Свидетельство о праве собственности на землю без уточнения границ – обязательно ли проводить эту процедуру для участка и зачем?

Зарегистрируют ли переход права собственности на участок без уточнения его границ

Однако, как нам известно, на дворе 2017 и 251-ый Закон утратил свою актуальность с появлением в прошлом году ФЗ под номером 361. Законодательство претерпело ряд изменений в категории права собственности на недвижимое имущество, как следствие, обновленный 361-ый ФЗ включает в себя нововведения в сфере экономики, в частности, институт кадастровой регистрации. Наиболее ярко выраженное обновление законодательства произошло на примере ФЗ под номером 221, принятый еще в далеком 2007 году и, определяющий государственный кадастр. Ряд изменений было введено в законную силу в содержание 218-ого ФЗ, который, на секундочку, регулирует процесс регистрации недвижимости документально. О том, какие изменения были внесены в вышеуказанное законодательство, рассмотрим далее.

«дачная амнистия»: межевание становится обязательным?

И перед сделкой им зачастую приходится исправлять описание границ за свой счет. К тому же права собственника участка с неточно описанными границами очень уязвимы. Например, они могут быть нарушены в случае изъятия участка под строительство дороги.

Никто не сможет гарантировать справедливую оценку стоимости земли, подлежащей выкупу. Федеральным, региональным и муниципальным властям неточно описанные границы не дают рационально распоряжаться земельными ресурсами. Без четких и выверенных параметров границ участков непонятно, какие из них можно выставить на торги, сколько начислить земельного налога и так далее.

Как законопроект предлагает исправить ситуацию? Павел Королев: Поскольку неточно описанные границы — явление массовое, решать проблему надо не точечно по каждому участку, а комплексно — по всем участкам одного или нескольких смежных кадастровых кварталов.

Границы земельного участка не установлены: сложности и перпективы регулирования

Процесс обозначения стоит разделить на 9 взаимосвязанных этапов, которые приведены ниже в оптимальной последовательности. Первым делом, найдите геодезическую компанию, занимающуюся осуществлением работы по установлению и фиксации грани земельного участка. Затем, соберите пакет документов, он индивидуален для каждого собственника (его список узнайте у геодезической компании).

Инфо

Далее подпишите договор с геодезической компанией, чтобы не оказаться жертвой мошенников. Скачать образец заявления на выполнение работ по межеванию земельного участка можно здесь После заключения договора геодезическая компания устанавливает данные, в частности, производит съемку на местности, устанавливает границы, координаты, которые запечатлеваются в акте по согласованию границ. Документ, кроме того, должен содержать подписи собственников соседних земельных участков и главы муниципального образования.

Регистрация права собственности на земельный участок — так ли все просто?

Если уточнять границы сразу нескольких десятков, а может быть и сотен участков, то, во-первых, в расчете на один участок получается расходов гораздо меньше, а, во-вторых, будет значительно меньше и кадастровых ошибок. Очевидно, что это огромная работа. Кто ею будет заниматься? Павел Королев: Муниципалитеты, а в городах федерального значения — региональные власти. Они будут выступать заказчиками работ, а исполнителей станут отбирать по конкурсу.

Внимание

Кадастровый инженер, с которым будет заключен контракт, обязан оповестить правообладателей о начале кадастровых работ. Их результатом должна стать карта-план территории, на которой будут зафиксированы четкие границы участков. И эта карта будет доступна всем правообладателям. Никто не собирается обязывать, заставлять муниципалитеты выделять средства на комплексные кадастровые работы или проводить их на всей территории сразу.

Можно ли будет продать участок без координат границ после 2018 года?

Важно

Так что возможность регистрации прав и продажи участков без проведения этой процедуры – с одной стороны – благо: оформление прав удешевляется, и многие этим воспользовались. С другой стороны, процедура это нужная – если неизвестны точные границы участка, то рано или поздно с этим возникнут проблемы. Суды уже завалены делами по спорам о границах участков.

Встречаются и случаи мошенничества, когда продают чужие земельные участки, пользуясь отсутствием сведений об их точном местоположении. Поэтому такая «льгота» была введена лишь на время, и в настоящее время законодателем установлен срок, после которого регистрация прав на участки, не имеющие границ, станет невозможной. Федеральным законом 22.12.2014 № 447-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», действие исключений, установленных ст.

