рассматривая дело. Возможно также, что суд не рассмотрел как следует доказательную базу или же были нарушены законы в самом процессе рассмотрения дела.
Ещё одна ситуация – когда нет доказательств вины или же она не надлежащим образом доказана. Если есть хоть какие то сомнения в выдвигаемых обвинениях это уже по сути является причиной подать надзорную жалобу.
Если нельзя доказать на самом ли деле происходили события в которых обвиняется гражданское лицо, или если эти доказательства являются косвенными. Тем более это касается ситуаций в которых можно столкнуться с ложными обвинениями, оспорить их можно в обязательно порядке.
Если вердикт суда выносится только основываясь на некоторых решениях чиновников или они опирались на безусловную виновность гражданина, то такое судебное решение также можно оспорить.
Если неправильно выполнены некоторые законные условия, которые касаются поданного прошения, действий и процесса суда.
Как составить надзорную жалобу
Для составления надзорной жалобы по админ делам стоит помнить о некоторых моментах. Во-первых, стоит обратить внимание на само содержание жалобы. В этом вопросе было бы разумно проконсультироваться с профессионалами. В случае если не придерживаться установленных законом правил для оформления жалобы суд может даже не начать рассматривать дело связанное с ней а сразу вернуть его заявителю.
Для того чтобы жалобу рассмотрели она должна иметь в себе:
- Информацию о подающем жалобу лице;
- Информацию о судебной инстанции, которая займётся рассмотрением надзорной жалобы;
- Ссылка на судебные инстанции, которые уже занимались рассмотрением данного дела;
- Информация о всех лицах задействованных в этом процессе;
- Прошение лица подавшего жалобу пересмотреть дело или даже отменить вынесенный вердикт. В этой составной части жалобы необходимо ссылаться на затрагиваемые статьи закона.
Также важно не упускать из виду главную цель жалобы, а также доводы которые используются для доказательства собственной правоты.
Скрепляется жалоба подписью заявителя. Также к самой жалобе прилагаются дополнительные документы, касающиеся дела а также перечень этих самых бумаг.
Приложения к жалобе:
- вердикт по админ правонарушению;
- решения принятые при рассмотрении жалоб по этому делу;
- ксерокопии самой жалобы, которых должно быть столько, сколько участников процесса по данному делу
Термин для рассмотрения жалобы обозначенный законодательством равняется 2 месяцам с момента ее принятия в судебной инстанции. В случае когда истребуется административное дело срок рассмотрения сокращается до 1 месяца с момента получения ее судом. Суд при этом должен постановить определение о принятии жалобы к рассмотрению.
Образец конечно поможет вам составить надзорную жалобу, однако одного его будет недостаточно. Необходимо не только хорошо разбираться в законодательстве, но и четко понимать, как были нарушены права или было искревленному правосудие. Решения по надзорной жалобе не подлежит оспариванию, потому каким бы оно ни было придется с ним смириться.
Надзорные жалобы рассматриваются в таких судебных инстанциях как областные, краевые суды, суды автономных округов и в Верховном Суде РФ.
Надзорные жалобы существуют с той целью, чтобы предоставить возможность обжаловать ууже принятое решение по административному делу, а также оспаривать уже рассмотренную жалобу по этому делу.
Жалоба направляется в надзорную судебную инстанцию. Если после подачи жалобы инициируется ее рассмотрение то судом выносится такое определение и все остальные лица, которых затрагивает данное дело должны быть поставлены в известность.
Законодательство об административных правонарушениях не оговаривает термин подачи жалобы, нет в нем статьи, которая бы четко освещала данный вопрос. Поэтому вам не имеют право отказать мотивируя это пропущенным сроком подачи.
Образец надзорной жалобы по административному делу
Скачать образец надзорной жалобы по административному делу в формате .doc
biznes-prost.ru
Обжалование вступивших в силу постановлений по делам об АП
Коллеги, доброго времени суток! Столкнулся я впервые с таким моментом за много лет моей практики и не знаю, как правильно поступить. Или может действительно я не прав?
Ситуация следующая — гос. орган привлек ООО к административной ответственности, вынес постановление. Данное постановление пролежало в ООО почти месяц, так как директор думал, что срок на его обжалование составляет 1 месяц с даты получения, а не 10 суток, затем директор самостоятельно составил жалобу на не вступившее в силу постановление и направил ее в районный суд. Суд, естественно, отказал в принятии жалобы по причине пропуска срока на обжалование и, соответственно, постановление является вступившим в законную силу. После этого обратились ко мне за помощью.
Я, в соответствии с ч. 2 ст. 30.13 КоАП, составил жалобу на вступившее в силу постановление и направил ее в областной суд, однако сегодня получил уведомление о возвращении жалобы без рассмотрения, в котором областной суд указал, что ранее постановление обжаловалось в районный суд, который оставил жалобу без рассмотрения в связи с пропуском срока, в связи с чем в областном суде может быть обжаловано только определение районного суда об оставлении жалобы без рассмотрения, но не само постановление. При этом, областной суд сослался на положения ст. ст. 30.1, 30.2 КоАП, которые регламентируют обжалование не вступивших в силу постановлений.
Я позвонил в областной суд помощнику зам. председателя, который указан исполнителем этого письма, чтобы уточнить причины. В разговоре он мне сказал, что областной суд не вправе рассматривать жалобы на вступившие в силу постановления по делам об АП, если они не были предметом рассмотрения районного суда. Соответственно, для того, чтобы областной суд рассмотрел дело, ООО надо вновь подать жалобу на не вступившее в силу постановление, приложить к нему ходатайство о восстановлении пропущенного срока и только по итогам рассмотрения жалобы можно обращаться в областной суд. А если же районный суд откажет в восстановлении пропущенного срока, то нужно обращаться в областной суд с жалобой на это определение об отказе в восстановлении пропущенного срока, но не на само постановление. Если областной суд оставит данное определение в силе, то нужно его обжаловать в вышестоящий суд и так далее. На мой вопрос, как же тогда трактовать положение ч. 2 ст. 30.13 КоАП
Вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении правомочны пересматривать председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, судов автономной области и автономных округов или их заместители, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители либо по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителей судья Верховного Суда Российской Федерации.
мне ответили, что в КоАПе имеется в виду только вступившее в законную силу постановление суда, а не гос. органа. И что пока нижестоящий суд не примет решение по делу, областной суд не имеет права рассматривать жалобу.
Так кто же, все-таки, прав в данной ситуации?
zakon.ru