Закон рф о курении в общественных местах – Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

Содержание

Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ — Википедия

Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака
Вид Федеральный закон Российской Федерации
Номер 15-ФЗ
Принятие Государственной Думой 12 февраля 2013 года
Голосование нижней палаты За 441, Против 1
Одобрение Советом Федерации 20 февраля 2013 года
Голосование верхней палаты За 125, Против 4,
 Воздержались 6
Подписание Президентом РФ В. В. Путиным 23 февраля 2013 года
Вступление в силу 1 июня 2013 года, 1 января 2014 года, 1 июня 2014 года, 1 января 2017 года
Первая публикация 26 февраля

ru.wikipedia.org

Курение в общественном месте статья КоАП РФ (15-ФЗ) в 2018 году

Действующее федеральное законодательство запрещает курение практически во всех общественных местах, и даже в собственных квартирах курить можно только при условии, что дым не приносит вреда здоровью для окружающих. Перечень мест, где курение запрещается, а меры материальной ответственности нарушителя описаны в ниже.

Мнение эксперта

Соболев Дмитрий

Юрист по административным правонарушениям, эксперт сайта

Ранее мы подробно рассказывали о законе на соблюдение тишины, рекомендуем вам также ознакомиться с ним по этой ссылке.

13 мест, где курить нельзя

Вопросы здравоохранения, сбережения здоровья в связи с вредным воздействием табачного дыма регулируется федеральным законом №15.

В нем определяется, что курение – это использование табака и изделий на его основе для получения дыма на основе тления этих продуктов. Таким образом, речь идет только о «горячем» курении, а не о вдыхании табака или использование электронных сигарет и т.п.

В федеральном законе № 15 о запрете курения в общественных местах четко определены 13 различных мест, где процесс курения запрещается – это:

  1. Территории школ и других образовательных организаций любых форм собственности.
  2. Территории больниц и других учреждений здравоохранения.
  3. Поезда и водные суда дальнего следования.
  4. Самолеты, общественный транспорт (муниципальный и коммерческий), в том числе метро, электрички, международные/междугородние автобусы и т.п.
  5. Гостиницы, отели и другие помещения, где производится временное размещение проживающих.
  6. Любые магазины, столовые, рестораны и кафе, рынки, в том числе и мобильные (передвижные) торговые объекты.
  7. Любые виды социальных служб.
  8. Любые госорганы, местные органы власти.
  9. Любые офисные здания, цеха и другие рабочие помещения.
  10. Лифты, лестничные клетки и т.п.
  11. Площадки для детей, пляжи (в пределах установленных границ).
  12. Платформы для пассажиров, перроны и другие площадки, где производится посадка в транспорт.
  13. АЗС любых типов.

Указанный перечень не является исчерпывающим, поскольку в той же статье оговаривается, что органы власти (равно как и муниципальные органы) могут установить и дополнительные ограничения. В общем случае граждане могут потреблять сигареты и другую табачную продукцию во всех остальных местах, а также в местах, которые обозначены специальными знаками, в том числе и на территории исправительных учреждений.

Где по закону можно курить

Фактически разрешенных мест для курения осталось очень немного. Граждане по-прежнему могут применять сигареты, трубки, кальяны у себя дома, в том числе и на балконе, лоджии, террасе и т.п. (если они также относятся к частной собственности). Однако нельзя заниматься курением в подъезде, в том числе и рядом с крыльцом, а также на лестничной клетке, в других местах общего пользования.

Что касается улицы, курение разрешается повсеместно за исключением зон, которые находятся в непосредственной близости от перечисленных выше мест (вокзалы, аэропорты, больницы, школы и т.п.). Минимальное удаление от входов в эти заведения, а также от их границ (детская площадка, стационар) должно составлять 15 метров и более.

На работе курить можно, но только в местах, которые специально предназначены для этого. Речь идет о так называемых «курилках» – небольших комнатах, на входе в которые есть соответствующие знаки.

Несмотря на то, что курение у себя дома, в том числе и на балконе, формально не противоречит требованиям закона, есть примеры судебной практики, когда жалобы соседей, страдающих хроническими заболеваниями, удовлетворяются. Поэтому лучше не злоупотреблять своим правом и курить так, чтобы дым не шел непосредственно в соседние квартиры.

Случай из судебной практики

Запрещено ли курение электронных сигарет (вейпов)

Аналогичные меры запрета предполагается ввести и в отношении курения:

  • электронных сигарет;
  • электронных кальянов;
  • испарительных смесей.

В настоящий момент данный законопроект внесен на рассмотрение Государственной Думы РФ, однако до сих пор он еще не утвержден.

Тем не менее, фактический запрет на использование вейпов принят во многих публичных местах – общественном транспорте, кафе и т.п. Судя по тексту законопроекта запретные места будут точно такими же – 13 пунктов, обозначенных выше. И хотя формально эти меры еще не вступили в силу, использовать электронные сигареты и прочие имитационные устройства можно только на улице и в других местах, не запрещенных законом.

Как обозначается место, где курение запрещено

Также на федеральном уровне регулируется и вопрос о способе обозначений территорий и помещений, в которых курение запрещается (из указанного списка либо из дополнительных перечней, установленных местными органами власти). Определение происходит с помощью специального знака, который можно выполнить в черно-белом или цветном изображении. Описание знака и его изображение можно найти в Приказе Министерства здравоохранения №14Н от 12 мая 2014 года.