Как будут уточнять границы земельных участков

Гражданским кодексом. Как комплексные кадастровые работы затронут правообладателей, имеющих участки с точными границами или с границами, установленными по суду? Павел Королев: Ранее установленные границы, соответствующие требованиям к точности, пересматриваться не будут. Если, конечно, не будут выявлены кадастровые ошибки в их описании. И естественно, никакие комиссии не могут пересматривать границы, установленные по решению суда.


А что будет с правообладателями, которые будут просто игнорировать комплексные кадастровые работы? Или не пускать к себе на участок кадастровых инженеров? Павел Королев: Это не в их интересах. При этом описание границы участка может быть уточнено по решению органа кадастрового учета без согласия правообладателя с последующим его уведомлением. И отсутствие возражений будет означать согласование проведения новой границы.
Кроме того, возможность регистрации прав на участки, не имеющие точных границ либо границы которых пересекают границы участка, получили лица, права которых уже зарегистрированы в Едином государственном реестре прав, обладатели земельных долей на земли сельскохозяйственного назначения, лица, которые переоформляют право постоянного (бессрочного) пользования на иной вид права. Также законодатель установил, что в случае, если гражданин изменяет свой земельный участок за счёт государственных или муниципальных земель (путём перераспределения в установленном законом порядке), то уточнять границы государственного (муниципального) участка в этом случае также не обязательно. Зачем нужно устанавливать границы земельного участка? Те, кто проводил межевание (то есть установление границ) своего земельного участка) знают, что процедура это довольно хлопотная и дорогостоящая.

Павел Королев: Хуже, когда эти споры возникают в индивидуальном порядке. Проблема неправильного забора, если для нее в данном конкретном случае есть предпосылки, все равно возникнет — пусть не сразу, а на втором или третьем собственнике, при переходе участка из рук в руки. Это мина замедленно действия, которая рано или поздно сработает.

Поэтому лучше решить эту проблему заранее при участии государства и в публичном формате. Но совсем не обязательно после проведения комплексных кадастровых работ придется двигать забор. Даже напротив, в подавляющем большинстве случаев это будет уточнение геодезических координат земельного участка, чисто техническая работа.
Только в нескольких случаях из ста теоретически возможны какие-то споры. И тут важно дать возможность разрешить их, не доводя дело до суда.

sv-groups.ru

Уточнение границ земельного участка — Юридическая консультация

В соответствии с п. 1 ст. 43 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено ЗК РФ, федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соотвествии с п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Пункт 1 ст. 37 ЗК РФ предусматривает, что объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Государственный кадастровый учет земельных участков, в соответствии со ст. 70 ЗК РФ, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии со ст. 26 указанного закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, а также по иным основаниям, предусмотренным данным законом, а в случае, если в течение срока приостановления не будут устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, то согласно ст. 28 названного закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав будет отказано.

Таким образом, в случае если границы вашего земельного участка, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости, пересекают границы соседнего участка, то вы нарушаете права собственников такого земельного участка (соседей), что может повлечь за собой причинение убытков.

Согласно п. 1 ст. 62 ЗК РФ убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Проверить, имеется ли ошибка в указании границ принадлежащего вам земельного участка, а также соответствие данных о границах вашего земельного участка, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, фактическим границам земельного участка возможно на официальном  сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), в разделе «Публичная кадастровая карта»: http://pkk5.rosreestr.ru. Потребуется ввести кадастровый номер принадлежащего вам земельного участка.

Согласно ч. 3 ст. 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном данным законом), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В связи с изложенным в целях устранения реестровой ошибки вам надлежит обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) или в суд.

Также можно следует обратить внимание, что в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 29.2 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровый инженер при наличии вины несет ответственность за несоблюдение требований данного закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ в области кадастровых отношений, в том числе за недостоверность сведений межевого плана, технического плана, акта обследования или карты-плана территории, на основании которых в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения об объектах недвижимости и которые подготовлены таким кадастровым инженером.

Убытки, причиненные действиями (бездействием) кадастрового инженера заказчику кадастровых работ и (или) третьим лицам, подлежат возмещению за счет страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера.

Отдельно необходимо отметить, что какие-либо требования об устранении описанной выше реестровой ошибки именно в срок до 2018 года законом не предусмотрены. Данное требование, вероятнее всего, можно отнести к пожеланию ваших соседей, закончить все формальности со своим земельным участком в кратчайшие сроки. Но необходимо иметь в виду, что досудебное урегулирование спора, как правило, является менее затратным по сравнению с судебным разирательством, поскольку не влечет за собой оплату судебных расходов по делу (расходы на представителя, расходы на проведение судебной экспертизы и проч.).

pravo.rg.ru

Уточнение границ ранее учтенного земельного участка | Участок

уточнение границ ранее учтенного земельного участка

Новости

Уточнение границ земельного участка выполняется в том случае, когда земельный участок считается ранее учтенным.

Работы по уточнению границ земельного участка выполняются геодезистом, а впоследствии обрабатываются кадастровым инженером для получения дополнительных сведений о границе земельного участка. Уточнение границ земельного участка происходит также при наличии кадастровой ошибки в межевом плане и сведениях ГКН при определении границ земельного участка, совершенных ранее.

Работы по уточнению границ земельного участка оформляются в виде заключения кадастрового инженера или в виде межевого плана. Сведения об уточнении границ земельного участка вносятся в Государственный кадастр недвижимости на основании заявления правообладателя земли или уполномоченного на то лица или органа власти.

Пояснения для тех, кому интересно.

Что такое ранее учтенный земельный участок. Ранее учтенным земельным участком принято понимать такой участок, который был предоставлен физическому или юридическому лицу на основании решения уполномоченного органа власти. Например, гражданину Н. в 1994 году Постановлением Главы Администрации сельского округа Микишкино был предоставлен в собственность земельный участок площадью 800 кв.м. О чем было выдано свидетельство о праве собственности на землю от 1994 года. Такой земельный участок считается ранее учтенным. Для уточнения границ такого земельного участка необходимо вначале получить кадастровый паспорт по форме В.1. с описанием характеристик участка и с его индивидуальным кадастровым номером.

Министерством экономического развития Российской Федерации письмом от 10 марта 2010 года № 14-1644-ГЕ был описан порядок внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках.

С письмом можно ознакомиться по ссылке, читать далее

Кадастровый паспорт о ранее учтенном земельном участке выдается ФГБУ Кадастровая палата на основании заявления заинтересованного лица и документов, перечисленных в пункте 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 февраля 2008 года № 35.

После проведения уточнения границ конкретного земельного участка его площадь может быть увеличена в зависимости от места нахождения участка земли в конкретном районе конкретной области и по наличию фактических границ такого участка.

Ввиду того, что имеются разграничения полномочий между государственными органами по изготовлению схемы расположения границ земельного участка на кадастровой карте территории и иных факторов процесс, связанный с уточнением границ конкретного земельного участка на территории города Москвы, имеет множество различий от данного процесса, происходящих на территории в Московской области и других регионах.

Проведенные работы по уточнению границ конкретного земельного участка позволяют в дальнейшем провести работы по объединению нескольких смежных участков или разделу одного участка на несколько других.

Работы по уточнению границ земельного участка позволяют его владельцу вынести границы участка в натуре. Например, Ваш участок не огорожен. Геодезист выезжает на местность и в соответствии с представленными материалами (координатами участка) устанавливает межевые знаки и определяет границы на местности.

Уточнение границ земельного участка позволит Вам без проблем продать землю, подарить, обменять. Также работы по уточнению границ являются гарантией в спорах между соседями (межевые споры ).

Работа по установлению границ земельного участка проходит в три этапа.

  1. Для начала проводятся так называемые Подготовительные работы. Собирается документация на земельный участок и смежные с ним участки. Происходит обсуждение сроков и особенностей проведения кадастровых работ, проводятся работы по оповещению владельцев соседних участков о предстоящих работах.
  2. Затем следуют так называемые Полевые работы. В них входят: проведение геодезической съемки границы земельного участка и всех объектов, способных повлиять на прохождение границы. Для проведения геодезических работ на земельный участок, требующий уточнения границ выезжает геодезист с оборудованием.
  3. Третья и заключительная часть работ – это Камеральные работы. При камеральной обработке происходит анализ всех материалов о земельном участке и составление межевого плана кадастровым инженером.