В этом же документе указано, что знак можно дополнительно сопроводить соответствующей надписью – например, «Не курить», хотя делать это необязательно. Изображение должно размещаться при входе на любую территорию, где курить сигареты запрещается. Также по желанию собственника дополнительные знаки могут быть размещены и в других местах, например:

  • на дверях гостиничного номера;
  • в банкетном зале, у барной стойки;
  • в кабинетах общественных организаций;
  • в тамбурах и салонах и т.п.

Мнение эксперта

Соболев Дмитрий

Юрист по административным правонарушениям, эксперт сайта

Важно понимать, что отсутствие знака не означает, что человек может начать курение, потому что он «не знал» о том, что этот процесс запрещен, например, в автобусе. В таком случае к нему применят меры ответственности на общих основаниях. Однако гражданин может обратиться в контролирующие органы (например, Роспотребнадзор), чтобы указать на это нарушение. Тогда ведомство должно оштрафовать и собственника помещения (ИП или юрлицо).

Ответственность и штрафы за нарушение: законодательная база

За нарушение федерального закона о запрете курения в общественных местах, а также других норм, принятых органами власти федерального, регионального и муниципального уровней, предусматривается ответственность:

  • дисциплинарная;
  • гражданская;
  • административная.

Основными мерами, предпринимаемыми к нарушителям, являются устные замечания, выговоры от работодателя, а также денежные штрафы. Их размер зависит от статуса лица (частный гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо), а также от места, где было зафиксировано нарушение:

  1. Физическое лицо оплачивает от 500 р до 1500 р в общем случае.
  2. При обнаружении факта курения на детской площадке (вне зависимости от времени суток) – от 2000 р до 3000 р.

Если нормы законодательства не контролируются на территории компании (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), это также влечет наложение штрафа. Под несоблюдением норм законодательство понимает:

  • отсутствие специальных зон для курения, соответствующих обозначений;
  • отсутствие оборудования для вентиляции и вытяжки дыма из таких помещений;
  • несоблюдение требований к знаку, который указывает на запрет курения.

В этих случаях размеры штрафов следующие:

  1. При нарушении требований к знаку
лицоминимуммаксимум
должностное10000 р20000 р
юридическое30000 р60000 р
  1. При нарушении требований к выделению специальных зон и их оснащению.
лицоминимуммаксимум
должностное
20000 р30000 р
юридическое50000 р80000 р
  1. При нарушении обязанностей контролировать нормы законодательства о запрете табакокурения.
лицоминимуммаксимум
юридическое60000 р90000 р
ИП30000 р40000 р

2ann.ru

ФЗ № 15 о запрете курения с изменениями и комментариями

ФЗ-15 «О запрете курения» (с изменениями 2015 г.) был принят согласно Рамочной конвенции ВОЗ. Нормативный акт регламентирует отношения в области охраны здоровья людей от негативного воздействия дыма и последствий потребления изделий, содержащих никотин. Рассмотрим далее подробно ФЗ-15 «О запрете курения» с комментариями.

Ключевые направления

Для предотвращения возникновения патологий, связанных с влиянием дыма и потреблением изделий, содержащих никотин и смолы, федеральный закон 15-ФЗ «О запрете курения» предусматривает определенный комплекс предупреждающих мер. В их число входят:

  1. Разработка налоговой и ценовой политики, направленной на сокращение спроса на соответствующую продукцию.
  2. Определение территорий, объектов и помещений, в которых потребление изделий, содержащих смолы и никотин, не допускается.
  3. Регулирование состава продукции и его раскрытия, установление требований к маркировке и упаковке.
  4. Информирование граждан о негативном влиянии продукции, содержащей никотин и смолы, а также вредном воздействии дыма.
  5. Установление запретов на стимулирование продаж и рекламу табачных изделий.
  6. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение потребления продукции, содержащей никотин и смолы, лечение зависимости и последствий.
  7. Пресечение незаконной продажи табачных изделий.
  8. Ограничение торговли продукцией, содержащей смолы и никотин.
  9. Установление запретов на продажу изделий несовершеннолетним, потребление ими табака и вовлечение их в процесс курения.

Категории объектов

Федеральный закон 15-ФЗ «О запрете курения» устанавливает перечень территорий и участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается. В список входят:

  1. Территории и помещения, используемые для предоставления образовательных услуг, учреждения культуры и молодежи, спорта и физкультуры.
  2. Вагоны поездов и суда дальнего следования/плавания в процессе перевозки пассажиров.
  3. Помещения и территории, предназначенные для предоставления реабилитационных, медицинских и санаторно-курортных услуг.
  4. Воздушные суда, общественный транспорт любого вида пригородного и городского сообщения, в том числе суда.
  5. Помещения, предназначенные для оказания гостиничных, жилищных услуг, используемых для временного проживания/размещения.
  6. Территории, на которых предоставляются услуги торговли, общепита, осуществляется бытовое обслуживание, работают рынки.
  7. Помещения соцслужб.
  8. Рабочие зоны, организованные в сооружениях/зданиях.
  9. Лифты и территории общего использования в многоквартирных домах.
  10. Детские площадки и территории, занятые пляжами.
  11. Пассажирские платформы, предназначенные для посадки/высадки граждан при перевозке по пригородным маршрутам.
  12. Автозаправочные станции.