Специалисты юридической компании помогут Вам в согласовании границ с владельцами соседних смежных участков, подписании актов согласования границ земельного участка, также в сопровождении документов в кадастровую и регистрационную палаты.

Уточнение местоположения границ земельного участка

Сегодня, когда законом предусмотрена возможность уточнения границ земельного участка. многие из этих участков остаются неучтенными. Дело в том, что большинство землепользователей, до сих пор, не потрудилось уточнить границы своих участков, тем самым создав себе ненужные проблемы и трудности. До принятия Земельного кодекса РФ, участки зачастую предоставлялись без проведения межевания и кадастрового учета, следовательно, и границы таких земельных участков никто не уточнял.

Сразу оговорим, что уточнение границ ЗУ производится только для ранее учтенного земельного участка, т.е. для уже существующего объекта недвижимости. Это означает, что уточнение местоположения границ потребуется вам, в том случае, если участок стоит на кадастровом учете, но в самом кадастре отсутствуют координаты поворотных точек и сведения об установлении границ. По большому счету, действия (работы) проводимые в отношении границ земельных участков, будь то, определение, вынос, установление или уточнение, в сущности, являются определенной гарантией прав собственника, потому как в дальнейшем дают возможность владельцам участков совершать определенные операции (сделки) со своими наделами.

Но помимо ранее учтенных, в пользовании у владельцев находятся земельные участки, имеющие условные номера и на которые зарегистрированы права собственности, но на кадастровом учете такие участки не стоят. Несовершенство земельного законодательства в этом случае, порождает путаницу, смежные споры и прочие ситуации, решение, которых доходит порой до суда.

Не лишним будет знать, что как только в ходе проведения работ по уточнению границ ЗУ появляются сведения об изменениях, они тут же подлежат внесению в государственный кадастр. Это распространяется только на те участки, в координатах которых точность не отвечает нормативам или вовсе отсутствует. В остальных случаях, за небольшим исключением, земельные участки уточнению не подлежат.

За основу при уточнении границ земельного участка берутся исходные данные, содержащиеся в правоустанавливающем документе, тем самым, определяется местоположение его границ, согласование при этом является обязательным и непременным условием. Допустимые случаи, при которых и может возникнуть процедура уточнения, привязаны к сведениям государственного кадастра, и касаются в основном тех сведений, которые применимы к характерным точкам границ ЗУ, а также исправления ошибок в таких сведениях. Таким образом, если сведения кадастра о местоположении границ подпадают под случаи указанные в законе, то владелец земельного участка имеет обоснованное право внести уточнения в данные сведения.

Уточнение границ земельного участка. зачастую затрагивает интересы смежных землепользователей. А как, известно, суть всех смежных споров и конфликтов, в том, что право одного владельца земельного участка ограничено правом другого. В связи с этим необходимость в уточнении местоположения границ земельного участка представляется для владельцев земельных наделов насущным и актуальным вопросом. Решение, которого лучше доверить опытным кадастровым инженерам, имеющим аттестацию. И если при уточнении местоположения границ земельного участка затрагиваются границы смежного с ним участка, то органы кадастра должны внести изменения в местоположение границ такого участка.

Работа кадастрового инженера, привлеченного к уточнению границ, подкреплена законодательством, на этом основании он несет ответственность за сведения, которые отражает в межевом плане. По сути, межевой план и будет, результатом проведенной им работы.

Уточнение местоположения границ земельного участка важный шаг со стороны землепользователя, поэтому не будет лишним подойти к выбору кадастрового инженера вдумчиво и серьезно. В компании «КГТ» работают высококвалифицированные инженеры, опыт, знания и грамотный подход к работе, которых проверены временем и не вызывает сомнения. Границы вашего земельного участка являются вашей собственностью, и чем быстрее вы уточните их местоположение, тем скорее перестанете беспокоиться о своем земельном наделе.

Уточнение границ земельных участков

Уточнение местоположения границ земельного участка

Как известно, статус большинства земельных участков в государственном кадастре недвижимости – «ранее учтенный». В большинстве случаев это значит, что границы и площадь земельного участка определены с недостаточной точностью, и возможно, что они не совпадают с фактическим положением границы земельного участка. Последствия наличия в государственном кадастре недвижимости неточных сведений о границах земельного участка могут быть самые разные – начиная с непроизвольного занятия смежного земельного участка, и заканчивая несоответствием площади, указанной в документах государственного кадастра недвижимости фактической площади Вашего земельного участка. Возможно, Вы платите налог на землю или арендную плату за земельный участок в большем размере, чем должны!