На участках, расположенных на открытом воздухе, также действует ФЗ-15 «О запрете курения». 15 метров – расстояние, на котором должен находится гражданин, потребляющий изделия, содержащие никотин и смолы, от входов в помещения:

  1. Железнодорожных, автовокзалов.
  2. Станций метрополитенов.
  3. Аэро-, морских и речных портов.

Исключения

Они установлены в ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 «О запрете курения». Положения статьи допускают потребление продукции, содержащей смолы и никотин, на специально отведенных участках. Их организацию проводят в соответствии с решением собственника имущества либо лица, уполномоченного им. Ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 «О запрете курения» предусматривает ряд требований, в соответствии с которыми должно проводиться оснащение специально отведенных участков. В норме, в частности, определено, что в обязательном порядке должно устанавливаться вентиляционное оборудование на судах, пребывающих в дальнем плавании, а также в изолированных помещениях в многоквартирных домах. Общие требования к оснащению специальных участков на открытом воздухе определяются исполнительным федеральным органом, реализующим функции по осуществлению госполитики и нормативному регулированию в сфере градостроительства, архитектуры и ЖКХ, совместно со структурами здравоохранения. Они должны обеспечивать выполнение гигиенических нормативов по концентрации в воздухе соединений, выделяемых при потреблении продукции, содержащей смолы и никотин. Одно из обязательных требований для обозначения участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается по ФЗ-15 «О запрете курения», – вывеска. Требования к ее содержанию, а также порядок установки определяется исполнительным органом, уполномоченным правительством. Региональные органы госвласти вправе устанавливать на отдельных территориях или в помещениях дополнительные ограничения.

Меры по сокращению спроса

ФЗ-15 «О запрете курения» (с изменениями) не допускает стимулирование продажи и рекламу изделий, содержащих никотин и смолы. Для реализации этой задачи не разрешается:

  1. Распространение продукции бесплатно, в том числе в качестве подарков.
  2. Использование скидок на стоимость изделий любыми способами, создание талонов и купонов.
  3. Применение товарного знака, предназначенного для индивидуализации продукции, на иных видах товаров, не относящихся к рассматриваемой категории, в процессе производства. Не допускается также розничная и оптовая продажа предметов, не содержащей смолы и никотин, но на которой использовано средство обозначения табачных изделий.
  4. Использование и имитация продукции при выпуске и оптово-розничной продаже других товаров.
  5. Демонстрация изделий и процесса их потребления в аудиовизуальных произведениях, предназначенных для детей. К ним в том числе относят видео- и телефильмы, радио-, теле, кино-, видеохроникальные, театрально-зрелищные представления и программы. Не допускается сообщение в эфире, публичное исполнение, а также любое иное использование произведений, в которых демонстрируются табачные изделия и процесс их потребления.
  6. Организация и проведение конкурсов, лотерей, игр и прочих мероприятий, условием для участия в которых является приобретение рассматриваемой продукции.
  7. Использование товарных знаков, фирменных названий и прочих средств индивидуализации табачных предприятий при осуществлении благотворительной деятельности.
  8. Организация и проведение спортивных, культурных и иных массовых мероприятий, результатом (в том числе и вероятным), целью которых выступает косвенное либо прямое побуждение к потреблению или приобретению продукции.

Спонсорство

ФЗ No 15 «О запрете курения» устанавливает ряд требований для компаний, осуществляющих вещание аудиовизуальных произведений, в которых производится демонстрация продукции и процесса ее потребления. В случае если теле-, видеофильм, кино-, теле-, видеохроникальная программа содержит соответствующие кадры, организатор показа должен обеспечить до или во время него трансляцию сообщений о вреде употребления изделий. Закон «О запрете курения» 15-ФЗ допускает демонстрацию продукции и процесса ее употребления при информировании граждан о возникающем вследствие этого вреде для здоровья и негативном влиянии на состояние окружающей природы.

Предупреждение незаконной продажи

ФЗ-15 «О запрете курения» (2015 г.) предусматривает ряд мер, направленных на предотвращение неправомерной торговли соответствующей продукцией. К ним относят:

  1. Обеспечение ведения учета выпуска изделий, перемещения их через границу ТС в рамках ЕАЭС либо через госграницу России, розничной и оптовой их продажи.
  2. Отслеживание оборудования, используемого в производстве, перемещения и распределения продукции.
  3. Пресечение случаев неправомерной реализации изделий, привлечение виновных к ответственности, конфискация незаконно перемещенных, контрафактных предметов через границу ТС или госграницу России, их уничтожение в соответствии с требованиями законодательства.

Указанные мероприятия осуществляются на основании сведений налогового и таможенного учета, схем маркировки акцизными либо специальными марками, собственных информационных баз производителей. Федеральный орган, выполняющий обобщение и анализ данных, а также порядок, в соответствии с которым осуществляется обмен информацией между надзорными инстанциями, определяются правительством. Для предупреждения незаконной реализации изделий каждая упаковка и пачка подлежит маркировке в соответствии с положениями нормативных актов о техническом регулировании.

Организация продажи

В соответствии с ФЗ-15 «О запрете курения», реализация изделий допускается в оборудованных подсобными, торговыми, административно-бытовыми, складскими структурами помещениях. При отсутствии на территории населенного пункта павильонов и магазинов продажа разрешается в других объектах либо развозным методом. ФЗ-15 «О запрете курения» не допускает реализацию продукции на выставках, ярмарках, дистанционным, разносным методами, с использованием автоматов либо прочими способами.

Выкладка товара

Фз-15 «О запрете курения» не допускает розничную торговлю с демонстрацией продукции на прилавке. Сведения о реализуемых изделиях доводятся до потребителей посредством размещения их перечня. Текст списка выполняется буквами одинаковой величины, черным цветом на белом фоне. Перечень составляется в алфавитном порядке. Напротив каждого наименования указывается стоимость. В перечне не должно присутствовать никаких рисунков и изображений. ФЗ-15 «О запрете курения» допускает демонстрацию продукции потребителю после ознакомления с указанным списком.

Дополнительно

ФЗ-15 «О запрете курения табака» не допускает розничную продажу сигарет, присутствующих в пачке в количестве меньше 20 шт., папирос и иных изделий поштучно, продукции, не имеющей потребительской тары, а также упакованной в одну тару с иными товарами, не содержащими никотин и смолы.

Ограничения для реализаторов

Как гласит ФЗ-15 «О запрете курения», в общественных местах не допускается не только потребление изделий, содержащих смолы и никотин, но и их продажа. В частности, речь идет об объектах массового скопления граждан. К ним относят помещения и территории, используемые для предоставления образовательных, культурно-досуговых услуг, учреждения для молодежи, спортивные, санаторно-курортные, реабилитационные, медицинские центры и комплексы, транспорт общего пользования пригородного и внутригородского сообщения, в том числе суда, сооружения, занятые органами местной и государственной власти. В зданиях железнодорожных и автовокзалов, в аэро-, речных и морских портах, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров, на объектах, предназначенных для оказания гостиничных или жилищных услуг, временного размещения или проживания, бытового обслуживания также не допускается реализация продукции в соответствии с ФЗ-15 «О запрете курения».

Комментарии

Рассматриваемый нормативный акт устанавливает достаточно жесткие правила, направленные на ограничение распространения изделий, содержащих никотин и смолы. В особенности большое внимание уделяется мерам, предупреждающим потребление продукции несовершеннолетними. Предусмотрена административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность для субъектов, нарушающих положения ФЗ-15 «О запрете курения». Штрафы и прочие взыскания вменяются в соответствии с КоАП и прочими кодексами. Нормативный акт также не допускает продажу изделий, содержащих смолы и никотин, ближе 100 м по прямой линии от ближайшей точки, расположенной на границе с территорией, в пределах которой предоставляются образовательные услуги. При расчете расстояния не учитываются естественные и искусственные преграды.

Мониторинг

Оценка эффективности проведения мероприятий, ориентированных на предупреждение воздействия дыма и уменьшение объемов потребления изделий, содержащих смолы и никотин, включает в себя:

  1. Выполнение научных исследований. Они направлены на изучение причин потребления продукции, ограниченной в обороте, а также возникающих последствий, оценку действий, стимулирующих реализацию и употребление.
  2. Определение показателей состояния здоровья населения, динамики сокращения количества курящих граждан. Они используются в последующей разработке и реализации мероприятий, направленных на противодействие распространения продукции.
  3. Выполнение санитарно-эпидемиологических исследований существующих масштабов потребления.

ФЗ-15 «О запрете курения в общественных местах» определяет, что оценку эффективности и мониторинг мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного влияния дыма и уменьшение объемов употребления изделий, содержащих смолы и никотин, осуществляет исполнительный орган, реализующий функции по разработке и проведению госполитики и нормативного регулирования отношений в области здравоохранения, исполнительные надзорные структуры, работающие в сферах обеспечения санитарного и эпидемиологического благополучия граждан, защиты потребительских прав, статистического учета. Порядок их деятельности в рамках исполнения предписаний устанавливается правительством. В проведении мониторинга и оценке эффективности реализации предусмотренных нормативными актами мероприятий участвуют субъекты РФ в соответствии с региональным законодательством, а также на основании соглашений с исполнительным федеральным органом, осуществляющим выработку и реализацию указанных мер, а также обеспечивающим правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Использование результатов оценки и мониторинга

На основании показателей, полученных при анализе эффективности реализации предусмотренных мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного воздействия дыма и сокращение потребления изделий, содержащих смолы и никотин, исполнительный федеральный орган, выполняющий функции по разработке и выполнению госполитики и осуществлению нормативного регулирования в области здравоохранения, проводит:

  1. Информирование уполномоченных структур власти регионов, муниципальных образований и граждан о масштабах употребления продукции, ограниченной в обороте, а также реализуемых или запланированных мерах, ориентированных на его снижение.
  2. Разработку мероприятий, направленных на борьбу с распространением и незаконной продажей изделий. Они подлежат включению в целевые программы по охране и укреплению здоровья, а также в государственную стратегию развития системы здравоохранения.
  3. Подготовку и представление доклада о реализации РФ положений Рамочной конвенции ВОЗ по противодействию потребления табака.