Необходимо отметить, что в соответствии с Законом о кадастре уточнение местоположения границы земельного участка допускается в следующих случаях:

при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границы земельного участка

— в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границы земельного участка определены с точностью, ниже нормативной точности определения координат для земель определенного

— в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты какой-либо характерной точки границы земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (в государственном кадастре

недвижимости содержится несколько значений координат указанной характерной точки).

Таким образом, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого участка, то в кадастровом паспорте или кадастровой выписке о таком земельном участке имеются записи о том, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. По инициативе заинтересованного лица может в установленном порядке проводиться кадастровый учет изменений (уточнений) местоположения границ и площади земельного участка.

В процессе уточнения границы земельного участка будут проведены высокоточные геодезические измерения, на основании которых подготавливается межевой план – документ, на основании которого можно внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости. Уточнение границы земельного участка является первичной кадастровой процедурой для ранее учтенного земельного участка, так как Росреестр не позволяет совершать кадастровых действий в отношении земельного участка, кадастровые сведения о границе и площади которого недостаточно точны.

Документом, завершающим образование земельного участка, является межевойплан, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка, который является основанием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.

Получение кадастрового паспорта или выписки с внесенными сведениями об изменении характеристик Вашего земельного участка возможно только по нотариально заверенной доверенности.

Основные этапы

1. Прием заявки и правоустанавливающих документов от Заказчика.

2. Заключение Договора на выполнение кадастровых работ, оплата услуг Заказчиком.

3. Выполнение подготовительных работ, запрос сведений в орган кадастрового учета, запрос сведений ЕГРП до 10 дней.

4. Выполнение геодезических работ — геодезическая съемка объектов недвижимости и границ земельного участка- 1 неделя.

5. Камеральная обработка материалов полевых работ- изготовление межевого плана — 1 неделя.

6. Согласование границ земельного участка со смежными землепользователями – от 1 недели до 1 месяца.

7. Сопровождение процедуры по внесению изменений в сведения о земельном участке в государственный кадастр недвижимости — 1 месяц.

Необходимые документы

1. Учредительные документы Заказчика (паспорт — для физических лиц), доверенность представителя Заказчика.

2. Правоустанавливающий документ на земельный участок (свидетельство о государственной регистрации права, свидетельство о праве на наследство по закону, решение суда и другие).

3. Кадастровый паспорт земельного участка (при наличии).

4. Нотариально заверенная доверенность на внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости.

Итоговый документ

Итоговыми документами, полученными Заказчиком в результате оказания услуги — уточнение границ земельного участка являются:

межевой план земельного участка,

кадастровый паспорт земельного участка.

Источники: http://oblzemli.ru/utochnenie-granic-zemelnogo-uchastk, http://k-g-t.ru/index.php/utochnenie-mestopolozheniya-granits-zemelnogo-uchastka, http://www.veles72.ru/kadastrovye-raboty-v-otnoshenii-zemelnykh-uchastkov/item/30-utochnenie-granits-zemelnykh-uchastkov

Комментариев пока нет!

postrojkin.ru

Межевание земельного участка — Юридическая консультация

При отсутствии сведений о границах земельного участка для их установления требуется межевание, без чего право на участок не может быть зарегистрировано. Дом, построенный до введения в действие современного гражданского и административного законодательства, может быть зарегистрирован на основе имеющихся у вас документов, в том числе в порядке так называемой дачной амнистии, если этих документов окажется недостаточно для регистрации прав как ранее возникших (до введения в действие законов о государственной регистрации прав на недвижимость и кадастровой деятельности).

Данный вывод и порядок действий определяются следующими положениями законодательства.

Земельным участком является участок поверхности земли, границы которого определены и удостоверены в установленном порядке и в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет. Так, согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в частности, межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Межевой план представляет собой документ, в котором в текстовой и графической части описывается местоположение границ земельного участка, установленных посредством определения кадастровым инженером координат характерных точек таких границ (ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», ч. 4.2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»). Координаты характерных точек границ земельного участка будут определяться в соответствии с фактическим положением и сложившимся порядком пользования, т.е., как правило, по существующим ограждениям (заборам), межам, иным естественным границам, а также границам смежных земельных участков (соседей) и границам участков общего пользования (дорог, проездов придорожных полос отвода и т.п.), сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), т.е. уже учтенных в установленном порядке.