Ключевые принципы обеспечения защиты населения

Охрана здоровья граждан от негативного воздействия дыма и последствий употребления табака основывается на:

  1. Соблюдении прав населения в области санитарно-гигиенического благополучия.
  2. Предупреждении инвалидности, заболеваемости, преждевременной смертности, связанных с влиянием дыма и потреблением изделий, содержащих никотин и смолы.
  3. Ответственности госорганов и структур муниципальной власти, юрлиц и индивидуальных предпринимателей за обеспечение прав населения в области охраны здоровья.
  4. Системном подходе к реализации мероприятий, ориентированных на предупреждение влияния дыма и уменьшение объемов потребления продукции, последовательности и непрерывности их выполнения.
  5. Приоритете охраны здоровья населения перед коммерческим интересом табачных предприятий.
  6. Обеспечении международного партнерства РФ в области защиты граждан от негативного влияния дыма и последствий употребления продукции.
  7. Взаимодействии госорганов, местных структур власти, юрлиц, индивидуальных предпринимателей и остальной части населения, не связанных с табачными предприятиями.
  8. Открытости и независимости оценки эффективности выполнения мероприятий, направленных на противодействие распространения продукции и сокращение ее потребления.
  9. Информировании граждан о негативных последствиях использования изделий, содержащих смолы и никотин, как для них самих, так и для окружающей среды.
  10. Компенсация ущерба, нанесенного здоровью, жизни, имуществу граждан, материальным ценностям индивидуальных предпринимателей или юрлиц, возникшего от воздействия дыма и последствий употребления табака.

Полномочия госорганов

В рамках реализации положений ФЗ-15, федеральные структуры обеспечивают:

  1. Реализацию единой госполитики в области охраны здоровья населения от негативного влияния дыма и последствий употребления изделий, содержащих никотин и смолы.
  2. Защиту прав гражданина и человека в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
  3. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение употребления табачных изделий, лечение от зависимости и последствий потребления продукции, в учреждениях здравоохранения согласно действующим нормативным актам.
  4. Разработку и реализацию мер по охране здоровья граждан, включение их в целевые программы и государственную стратегию развития системы здравоохранения.
  5. Координацию работы исполнительных органов госвласти, структур регионального управления в области защиты населения от негативного воздействия дыма и последствий употребления табачной продукции.
  6. Организацию и реализацию государственного контроля в сфере обеспечения охраны здоровья граждан.
  7. Международное сотрудничество РФ, в том числе заключение соглашений и договоров с соответствующими структурами зарубежных стран в области защиты населения от негативного влияния дыма и потребления табачной продукции.

В полномочия госорганов входит также еще и выполнение оценки эффективности и мониторинг реализации всех мероприятий, ориентированных на сокращение объемов производства и распространения изделий, содержащих смолы и никотин. Порядок выполнения обязанностей, пределы компетенции указанных структур определяются постановлениями правительства. Оно также осуществляет контроль деятельности уполномоченных структур в сфере обеспечения охраны здоровья населения от воздействия табака.

fb.ru

Новый закон о курении табака

Россия занимает одно из первых мест в мире по потреблению табака на душу населения. Не смотря на антиникотиновую пропаганду, количество курильщиков увеличивается из года в год, так же как и смертность от заболеваний, связанных с потреблением никотина.

Забота о здоровье нации в глобальных масштабах — несомненная прерогатива государства. Но возможно ли исправить сложившуюся ситуацию законодательно?  Или высокие цены и штрафы для нарушителей в этом случае бессильны?

Новый закон о курении в редакции Минздравсоцразвития вызвал огромное количество споров. Его сочли чрезмерно жестким даже люди, никогда не прикасавшиеся к сигаретам. Что уж говорить о заядлых курильщиках. Многие из них восприняли запрет на курение в общественных местах как покушение на свободу личности. Однако, надо заметить, что закон о курении в редакции, предложенной Минздравсоцразвития, ничуть не противоречит общепринятой мировой практике.

К примеру, в Бельгии с 2007 года работает закон, запрещающий курение в барах и ресторанах.

Жители Сингапура не могут позволить себе сигаретку не только в заведении общепита, но и в уличной очереди.

Сирийское министерство транспорта и авиации законодательно утвердило запрет на курение в поездах, самолетах, автобусах.

Кстати, в некоторых странах Европы табачные изделия продаются только в специально отведенных местах, да и стоят они за границей недешево.

Как видите, Минздрав не придумал ничего нового, предложив повысить цены на сигареты и запретить их продажу в обычных киосках и мини-маркетах.

Конечно, никакие радикальные меры не исправят человека который курил, курит и будет курить. Никто и не собирается навязывать что-либо взрослому, разумному человеку. Речь в данном случае идет не о тех, кто сознательно травит свой организм, а о тех, кому приходится дышать табачным смогом за компанию.

Закон о курении в общественных местах в России был принят и одобрен в 2005 году. На сегодняшний день предлагается значительно пополнить список мест, где сигареты окажутся под запретом. Теперь в него войдут предприятия общепита, спортивные и детские площадки, стадионы, лифты, здания вокзалов и аэропортов, остановки автобусов, троллейбусов и трамваев, общественный транспорт (включая поезда дальнего следования). Теперь поиски местечка, где можно выкурить сигаретку, станут занятием утомительным.

Помимо этого, закон о курении предполагает и меры, так сказать, психологического воздействия.

Теперь, вместо надписей, на сигаретных пачках будут красоваться фото пораженных органов. Россияне уже заметили, с присущим им юмором, что чиновники от медицины решили перейти от предупреждений к угрозам.

Кроме того, закон о курении в новой редакции регламентирует продажу табачных изделий. Предлагается не выставлять «товар лицом», а для желающих приобрести сигареты оформить соответствующий прайс. По замыслу законодателей, такие меры оградят от лишних соблазнов подрастающее поколение. Несомненно, большая доля истины в этом утверждении есть. Учитывая тот факт, что на прилавке сигареты зачастую соседствуют со всякими вкусностями, наши дети с малых лет начинают проявлять к ним интерес. Кстати, тот факт, что продажа табачных изделий лицам до 18 лет запрещена, никого из подростков пока не остановил в желании эти самые изделия попробовать.

Затрагивает закон о курении и самое народное из искусств. Речь идет о кино. Надо сказать, что курение на экране редко оправдано сценарием. Как правило, в современных сериалах и фильмах мелькание сигаретных пачек — это всего лишь скрытая реклама. И как любая реклама, она нацелена на увеличение продаж, в данном случае, табачных изделий.

Конечно, все эти меры вряд ли заставят россиян полностью отказаться от сигарет, но в том, что курить станут меньше, сомневаться не приходится. Можно сколько угодно говорить о сладости запретного плода, но этот аргумент в данном случае не работает. Сигареты никто не собирается запрещать к продаже — их всего лишь уберут «с глаз долой», а стоить они будут дороже. Возможно, человек, который до этого выкуривал в день две пачки, ограничится одной или вовсе половиной. Согласитесь, хоть какая-то польза. Ну а желающие пожертвовать собственным здоровьем ради сомнительного счастья вдыхать вонючий дым, всегда могут это сделать в стенах собственной квартиры и специально отведенных местах.

fb.ru

Закон о курении в общественных местах 2013

Закон в действии

В России Федеральный Закон «Об ограничении курения табака» был принят, одобрен в 2001 году, а затем поэтапного вступил в действие в течение 2002—2003 годов, став одним из первых законодательных актов, регулирующих правовые основы ограничения табакокурения.

Содержание Закона

Этот закон определяет не только правовые обоснования запрета на курение в общественных местах, но и содержит закрепленные в тексте Закона нормы содержания некоторых веществ. Законом также четко определено, что и какие действия относятся к табакокурению. Это, в частности, «изделия для курения, кальяны, жевания или нюханья, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорка—крупка курительная».

Важная деталь Закона — требование к содержанию предупредительных надписей на упаковках, а также особенностях их нанесения. Продуманы также меры по пропаганде здорового образа жизни и мерах по ограничению курения табака.

Но самой важной — и, соответственно, самой обсуждаемой частью Закона — стали изложенные в нем меры по ограничению курения в общественных местах. Вот, что говорится непосредственно в тексте Закона:

«Запрещение курения табака на рабочих местах, в городском, пригородном транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти 1. В целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака. 2. На работодателя возлагается обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения табака».

Законы против курения в других странах

Надо сказать, что подобные законы приняты и работают во многих странах. Есть страны, где законы о курении в общественных местах приняты повсеместно и одинаковы для всех регионов, а в отдельных государствах законы и ответственность за их неисполнение отличаются от региона к региону. Тем не менее, строгость мер по этим законам очевидна, и весьма и весьма серьезно контролируется исполнение и оперативность реакции на нарушения.

У российского Закона есть особенность, которая отличает его от подобных Законов, принятых в других странах. Касается она ответственности за несоблюдение требований Закона. Формулировка этой части такова:

— «нарушение положений данной статьи влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством».

Далее из текста Закона не вполне ясно, кого же ожидает наказание. Но на сегодняшний момент наказаний самих курильщиков не наблюдается, а работодатели имеют возможность уйти от ответственности благодаря несовершенству самого закона и лазейкам в Кодексе об административных правонарушениях. Однако опыт других стран показывает, что эффективны не столько запретительные и административные меры, сколько меры, предусматривающие жесткую ответственность за нарушение аналогичных законов.

Рассмотрим для примера несколько стран.

СтранаГде запрещено курениеМера наказанияОбъем ответственности
РоссияРабочие места, транспорт, спортивно—культурные учреждения, органы гос.власти.Административная, ответственность несет владелец помещения7—10 евро
КазахстанПовсюду, кроме квартир и домов курильщиков.Административная. Ответственность на владельце помещения и курильщике.60 — 360 евро
ГерманияОбщественные места, на вокзалах, в общественном транспортеАдминистративная. Ответственность на владельце помещения и курильщике.15—1000 евро
ОАЭРабочие места, транспорт, спортивно—культурные учреждения, органы гос.власти, храмы, на территории приватной собственности в присутствии детей до 12 летУголовная. Штраф + тюремное заключение180 тысяч евро
ИзраильРабочие места, транспорт, спортивно—культурные учреждения, органы госвластиАдминистративная. Ответственность на владельце помещения и курильщике.30 — 50 евро

Простейший анализ показывает, насколько лояльны российские законы к курильщикам. Создается впечатление, что, несмотря на всю «грозность» указов и объемность мер, изложенных в антитабачном законе и постановлениях, в российском обществе к курению относятся как к привычке, имеющей отношение только к самому курящему. Российские меры против курильщиков явно недостаточны и мягки, особенно с учетом того, что в стране взят твердый курс на уменьшение объемов курения. Причем меры эти должны касаться и курильщиков, и тех, кто допускает курение на своей (или арендованной) территории.