Определенное таким образом местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами (соседними землепользователями), поскольку такие границы являются одновременно границами участков, принадлежащих указанным лицам, что осуществляется кадастровым инженером и отражается в акте согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (ст. 39-40 Федерального закона от «О кадастровой деятельности»).

Таким образом, с целью индивидуализации земельного участка как объекта права собственности необходимо провести кадастровые работы по его межеванию с целью его последующего государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Поскольку формально участок уже стоит на государственном кадастровом учете, вероятно, как ранее учтенный, о чем свидетельствует его кадастровый паспорт, но сведения о границах в нем отсутствуют, то в сведения государственного кадастрового учета, содержащегося в ЕГРН, будут внесены дополнительные характеристики об объекте недвижимости – сведения об описании местоположения границ на основании вышеуказанного межевого плана.

В соответствии с п. 3, 9 ч. 4 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» к основным характеристикам земельного участка как объекта недвижимости относится в том числе описание местоположения его границ и площадь.

Согласно п. 6 ч. 5 ст. 14 указанного закона государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав, в частности, в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

В дальнейшем право на земельный участок, в данном случае предоставленный для индивидуального жилищного строительства до дня введения в действие Земельного кодекса РФ (до 30 октября 2001 г.), подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 49 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», для чего требуется предоставить акт о предоставлении такого участка гражданину или акт (свидетельство) о праве гражданина на такой участок, соответственно выданные органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые были установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания, либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на указанный земельный участок.

Регистрация права собственности на такой земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, включая жилой дом, осуществляется в том же порядке, но вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, на регистрацию могут быть представлены свидетельство гражданина о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий его право собственности на такой дом либо один из вышеуказанных документов на землю, выданных прежнему собственнику дома, т.е. по ранее действовавшему законодательству (ч. 2 ст. 49 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Поскольку согласно вопросу дом уже также стоит на государственном кадастровом учете, о чем свидетельствует его кадастровый паспорт, повторный его кадастровый учет осуществляться не будет. Однако для регистрации прав на него возможно потребуется технический план, составляемый в ходе кадастровых работ в порядке, предусмотренном вышеуказанным законом, в графической и текстовой части которого будут отражены имеющиеся в данных кадастрового учета сведения о здании (доме), включая его расположение на земельном участке и поэтажный план (ст. 24 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Такой документ заменяет ранее предусмотренные паспорт БТИ и кадастровый паспорт здания. Вместе с тем, так как в данных кадастрового учета уже должны быть отражены все необходимые сведения об объекте недвижимости на основании ранее составленного кадастрового паспорта, представляется, что заказывать для оформления прав новый аналогичный документ, именуемый «технический план», является излишним. Права на такой дом, ранее поставленный на кадастровый учет, в порядке подтверждения прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», должны быть оформлены (зарегистрированы) в порядке, предусмотренном п. 5 ч. 4 ст. 14, ч. 7 ст. 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» на основании разрешения на строительство и проектной документации таких объектов недвижимости (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной ч. 11 ст. 24 указанного закона, если проектная документация отсутствует. Такая декларация самостоятельно составляется и заверяется правообладателем объекта недвижимости по установленной форме (Приложение № 3 к приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953). Вместе с тем согласно приведенной норме закона указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью, что делает необходимым изготовление такого технического плана.

Такой упрощенный порядок (так называемая дачная амнистия) был продлен и действует до 1 марта 2020 г. согласно изменениям в указанный закон и в Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», внесенным Федеральным законом от 28.02.2018 № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В случае возникновения споров по установлению (уточнению), в том числе согласованию, местоположения границ земельного участка такие споры подлежат разрешению в судебном порядке, в том числе путем иска о признании права собственности на земельный участок (ст. 12 Гражданского кодекса РФ, ст. 59, 60, 64 ЗК РФ). Аналогичные способы защиты права, предусмотренные ст. 12 ГК РФ, применимы и в части признания прав на дом.

pravo.rg.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о