Концепция против табакокурения: борьба продолжается

Определенные надежды связаны с обнародованной 1 октября «Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010—2015 годы». В это Концепции государство четко прописало все меры, которые будут приняты им в целях снижения потребления табака и табачных изделий в Российской федерации. Все положения этой Концепции прописаны в соответствии с MPOWER — аббревиатурой, которая включает предложенные ВОЗ меры по снижению курения в странах. За этими буквами скрываются такие меры, как:

  • Monitor — мониторинг уровня потребления табака в стране, и, по результатам мониторинга, создание особой стратегии по предупреждению и снижению табакокурения;
  • Protect — запрет курения в общественных и рабочих местах с целью уменьшения пассивного курения, а также для того, чтобы не вызвать желание закурить у детей и подростков;
  • Offer — возможная помощь в борьбе против курения;
  • Warn — активная работа по распространению знаний об опасности табака;
  • Enforce — категорический запрет на рекламу табачных любого типа и на любых носителях, запрещение явного или скрытого стимулирования продажи. Запрет на спонсорство со стороны производителей табачных изделий и табачных марок.
  • Raise — максимальное повышение налогов на табачные изделия.

Отвечает эта концепция также положениям, обязательным для стран, подписавших Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе против табака. Таким образом, Россия включилась в международную борьбу с курением, и хочется верить, что скоординированные международные усилия смогут помочь противостоять всем опасностям, которые несет курения как для общества в целом, так и для каждого человека, вне зависимости от того курит он или вынужден быть пассивным курильщиком.

12 февраля 2013 года госдума приняла антитабачный закон в третьем чтении. Нижняя палата уже проголосовала, в верхней палате закон включен в повестку заседаний на 20 февраля. По словам спикера, за закон проголосуют единогласно. Подробнее на lenta.ru. Обсудить этот вопрос, а так-же концепцию против потребления табака можно на форуме сайта. Закон вступает в силу с 1 июня 2013 года.

Выжимка их закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Рекомендовано к прочтению. Расписано все до мелочей.

Повышение цена на сигареты, можно обсудить в соответствующей теме. Пока что голоса разделились, половина за, половине все равно 🙂

ne-kurim.ru

Какой Штраф за курение в подъезде, школе и других общественных местах в 2016 году

Москва

Московская область

Санкт-Петербург

Ленинградская область

Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Еврейская автономная область

Забайкальский край

Ивановская область

Иркутская область

Калининградская область

Калужская область

Камчатский край

Кемеровская область

Кировская область

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Липецкая область

Магаданская область

Мурманская область

Ненецкий автономный округ

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Приморский край

Псковская область

Республика Адыгея

Республика Алтай

Республика Башкортостан

Республика Бурятия

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Республика Кабардино-Балкария

Республика Калмыкия

Республика Карачаево-Черкессия

Республика Карелия

Республика Коми

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Саха (Якутия)

Республика Северная Осетия (Алания)

Республика Татарстан

Республика Тыва (Тува)

Республика Удмуртия

Республика Хакасия

Республика Чечня

Республика Чувашия

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тюменская область

Ульяновская область

Хабаровский край

Ханты-Мансийский автономный округ

Челябинская область

Чукотский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Ярославская область

subsidii.net

Закон о курении в общественных местах 2017: что запрещено

На сегодняшний день вредная привычка курить распространилась по всему миру. Курят не только у нас, но и за рубежом. О вреде этого пагубного пристрастия известно всем, но это не останавливает заядлых курильщиков отказаться от сигарет. Но сегодня мы поговорим не об этом. Тема этой статьи — это федеральный закон, повествующий о запрете курения в общественных местах. В 2013 году был принят Федеральный закон номер 15, запрещающий курение в общественных местах, но в чем его отличие от того, что был принят в 2016 и 2017 годах? У населения РФ возникает много вопросов в связи с новым законом, ведь как определить, какие помещения можно назвать общественными? К примеру, запрещено ли курить сигареты в подъезде? Кроме того, многих интересует, были ли приняты меры для того, чтобы остановить распространение табака, а также какой штраф за курение в общественном месте. Федеральный закон был создан, сперва-наперво, чтобы курением не стало увлекаться молодое поколение. Еще одной целью его создания является избавление населения от негативного влияния сигаретного дыма.

Закон о курении в общественных местах 2016 в Украине претерпел изменения в виде повышения штрафа за предание этому пагубному пристрастию в общественных помещениях. Но какие статьи вступили в силу на 2017 год в идентичном законе в Российской Федерации? Обо всем этом мы поговорим ниже.

О чем говорится в новом федеральном законе

Федеральный закон под номером 15 касается не только физических лиц. Юридические и должностные лица также понесут наказание.

Карающими органами могут выступать пожарные службы и Роспотребнадзор. О вреде табачных изделий должен знать каждый человек, ведь курильщик наносит огромный ущерб своему организму. Но окружающие люди не должны страдать от его выбора.

Именно поэтому и был создан федеральный закон о запрете курения и распространения табака. Он охраняет здоровье некурящих людей, которые вынуждены оказаться окруженными сигаретным дымом. О вреде пассивного курения написано много работ и проведено огромное количество исследований, доказавших, что оно также опасно, как и активное. Подъезд, ресторан, кафе и любое другое место, где могут быть скопления людей — все они подходят под определение “общественные” и подлежат воздействию закона.

Штрафы налаживаются за:

  • курение в общественных местах;
  • демонстрация изделий, содержащих табак;
  • распространение информации о табачных изделиях лицам, не достигшим совершеннолетия.

Юридические лица могут быть оштрафованы согласно закону о запрете курения за:

  • продажу табачных изделий несовершеннолетним;
  • спонсирование табака;
  • демонстрацию табачных изделий;
  • нарушение правил рекламирования табака.

Кроме того, закон о запрете курения согласно законодательства РФ налаживает обязательства и на должностные лица.

Перечень мест, запрещенных для придания вредной привычке, был определен законодательством РФ. Узнать, какое место называется общественным, можно прочитав статью о штрафах за курение в законе.

О чем нужно знать в 2017 году

Независимо от того, курит человек или нет, ему должно быть известно о том, что запрещено согласно любых законов, это касается и федерального закона №15. Нужно знать не только определения общественных мест, но и то, что там можно и нельзя делать, чтобы обеспечить защиту своим правам и не оказаться наказуемым Российская Федерация определила такие главные устои, которые должны быть известны населению:

  1. Общественное место — это то место, где курение карается законом, поэтому нельзя, чтобы люди там курили, иначе можно получить штраф.
  2. Юридические лица могут быть наказаны за то, что на их территории происходит нарушение закона №15.
  3. Запрещены перекуры в подъезде, если тот не обладает вытяжкой или кондиционером.
  4. Законодательство РФ определило наибольший штраф, который нарушающий получит за курение на детской площадке.
  5. Запрещено курение ближе чем за 15 метров до входа в аэропорт, метро, жд и авто вокзалы и так далее.
  6. Запрещено курение рядом с несовершеннолетними.
  7. Реклама сигарет и распространение табачных изделий карается законом.
  8. Курить допустимо на улице, у себя в машине и в собственном жилище.

Общественные места должны быть защищены от сигаретного дыма, для этого и создаются законы, которые налаживают запрет на это дело.

О курении в подъезде

Закон №15, запрещающий курение в общественных местах, говорит о том, что подъезд входит в список тех мест, где придание вредной привычке недопустимо, ведь он общественный. Но не все курильщики прислушиваются к установленным правилам. Если Вы заметили, как Ваши соседи нарушают закон, то можно заявить на них в полицию. Но для начала, попытайтесь с ними поговорить. Предоставьте им выдержку из закона, развесьте его копии на стенах общественного места. Если ничего не подействует, то тогда можно писать жалобу. Ее пишут в свободной форме, указывая свои данные, данные нарушающего и краткую суть возникшей проблемы.

Курить в этом месте разрешено, если там установлена система вентиляции. Можно договориться с соседями о создании специальных курительных помещений, так называемых “курилок”. Такое помещение должно вентилироваться и отвечать всем санитарным нормам и требованиям противопожарной безопасности.

Существуют специальные требования для таких мест:

  • они должны быть изолированы;
  • там должна соблюдаться чистота;
  • там должны находиться пепельницы и мусорные бачки;
  • должен быть небольшой уголок, в котором нужно разместить информацию о вреде курения;
  • помещение должно обладать искусственным освещением;
  • должна быть установлена табличка, в которой указывается, что в данном помещении можно курить;
  • в комнате должен присутствовать огнетушитель.

Можно ли курить кальян в общественных местах

Разрешено ли курение кальяна в общественных местах? Во второй части закона №15, введенной в 2014 году, говорится о том, что курение кальянов, которые имеют в своем составе табак, в общественных местах недопустимо. Кальяны, которые имеют в составе смеси для курения табак, — это те же сигареты, поэтому к ним применяются такие же правила, как и к любым табачным изделиям. Если кто-то решил раскуривать на улице этот прибор, то ему нужно держаться подальше от детских площадок, учебных, спортивных и медицинских учреждений, вокзалов и других общественных мест.

Изначально, владельцы общепитов создавали специальные помещения, где о кальянах, сигаретах и сигарах можно было говорить спокойно и наслаждаться своим пристрастием. Но это тоже считается нарушением. Такие места должны оборудоваться вентиляцией и в них должно быть запрещено употребление еды и напитков. Запрещено курение и на участке, выходящем на улицу, так как он считается частью заведения.

Кальян без содержания табака разрешено курить в общественных местах, а если он содержит табак, то его можно курить только в специально отведенных, хорошо вентилируемых помещениях, в которых не подаются напитки и еда.

Хотим заметить, что состав курительных смесей для кальянов вызывает большие сомнения. В в такими смеси входят глицериновые кубики, наносящие огромный вред организму. Помимо этого, кальянный дым содержит углекислый газ. Кроме того, бактерии которые оказываются в шланге, попадают в органы дыхания курильщика. Были проведены различные исследование, с помощью которых обнаружилось, что в кальянах находятся туберкулезные и стафилококковое палочки.

Опыт других стран

В Турции этот прибор запретили курить в общественных местах в 2013 году. Сумма штрафа составляет 45 евро. Владельцев заведений, в которых произошло подобное нарушение, могут оштрафовать на 2500 евро. Но использовать кальян можно за столиками, расположенными вокруг заведения, если на них есть специальная надпись о вреде этого занятия.

В Казахстане тоже запретили курить кальян в общественных местах. Произошло это после того, как были проведены анализы состава жидкостей, используемых для этого прибора. Кроме общепринятых общественных мест, рабочее тоже считается под запретом.

Заключение

Закон о курении табачных изделий в общественных местах 2017 был создан для того, чтобы защитить некурящих людей от вдыхания сигаретного дыма. Многие научные исследования показали, что вдыхание сигаретного дыма может привести к развитию различных серьезных заболеваний, включая заболевания сосудов и сердца, рак легких и других органов. Поэтому очень важно не только поспособствовать отказу от этой вредной привычки у заядлых курильщиков, но и оградить от влияния табачного дыма, тех, кто не курит.

doloykurit.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о